Проект УНИО2022. Народные приметы о погоде и современные погодные условия
проект по окружающему миру (2 класс)
Проблема экологического воспитания школьников на уроках и во внеурочной деятельности в последнее десятилетие стала одной из самых актуальных. Причина тому — резкое ухудшение качества природной среды: ее деградация, а в некоторых странах и разрушение. Эта экологическая проблема и пути ее решения находят отражение в школьном экологическом образовании. Особенно актуально встает вопрос об успешности процесса формирования экологически ответственной личности. Работая над проектом, были затронуты темы охраны природы и экологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 88.26 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГОРОД ТАГАНРОГ
Научно-исследовательская работа
на школьную научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку»
Времена года. Зима. Народные зимние приметы и современные погодные условия
Авторы: | Скрыпник Максим Фисенко Таисия 2а класс МАОУ СОШ №37 |
Руководитель: | СААКОВА АМАЛИЯ АРКАДЬЕВНА учитель начальных классов МАОУ СОШ №37 |
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Теоретическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Практическая часть (исследование) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Список литературы и интернет-источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Введение
Окружающая нас природа играет важную роль в нашей жизни. Общаясь с природой, мы узнаём не только о том, что происходит в ней, мы узнаем себя, так как являемся частью природы. Здесь мы отдыхаем и набираемся энергии, она вдохновляет нас на полезные дела.
Каждое время года по - своему прекрасно! Очень важно, чтобы мы умели видеть красоту природы. И не только видеть, но и заботиться об её сохранение и преумножение.
Обучающиеся начальных классов, часто путают такие времена года, как весна и осень, хотя разница в сезонных изменениях очевидна.
Задача нашего проекта научиться видеть особенности времени года-зима.
Наблюдая, читая, исследую, мы научились хорошо распознавать сезонные изменения.
Проблема: обучающие начальных классов плохо различают сезонные изменения в природе и из-за этого часто путают приметы и погодные явления времён года.
Идея: пронаблюдать сезонные изменения каждого зимнего месяца года, зафиксировать народные приметы и современные погодные явления наблюдения в дневнике наблюдения.
Тип проекта: информационно – исследовательский( с практической работой).
Методы и приёмы: для достижения цели мы изучали книги и интернет - источники, ходили на экскурсии, вели дневник наблюдения, читали художественную литературу, беседовали с родителями.
Актуальность:
Проблема экологического воспитания школьников на уроках и во внеурочной деятельности в последнее десятилетие стала одной из самых актуальных. Причина тому — резкое ухудшение качества природной среды: ее деградация, а в некоторых странах и разрушение. Эта экологическая проблема и пути ее решения находят отражение в школьном экологическом образовании. Особенно актуально встает вопрос об успешности процесса формирования экологически ответственной личности. Работая над проектом, были затронуты темы охраны природы и экологии.
Гипотеза: наблюдая за природой, мы узнаем, почему природа такая разная в зависимости от сезона, подтвердятся ли народные приметы с современными погодными явлениями.
Цель: Провести наблюдения за современными сезонными изменениями в природе и научиться отличать признаки каждого месяца зимы в соответствии с народными приметами.
Для достижения указанной цели мы выделили следующие:
Задачи:
1.Изучить теоретический материал по теме сезонные изменения в природе зимой.
2. Провести наблюдения за сезонными изменениями в природ(на примере календаря и исследования снега).
3. Сделать выводы об изменениях погоды в зимнее время года в соотнесении с народными приметами
Теоретическая часть
На нашей планете происходят регулярные погодные изменения в течение всего года. Такие перемены принято называть сезонами. Все сезонные изменения в природе имеют свое отдельное название. Это зима, весна, лето и осень. Перемена погоды и изменения в поведении животного мира в эти периоды зависят от количества солнечного излучения, распространяемого на различные области земного шара. Большое значение имеет также угол падения солнечного луча на поверхность Земли. Чем больше стремится угол наклона к прямому углу, тем жарче становится в конкретном месте падения этого луча. Также на сезонные изменения влияет и долгота дня.
В зимнем сезоне три месяца
Зима
Зимняя погода переменчива и непредсказуема. Одну неделю могут быть суровые морозы, а в следующую – неожиданно нагрянуть оттепель. В холода слышно, как потрескивают на морозе деревья, замерзает вода в реках, озерах и прудах. Лёд покрывает водоёмы. Снежные метели заносят дороги. При оттепелях сезонные изменения в природе могут проявляться неожиданными дождями, которые при возврате морозов создают на дорогах и растениях ледяную корку. Льдом покрываются деревья, дома, машины и дороги. Такое явление природы очень опасно для животных и людей.
Большинство растений зимой находится в состоянии покоя. В конце зимы при потеплении начинается движение соков, и на деревьях появляются первые почки.
Много птиц улетает в более теплые регионы. Зима - это время длительного сна для многих животных, и сезонные изменения в живой природе везде происходят по-разному.
Пример таблицы исследования-Декабрь.
Дата | Состояние неба | Температура воздуха | Осадки | Другие наблюдения | Народные приметы |
1.12.2021 | Пасмурно с прояснениями | +2 °С +4 °С Небольшой дождь 10 м/с 751 мм р.с. 65% | - | Слабый ветер | Если 1 декабря погода хорошая, то будет погожая и ранняя весна. Сколько раз в этот день погоде измениться, стольким же переменам и зима подвергнется. |
2.12.2021 | Пасмурно с прояснениями | +3 °С +7 °С Малооблачно 8 м/с 759 мм р.с. 70% 0 | Слабый ветер | Небо ясное – к морозу, тусклое – к оттепели. Вечернее небо розовое, даже багряное – перед снегопадом. | |
3.12.2021 | Пасмурно | +7 °С +9 °С Облачно 9 м/с 758 мм р.с. 81% | Слабый ветер | Если в этот день снег пойдет, то и 3 июня ждите дождя. Если ночью или ранним утром идет сильный снег при слабом ветре – днем установится ясная, солнечная погода. | |
4.12.2021 | Пасмурно с прояснениями | +4 °С +10 °С Облачно 9 м/с 757 мм р.с. 95% | - | Слабый ветер | Если в этот день мороз и снег, то быть морозной и снежной зиме. Увеличивается облачность – к ухудшению погоды. |
5.12.2021 | Пасмурно с прояснениями | +4 °С +6 °С Облачно 7 м/с 753 мм р.с. 95% 0 | Слабый ветер | Вокруг луны появились два тусклых красноватых кольца – перед сильным морозом. Выпал иней – к урожаю на будущий год. |
Народные приметы декабря
Декабрь – первый месяц зимы, последний в году. В простонародье он имеет другое название - «студень». В декабре обычно выпадает много снега, могут ударить сильные морозы. Невозможно передать словами эту красоту, когда деревья покрываются инеем – вы попадаете в настоящую зимнюю сказку. Про последний месяц года записано много пословиц и поговорок. «Декабрь год кончает, зиму начинает», - говорят в народе. Также на протяжении многих столетий было составлено немало народных примет декабря, по которым можно гадать о предстоящей погоде, урожае.
Приметы о погоде в декабре
Если в декабре ясно, значит, в будущем году будет недород урожая, если декабрь пасмурный, то и урожая будет с излишком, если декабрь сухой, то и весна с летом будет сухая, а если в декабре гром прогремит, то быть зиме с большими морозами.
- Если зима не наступила в декабре и январе, то не ожидай прихода зимы до 10 февраля.
- Большой иней, бугры снега и глубоко промерзшая земля в декабре - к урожаю.
- Иней в декабре - к урожаю овса.
- Северный декабрьский ветер - к большим морозам.
- Если декабрь без дождей – жди долгой сухой осени и сухого лета.
- Если в декабре снег привалит вплотную к заборам — плохое будет лето; коли же остается промежуток — урожайное.
- Если облака в декабре с севера на юг плывут, быть солнечной погоде, а если с юга на север, то быть ненастью.
- Грачи-зимовщики - к теплой зиме.
Народные приметы по дням
Если 1 декабря погода хорошая, то будет погожая и ранняя весна. Сколько раз в этот день погоде измениться, стольким же переменам и зима подвергнется. | |
Небо ясное – к морозу, тусклое – к оттепели. Вечернее небо розовое, даже багряное – перед снегопадом. | |
Если в этот день снег пойдет, то и 3 июня ждите дождя. Если ночью или ранним утром идет сильный снег при слабом ветре – днем установится ясная, солнечная погода. | |
Если в этот день мороз и снег, то быть морозной и снежной зиме. Увеличивается облачность – к ухудшению погоды. | |
Вокруг луны появились два тусклых красноватых кольца – перед сильным морозом. Выпал иней – к урожаю на будущий год. | |
Устойчивый юго–восточный или северо–восточный ветер – к затяжной пасмурной и снежной погоде, без больших морозов. Если в этот день идет мокрый снег и ветер дует северный, то 6–го июня ветер будет дуть с севера и идти дождь. | |
Если в этот день стоит ясная погода, то быть морозной зиме. Звезды кажутся маленькими перед снегопадом. | |
Иней на сухой траве – к морозной погоде, без осадков. Если птицы жмутся к домам – к снегу, играют – к ветру, весело поют – к хорошей погоде, садятся на верхушки деревьев – к потеплению, вечером кормятся дольше обычного – к морозу. | |
Если в колодце тихо, вода спокойная, без волнений, то и зима будет теплая, без сильных морозов и метелей, а если из колодца шум слышен, то и зима будет с сильными морозами, вьюгами и метелями. Если мороз в этот день, то ещё более сильный будет на Николу (19 декабря) и зима будет суровой, если оттепель – зимой оттепели будут часто. | |
Ярко блестят звезды – к морозу. Воробьи дружно чирикают – к оттепели. | |
Кошка царапает ножки стола или стульев, встав на задние лапы, когтями стену дерет – к ветру и метели. Снег глубок – год хорош. | |
Если снег идет, то и до метели недалеко, но сильным морозов до дня Николы (19 декабря) не будет. Если утром заря багрового цвета, то в скором времени придут сильные ветра. | |
Если в этот день холодно и ясно – это к добру, к урожаю, а когда тепло – к худу. Кошка вылизывает свое тельце, лапки и хвост – к ясной морозной погоде. | |
Ветер с северной стороны – к большому морозу. Снег хлопьями – к ненастью. | |
Туманный круг возле Луны – к метели. Если в середине декабря много снега, будет богатый урожай трав летом. | |
Убывает вода в реках и колодцах – к улучшению погоды. Снегирь под окном чирикает – к оттепели. | |
Восточный ветер – к морозу. Если небо все в звездах, то быть скорым морозам, придут холода, а если небо тусклое и звезд не видно, то быть теплу или оттепели. | |
Если перед этим днем зима уже попробовала свои силы (стояли морозы), то скоро наступит на время и оттепель. Собака катается по земле, мало ест и много спит – к снегу и вьюге. | |
Если стоит хорошая ясная погода, тогда в скором времени придут морозы. Каков день в Николу зимнего, таков и в Николу летнего. | |
Если дует порывистый восточный ветер – к продолжительным холодам. Кошка тянется к воде, много ее пьет – к холоду. | |
Появились белые облака: малые – к морозам, большие – к вьюге. Снег своей тяжестью погнёт на деревьях сучья – будет хороший урожай, и пчёлы роиться будут. | |
В этот день смотрят, какая погода будет в Новый Год: если стоит хорошая погода, то и 31 декабря будет ясно, но морозно, а если пасмурно, но иней на деревнях есть, то на 31 декабря будет оттепель и пасмурно. Если снег привалил вплоть к изгороди – плохое лето, а если есть промежуток – урожайное. | |
Белые облака видны несколько дней подряд – к похолоданию. Ясная безоблачная погода – признак скорого понижения температуры. | |
Вороны и галки садятся на полдень носами – к теплу. Ворона кричит на полдень – к теплу, на север – к холоду. | |
Если в этот день светит солнце, то дни на Святках (с 17 января по 19 января) будут ясными. Если на улице светло, лучисто – Новый год будет морозным, ясным, а если хмуро и на деревьях иней – теплым и пасмурным. | |
Сороки садятся на снег – к теплу. Волки воют под жильем – к морозу. | |
Если туман быстро убывает, то и заморозков не будет. Если в этот день было холодно, снежно и ветрено, то такая погода предвещает хороший урожай. | |
Погода этого дня указывает погоду марта. Если 28 декабря на дворе стоял сильный мороз, а к вечеру вдруг потеплело – стужа еще впереди. | |
Каков этот день, таков и месяц апрель. Иней на дворе – теплые святки 7 января, если мороз, то он простоит до Крещения 19 января. | |
Каков этот день, таков и май месяц. Если в этот день иней, через неделю будет тепло. | |
Если снег падает большими хлопьями, то мороз будет умеренным и даже возможна оттепель. Чем сильней морозы, тем менее возможны снегопады и метели. |
ЯНВАРЬ
Пример таблицы исследования Январь
Дата | Состояние неба | Температура воздуха | Осадки | Другие наблюдения | Народные приметы |
12.01.2022 | Пасмурно | 6 °С -2 °С Сильный снег 8 м/с 761 мм р.с. 72% | снег | - | Вороны садятся на нижние ветки деревьев – к ветру. Неустойчивый дневной ветер, меняющий направление и скорость, – к ухудшению погоды. |
13.01. 2022 | Пасмурно с прояснениями | -9 °С -5 °С Пасмурно 8 м/с 766 мм р.с. 58% | снег | - | Бледная и мутноватая луна – признак снегопада. Если в эту ночь ветер дует с юга – год будет жаркий и благополучный, а с запада – к изобилию молока и рыбы, с востока – урожай фруктов. |
14.01. 2022 | Пасмурно с прояснениями | -2 °С +2 °С Дождь 15 м/с 753 мм р.с. 96% | дождь | туман | Туман на Старый Новый год – к урожаю. Если Васильев день морозный и снежный – быть хорошему урожаю |
15.01. 2022 | Пасмурно | +1 °С +2 °С Небольшой дождь 15 м/с 746 мм р.с. 65%
| небольшой дождь | Синие вечерние облака – к перемене погоды. Курица на одной ноге стоит – к стуже. Курица хвостом вертит – к метели. | |
16.01. 2022 | Пасмурно с прояснениями | 0 °С +1 °С Облачно 8 м/с 759 мм р.с. 64% | иней | Крутой месяц – к холоду, сережка у луны – к пурге и морозу. Какой будет погода в этот день, таким и будет месяц март – теплым или холодным |
Народные приметы января
Январь – второй месяц зимы. Именно с него начинается новый календарный год. Народное название этого месяца – «просинец», которое он получил из-за появления островков синего неба после хмурого декабрьского небосклона. В народе говорят: «Январь – году начало, зиме середина», «Январь - ломонос: береги свой нос». Он считается самым морозным и ветреным месяцем в году. Существует много народных примет января, которые помогают предсказать природные явления, будущую погоду, урожай, какими ожидать предстоящие весну и лето.
Приметы о погоде в январе
- Если в первых числах января солнечно и тепло, то в первых числах мая будет холодно и ветрено.
- Если январь сухой, морозный, то лето грядет сухое и жаркое.
- Теплый январь – к поздней весне.
- Морозный январь - к метелям в феврале.
- Чем крепче морозы в начале января — тем жарче лето.
- Снегопады и частые метели в январе — к частым дождям летом.
- Если в январе висит много частых и длинных сосулек, то урожай в этом году будет хорошим.
Народные приметы по дням
Какая погода на 1 января, такую же ждите 1 июня. В Новый год сильный мороз и малый снежок – к урожаю хлебов, а если тепло и нет снега – к неурожаю. | |
Если небо затягивают тучи – скоро потеплеет. Чем сильнее морозы, тем жарче лето. | |
Зима морозная – лето жаркое. Если зимою вьюги, летом ненастье. Дым от костра или из печной трубы стоит столбом – к морозной ясной погоде. | |
Облака идут против ветра – к снегу. Много длинных сосулек на южной стороне – к большому урожаю и хорошим уловам. | |
Ветреная погода в этот день – к хорошему урожаю. Закат солнца с зеленоватым отливом предвещает малооблачный день. | |
Если в сочельник небо звездное, то будет богатый приплод скота и большой урожай ягод. Если в этот день тепло, весна будет холодная. Снег – к урожаю. | |
Обилие снега – к благополучному году, оттепель – к ранней весне. На Рождество опока (иней) – урожай на хлеб. | |
Идет мягкий и липкий снег – скоро будет оттепель. Начал устойчиво дуть северный ветер – к холодам. | |
Снег идёт большими хлопьями – к ненастью и мокроте. Галки и вороны кричат беспрерывно – к снегопаду или метели. | |
Кошка ложится, свернувшись клубком, на что–нибудь мягкое или на печь – к ясному морозному дню. Вороны и галки вьются в воздухе – перед снегом, садятся на вершины деревьев – к морозу, садятся на землю – жди оттепели. | |
Подул северный ветер, а облаков нет – мороз стукнет. Дым из трубы идет столбом – к морозу, дым из трубы стелется по земле без ветра – к снегу или дождю. | |
Вороны садятся на нижние ветки деревьев – к ветру. Неустойчивый дневной ветер, меняющий направление и скорость, – к ухудшению погоды. | |
Бледная и мутноватая луна – признак снегопада. Если в эту ночь ветер дует с юга – год будет жаркий и благополучный, а с запада – к изобилию молока и рыбы, с востока – урожай фруктов. | |
Туман на Старый Новый год – к урожаю. Если Васильев день морозный и снежный – быть хорошему урожаю. | |
Синие вечерние облака – к перемене погоды. Курица на одной ноге стоит – к стуже. Курица хвостом вертит – к метели. | |
Крутой месяц – к холоду, сережка у луны – к пурге и морозу. Какой будет погода в этот день, таким и будет месяц март – теплым или холодным. | |
Если безоблачно при сильном морозе, то еще сохранится морозная погода. Ясная круторогая луна зимой – к стуже, летом – к ветру. | |
На небе много ярких звезд – к морозу. Если день простоял погожим, а к вечеру небо заволокло низкими слоистыми облаками – к продолжительным морозам. | |
Если день теплый – хлеб будет темный, то есть густой; холодный, ясный – лето предстоит засушливое; пасмурный и снежный – ждите обильного урожая. Звезды сильно блестят – мороз набирает силы. | |
Если в этот день ясная и холодная погода – к засушливому лету, если пасмурная и снежная – к обильному урожаю. Если звезды блестят ярко зимой – к стуже, мало звезд на небе – к ненастью. | |
Если подуют сильные ветра, то лето будет голодное, грозное. Если метет метель, лучше не отправляться в дорогу, поскольку в этот день вьюга считается особенно опасной и сильной. | |
Солнечная погода в этот день сулит летом хороший урожай. Если зимой вьюги – летом ненастье, если зимой шуршит лес – жди оттепели. | |
Если иней на деревьях и стогах – к мокрому и холодному лету. Если в день Григория Летоуказателя дует ветер с Юга, значит, в июне месяце будут часто идти грозы и дожди. | |
Если в этот день тепло – ждите раннюю весну. Облака идут против ветра – к снегопаду. | |
Если на Татьянин день ясно, солнечно или сквозь тучи проглядывает солнце – ждите раннего прилета птиц, ранняя весна; если идет снег – лето будет дождливое. Ветки на деревьях гнутся под тяжестью снега – ждите хорошего урожая, хороший пчелиный урожай. | |
Если лучи от солнца идут вниз пучками, то следующий день будет солнечным и морозным. Туманный круг около месяца – к метели. | |
Частые звёзды – к теплу и снегу, редкие – к ненастью и вьюге. Иней, выпавший ночью, указывает на то, что днем снегопада не будет. | |
Дует ветер – к сырому году. Если синицы утром щебечут под окном, ищут укрытие – вскоре ударят сильные морозы, и начнется метель. | |
Ночью туман – к устойчивой малооблачной погоде. Если на Петра идет снег, значит, на лугах будет много травы. Кроме того, можно ожидать удачной рыбалки в теплое время года. | |
Синица с утра пищит – к ночному морозу. Вороны садятся на вершины деревьев – к холодам. | |
Вороны летают и кружат стаями – к морозам. Если на Афанасия оттепель – лето будет ненастным, и урожай картофеля будет очень плохим. |
Февраль.
Пример таблицы исследования Февраль
Дата | Состояние неба | Температура воздуха | Осадки | Другие наблюдения | Народные приметы |
15.02. 2022 | ясно | +1 °С +5 °С Ясно 7 м/с 768 мм р.с. 47% |
| Слабый ветер | Какова погода в этот день, такой будет весна. Метель, вьюга – к неурожаю, а капель – к урожаю пшеницы. |
16.02. 2022 | облачно | +2 °С +5 °С Облачно 6 м/с 766 мм р.с. 72% | - | - | Над замерзшей рекой стелется пар или дым – к холодам. Ночью был иней – днем оттепели не будет |
17.02. 2022 | облачно | +3 °С +8 °С Облачно 7 м/с 759 мм р.с. 76% | Слабый ветер | Туман держится высоко – к хорошей погоде, опускается на землю – к оттепели и снегу. Ветки ели сгибаются вниз – к снегопаду. Если ветки смотрят вверх – день будет ясным. | |
18.02. 2022 | пасмурно | +5 °С +7 °С Небольшой дождь 11 м/с 750 мм р.с. 79% | небольшой дождь | Слабый ветер | Снег идет в морозный день – к потеплению. Морозы в этот день предвещают бурную весну, сухое и жаркое лето |
19.02. 2022 | малооблачно | +3 °С +8 °С Малооблачно 10 м/с 761 мм р.с. 66% | -- | Слабый ветер | Морозы в этот день – ждите бурную весну, сухое и жаркое лето. Золотистый цвет зари и фиолетовая окраска горизонта – к хорошей погоде |
Народные приметы февраля
Февраль – последний месяц зимы. В народе его называют по-разному: «лютень», поскольку бывают еще в это время лютые морозы, а также «бокогрей», так как начинает уже проглядывать солнышко и пригревать бока. Существует поговорка: «Февраль - месяц лютый, спрашивает: как обутый?». Веками накопилось много народных примет февраля, по которым можно предугадать будущие лето, осень и зиму, урожай, погоду на ближайшие дни.
Приметы о погоде в феврале
- В начале февраля тепло, тает снег - к посредственному урожаю.
- Если февраль холодный — к благоприятному лету.
- Февраль холодный и сухой - август жаркий.
- Февраль теплый - к холодной весне, а морозный - к благоприятному лету.
- В феврале много инея - летом будет много росы и много меда.
- Яркие звезды в феврале - к морозу, тусклые - к оттепели.
- Если февраль выдастся дождливым, то такими же можно ожидать весну и лето. Погожий февраль предвещает засуху летом.
- Сильные морозы - к короткой зиме.
- В конце февраля много длинных сосулек - к долгой весне.
- Бесснежный февраль грозит летней засухой.
- Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее будет в марте.
- Гром в феврале - к сильным ветрам.
Народные приметы по дням
Какова погода 1 февраля, таков и весь месяц. Если высокое атмосферное давление быстро падает, ветер меняется с восточного на северо–восточный – ждите снега с усиливающимся ветром. | |
Какая погода 2 февраля, такая и весна будет. Если 2 февраля утром идет снег, ждите урожая ранних хлебов; если в полдень – средних; если к вечеру – поздних. | |
Если в этот день ясная заря, ожидайте мороза. Ярко–красный закат – к морозному ясному дню. | |
Снег, налипающий на деревья, столбы и провода – к повышению температуры воздуха. Если в этот день в полдень видно солнце, то весна будет ранняя. | |
Вода поднимается в реке – к морозу. Если на Агафия ударил мороз, и светит солнце, значит, в августе будет жарко. | |
Какая погода на Аксинью, такой будет и вся весна. На небе появились частые звезды – к теплу и снегу, а редкие – к непогоде. | |
Каков день с утра до полудня, такова, говорят, и первая половина следующей зимы, а с полудня до вечера – другая половина. Если сорока садится на нижние ветви деревьев – к ветру. | |
Собака свертывается калачиком – к вёдру. Красный огонь в печи – к морозу, сильная тяга в печи – на мороз, слабая тяга – на сырую погоду. | |
Облака идут против ветра – к снегу. Крупный рогатый скот сучит задними ногами – ожидай снежного дня. | |
Ветер в этот день – к сырому, холодному году. На Ефрема ветродуи – к сырому лету. | |
Снежные хлопья становятся крупными – к оттепели. Холодная погода – в августе будет очень жарко. | |
Гусь (или ворона) под крыло нос прячет – к холоду. Сильный ветер – весна, лето и осень будут дождливыми. | |
Вода заполнила прорубь до края, но на поверхность льда не вышла – ждите мороза. Млечный путь на небе полон звёзд и светел – к вёдру. Млечный путь тусклый – к ненастью. | |
Ясное, звездное небо – к поздней и затяжной весне. Погода на Трифона показывает, какой будет вся весна. | |
Какова погода в этот день, такой будет весна. Метель, вьюга – к неурожаю, а капель – к урожаю пшеницы. | |
Над замерзшей рекой стелется пар или дым – к холодам. Ночью был иней – днем оттепели не будет. | |
Туман держится высоко – к хорошей погоде, опускается на землю – к оттепели и снегу. Ветки ели сгибаются вниз – к снегопаду. Если ветки смотрят вверх – день будет ясным. | |
Снег идет в морозный день – к потеплению. Морозы в этот день предвещают бурную весну, сухое и жаркое лето. | |
Морозы в этот день – ждите бурную весну, сухое и жаркое лето. Золотистый цвет зари и фиолетовая окраска горизонта – к хорошей погоде. | |
Куры рано на насест садятся – к холодам: чем выше – тем сильнее будет мороз. Облака синего цвета – к теплой погоде. | |
Ночью луна большая, чуть красноватая – к оттепели. Сильные морозы в этот день – короткая зима. | |
В лесу на возвышенностях вечером и ночью температура такая же, как на открытом поле или равнине, – к ветру и снегу. В этот день холодно – март будет теплым. | |
Вороны садятся на самые верхние ветки деревьев и чистятся – к снегопаду. Лошадь ложится на землю – к теплу и снегу. | |
Много снега – скоро весна нагрянет. Сугробы снега – в мае будет много зелени. | |
Воробьи дружно чирикают – к оттепели. День выдался холодным – к теплому марту, к ранней весне. | |
Солнце восходит столбом – к холодам. Ясно в полдень – ясно вечером. | |
Хорошая погода – к крепким морозам. Сбежались тучки в одну кучку – быть ненастью. | |
Большая прибавка воды в реках и озерах предвещает хороший сенокос. С крыш свисают длинные и толстые сосульки – к затяжной весне. | |
Те, кто появился на свет 29 февраля, слывут неудачниками. Сейчас к этой примете относятся скептически, но поберечь себя стоит! Не следует работать – к несчастью. Во многих областях России люди и по сей день стараются не выходить в этот день из дому. |
Выводы: Наблюдая, мы сделали вывод:
Зима – это время года, которая следует за осенью. Начало зимы – первозимье считается с того дня когда снег ляжет надолго. На небосклон солнце поднимается невысоко и поэтому греет слабо. Небо серое, чаще покрыто тучами, из которых идут осадки, дождь сменяется снегом и наоборот. Морозы чередуются с оттепелями. 22 декабря самый короткий день в году.
Растения спят под теплым снежным покрывалом, и потихоньку начинают, готовятся к приходу весны. так например, почки на вербе уже в феврале увеличиваются.
Тяжело зимой приходиться птицам, которые зимуют у нас. Им трудно добыть себе пищу. Поэтому мы делаем кормушки и кормим птиц.
Итог:
1.Народные приметы не соответствуют показателям современного климата, тк. Наблюдение за погодой велось в южных широтах, а составлены народные приметы по показателям центральной части России
2.Народные приметы подтверждаются в современных условиях лишь на 20-30%,что говорит о большом изменении климата на планете.
Во время проведения наблюдений за погодными явлениями мы решили провести практическую работу.
Целью нашего практического исследования стало изучение состояния снежного покрова города и оценка по его состоянию атмосферного воздуха в зимний период.
Данное исследование мы выбрали, потому что обратили внимание на то, что во время наблюдений за погодой снег в разных местах города имеет разный цвет. А также узнали, что снег является очистителем воздуха, начиная с момента снегопада, так как он впитывает в себя все вещества, которые находятся в нём. На снег оседает все, что находится в воздухе. Практически любая деятельность человека загрязняет снег и затрагивает проблему чистоты окружающего снега. Здоровье человека напрямую зависит от экологического состояния места его проживания. Особенно важна чистота атмосферного воздуха, ведь мы не можем обойтись без дыхания, поэтому проблема загрязнения атмосферы наиболее актуальна. Охрана атмосферного воздуха представляет собой важную экологическую проблему, которой уделяется огромное внимание во многих странах.
Чтобы ответить на вопрос, каким воздухом мы дышим, необходимо уметь определять степень загрязнения окружающей среды. Для этого существует много различных методов. Оказывается, не нужно специальных сложных приборов! Чистоту воздуха можно определить по окружающим место растениям, мху и даже по снегу. Именно этот метод нас очень заинтересовал, поскольку на улице зима.
Исследование снега является одним из способов изучения чистоты воздуха. Снеговой покров накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу. В связи с этим снег можно рассматривать как своеобразный определитель чистоты воздуха.
Так как снег – показатель чистоты воздуха, то проблема, которую нам предстояло определить – чистота снежного покрова в нашем городе.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) изучить теоретический материал о снеге;
2) взять пробы снега с четырёх разных участков города и используя их провести анализ талой воды;
3) сделать вывод по результатам исследований об экологическом состоянии снежного покрова и степени его зависимости от источника загрязнения;
Область исследования: экология города.
Объектом исследования стала чистота снега в городе.
Предмет исследования – снег, взятый на разных участках территории города.
Анализируя литературу по теме, мы пришли к выводу, что абсолютной экологической чистоты нет нигде, кроме мест, куда «не ступала нога человека».
Человек изобрел автомобиль для скорости передвижения, но эта техника отбирает у нас кислород, а взамен дает нам целый список ядовитых газов. В нашем городе, к сожалению, эта проблема тоже становится актуальной. Одним из основных источников загрязнения окружающей среды является транспорт.
Таким образом, гипотеза нашего исследования заключается в следующем: допустим, чем дальше источник загрязнения воздуха, тем чище снег.
Методы исследования:
1.Изучение литературы, материалов интернет-сайтов.
2. Составление таблицы наблюдения за погодными явлениями и их трактовка в современных условиях.
3. Практическая работа (отбор проб снега, подготовка талой воды к анализу, проведение исследования ,обобщение информации).
4. Опрос учащихся по теме исследования.
Свое исследование мы начали с посещения библиотеки и работы с литературой, работали с интернет - ресурсами с целью поиска информации о временах года, отслеживания погоды в зимние время года по месяцам, ведение дневника погоды по неделям с указанием примет и о снеге, которого очень мало в наших краях. Всю информацию о погодных приметах мы записали в таблицы и вывешивали в классе для знакомства наших одноклассников. Информация представлена в общей таблице.Особенно нас заинтересовал вопрос о снеге, и его исследованиях, связанных с экологическими проблемами планеты и погодными приметами.
Мы узнали, что наука, которая изучает снежный покров называется криологией. И многие ученые занимаются его исследованием [1].
Итак, снежный покров — это слой снега на поверхности Земли, образовавшийся в результате снегопадов и метелей [1].
Снег - это замёрзшая вода, так как снежинки состоят из маленьких кристалликов льда, и поскольку свет отражается от их многочисленных граней, снежинки кажутся белыми, а не прозрачными. В некоторых регионах снег бывает красным, зелёным, голубым. Причина - бактерии, грибки, пыль, содержащиеся в воздухе [2].
Основным источником загрязнения атмосферы независимо от времени года является автотранспорт. Количество автомашин непрерывно растёт, а вместе с этим растёт выброс вредных веществ в воздух. Количество вредных веществ, поступающих в атмосферу в виде отработавших газов, зависит от технического состояния автомобилей и особенно от двигателя—источника наибольшего загрязнения. [4].
Проведя анализы снега, можно говорить о непосредственном влиянии снега на природную среду и можно судить о чистоте атмосферного воздуха в данном районе. Потому что все вещества, попадающие в воздух в зимний период, в конечном итоге оседают на поверхности снега и сохраняются в нём в течение всего холодного времени года. Также по анализу снега можно определить, какие именно вещества находятся в воздухе, и сделать прогноз об их влиянии на окружающую среду и здоровье человека. Ведь весной снег растает и все вредные вещества, которые впитал снег, попадут на землю и дальше в подземные воды, распространяя эти вещества дальше.
А, следовательно, можно сделать вывод, что изучение снежного покрова может дать оценку экологического состояния данной территории и сделать прогноз о возможном загрязнении окружающей среды вредными веществами.
Изучение информации из различных источников дало нам возможность расширить представления о снеге как о природном определителе чистоты окружающего воздуха и позволило подготовиться к необходимым опытам для проведения опытов с пробами снега.
Практическая часть
Нами были взяты пробы снега на анализ в различных местах города. Пробы были взяты в зависимости от удаленности или близости к автомобильным источникам загрязнения. Снег собирался и помещался в стеклянные чистые банки с крышками и помеченные этикеткой. В домашних условиях продолжили опыт, поставили банки со снегом в тёплое место чтобы растопить его, а полученную талую воду использовать для анализов. Были проведены следующие исследования: для снега – сравнение цвета снега, а для талой воды - на запах, наличие осадка, прозрачность, наличие грязной пленки. Для проведения анализа талой воды мы пользовались методикой, взятой из сборника Алексеева С.В. и Беккера А.М. «Изучаем экологию – экспериментально» [3].
1. Определение внешнего вида снега (Приложение 1)
После сбора образцов снега поверхность снежного покрова осматривалась на определение внешнего вида снега при солнечном свете.
Данные по определению внешнего вида снега представлены в таблице № 1.
Таблица № 1. Определение внешнего вида снега
№ п/п | Место отбора образцов снега | Внешний вид снега |
1 | У дороги ул. Дзержинского | грязно-серый |
2 | У школы, ул. ул. П.Тольятти | белый |
3 | Роща Дубки( р-н ул. П.Тольятти) | серо-белый с вкраплениями |
4 | Автозапрвка ул. Дзержинского | грязно-серый |
При рассмотрении снежного покрова определили, что самый грязный снег на Автозапрвке ул. Дзержинского Он имеет грязно-серый цвет, так как здесь проходит оживлённое автомобильное движение и значительный выброс выхлопных газов. На втором месте детская площадка. Выбросы от проезжающих автомобилей придают снежному покрову также серую (хорошо заметную) окраску. На третьем месте снег, взятый со школьного двора. Самый чистый (белый) снег в лесу на тропе здоровья.
2. Наличие грязной радужной (углеводородной) пленки (Приложение 2)
Воду отстояли в течение суток и отметили наличие радужной пленки. Данные по определению радужной (углеводородной) плёнки представлены в таблице № 2.
Таблица № 2. Определение наличия углеводородной пленки
№ п/п | Место отбора образцов снега | Наличие углеводородной пленки |
1 | У дороги ул. Дзержинского | есть |
2 | У школы, ул. ул. П.Тольятти | нет |
3 | Роща Дубки( р-н ул. П.Тольятти) | нет |
4 | Автозапрвка ул. Дзержинского | есть |
3. Наличие осадка и примесей (приложение 2)
Для выявления осадка использовали талую воду, отстоявшуюся в течение суток, и определяли, образовался ли осадок. Для этого воду взбалтывали, фильтровали и определяли на фильтре наличие примесей. Данные по определению осадка и примесей представлены в таблице 3.
Таблица № 3. Определение наличия осадка и примесей (Приложение 3)
№ п/п | Место отбора образцов снега | Наличие осадка и примесей |
1 | У дороги ул. Дзержинского | сильный осадок, много примесей |
2 | У школы, ул. ул. П.Тольятти | слабый осадок |
3 | Роща Дубки( р-н ул. П.Тольятти) | нет |
4 | Автозапрвка ул. Дзержинского | сильный осадок, много примесей |
Пробы №1 и №4 оказались с большим количеством примесей, а проба №3 оказалась самой чистой. Время, потраченное на фильтрование проб №1 и №4, было более продолжительное, чем время фильтрования пробы №2 и 3, так как фильтр не забивался, и вода фильтровалась быстрее.
4. Определение запаха фильтров и непосредственно талой воды (Приложение 4)
Для определения запаха у использованных фильтров воспользовались своим обонянием. Данные запаха фильтров представлены в таблице 4.
А для определения запаха талой воды мы взяли по 100 мл воды, налили в банку с широким горлом, накрыли крышкой и встряхнули банку обязательно вращательными движениями. Открыв крышку, быстро определили запах. Данные запаха талой воды представлены в таблице 4.
Таблица № 4. Определение запаха фильтров / талой воды
№ п/п | Место отбора образцов снега | Запах фильтра /воды |
1 | У дороги ул. Дзержинского | есть /стойкий химический запах |
2 | У школы, ул. ул. П.Тольятти | есть /слабый запах пыли |
3 | Роща Дубки( р-н ул. П.Тольятти) | нет /нет |
4 | Автозапрвка ул. Дзержинского | есть /стойкий химический запах |
5. Определение прозрачности талой воды (Приложение 5)
Для определения прозрачности талой воды мы просматривали печатный текст через банку с каждым образцом.
№ п/п | Место отбора образцов снега | Прозрачность воды |
1 | У дороги ул. Дзержинского | очень мутная |
2 | У школы, ул. ул. П.Тольятти | слабо мутная |
3 | Роща Дубки( р-н ул. П.Тольятти) | прозрачная |
4 | Автозапрвка ул. Дзержинского | очень мутная |
Самой чистой оказалась проба талой воды, взятая из Роща Дубки( р-н ул. П.Тольятти). На втором месте по прозрачности вода со школьного двора. Далее вода из пробы, взятой с У дороги ул. Дзержинского. Самой «грязной» была вода из пробы, взятой около Автозапрвка ул. Дзержинского
Заключение
В нашей работе мы исследовали степень загрязнения снежного покрова в городе. Данные исследований представлены в таблице:
Место отбора образцов снега | Цвет снега | Наличие углеводородной плёнки | Наличие осадка и примесей | Запах талой воды | Прозрачность талой воды |
У дороги ул. Дзержинского | грязно-серый | есть | сильный осадок, много примесей | есть /стойкий химический запах | очень мутная |
У школы, ул. ул. П.Тольятти | белый | нет | слабый осадок | есть /слабый запах пыли | слабо мутная |
Роща Дубки( р-н ул. П.Тольятти) | серо-белый с вкраплениями | нет | нет | нет /нет | прозрачная |
Автозапрвка ул. Дзержинского | грязно-серый | есть | сильный осадок, много примесей | есть /стойкий химический запах | очень мутная |
Сравнивая пробы, полученные от фильтрации снега с разных участков района, получили, что самым грязным является участок около автостанции, затем –улица , третье место по загрязненности снега занимает школьный двор. Снег в роще является самым чистым.
Поскольку снег является показателем чистоты воздуха, то, соответственно, и воздух в районе по степени загрязненности распределиться следующим образом:
1 место по степени загрязнения – участок около автозапрвыки,
2 место –, улица(пешеходная часть)
3 место – школьный двор,
4 место –роща Дубки.
После проведения всех опытов и анализа полученных результатов пришли к следующим выводам:
1. Самым грязным является участок около автостанции, т.к. он расположен непосредственно рядом с проезжей частью, все загрязняющие вещества, попадая в воздух, постепенно оседают на поверхности снега, превращая его тем самым в смесь вредных для здоровья человека веществ;
2. Чем больше интенсивность движения транспорта, тем больше количество выделяемых автомобилями выхлопных газов, а, следовательно, и вредных веществ и тем сильнее загрязнение снега. Но также мы увидели, что проба №2 (взятая у школы по улТольятти) с интенсивным движением автотранспорта с двух сторон чище, чем проба №1 (взятая около дорогиул Дзержинского) тоже с интенсивным движением.
3. На пришкольном участке все показатели чистоты снега находятся в норме, поэтому можно говорить об относительной чистоте воздуха, следовательно, учащиеся дышат незагрязнённым воздухом, что благотворно влияет на их здоровье;
4. Самым чистым участком является проба №3 (роща), так как это место находится на расстоянии от дороги и выбросы газов сюда не доходят. А деревья являются ещё и дополнительным очистителем воздуха.
Заключение
Наблюдая и сравнивая погодные условия и народные приметы, мы подтвердили свою гипотезу и сделали вывод:
1.Зима – это время года, которая следует за осенью. Начало зимы – первозимье считается с того дня когда снег ляжет надолго. На небосклон солнце поднимается невысоко и поэтому греет слабо. Небо серое, чаще покрыто тучами, из которых идут осадки, дождь сменяется снегом и наоборот. Морозы чередуются с оттепелями. 22 декабря самый короткий день в году. Растения спят под теплым снежным покрывалом, и потихоньку начинают, готовятся к приходу весны. так например, почки на вербе уже в феврале увеличиваются. Тяжело зимой приходиться птицам, которые зимуют у нас. Им трудно добыть себе пищу. Поэтому мы делаем кормушки и кормим птиц.
1.Народные приметы не соответствуют показателям современного климата, тк. Наблюдение за погодой велось в южных широтах, а составлены народные приметы по показателям центральной части России
2.Народные приметы подтверждаются в современных условиях лишь на 20-30%,что говорит о большом изменении климата на планете.
3. Проведя практическую работу со снегом сделан вывод: чем дальше источник загрязнения воздуха, тем чище снег. Из этого следует, что наша гипотеза верна.
Снег – это часть окружающей нас природы, в которой мы живём. Только от нас зависит, будет ли он белым и пушистым или же грязным и опасным. Данная работа имеет не только научно – исследовательское значение, но и практическое. Сделав анализ снежного покрова, мы можем рассказать о чистоте территории, на которой данный снег лежит и о влиянии талой воды на живые организмы. Исследования снега дополняют общую картину состояния окружающей среды. Чистота снега влияет на нашу жизнь, и поэтому так важно обращать на эту проблему как можно больше внимания. Не зря говорят: «Чистый снег – чистая планета». А ещё говорят: Много снегу – много хлеба, много воды – много травы. И от людей зависит, какой это будет хлеб и какая вода.
По итогам исследования мы решили провести опрос среди учащихся и узнать, что они знают о снеге как показателе чистоты воздуха. Предложили ответить на вопросы и подсчитали результаты. Были опрошены 23 ученика( посещающие внеурочку « Юный исследователь.Почемучка.»).
- Знаете ли вы как называется наука, изучающая снег и снежный покров?
«да» - 7 учеников «нет» - 16 учеников
- Какие свойства снега вы знаете?
Были названы различные свойства: у 23ч
- Влияет ли на цвет снега окружающая его среда?
«да» - 23 ученика «нет» - 0 учеников
- Что в нашем городе является основным загрязнителем воздуха, а значит и снега?
автотранспорт –23учеников
люди – 3 ученика
- Интересно ли было бы вам исследование свойств снега?
«да» - 23 учеников «нет» -0 ученика
3.По итогам анкетирования можно сделать выводы:
- информации у ребят о свойствах снега мало;
- не знают названия науки о снеге;
- но тема для ребят интересная и познавательная.
- Многие заинтересовались аналогичными исследованиями и предложили продолжить опыты.
Список литературы и интернет-источников
- С.В. Алекссев, Н.В.Груздева, Э.В.Гущина Экологический практикум школьника. - Изд. «Учебная литература», 2005г.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Снежный_покров
- Алексеев С.В., Беккер А.М., Изучаем экологию экспериментально (практикум по экологической оценке состояния окружающей среды) – СПб: изд-во СПГУПМ, 2003.
- http://ctcentr.ru
- http://ecorussia.info/ru/ecopedia/transportation_problems
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные приметы о погоде
Народные приметы...
"Народные приметы о погоде"
Народные приметы о погоде в древние времена. Гром- в марте, поёт жаворонок к теплу, ночь- без росы, соловей поёт- перед дождём, люди наблюдали за народными приметами и таким образом устанавливали пого...
Урок окружающего мира в 3 классе "Что такое погода. Народные приметы."
Урок окружающего мира разработан по системе развивающей системы Л. В. Занкова К конспекту урока прилагается презентация, музыкальное сопровождение, тест в режиме Mimio Studio....
Народные приметы погоды зимой
Региональный компонент...
Народные приметы погоды весной
Региональный компонент...
Народные приметы погоды осенью
Региональный компонент...
Народные приметы о погоде
Материал может быть использован как на уроках, так и во внеурочной деятельности...