Конспект урока окружающий мир "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России" 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема: «Золотое кольцо России»
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с древними городами, которые образуют Золотое кольцо России; создать условия для знакомства с городами Золотого кольца России, их достопримечательностями; учить называть и показывать на карте города Золотого кольца; вызвать у обучающихся чувство.
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с городами Золотого кольца России, историческим значением и основными достопримечательностями городов Золотого кольца России;
научатся называть города России, их достопримечательности, показывать на карте города Золотого кольца России; рассказывать об основных достопримечательностях древних городов
Личностные:
воспитывать уважение к культовым сооружениям и чувствам верующих; использовать дополнительные источники информации; находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: презентация к уроку, этимологический словарь, маршрутные листы, карта России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока окружающий мир "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России" 3 класс) | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема: «Золотое кольцо России»
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с древними городами, которые образуют Золотое кольцо России; создать условия для знакомства с городами Золотого кольца России, их достопримечательностями; учить называть и показывать на карте города Золотого кольца; вызвать у обучающихся чувство.
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с городами Золотого кольца России, историческим значением и основными достопримечательностями городов Золотого кольца России;
научатся называть города России, их достопримечательности, показывать на карте города Золотого кольца России; рассказывать об основных достопримечательностях древних городов
Личностные:
воспитывать уважение к культовым сооружениям и чувствам верующих; использовать дополнительные источники информации; находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: презентация к уроку, этимологический словарь, маршрутные листы, карта России
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I.Организационный момент | 2 мин | Организует положительный настрой на урок. - Вот и прозвенел звонок, начинается урок. Слушаем и отвечаем, работаем, запоминаем. | Проговаривают хором | Отрабатывают способы взаимодействия |
II.Актуализация опорных знаний. Проверка д/з. Интеллектуальная разминка | 13 мин | Проверяет домашнее задание. - Домашнее задание проверим следующим образом: пока двое учеников готовят письменный ответ по карточкам, проведём устный опрос и тестирование. 1) Организует устный опрос: - Что такое лента времени? - Какой сейчас век? - Какими цифрами принято записывать век? 2) Организовывает выполнение теста и проверку. (Слайд № 2) – Выпишите буквы правильных ответов на первую строку листа самостоятельной работы. - Проверим в парах как выполнили тест – поменяйтесь листами, поставьте оценку. А теперь посмотрите подсказку. (Слайд № 3) - Какое слово получилось? Почему? - Оцените свою работу- поднимите руку – у кого на «5»? Молодцы! 3) Организовывает опрос по карточкам и оценивание. - Продолжим, ребята, работавшие по карточкам, зачитывают ответы. - Оцените правильность ответов. | 1) Отвечают на вопросы. 2) Выполняют тест. 1. Самая крупная единица времени: г) час; б) минута; х) год. 2. Какие из утверждений верные? в) час – это 60 минут; а) в году 12 месяцев; е) в неделе 5 суток. 3. В каких утверждениях есть ошибки? л) летние месяцы – август, сентябрь, октябрь; з) зимние месяцы – декабрь, январь, февраль; ю) времена года – зима, весна, лето, январь. - Оценивают правильность выполнения теста. 3) Выполняют работу по карточкам. Карточка №1. Лента времени – это ___. Она нужна, чтобы ____. Пример ленты времени ___. Карточка №2. Век это отрезок времени в --- лет. Эра – это ___ летоисчисления. Сейчас – век. Текущий век закончится в ___ году. - Оценивают ответы отвечающих | Осуществляют актуализацию жизненного опыты. Оценка и самооценка. |
III.Сообщение темы урока.Актуализация знаний | 10 мин | Организует формулирование темы, цели, задач урока 1) – Итак, продолжим наше путешествие в прошлое, расшифруйте тему урока. (Слайд № 4) - Проверим. (Слайд № 5) - Запишите тему урока в лист самостоятельной работы 2) Чтобы вы поняли о чём пойдёт речь, послушайте стихотворение Владимира Степанова, которое к уроку подготовили ребята.
- Как думаете, где сегодня побываем? - Названия каких городов запомнили? - Что вы узнали об этих городах? - Как связано стихотворение с темой урока? 3) – Назовите тему урока. - Сформулируйте цель урока. (Открывает таблицы на доске) - Определите важность материала для себя. - Какие задачи предстоит выполнить, чтобы добиться цели? - Представьте себя на месте преподавателя: какой план работы вы бы предложили, чтобы решить поставленные задачи? | 1) Расшифровывают тему урока: Е Т З О О О Л Ь О Л К Ц О Р И С О И С 7 5 1 4 6 2 3 4 2 3 1 5 6 1 6 4 2 5 3 - Проверяют правильность ответа по экрану 2) Слушают стихотворение. Читают заранее подготовленные ученики. Города старинные, крепость на реке. Новгород на Волхове, Муром на Оке. Здесь дружины храбрые в бой вели князья. Конного и пешего недруга разя. Города старинные, мастерами славные. Улицы кузнечные, улицы гончарные. Площади торговые, праздничные ярмарки – Из Ельца – матрёшки, из Тулы – пряники. Города старинные – к солнышку лицом – Для России стали Золотым кольцом. 3) Формулируют тему, цель, задачи урока, намечают план работы над темой. | Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Планируют решение учебной задачи: выстраивают алгоритм действий, выбирают действия в соответствии с поставленной задачей. |
IV.Открытие нового знания. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала | 10 мин | Организует работу по открытию нового знания. 1) – Тема «Золотое кольцо России» рассчитана на три урока. Сегодняшнее путешествие по пяти городам Золотого кольца. - Различают Большое Золотое кольцо и Малое Золотое кольцо городов. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми древними городами Малого Золотого кольца. Проверим, правильно ли вы поняли - что такое Золотое кольцо России. Откройте первый форзац учебника, рассмотрите карту. Расскажите, какие города входят в Малое Золотое Кольцо России. (Слайд № 6) - Почему группу древних городов назвали кольцом? 2) Рассказывает. - Золотое кольцо России – это наше историческое наследие, так называют древние русские земли, на которых стоят старинные города, хранящие уникальные памятники культуры и истории – храмы, монастыри, кремли. - Как вы понимаете слово «кремль»? 3) Организует работу по этимологическому словарю. 4) – Знакомит с презентацией «Москва. Сергиев – Посад». - Из какого города отправимся в путешествие по Золотому кольцу? -Что вы помните о Москве, достопримечатель- ностях города из материалов прошлого учебного года? (Слайды № 7, 8) - Начинаем изучение городов Золотого кольца. Подумайте, по какому плану будем изучать каждый город? (Вывешивает план на доску ) - Где можно найти информацию о городе? - Назовите следующий после Москвы город. - Расскажите что изображено на гербе этого города. (Слайды № 9, 10) - Подумайте, о чём рассказывает герб города. - Сергиев – Посад построен на месте монастыря, который основал в 1335 году русский монах Сергий Радонежский, поэтому город так и называется. С 14 века сохранился монастырь. Он окружен высокими крепостными стенами высотой 15 метров и толщиной 10 метров. В 18 веке императрица Елизавета присвоила этому монастырю знание главного монастыря России. Сейчас здесь крупнейшая духовная академия и семинария, в которой учатся будущие служители церкви. Кроме того, Сергиев – Посад – это родина русской матрёшки, здесь есть фабрика по её производству. В городе находится Музей игрушки и колледж, где обучают делать деревянные игрушки. - Как лучше оформить информацию, полученную на уроке? - Прочитайте, какие графы будут в таблице? - Заполняем таблицу изучения города, кроме третьего столбика, это д/з. 5) Организует работу в группах. - А теперь поработаем в группах: четыре группы получат маршрутные листы и информацию из интернета для изучения разных городов Золотого кольца, а у пятой группы более сложное задание – представить себя на месте путешественников, посетивших 5 городов Золотого кольца и написать заметку в газету о путешествии. На работу отводится 10 минут. Старайтесь при работе с материалами заносить в ответ самое основное.
Организует выступление групп в сопровождении презентации «Золотое кольцо России» и заполнение таблицы «Золотое кольцо России» (Слайды № 11 - 19) | 1) Отвечают: здесь помещена карта золотого кольца России. В Золотое кольцо России входят города Москва, Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир, Гусь – Хрустальный и другие. Они расположены на карте кольцом. Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог Один из учеников читает из словаря как произошло и что означает слово. - Кремль – произошло от греческого слова «кремнос», имеющего значение «крутизна, крутая гора над берегом или оврагом, на Руси - название городских укреплений, окружённых крепостной стеной с бойницами и башнями. Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог. Заносят информацию в лист самостоятельной работы. Заполняют графы в таблице посвящённые Сергиеву – Посаду, третий столбик – герб города заполняют дома 5) Работают в группах, вступают в диалог, ищут информацию, оформляют письменный ответ на задание. Задание для 1 группы. Рассказать о Переславле-Залесском. Задание для 2 группы. Рассказать о Ростове – Великом. Задание для 3 группы. Рассказать о Ярославле. Задание для 4 группы. Рассказать о Костроме. Задание для 1 группы. Рассказать о путешествии по Золотому кольцу. - Группы презентуют работу по теме. - Заносят информацию в лист самостоятельной работы (кроме графы «Герб города», это д/з). | Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правило делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально – нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность в сотрудничестве. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия, контроль по результату. |
Физкультминутка | 1 мин | Организует проведение физкультминутки с использованием презентации. - Давайте отдохнём, отправимся в весёлое путешествие вместе с героями «Весёлой песенки» | Выполняют физические упражнения | Проявлять активность, развивать чувство доброжелательности |
V. Включение нового в активное в активное использование. Самостоятельная работа | 4 мин | Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся 1) Устный опрос. - На следующем уроке мы продолжим наше путешествие, а сейчас вспомним – что узнали на сегодня. - Что такое Золотое кольцо России?- О каких городах говорили сегодня? - Что общего у этих древних русских городов? Организует выполнение теста (в форме кроссворда) 2) – Переверните лист самостоятельной работы. Разгадайте кроссворд. 3) – Проверка (слайд № 20) | Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог. Выполняют тест в форме кроссворда в листе самостоятельной работы. Проверяют выполнение кроссворда | Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия, контроль по результату. |
VI. Домашнее задание | 5 мин | Объясняет домашнее задание - Каким может быть домашнее задание? - Дома дополнить таблицу в листе самостоятельной работы – нарисовать и раскрасить гербы изученных городов и подготовить рассказ об изученных городах по учебнику и записям в таблице. Или подготовить сообщение по изученной теме | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Сохранять учебную задачу |
VII. Итог урока. Рефлексия | 5 мин | Организует подведение итогов урока обучающимися, предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке (Обратиться к помещенным на доске теме, цели, задачам урока) – По какой теме работали? - Выполнили ли мы задачи урока? - Что нового узнали на уроке? - Что вас особенно удивило? - Какое задание больше всего понравилось? - Оцените свою работу: перед вами «Перекрёсток мнений». Наклейте свой стикер на то направление стрелки, которое считаете нужным: «Мало узнал», «Много узнал», «Работал хорошо», «Работал плохо».- Молодцы, спасибо за работу. | Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог. Заполняют экран рефлексии «Перекресток мнений» «Работал хорошо» «Мало узнал» ←↑→ «Много узнал» ↓ «Работал плохо» | Способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности. Выражать доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока окружающего мира и презентация для 3 класса на тему "Что такое деньги?"
В данной папке находится конспект урока и презентация по окружающему миру для 3 класса. Материал заархивирован....
Конспект урока окружающего мира "В царствое грибов" 3 класс
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе УМК "Начальная школа 21 века" . Автор Н. Ф. Виноградова....
Конспект урока окружающего мира по теме "Воздух" (2 класс)
На уроке окружающего мира по теме "Воздух" продолжается формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения возд...
Конспект урока окружающего мира "Учение на Руси", 3 класс
Конспект урока окружающего мира составлен по учебнику О.Т. Поглазовой (УМК "Гармония", 3 класс) с использованием презентации, позволяет наглядно и в доступной форме рассказать детям о возникновении уч...
Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".
Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....
Конспект урока окружающего мира "Смена времен года" 2 класс
.Данный конспект-урок составлен для урока окружающего мира. Тема урока "Смена времен года". Использовалась с УМК "Школа 2100", но можно использовать и с другими комплектамУрок составлен таким образом,...
Конспект урока окружающего мира, тема "Богатства природы", 1 класс
Образовательная система "Школа 2100". Урок соответствует требованиям ФГОС....