Этап урока Методы и приемы | Содержание урока
|
Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
|
I. Организационный момент. | -Давайте все встанем, выпрямим спинки. Улыбнитесь своему товарищу. - Добрый день, дорогие ребята! Присаживайтесь. | Приветствуют учителя |
|
II. Самоопределение к деятельности. | - Просит дополнить предложения и определить тему урока: - Дополните предложения: - Удовлетворение разнообразных потребностей людей – это задача … (экономики). - Наука, изучающая взаимодействие живых существ с окружающей средой называется…(экология). - Как вы думаете, связаны ли между собой экономика и экология? - Что необходимо для жизни всем живым существам и человеку? ( Свет, тепло, воздух, вода и др.) - Сформулируйте тему нашего урока. Формулирует задачи урока. - Разве может человек жить без природы и её богатств, без развитой экономики, тем самым не нанося ей вред? Сегодня мы будем разбираться в этом вопросе. Мы с вами познакомимся с двумя сторонами экономики – полезной и вредной, научимся устанавливать связи между экономикой и экологией, строить экологические прогнозы, узнаем об экологических катастрофах, свяжем материал с нашим краем. |
Открывают карточки со словами: ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ Отвечают на вопросы учителя. Определяют тему урока: ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ. Вникают в задачи урока. | Р: участвуют в открытии карточек; К: оформлять свои мысли в устной речи; Р: уметь определять и формулировать цель урока и задачи с помощью учителя. |
III. Изучение нового материала 1. Введение понятия «Экологическая катастрофа». | Просмотр презентации «Экологические катастрофы». – Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред окружающей среде. - Давайте посмотрим, какие экологические беды произошли в мире, нашей стране и какой вред они нанесли экономике. - Какие эмоции у вас возникли в ходе просмотра презентации? - Пользу или вред приносят всему живому экологические катастрофы? | Внимательно знакомятся с презентацией «Экологические катастрофы» Высказывают собственное мнение. | П: извлекать информацию из текста; К: уметь слушать; Л: - формировать интерес к малой родине. |
Выполнение задания по презентации. | Формулирует задание по просмотренной презентации. - У вас на партах таблица, рассмотрите её, сделайте вывод. | Анализируют таблицу, которая лежит на партах, делают вывод о вреде катастрофы. Место катастрофы | Что произошло | Вред окружающей среде | Чернобыльская АЭС - апрель 1986 год | Взрыв, который разрушил реактор, 200 тысяч человек вывезли из этой зоны. | Десятки лет не будут жить люди, животные, птицы из-за загрязнения воздуха, воды, почвы. | Мексиканский залив - апрель 2010 год. | На нефтяной вышке прогремел взрыв, погибло 11 рабочих, вышка рухнула в море, а в океан вылились тонны нефти. | Гибли черепахи, птицы, дельфины, рыбы, кораллы. | Ямальский район - июль 2016 год. | Вспышка сибирской язвы. | Погибло более 2,5 тысячи оленей, Был введён карантин, сожжены чумы, вся утварь, люди эвакуирован. Десять лет заражённая территория будет безжизненна. |
| Р: работать с таблицей. |
Работа с учебником и рабочей тетрадью. | Поясняет задания для работы с учебником и рабочей тетрадью. (учебник с.79-80, р.т. с.51 упр. 1) Контролирует выполнение учащимися задания, задаёт вопрос: - Объясните, какой ущерб понесут люди в результате катастроф? Формулирует общий вывод: - Экологическая катастрофа – это может быть длительная засуха, выброс загрязняющих веществ, наводнение, массовый мор скота, мощный разлив нефти, крушение самолёта, прорыв трубопровода, кораблекрушение и другие беды, несомненно несут трагедию не только для человека, но для всей окружающей среды. | Читают текст в учебнике с.79-80 по абзацам вслух, самостоятельно выписывают в рабочую тетрадь информацию о живых существах пострадавших от аварии нефтеналивного танкера. Формулируют вывод об ущербе, который понесут при этом люди. |
|
2. Знакомство с двумя сторонами экономики – полезной и вредной. | Проводит игру о частях экологии и прикрепляет на доске карточки с ответами. - В начале урока мы вспомнили, что такое экология и экономика. Предлагаю вам игру «Светлячок». Показываете зелёный сигнал, если услышите составные части экологии: вода, кирпич, воздух, луна, почва, растения, сахар, животные. Формулирует вопросы об экологии и экономике. - Как связаны эти части экологии с экономикой? Приведите примеры. - Для чего нам нужна экономика? (Для удовлетворения наших потребностей). - Из каких отраслей состоит экономика?
| Внимательно слушают учителя, работают с сигналами. Отвечают на вопросы. Называют отрасли экономики: - Электроэнергетика;
- Сельское хозяйство;
- Металлургия;
- Машиностроение;
- Промышленность: добывающая, лёгкая, химическая, пищевая
Высказывают свои предположения. | Р: выполнять действия в сотрудничестве с; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида; П: извлекать информацию, представленную информацию из текста задачи; Л: повышать уровень мотивации учебной деятельности, формировать интерес к малой родине. |
Групповая практическая работа. | Поясняет задание для самостоятельной групповой работы (дети получают карточки с таблицей) - Ребята, мы перечислили все отрасли экономики. У экономики 2 стороны. Одна – это та необходимая и полезная продукция, без которой не прожить, а другая – вредная. Чтобы вы хорошо в этом вопросе разобрались, я предлагаю вам заполнить таблицы в роли экспертов-экологов. Сейчас мы поработаем с учебником с. 80-81 (заполните таблицу);
| Ребята самостоятельно работают по группам, заполняют таблицы Таблица Отрасль экономики | Полезная сторона | Вредная сторона | Сельское хозяйство |
|
| Металлургия |
|
| Машиностроение |
|
| Электроэнергетика |
|
| Химическая промышленность |
|
|
| Р: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знаковом учебном материале. |
Проверка самостоятельной работы. | Обсуждение проделанной практической работы. -Проверим, что у вас получилось - Какое значение имеет вода в жизни людей, растений, животных? (Без воды жизнь на Земле невозможна). - Какое значение имеет почва для жизни на Земле? (Почва-наша кормилица). Формирует вывод: - Тепло и солнечный свет, воздух и вода необходимы всем живым существам. Человек - тоже часть природы, связан с ней, зависит от неё. Ему нужны и свежий воздух, и чистая вода, и плодородная почва, и животные, и растения. |
Отрасль экономики | Полезная сторона | Вредная сторона | Сельское хозяйство | Даёт продукты питания | Почва загрязняется ядохимикатами. Они вредны для здоровья человека. | Металлургия | Производит металлы | Загрязняется воздух и вода, много отходов. | Машиностроение | Средства передвижения для человека. | Транспорт загрязняет воздух выхлопными газами. | Электроэнергетика | Даёт свет, тепло. | Реку перегораживают плотиной, происходит затопление земель и лесов | Химическая промышленность | Даёт стиральные порошки и моющие средства | Опасные отходы попадают в реки и озёра, загрязняют их. |
Отвечают на вопросы, опираясь на материал учебника и свою таблицу. Участвуют в формировании вывода. | К: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; уметь слушать и вступать в диалог; Л: формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека и доброжелательное отношение к людям, - формировать интерес к своей малой родине. |
Физкультминутка. | - Мы по тундре идём, и природу бережём. - Мы бруснику увидали и немного ягодок собрали. - Выше ноги поднимаем, на ягель легонько наступаем. - Воздухом свежим дышим и команду сесть услышим. | Отдыхают, повторяют движения за учителем (Ходьба на месте. Повороты головы влево и вправо) (Присесть, встать, присесть, встать)) (Ходьба на месте, подняв коленки) (Вдох, выдох, вдох, выдох, садятся за парты). |
|
IV. Закрепление изученного материала. Практическая работа | - Назовите главную задачу 21 века? (стр. 83) (Одна из важнейших задач общества в 21 веке – сделать экономику более безопасной для людей и для всей природы). Формирует задание для практической работы. (Р. т. с.51 №2) - Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок. - Сделайте экологический прогноз для этой ситуации. Запишите его. Проверка самостоятельной работы. | Находят в учебнике, зачитывают.
Выполняют задание в р. т. на стр.51 №2 Предполагаемые прогнозы: Гигантские трубы выбрасывают дым высоко в небо. Там, на высоте, дуют ветры, которые несут загрязнённый воздух в жилые районы города. Воздух, взаимодействуя с водой, приводит к образованию кислотных дождей и смога. | Р:умение обобщать свои знания; уметь самостоятельно планировать свои действия. |
V. Рефлексия. Приём «Синквейн» (пятистишие по определенным правилам) | - Какие эмоции вы испытали на уроке? - Какие выводы сделали для себя. Рассказывает о технологии проведения: перед учащимися карточка с подсказками: 1 строка- понятие 2 строка – 2 прилагательных 3 строка – 3 глагола 4 строка – предложение о понятии из 4 слов 5 строка – синоним понятия. Задача учащихся подобрать подходящие слова. - Прочитайте получившееся пятистишье. | Отвечают на вопросы, высказывают мнения. Подбирают подходящие слова и готовятся к чтению. Экологическая катастрофа- Ужасная, разрушающая, Загрязняет, уничтожает, истребляет, Предостережём катастрофу, защитим Планету! SOS! | Р: умение обобщать свои знания. |
VI. Подведение итогов урока. Выводы. | Формирует вопросы. - Заинтересовала ли вас тема нашего урока?
- Что нужно делать для того, чтобы уменьшить вред экологических прогнозов?
| Отвечают на вопросы. Знакомятся с информацией на слайде.
| К: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения; Л: формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека; придерживаться этических норм общения. |
Домашнее задание. | Учебник: прочитать текст на с. 79-84, ответить на вопросы. Рабочая тетрадь: упр.3 (с. 51) | Записывают домашнее задание, уточняют. | Р: уметь слушать и слышать. |
VII. Заключительная часть урока. Оценка достижений. | -Урока время уж прошло, Я вам ребята очень благодарна, Что наш урок прошёл легко И все работали очень хорошо. - А вы ребята, ли довольны? Поднимите карточки со своей оценкой – смайликом. (Жёлтый смайлик – «5» и «4», Зелёный смайлик - «3», Красный смайлик – материал мне не понятен.) | Оценивают свои достижения. Прощаются с учителем. | Р: уметь оценивать свои результаты достижений. |