Растения степей, полупустынь Волгоградской области.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
-изучать типы степей Волгоградской области и основные жизненные формы растений степей, полупустынь;
-познакомить с особенностями растений степей и полупустынь; краснокнижными видами степных и полупустынных растений своей местности;
- совершенствовать умения работы с гербарием, картами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasteniya_stepey_i_polupustyn_volgogradskoy_oblasti.docx | 289.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Растения степей, полупустынь Волгоградской области.
Цель: сформировать знания о морфолого-аналитических особенностях растений степей, полупустынь Волгоградской области.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
-изучать типы степей Волгоградской области и основные жизненные формы растений степей, полупустынь; ;
-познакомить с особенностями растений степей и полупустынь; краснокнижными видами степных и полупустынных растений своей местности;
- совершенствовать умения работы с гербарием, картами.
Формируемые УУД:
Познавательные:
-формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
-строить логическое рассуждение.
Коммуникативные:
-формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
Регулятивные:
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Личностные:
-формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование:
Карта Волгоградской области, гербарий, слайды презентации, фотографии.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас.
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час.
- Рассказ учителя:
Территорию области пересекают две крупные растительные зоны – степная и полупустынная.
Степь… В нашем воображении возникает представление о бескрайних просторах, о безбрежном море волнующегося седого ковыля… несомненно, целинные степи прошлых эпох отличались высоким травостоем, в котором преобладали различные виды перистых ковылей и богатое разнотравье. Они занимали большие площади, и только байрачные (балочные) да пойменные леса вносили некоторый беспорядок. В настоящее время значительные площади степей распаханы и заняты од различные сельскохозяйственные культуры. Естественная степная растительность сохранилась только на узких водоразделах да по крутым склонам, не пригодным для обработки. Но и эти участки интенсивно используются под пастбища.
Вот так писал о степи поэт П.Вяземский:
Степь широко на просторе
Поперек и вдоль лежит,
Словно огненное море,
Знаем пышет и палит.
Цепенеет воздух сжатый,
Не пахнет на душистый день
С неба ветерок крылатый,
Ни прохладной тучки тень…
- Изучение нового материала.
- Понятие «степь».
Учитель: Что же такое степь? Какие особенности у этой природной зоны нашего региона?
Откройте учебники найдите понятие «степь», зачитайте.
Степь – природная зона с черноземными и каштановыми почвами. Степи представляют собой безлесные пространства с травянистым типом растительности ксероморфного характера, среди которых ведущее место принадлежит дерновинным злакам: ковыль, овсяница, житняк, тонконого, мятлик.
Демонстрация гербария, фото.
- Типы степей Волгоградской области.
Работа в группах: составьте схему, записав названия типов степей, встречающихся на территории нашей области. Определите, какой тип степи встречаются вашего проживания. Воспользуйтесь справочным материалом.
- Приспособления растений к жизни в степи.
- Степной тип растительности формировался в условиях континентального климата. Жаркое и знойное лето, малоснежная и суровая зима, малое количество атмосферных осадков отобрали такие жизненные формы, которые экономно расходуют влагу: засухоустойчивые растения. В процессе исторического развития у них выработались особые приспособительные признаки:
1. ярусное распределение корневых систем позволяет белее полно поглощать почвенную влагу.
2. надземная часть степных растений невысокая (редко выше 1 м), сильно разветвляется, прижата к земле, ежегодно отмирает.
3. листья степных видов несут на себе черты растений, которые могут жить в местах с засушливым климатом. У ковылей они способны в сухую жаркую погоду сворачиваться в трубочку за счет особых моторных клеток. У разнотравья они часто рассечены (полыни, пижмы и др.), опущены белыми волосками, уменьшающими испарение и отражающими солнечные лучи.
4. многие степные растения выделяют эфирные масла: шалфей, чабрец, душица и др. они образуют своеобразный купол, препятствующий испарению.
5. у степных растений выработались особые приспособления для распространения семян и плодов. Особенно интересно оно происходит у представителей (перекати-поле» - качем, кермек, солянки, котовники, шалфей и т.д. осенью сильно разветвленная шарообразная надземная часть отрывается от корневой системы и переносится ветром на большие расстояния, от толчка с препятствиями семена выпадают из плодов, так происходит расселение вида.
6. среди степных растений исторически сложились конкурентные отношения из-за опылителей. Многие виды узко специализированы: шалфей, чабрец, бобовые, вероника, коровяк и т.д. Они опыляются только определенными насекомыми. Для этого у них имеются специальные приспособления.
- Жизненные формы растений степей.
Рассказ учителя с демонстрацией фотографий.
Для растений степей характерны жизненные формы:
- кустарники (майкараган волжский, ракитник русский);
- кустарнички (миндаль низкий);
- полукустарники (полынь, курчавка, дроки);
- полукустарнички (астрагалы, чабрецы, пижма);
- дерновинные многолетние плотнокустовые злаки (ковыли, типчак);
- дерновинные рыхлокустовые злаки (житняки);
- корневищные травы (костер, пырей осоки);
- стержнекорневые травы (шалфей остепненный, коровяк восточный);
- «перекати-поле» (кермек сарепский, качим, катран шершавый, гониолимон краснеющий, кахрис противозубный, ферула каспийская);
- корнеотпрысковые травы ( льнянка);
- луковичные травянистые растения (тюльпаны, гусиные лапки);
- клубнекорневые травы (герань линейнолопастная).
- Закрепление.
Задания выполняются по группам.
Задание №1:
- Напишите в столбик какие растения степей в народе называют «первоцветы»? (тюльпаны, гусиные луки, ирисы).
- Посовещаюсь в группе напротив каждого «первоцвета» напишите какие приспособления позволяют им цвести первыми? (тюльпаны, гусиные луки – накапливают в луковицах влагу, ирисы – в корневищах запас питательных веществ, что позволяет им развиваться очень рано, сразу после таяния снега).
Задание№2: По гербариям или по фотографиям определите, какие жизненные формы растений степи (полупустыни) встречаются в нашем районе. Какие приспособления к обитанию в засушливых условиях вы нашли?
- Домашнее задание. Подготовить сообщения или презентацию о редких растениях степи (полупустыни) своей местности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тур по Волгоградской области (виртуальная экскурсия)
Тур по Волгоградской области (виртуальная экскурсия)...
Презентация "Животные Волгоградской области"
Презентация "Животные Волгоградской области". Подборка фотографий....
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Животный мир Волгоградской области
Внеклассное занятие по внеурочной деятельности для 1 класса...
Краткая энциклопедия животного мира Волгоградской области.
Книга о животных Волгоградской области и папка-копилка "Это интересно"....
КРАСНАЯ КНИГА Волгоградской области
К уроку окр.мира в 1-2 классах....
Дидактический материал по окружающему миру на тему: "Охраняемые растения Волгоградской области". Страницы рабочей тетради 4 класс.
Каждый человек должен знать историю своего края, растительный и животный мир. Данный материал поможет учителю познакомить учащися с...