Конспект урока окружающего мира "Экономика и экология" (УМК "Школа России" 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Нечаева Надежда Андреевна

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема: «Экономика и экология»

 

Цели деятельности учителя: познакомить с двумя сторонами экономики – полезной и опасной; привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам нашего государства и Челябинской области.

Планируемые результаты

Предметные: формировать умение работать с источниками; делать осознанный выбор поступков, способствующих охране окружающей среды.

Личностные:

  • развивать мыслительные операции (структурирование и анализ материала);
  • обучать смысловому чтению;
  • развивать рефлексивные процессы
  • воспитывать бережное отношение к природе, экономному использованию её ресурсов;
  • формировать готовность к сотрудничеству и произвольному общению.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема: «Экономика и экология»

Цели деятельности учителя: познакомить с двумя сторонами экономики – полезной и опасной; привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам нашего государства и Челябинской области.

Планируемые результаты

Предметные: формировать умение работать с источниками; делать осознанный выбор поступков, способствующих охране окружающей среды.

Личностные:

  • развивать мыслительные операции (структурирование и анализ материала);
  • обучать смысловому чтению;
  • развивать рефлексивные процессы
  • воспитывать бережное отношение к природе, экономному использованию её ресурсов;
  • формировать готовность к сотрудничеству и произвольному общению.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска

Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.

Организационный момент.

-Давайте все встанем, выпрямим спинки. Улыбнитесь своему товарищу.

- Добрый день, дорогие ребята! Присаживайтесь.  

Приветствуют учителя

II.

Самоопределение к деятельности.

Просит дополнить предложения  и определить тему урока:

- Дополните предложения:

- Удовлетворение разнообразных потребностей людей – это задача … (экономики).

-  Наука, изучающая взаимодействие живых существ с окружающей средой называется…(экология).

- Как вы думаете, связаны ли между собой экономика и экология?

- Что необходимо для жизни всем живым существам и человеку? ( Свет, тепло, воздух, вода и др.)

-  Сформулируйте тему нашего урока.

Формулирует задачи урока.

- Разве может человек жить без природы и её богатств, без развитой экономики, тем самым не нанося ей вред? Сегодня мы будем разбираться в этом вопросе. Мы с вами познакомимся с двумя сторонами экономики – полезной и вредной, научимся устанавливать связи между экономикой и экологией, строить экологические прогнозы, узнаем об экологических катастрофах, свяжем материал с нашим краем.

Открывают карточки со словами:

ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ      

 

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют тему урока: ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ.

Вникают в задачи урока.

Р: участвуют в открытии карточек;

К:  оформлять свои мысли в устной речи;

Р: уметь определять и формулировать цель урока и задачи с помощью учителя.

III.

Изучение нового материала

1. Введение понятия «Экологическая катастрофа».

Просмотр презентации «Экологические катастрофы».

– Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред окружающей среде.

- Давайте посмотрим, какие экологические беды произошли в мире, нашей стране и какой вред они нанесли  экономике.  

- Какие эмоции у вас возникли в ходе просмотра презентации?

- Пользу или вред приносят всему живому экологические катастрофы?

Внимательно знакомятся с   презентацией «Экологические катастрофы»

Высказывают собственное мнение.

П: извлекать информацию из текста;

К: уметь слушать;

Л: - формировать интерес к малой родине.

Выполнение задания по презентации.

Формулирует задание по просмотренной презентации.

- У вас на партах таблица, рассмотрите её, сделайте вывод.

Анализируют  таблицу, которая лежит на партах, делают вывод о вреде катастрофы.

Место катастрофы

Что произошло

Вред окружающей среде

Чернобыльская АЭС -  апрель 1986 год

Взрыв, который разрушил реактор, 200 тысяч человек вывезли из этой зоны.

Десятки лет не будут жить люди, животные, птицы из-за загрязнения воздуха, воды, почвы.

Мексиканский залив -  апрель 2010 год.

На нефтяной вышке прогремел взрыв, погибло 11 рабочих, вышка рухнула в море, а в океан вылились тонны нефти.

Гибли черепахи, птицы, дельфины, рыбы, кораллы.

Ямальский район - июль 2016 год.

Вспышка сибирской язвы.

Погибло более 2,5 тысячи оленей,  Был введён карантин, сожжены чумы, вся утварь, люди  эвакуирован. Десять лет заражённая территория будет безжизненна.

Р: работать с таблицей.

Работа с учебником и рабочей тетрадью.

Поясняет задания для работы с учебником и рабочей тетрадью. (учебник с.79-80, р.т. с.51 упр. 1)

Контролирует выполнение учащимися задания, задаёт вопрос:

- Объясните, какой ущерб понесут люди в результате катастроф?

Формулирует общий вывод:

- Экологическая катастрофа – это может быть длительная засуха, выброс загрязняющих веществ, наводнение, массовый мор скота, мощный разлив нефти, крушение самолёта, прорыв трубопровода, кораблекрушение и другие беды,  несомненно несут трагедию не только для человека, но для всей окружающей среды.

Читают текст в учебнике с.79-80 по абзацам вслух, самостоятельно выписывают в рабочую тетрадь информацию о живых существах пострадавших от аварии нефтеналивного танкера.

Формулируют вывод об ущербе, который понесут при этом люди.

2. Знакомство с двумя сторонами экономики – полезной и вредной.

Проводит игру о частях экологии и прикрепляет на доске карточки с ответами.

- В начале урока мы вспомнили, что такое экология и экономика. Предлагаю вам игру «Светлячок». Показываете зелёный сигнал,  если услышите составные части экологии: вода, кирпич, воздух, луна,  почва,  растения, сахар, животные. 

Формулирует вопросы об экологии и экономике.

- Как связаны эти части экологии с экономикой? Приведите примеры.

- Для чего нам нужна экономика? (Для удовлетворения наших потребностей).

- Из каких отраслей состоит экономика?

Внимательно слушают учителя, работают с сигналами.

Отвечают на вопросы. Называют отрасли экономики:

  • Электроэнергетика;
  • Сельское хозяйство;
  • Металлургия;
  • Машиностроение;
  • Промышленность: добывающая, лёгкая, химическая, пищевая

Высказывают свои предположения.

Р: выполнять действия в сотрудничестве с; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида;

П: извлекать информацию, представленную информацию из текста задачи;

Л: повышать уровень мотивации учебной деятельности, формировать интерес к малой родине.

Групповая практическая работа.

Поясняет задание для  самостоятельной  групповой работы  (дети получают карточки с таблицей)

- Ребята, мы  перечислили все отрасли экономики.  У экономики 2 стороны. Одна – это та необходимая и полезная продукция, без которой не прожить, а другая – вредная. Чтобы вы хорошо в этом вопросе разобрались, я предлагаю вам заполнить таблицы в роли экспертов-экологов.

Сейчас мы поработаем с учебником с. 80-81 (заполните таблицу);

Ребята самостоятельно работают по группам, заполняют таблицы

Таблица

Отрасль экономики

Полезная сторона

Вредная сторона

Сельское хозяйство

Металлургия

Машиностроение

Электроэнергетика

Химическая промышленность

Р: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знаковом учебном материале.

Проверка самостоятельной работы.

Обсуждение проделанной практической работы.

 -Проверим, что у вас получилось

- Какое значение имеет вода в жизни людей, растений, животных? (Без воды жизнь на Земле невозможна).

-  Какое значение имеет почва для жизни на Земле? (Почва-наша кормилица).

Формирует вывод:

- Тепло и солнечный свет, воздух и вода необходимы всем живым существам. Человек - тоже часть природы, связан с ней, зависит от неё. Ему нужны и свежий воздух, и чистая вода, и плодородная почва, и животные, и растения.

Отрасль экономики

Полезная сторона

Вредная сторона

Сельское хозяйство

Даёт продукты питания

Почва загрязняется ядохимикатами. Они вредны для здоровья человека.

Металлургия

Производит металлы

Загрязняется воздух и вода, много отходов.

Машиностроение

Средства передвижения для человека.

Транспорт загрязняет воздух выхлопными газами.

Электроэнергетика

Даёт свет, тепло.

Реку перегораживают плотиной, происходит затопление земель и лесов

Химическая промышленность

Даёт стиральные порошки и моющие средства

Опасные отходы попадают в реки и озёра, загрязняют их.

Отвечают на вопросы, опираясь на материал учебника и свою таблицу.

Участвуют в формировании вывода.

К: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; уметь слушать и вступать в диалог;

Л: формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека и доброжелательное отношение к людям, - формировать интерес к своей малой родине.

Физкультминутка.

- Мы по тундре идём, и природу бережём.

- Мы бруснику увидали  и немного ягодок  собрали. 

 - Выше ноги поднимаем, на ягель легонько наступаем.

- Воздухом свежим дышим и команду сесть услышим.

Отдыхают, повторяют движения за учителем

(Ходьба на месте. Повороты головы влево и вправо)

(Присесть, встать, присесть, встать))

(Ходьба на месте, подняв коленки)

(Вдох, выдох, вдох, выдох, садятся за парты).

IV.  Закрепление изученного материала.

Практическая работа

- Назовите главную задачу 21 века? (стр. 83) (Одна из важнейших задач общества в 21 веке – сделать экономику более безопасной для людей и для всей природы).

Формирует задание для практической работы. (Р. т. с.51 №2)

- Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок.

- Сделайте экологический прогноз для этой ситуации. Запишите его.

Проверка самостоятельной работы.

Находят в учебнике, зачитывают.

Выполняют задание в р. т.  на стр.51 №2

Предполагаемые прогнозы: Гигантские трубы выбрасывают дым высоко в небо. Там, на высоте, дуют ветры, которые несут загрязнённый воздух в жилые районы города. Воздух, взаимодействуя с водой, приводит к образованию кислотных дождей и смога.

Р:умение обобщать свои знания; уметь самостоятельно планировать свои действия.

V. Рефлексия.

Приём «Синквейн» (пятистишие по определенным правилам)

- Какие эмоции вы испытали на уроке?

- Какие выводы сделали для себя.

Рассказывает о технологии проведения: перед учащимися карточка с подсказками:

1 строка- понятие

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – предложение о понятии из 4 слов

5 строка – синоним понятия.

Задача учащихся подобрать подходящие слова.

- Прочитайте получившееся пятистишье.

Отвечают на вопросы, высказывают мнения.

Подбирают подходящие слова и готовятся к чтению.

Экологическая катастрофа-

Ужасная, разрушающая,

Загрязняет,  уничтожает, истребляет,

Предостережём катастрофу, защитим Планету!

SOS!

Р:  умение обобщать свои знания.

VI. Подведение итогов урока.

Выводы.

 Формирует вопросы.

  • Заинтересовала ли вас тема нашего урока?
  • Что нужно делать для того, чтобы уменьшить вред экологических прогнозов?

Отвечают на вопросы.

Знакомятся с информацией на слайде.

К: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения;

Л: формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека; придерживаться этических норм общения.

Домашнее задание.

Учебник: прочитать текст на с. 79-84, ответить на вопросы.

Рабочая тетрадь: упр.3 (с. 51)

Записывают домашнее задание, уточняют.

Р: уметь слушать и слышать.

VII.

Заключительная часть урока.

Оценка достижений.

-Урока время уж прошло,

Я вам ребята очень благодарна,

Что наш урок прошёл легко

И все работали очень хорошо.

- А вы ребята, ли довольны?

Поднимите карточки со своей оценкой – смайликом.

(Жёлтый смайлик – «5» и «4»,

Зелёный смайлик - «3»,

Красный смайлик – материал мне не понятен.)

Оценивают свои достижения.

Прощаются с учителем.

Р: уметь оценивать свои результаты достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира и презентация для 3 класса на тему "Что такое деньги?"

В данной папке находится конспект урока  и презентация по окружающему миру для 3 класса. Материал заархивирован....

Конспект урока окружающего мира "В царствое грибов" 3 класс

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе УМК "Начальная школа 21 века" . Автор Н. Ф. Виноградова....

Конспект урока окружающего мира по теме "Воздух" (2 класс)

На уроке окружающего мира по теме "Воздух" продолжается формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения возд...

Конспект урока окружающего мира "Учение на Руси", 3 класс

Конспект урока окружающего мира составлен по учебнику О.Т. Поглазовой (УМК "Гармония", 3 класс) с использованием презентации, позволяет наглядно и в доступной форме рассказать детям о возникновении уч...

Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".

Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....

Конспект урока окружающего мира "Смена времен года" 2 класс

.Данный конспект-урок составлен для урока окружающего мира. Тема урока "Смена времен года". Использовалась с УМК "Школа 2100", но можно использовать и с другими комплектамУрок составлен таким образом,...

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....