Кружковое занятие "Белочка"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Ирина Валерьяновна Оразаева Шоруньжинская СОШ

Материал к кружовому занятию "Знакомые незнакомцы" по теме "Белочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект24.13 КБ
Файл презентация2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: 
«ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ ЗВЕРЕК - БЕЛКА» 
Кружок «Знакомые незнакомцы» 

Цели: 1. Развивать интерес к познанию мира природы, к получению новых знаний. 
2. Формировать представление о наиболее типичном представителе животного мира  – белке. 
3. Развивать мышление, память. 
4. Учить анализировать объекты с целью выделения признаков. 
5. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру. 
6. Изучить с детьми особенности поведения белок.


Оборудование: 
Для учителя: компьютер, проектор, презентация «Белка», раскраска «Белка».
Для учащихся: цветные карандаши, пластилин, цветные карандаши, фломастеры, маленькие листочки. 

Ход занятия.
Звучит музыка, под музыку входят дети. 


Игра «Необычное приветствие». 
Дети ходят по комнате (можно и танцевать). Когда музыка утихает, то произносятся слова: «1,2,3, друга найди!» В это время каждый ребенок срочно должен найти себе пару и встать с ней рядом. Тогда звучит команда: «Поздоровайтесь….» - и затем называется любая часть тела (мизинцами, ушами, коленками, пятками...)

Важное условие – ученик после музыкальной паузы должен встать с тем, с кем он еще не здоровался. 
Игра «Молекулы и атомы» 
Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются «атомами». Как известно, атомы могут превращаться в молекулы - более сложные образования, состоящие из нескольких атомов. В молекуле может быть и два, и три, и пять атомов. Играющим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», т.е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит: «Реакция идет по 2,3,5!», то это значит, что три игрока - «атома» сливаются в одну «молекулу». Сигналом к тому, чтобы молекулы вновь распались на отдельные атомы, служит команда ведущего: «Реакция окончена». 
Рассаживаются по 3 человека (по итогам игры). 

1. Актуализация знаний учащихся. Формулирование темы и целей занятия. 
- Сегодня на занятии мы продолжим говорить о животных, которые живут рядом с нами, хотя и стараются не попадаться нам на глаза. А чтобы узнать, о каком животном мы будем говорить, вам надо отгадать зверя по описанию.

«Отсроченная догадка». 
На ватмане (расположенном на доске) располагается фигура белого цвета, разделенная на сегменты. По мере выполнения задания, дети ищут «фрагмент рисунка» (соответствующий фрагменту белого цвета и расположенного на столе учителя) и крепят на ватман – закрывают белую фигуру, постепенно «возникает» рисунок – отгадка. 

1.1. «Звериный портрет» или по описанию узнай животное. 1 минута на обсуждение. По мере отгадывания на доске вывешиваются ответы – картинки. 
1группа. 
Его можно встретить в густом лесном покрове, на вырубках, просеках, в степи. Хоть и ведет он ночной образ жизни, охотится только ночью, его нередко можно встретить и днем – на солнечных местах. Он не выходит из состояния зимней спячки до тех пор, пока не кончаются заморозки. Длина его тела – до 30см, вес -1кг. Он поедает всё: мелких насекомых, мышей и даже ядовитых змей, сочные плоды и ягоды. Они бывают колючими. (Ёж) 
2 группа. 
Эти животные бродячие. Летом они бродят в одиночку или парами. Зимой собираются в стаи. Ловят зайцев, глухарей и даже маленьких птичек. Но основная их добыча  - олени, косули, лоси. Они могут не есть больше десяти дней и сохранять при этом силу и способность пробежать большое расстояние, к весне часто бывают истощены. Летом появляются детёныши. Обычно их бывает 6 – 8, но иногда и до 10 – 13.  Эти животные уничтожают слабых и больных, очищая лес от погибших животных. Их считают «лесными санитарами». (Волк)
3 группа. 
Это очень красивое и изящное животное. У этого животного очень красивый шелковистый мех, белая грудка и чёрные «сапожки». Длинный пушистый хвост создаёт впечатление большой величины зверя. На самом деле это не так, это совсем маленькое животное и весит всего 4-5 килограммов. Особое обаяние придают этому зверю смышленые глаза со зрачками, как у кошки. Могут питаться отбросами, мышами и крысами. Но в основном это животное предпочитает местности, где много мышей, полёвок и зайцев. Хотя и не брезгует и кузнечиками, ест землянику, чернику, вишню, яблоки и виноград. 
(Лиса) 
4 группа. 
Этот зверь – хищник, и часто опасный хищник. Он может напасть на корову и даже на лося. Если он идёт и не торопится, то похож на косолапого, неуклюжего увальня. Но если увидит добычу, то бежит не хуже лошади. Всеяден. Он ест грызунов, птичек, лягушек, рыбу. Очень любит мёд. И все – таки главная еда – растения: голубика, малина, клюква. Зимой спит в берлоге. (Медведь) 
5 группа. 
Эти  животные бывают двух видов – беляки и русаки.  Кончики ушей, достигающие 10 см в длину, и верхняя часть хвоста черные. Два раза в год у зверьков происходит линька. Зверьки ведут ночной образ жизни, в дневное время прячутся от посторонних глаз, причем маскируются на лёжках так искусно, что, даже находясь в нескольких метрах от него заметить его очень трудно. Благодаря прекрасно развитому у животного зрению, обонянию и слуху, подкрасться к нему незамеченным  непросто. Прозвища у этих зверьков - «косой».  Питаются исключительно растительной пищей. (Заяц) 

1.2. Загадка

Хвост пушистою дугой, — 
Вам знаком зверек такой? 
Острозубый, темноглазый, 
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле?

- Очень хорошо. Это действительно белка. А по каким признакам вы об этом догадались? (Она маленькая, подвижная, хорошо прыгает по деревьям, у нее длинный хвост.) 

- А какие ассоциации возникли у вас со словом «белка». (На ватмане бумаги пишут слова).
- Какой же будет тема нашего занятия? (Мы будем говорить о белке).
- Что же мы будем делать, чтобы хорошо с ней познакомиться?
- Да, ребята, тема нашего занятия «Любознательный зверек – белка». И сегодня мы узнаем много интересного о белке, посмотрим, как она выглядит.

2. Основная часть занятия. 
2.1. Краткий рассказ учителя о жизни белки. 
Белки – очень любознательные зверьки. Ингода можно совсем близко увидеть белку, даже покормить её с ладони.

Белки могут иметь длину тела от 20 до 31 см. (показать по линейке) Масса до 1 кг. Длина хвоста 20-31 см. Хвост густо покрыт волосами. Зверька очень украшают темные кисточки на ушах и блестящие живые глазки. Белки два раза в году линяют, но хвост линяет за этот период только один раз.

Белки питаются разнообразным растительным кормом: древесными семенами, ягодами и фруктами, орехами, грибами, почками и побегами, корой и лишайниками. К растительной пище добавляются животные корма: насекомые, яйца птиц, ящериц и змеи, птенцы и даже мелкие грызуны. Перед зимой белки делают большие запасы лучших орехов и семян.

Белка прекрасно лазает по ветвям и легко перепрыгивает с одного дерева на другое. В случае необходимости белка может без вреда для себя прыгнуть с вершины высокого дерева на землю. 
Она устраивает гнездо в дуплах или ветвях деревьев. Гнездо из ветвей имеет форму шара с боковым входом. Изнутри такое гнездо выстлано мягким растительным материалом. Известны случаи устройства белками своих убежищ в скворечниках и даже в постройках человека. Хотя у белки теплый и пушистый мех, но она большая мерзлячка. Свое гнездо она делает очень тёплым. Поэтому зимой там бывает комнатная температура. А белке совсем не жарко. В холодные дни она совсем не выходит из гнезда и почти все время спит, плотно закрыв вход сухой травой. Даже кормиться она не выходит.
Белки – хорошие матери. Придет весна, и у белки появятся 3 – 6 маленьких, беспомощных  бельчат (каждый весом всего в 7 - 8 граммов). Бельчата появляются на свет слепыми и голыми. В течение 6 недель они находятся в гнезде, питаясь молоком матери. Когда мама отлучается из гнезда, она накрывает детей мягкой выстилкой. Через месяц после рождения бельчата открывают глаза. Пройдет еще около месяца – и они начнут самостоятельно есть мягкую пищу: грибы и ягоды. И только потом – орехи, желуди и шишки.

2.2. Физкультминутка. Разучивание считалки.
- А теперь давайте разучим считалку, которая поможет вам посчитаться, когда вы захотите поиграть.
Ехала белка не тележке, 
Продавала всем орешки. 
Кому два, кому три, 
Выходи из круга ты! (разучивают) 

2.3. Игра «Белка и орешек». 
- Сейчас мы с вами разучим новую игру, которая называется «Белка и орешек». 
Правила игры: Все встают в круг и за спиной из рук в руки играющие передают друг другу орех. «Белка» водит — она ходит внутри круга, внимательно следит за их движениями и, обращаясь то к одному, то к другому, просит: «Дай орешек!» 
Играющий, к которому обращаются с такой просьбой, сейчас же показывает руки ладонями вверх. Белку сменяет тот, у кого в руках она найдёт орешек. 
В опасную минуту бросать орех на пол, конечно, не разрешается. Нарушающий это правило исключается из игры. 
- Давайте поиграем, но чтобы выбрать «белку», надо посчитаться. Кто помнит нашу новую считалку и может нас посчитать? 


2.4. Развитие речи. Чистоговорка про белку. Работа в парах.

Натаскала белка орехов в дупло-

Будет ей всю зиму тепло.

2.5. Составление кластера. 


2.5. Рефлексия. Ответы на вопросы. За правильный ответ каждая группа получает задание.

1 группа – раскраска;

2 группа – лепка из пластилина;

3 группа – нарисовать рисунок;

4 группа – собрать пазл;

5 группа – придумать загадку.

Вопросы:

1. Сколько раз в году белка меняет свой наряд?
2. Где белка устраивает себе дом?

3. Что едят белки?

4. Что у белки на ушах?

5. Почему белок называют хорошими матерями?


3. Подведение итогов. 
- Вам понравилось наше занятие? 
- Что запомнилось больше всего? 
- Нарисуйте на маленьких листочках ваше настроение. 
- Спасибо вам за работу, до новых встреч.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа в начальной школе.

Большое значение в школьной воспитательной работе играют кружки. Большой популярностью среди учащихся пользуются кружки, которые ведут родители....

Учебно-тематическое планирование кружковой работы в Токаревской сельской школе №22

         Разрабатывая эту программу, я стремилась в первую очередь показать, что занятия в кружке могут быть не только занимательны, но и очень полезны для общего...

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Кружковая работа по экологии

Дару үләннәре - әнием күчтәнәче....

Авторская прграмма "Здоровый образ жизни" по кружковой работе

Программа по кружковой работе для учащихся 3 класса(на татарском языке)...

Кружковая работа в 1 классе

Планирование кружковой работы в 1 классе, работающих по стандартам второго поколения....

Моя кружковая работа

В помощь руководителям кружковой работы. Схемы, описание работы....