Технологическая карта урока «Круговорот воды в природе»
методическая разработка по окружающему миру

Козлова Татьяна Викторовна

Технологическая карта урока окружающего мира

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе

Тема: «Круговорот воды в природе»

Цель  урока:

  • сформировать у детей представление о круговороте воды в природе как важнейшем явлении в природе;

Задачи урока:

  • повторить свойства воды и воздуха;
  • увязать круговорот воды со свойством воды (переход из одного состояния в другое);
  • учить выявлять причинно- следственные связи и закономерности явлений природы;
  • развивать  логическое мышление, воображение, наблюдательность, память, восприятие, любознательность;
  • повышать познавательную активность детей;
  • воспитывать бережное отношение к водным ресурсам, интерес к окружающему миру.

Оборудование: схема-таблица «Круговорот воды в природе», карточки для проверки домашнего задания, таблички с основными понятиями темы, иллюстрации «Кругосветное путешествие капельки».

Ход урока

Действия учителя

Действия учеников

Примечание

1. Самоопределение к действию

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем

Ни минуты не теряем.

Доброе утро, ребята! Говорят, как начнёшь день таким он будет до вечера. Так пусть же сегодня день будет плодотворным и вы узнаете много нового и полезного для себя.

 

– Как вы думаете, что нас ждёт на этом уроке?

– Будем искать ответы на разные вопросы, делать новые открытия.

 

2. Актуализация знаний

а)Соедини стрелками, какие свойства относятся к воздуху, а какие к воде.
Без запаха
Без цвета
Расширяется при нагревании
Сжимается при охлаждении
Растворитель
Плохо проводит тепло
Прозрачность
текучесть

Воздух

Вода

Коллективная работа

б) фенологический рассказ

Работа в группах

 

В классе только и было разговоров о том, будет ли в воскресенье мороз или оттепель. Проснулись рано утром и первым делом посмотрели на термометр за окном – 4 градуса мороза. Едем! Взяли лыжи, палки, не забыли термос с горячим чаем и бутерброд положить в рюкзак – и в дорогу. Поезд привез нас к лесу часов в 9. В лесу в это время все растения влажные от утренней росы.

Зимой росы не бывает, зимой – иней.

 

Кто-то уже прошел на лыжах, и нам было легко идти по наезженной дороге. Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и приятный аромат снега чувствовался повсюду. Вокруг хорошо были видны следы некоторых жителей леса. Где-то сверху доносился равномерный стук – это дятел искал под корой личинок жуков-короедов.

Снег не имеет ни вкуса, ни запаха.

 

Решили отдохнуть под большим дубом. Мы развели костер и решили сварить кашу из крупы, которая была у Вити. «А где же мы возьмем воды?» – спросил Петя. «Да и соли нет», – подхватила Соня. Но тут в разговор вмешался Денис: «Нашли из-за чего переживать! Снегу-то сколько! Растопим снег на огне, получится соленая вода» «Почему соленая?» – удивились ребята. «Эх, вы, темнота! Снег откуда? Из тучи. А туча где родилась? Над океаном! А вода в океане соленая, значит и снег из океанской тучки соленый!» Так и сделали, но каша получилась не соленая. Есть ее мы не стали, положили в кормушку для птиц, затушили костер и двинулись к станции.

Испаряется только вода, соль не испаряется, поэтому снег без вкуса.

 

Около станции жила бабушка Сони. Во дворе ее дома сушилось выстиранное бельё. «Дааа», - присвистнул Дениска, – «Бельё-то до весны провисит, пока высохнет!» Баба Валя накормила нас горячими пирогами и проводила до поезда. Немного усталые, но довольные подъезжали мы к городу.

Испарение происходит в любое время года.
Вода с белья испаряется под воздействием ветра.

 

-Ребята, когда мы с вами изучали воду, её свойства. Мы сделали вывод, что вода волшебница. Почему?

Может находиться в трёх состояниях (жидком, твёрдом, газообразном) и переходить из одного состояния в другое.

-От чего зависит разное состояние воды? Почему она. То в жидком, то в твёрдом, то в газообразном состоянии?

От температуры.

-Расскажите, как это происходит.

При 0 температуре вода замерзает, при 100 градусах начинается процесс кипения и вода превращается в пар.

  1. Формирование новых знаний. Постановка проблемы.

Святослав Сторожев "ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ"

Жила на свете Капелька, как все, кто жил в пруду,
Не слушалась родителей: "Куда хочу, пойду!"
С подружками резвиться могла хоть целый день,
Смеяться и кружиться ей никогда не лень.
Могла поплыть налево, направо плыть могла,
Могла подпрыгнуть смело
 подумаешь, дела!
Её усатый дядя Сом устал предупреждать:
"Там солнце греет всё кругом и может в гости взять".
"Я к солнышку хочу взлететь, хочу всех выше стать,
Чтобы оттуда посмотреть, куда б еще слетать".
Она подпрыгнула смелей, ей Солнце луч дало.
"Давай же, Капелька, смелей, смотри, как тут светло!"
И что же с Капелькой стряслось? Лишь только пар взлетел.
Предупреждение сбылось
 вдаль дядя Сом смотрел.
Весь пар на облако присел, зашёл в прохладный зал,
И кто хотел, кто не хотел
 водою снова стал.
Тут грозный Гром как зарычит на Солнца яркий луч,
И Ветер вдруг как засвистит:"Я тоже, мол, могуч!"
И хлынул дождик проливной, всю землю окропил.
И вот поток уже речной все капли подхватил.
И наша Капля среди всех к пруду плывет скорей,
И слышен Капли звонкий смех среди лугов, полей.
"Ну что?
 спросил усатый Сом,  ведь я не зря кричу!"
"Ты знаешь, дядя, дело в том, я снова так хочу!"

Работа у доски. Ответ с обоснованием.

-Поделитесь своими впечатлениями.

-Что произошло в этом стихотворении?

-Какой процесс описан в этом стихотворении?

-Сформулируйте тему урока.

-Поставьте цели.

Круговорот воды в природе.

-Что вы узнали о круговороте воды в природе из этого стихотворения?

-Куда вернулась капелька?

-Закончились ли на этом её приключения?

-А могло ли случиться так, что капелька попала не в родной пруд, а в другое место?

Физкультминутка
Мы работали серьезно, надо нам и отдохнуть.
А для этого привстанем, к солнышку потянемся,
От землицы силу примем, а от ветра свежести.

 

 

-Какие слова спрятались в слове КРУГОВОРОТ?

(круг и ворот)

-Ворот-это вращение. Так происходит и в природе.

  1. Работа по теме урока.

-А сейчас попробуем зарисовать эти превращения, когда они происходят в природе. Откройте рабочую тетрадь на странице 30, выполняем задание 69.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Коллективная работа на доске)

-Откройте учебники, давайте проверим, всё ли мы сделали верно.

5. Рефлексия деятельности. Д/з.

- Что нового вы узнали?

Значит вода у нас не только волшебница, но и …путешественница.

-Какие задания вам захотелось сделать дома?

(Дома вам нужно пофантазировать и написать сказку или стихотворение о путешествии Капельки воды. )

Спасибо за работу.

Дети дорисовывают Капельке ротик и раскрашивают ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Круговорот воды в природе"

презентация к уроку "Круговорот воды в природе"...

Окружающий мир, 2 класс .Урок " Круговорот воды в природе"

Урок разработан с применением технологий РКМЧП  и ИКТ....

Методическая разработка урока "Круговорот воды в природе"

Включает конспект урока и презентацию, которая используется на  уроке окружающего мира во  2 классе при изучении нового материала....

Урок. Круговорот воды в природе.

Разработка урока вместе с практической частью. Моделирование круговорота воды в природе....

Конспект урока. Круговорот воды в природе

В данном уроке соблюдены требования к современному уроку...

Презентация к уроку "Круговорот воды в природе".

Презентация к разработанному уроку "Круговорот воды в природе" 3 класс....

Открытый урок Круговорот воды в природе

Урок по окружающему миру в 3 классе,с презентацией....