Технологическая карта урока окружающий мир УМК "Перспектива" 2 класс "Народный календарь".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Технологическая карта и презентация к уроку по окружающему миру по теме "Народный календарь".
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование знаний о народном календаре; знакомство учащихся с православными праздниками.
Дидактические:
1) Познакомить с историей народного календаря;
2)Познакомить с православными праздниками.
Развивающие:
1) Расширить знания о народных приметах;
2) Развивать логическое мышление учащихся, рассуждая на поставленные вопросы.
Воспитательные:
1) Воспитывать аккуратность при работе в тетради;
2) Воспитывать интерес к изучаемой теме через выполнение заданий;
3) Воспитывать уважение друг к другу при работе в парах.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник УМК «Перспектива» 2 класс, А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.
рабочая тетрадь УМК «Перспектива» 2 класс, А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по окружающему миру УМК "Перспектива" 2 класс "Народный календарь" | 727.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 15.10.2021 | Студентка: Рязанова Виктория Викторовна |
Школа: № 95 | Группа: 42 |
Класс: 2-5 | Учитель: Горбунова Анастасия Вадимовна |
Урок: 1 | Методист: Лебедева Елена Юрьевна |
Время:8:00 | |
Кабинет: 317 |
Тема урока: «Народный календарь»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование знаний о народном календаре; знакомство учащихся с православными праздниками.
Дидактические:
1) Познакомить с историей народного календаря;
2)Познакомить с православными праздниками.
Развивающие:
1) Расширить знания о народных приметах;
2) Развивать логическое мышление учащихся, рассуждая на поставленные вопросы.
Воспитательные:
1) Воспитывать аккуратность при работе в тетради;
2) Воспитывать интерес к изучаемой теме через выполнение заданий;
3) Воспитывать уважение друг к другу при работе в парах.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник УМК «Перспектива» 2 класс, А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.
рабочая тетрадь УМК «Перспектива» 2 класс, А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
I.Самоопределение к деятельности (1-2мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Словесный: рассказ учителя. Ф | 1.Создание эмоционального поля. 2.Приветствует учащихся. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Викторовна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. - Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! | 1.Приветствуют учителя. 2.Проверяют готовность к уроку. | Л:личностное самоопределение. | Презентация Слайд 1 |
II.Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: подводящий диалог. Наглядный: задание на слайде. Практический: решение ребуса. Ф | 1.Предлагает разгадать ребус. - Вам необходимо разгадать, какое слово зашифровано в ребусе? - Какие виды календарей вы знаете? 2.Формулирует проблемную задачу. - Можно ли по этим календарям определить погоду? -А что нам помогает определить погоду на следующий день? - Закроем глаза и представим, что мы очутились в далёком прошлом. Нет у нас ни радио, ни телевидения, ни газет, ни телефонов. Как же планировать свой завтрашний день и узнать о том, какая будет погода, чтобы не попасть под дождь и град, метель и грозу, находясь вдали от родного дома? - Как же, по-вашему, в древности определяли погоду? - Как вы думаете, что такое народная примета? - Можно ли по приметам составить календарь погоды? | 1.Разгадывают ребус. Отвечают на вопросы. - календарь. - настольные, настенные, карманные - нет. - прогноз погоды. - по народным приметам. - это случай, явление, который в народе считается предвестием чего-либо. - да. | Предметные: Знать, сколько месяцев в году, последовательность дней недели; П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | Презентация Слайд 2 |
III.Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: учебный диалог. Ф | 1.Формулирует с учащимися тему и цель урока. - Вы, наверное, уже догадались, какова тема нашего сегодняшнего урока? - Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? - Какой план работы на сегодняшний урок мы составим? | 1.Формулируют тему и цель урока. - тема урока: «Народный календарь - познакомиться с народным календарём. - 1) познакомимся с народным календарём; | П: самостоятельное формулирование цели и темы урока. | Презентация Слайд 3 |
IV.Открытие нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Частично-поисковый метод. Словесный: учебный диалог. Практический: выполнение задания. Ф Ф Ф | 1.Знакомит учащихся с новой темой. - Примета - случай, явление, который в народе считается предвестием чего-либо. - Какие народные приметы вы знаете? - Выделяют три группы, на которые мы можем разделить приметы? а) явления в мире неживой природы; б) растения; в) поведение животных. - Откройте рабочую тетрадь на странице 30 №2. На слайде у меня будут представлены приметы, нам с вами необходимо выбрать примету и записать её в ту группу, к которой она относится. Пример примет на слайде: Рябина цветёт — к долгому теплу. Летом солнце сильно парит, и лучи его темнеют — к сильной грозе. Солнце на восходе красного цвета — к сильному ветру. Соловей поёт всю ночь — к хорошей погоде. - Знаете ли вы какие-нибудь уральские приметы, которые помогают определить погоду? - Какие органы чувств помогают наблюдать эти явления? - Народный календарь существовал и развивался в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке. Браслет из мамонтовой кости считают древнейшим календарём наших предков. Поверхность древний мастер покрыл сложным орнаментом, Узор состоял из 30 знаков. Всего их 360 — столько дней насчитывал календарь двадцати тысячелетней давности. - Были и другие календари, в которых каждый день посвящён памяти какого-либо святого человека или события Священной истории. Например, есть дни, посвящённые святым Марии, Елене, Наталье. Их имена привычны для нашего слуха. Встречаются и диковинные, непривычные для нас, редкие имена. Вот, например, святая Фёкла. А вот святой Луппа. Красным цветом в этом календаре выделены и другие дни, не такие, как в том календаре, с которым мы работали на прошлом уроке. - Как вы думаете, что это за календарь? - Кто-нибудь знает, чему или кому посвящён сегодняшний день? - А что можно делать в этот день? - В старину, крестьяне не имели таких календарей, а в своей жизни ориентировались на церковные службы, посвященные святым людям, и давали имена святым дням. - Он помогал людям считать время в году, соотносить наблюдения за погодой с днями памяти определённых святых и таким образом составлять прогноз погоды, чтобы выполнять необходимые сельскохозяйственные и домашние работы в соответствии с сезонными изменениями в природе. 2.Предлагает прочитать текст в учебнике на странице 46 и ответить на вопросы. - Откройте учебник на странице 46, начинаем читать текст по цепочке, начиная с первого ряда. Читаем внимательно, запоминаем, потом будет небольшой опрос. - Кому был посвящен день 1 сентября? - Что начинали делать в этот день? - К какому времени поспевают клюква и брусника? - Посмотрите на правую иллюстрацию в учебнике на странице 46. Кому посвящён этот день? - Что общего на этих иллюстрациях? - Какие приметы мы узнали, связанные с журавлями? | 1.Перечисляют приметы. 2.Открывают рабочую тетрадь на странице 30. 3. Распределяют приметы на три группы и записывают в тетрадь. а) явления в мире неживой природы: Солнце на восходе красного цвета — к сильному ветру. Б) растения: Рябина цветёт — к долгому теплу. В) поведение животных: Соловей поёт всю ночь — к хорошей погоде. - Когда цветет черемуха – всегда живет холод; Холодная зима – теплое лето; - орган слуха и осязания. - православный календарь. - Праведного воина Феодора Санаксарского (Ушакова) адмирала русского флота (1817). - прореживанием всходов и сбором семян. 4.Слушают рассказ учителя. 5.Открывают учебник на странице 46, читают текст. - Фёкле-свекольнице. - убирать свёклу на огороде. - к 5 сентября. - Луппе-брусничнику. - журавли. - Если журавли летят низко, то зима будет теплая, если высоко, то холодная. | Предметные: уметь распределять приметы по группам; Знать народные приметы; П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия. | Презентация Слайд 4 |
V.Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Словесный: учебный диалог. Словесный: составление рассказа. П | 1.Предлагает задание в рабочей тетради. - Откройте рабочую тетрадь на странице 30 №1. Прочтите приметы про себя. - Какие органы чувств помогают наблюдать явления, которые описываются в первой примете? Во второй? Динамическая пауза. Мы по городу идем Звонко песню мы поем Мы по улице шагаем Ноги ровно поднимаем Делай шаг – раз, два, Взмах руками – три, четыре. Повернулась голова Руки вверх и ноги шире. Прыгнем вместе высоко и побегаем легко. Мы по городу идем Звонко песню мы поем Мы по улице шагаем Ноги ровно поднимаем Делай шаг – раз, два, Взмах руками – три, четыре. Повернулась голова Руки вверх и ноги шире. Прыгнем вместе высоко и побегаем легко. Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули –ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад. | 1.Рааботают в рабочей тетради. - слух, осязание. 2.Выполняют динамическую паузу. | Предметные: уметь составлять рассказ по иллюстрации; П: выполнение действий по алгоритму. | Презентация Слайд 5 |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха. | Практический: самостоятельная работа. И П | 1.Предлагает задания для закрепления нового материала. 2.Контролирует выполнение заданий. 3.Организует проверку. 1 вариант. 1На скоько групп можно разделить народные приметы? Б) 2 В) 5 2) Браслет, из какой кости, считался древнейшим календарем наших предков? Б) мамонтовой В) зелёной. 3) Как называется календарь, в котором дни посвящены святым людям? Б) славянский В) православный. 4) Как называется день, когда люди убирают свеклу? 2 вариант. Б) 2 В) 5 2) Браслет, из какой кости, считался древнейшим календарем наших предков? Б) мамонтовой В) зелёной. 3) Как называется календарь, в котором дни посвящены святым людям? Б) славянский В) православный. 4) Как называется день, когда люди убирают свеклу? - Обменяйтесь листочками с соседом по парте, и проверьте с ответами на слайде. - Если у вас всё верно, то обведите улыбающийся смайлик, если допущено 1-2 ошибки, то не улыбающийся смайлик, если ничего неверно, то грустный смайлик. | 1.Выполняют задание. - ответ а. - ответ б. - ответ в. - ответ б. - ответ а. - ответ б. - ответ в. - ответ б. 2.Проверяют задание. | Предметные: умение применять полученные знания; П: выполнение действий по алгоритму; Л: контроль, оценка. | Презентация Слайд 6 |
VII.Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение ранее изученного | Словесный: учебный диалог Ф | 1.Подводит итоги урока. - Ну что ж, вот и подошёл к концу наш урок. - Какова была тема сегодняшнего урока? - Из чего состоит народный календарь? - Какие народные приметы вы запомнили? | 1.Подводят итоги урока. 2.Отвечают на вопросы. - народный календарь. - из народных примет. -перечисляют приметы. | Предметные: знать народные приметы; П: анализ, синтез, обобщение, аналогия. | Презентация Слайд 7 |
VIII.Рефлексия деятельности | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: учебный диалог Ф | 1.Организует оценку деятельности учащихся. - У каждого из вас на партах лежат листочки, на них изображены критерии оценивания вашей работы на уроке в виде картинок, раскрасьте ту, которая характеризует вашу работу на уроке. | 1.Оценивают свою деятельность, в зависимости от критериев. | Л: самооценка. | Презентация Слайд 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Перспектива" по теме: "Календарь - хранитель времени, страж памяти"
Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Перспектива" по теме: "Календарь - хранитель времени, страж памяти" с использованием цифровых образовательных ресурсов...
Технологическая карта урока окружающий мир по теме «Народный календарь»
Цель урока: формирование представления о народном календаре как сокровищнице опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.Задачи урока:Дидактические:1. Учить детей соотносить народные примет...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Экологический календарь» - 2 класс
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование экологического сознания; составление экологического календаря.УМК: «Перспектива», учебник «Окружающий мир...
Технологическая карта урока окружающего мира, УМК "Школа России", 2 класс, тема: "Народный календарь"
Цель урока: формирование у обучающихся знаний и представлений о народном календаре.Задачи урока:Дидактические: 1.Дать представление о понятиях «народные приметы», «народный календарь...
Технологическая карта урока окружающий мир "Календарь хранитель времени" (УМК "Школа России" 2 класс)
Цель урока: формирование представления о календаре как древнем явлении мировой культуры.Задачи:Дидактические:1) сформировать представление о календаре;2) сформировать знания о Календаре, времени;Разви...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме \'\'Эра календаря\'\' (УМК "Д.Б Эльконина – В.В. Давыдова", 4 класс)
Тип урока: "открытие" нового знания. Цель урока: формирование у обучающихся представлений о понятии «эра календаря» и его предназначении.Задачи урокаПланируемые результаты...
Технологическая карта урока окружающего мира "Народный календарь" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Цель урока:формирование у обучающихся представлений о народном календаре.Задачи урока:Дидактические:1. дать представление о народном календаре.Развивающие:1. развивать познавательные интересы;2. разви...