Рабочая программа "Окружающий мир"-3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Аннотация к рабочей программе «Окружающий мир» 3 класс
1. Наименование программы
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
2. Цель рабочей программы
Формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
3. Структура учебной дисциплины:
1.Человек и природа
2.Человек и общество
4. Особенности организации учебного процесса по предмету
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- игры, экскурсия, путешествие, выставка, проект
Виды контроля:
- текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, устный опрос, самостоятельная работа, работа по карточке, тест, викторина, КИМ.
5. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
представлены в рабочей программе
6. Общая трудоемкость дисциплины:
68 часов за год обучения.
7. Формы оценивания:
Устный опрос, творческое задание, тест.
8. Составитель:
Учитель начальных классов МКОУ ХМР «СОШ им.В.Г.Подпругина с.Троица»,Н.Г.Южакова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir-3_klass.docx | 66.54 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты - Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа имени В. Г. Подпругина с. Троица»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ДЛЯ 3 КЛАССА
Составитель:
Южакова Наталья Григорьевна,
учитель начальных классов,
1 квалификационная категория
2021/2022 учебный год
Данная программа «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основании следующих нормативных документов и материалов:
- Программа «Окружающий мир.1-4».Автор: А. А. Плешаков. — М. : Просвещение, 2014 г. (Школа России).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Плешаков А.А..,Окружающий мир 3 класс: Учебник для общеобразоват. организаций в 2-х частях/ Плешаков А.А.- 7-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2017.
- Плешаков А.А..,Окружающий мир 3 класс: Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразоват. организаций в 2-х частях/ Плешаков А.А.- 9-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2020.
- Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир.3класс./И.Ф.Яценко-10 изд.-М.:ВАКО,2019.
Планируемые результаты
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
Раздел «Человек и природа»
Обучающиеся 3 класса научатся:
- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска новой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.
- выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество»
Обучающийся научится:
- различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.);
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
- соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
Содержание учебного предмета
В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.
Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.
Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.
Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.
Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Как устроен мир | 6ч. |
2 | Эта удивительная природа | 18ч. |
3 | Мы и наше здоровье | 10ч. |
4 | Наша безопасность | 9ч. |
5 | Чему учит экономика | 12ч. |
6 | Путешествие по городам и странам | 13ч. |
Итого | 68ч. |
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов |
Как устроен мир | 6 ч | |
1 | Природа. Разнообразие природы. Значение природы для людей. | 1 |
2 | Человек. Ступеньки познания. | 1 |
3 | Проект «Богатства, отданные людям» Экскурсия. | 1
|
4 | Общество. | 1 |
5 | Мир глазами эколога. | 1 |
6 | Природа в опасности. Охрана природы. | 1 |
Эта удивительная природа | 18 ч | |
7 | Тела, вещества, частицы. | 1 |
8 | Разнообразие веществ. | 1 |
9 | Воздух и его охрана. | 1 |
10 | Вода и жизнь. Свойства воды. | 1 |
11 | Превращения и круговорот воды в природе. | 1 |
1 2 | Берегите воду! | 1 |
1 3
| Как разрушаются камни! Что такое почва? | 1 |
1 4 | Разнообразие растений. | 1 |
1 5 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 |
1 6 | Размножение и развитие растений. | 1 |
1 7 | Охрана растений. | 1 |
18 | Разнообразие животных. | 1 |
19 | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 |
20 | Невидимая сеть и невидимая пирамида. | 1 |
21 | Размножение и развитие животных. | 1 |
22 | Охрана животных. | 1 |
23 | В царстве грибов. | 1 |
24 | Великий круговорот жизни. | 1 |
Мы и наше здоровье | 10 ч | |
25 | Организм человека. | 1 |
26 | Органы чувств. | 1 |
27 | Надёжная защита организма. | 1 |
28 | Опора тела и движение.Проверочная работа «Организм человека» | 1 |
29 | Наше питание. Органы пищеварения | 1 |
30 | О дыхании, о движении крови | 1 |
31 | Умей предупреждать болезни | 1 |
32 | Здоровый образ жизни. | 1 |
33 | Проверочная работа " Мы и наше здоровье" | 1 |
34 | Презентация проектов « Богатства, отданные людям»,«Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | 1 |
Наша безопасность | 7 ч | |
35 | Огонь, вода и газ. | 1 |
36 | Чтобы путь был счастливым. | 1 |
37 | Дорожные знаки. | 1 |
38 | Проект «Кто нас защищает» | 1 |
39 | Опасные места. | 1 |
40 | Природа и наша безопасность. | 1 |
41 | Экологическая безопасность. | 1 |
Чему учит экономика | 12 ч | |
42 | Для чего нужна экономика? | 1 |
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 |
44 | Полезные ископаемые. | 1 |
45 | Растениеводство. | 1 |
46 | Животноводство. | 1 |
47 | Какая бывает промышленность? | 1 |
48 | Проект « Экономика родного края» | 1 |
49 | Что такое деньги? | 1 |
50 | Государственный бюджет. | 1 |
51 | Семейный бюджет. | 1 |
52 | Экономика и экология. | 1 |
53 | Экономика и экология. | 1 |
Путешествие по городам и странам | 15 ч | |
54
| Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца. | 1 |
55 | Золотое кольцо России. Города Золотого кольца - Ярославль, Кострома и их достопримечательности. | 1 |
56 | Золотое кольцо России – Иваново, Суздаль, Владимир и их достопримечательности. | 1 |
57 | Проект «Музей путешествий». Подготовка к выполнению проекта. | 1 |
58 | Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией. | 1 |
59 | На севере Европы. Страны севера Европы. | 1 |
60 | Что такое Бенилюкс? Страны Бенилюкса. | 1 |
61 | В центре Европы. Страны центра Европы. | 1 |
62 | Путешествие по Франции. | 1 |
63 | Путешествие по Великобритании. | 1 |
64 | На юге Европы. Греция и Италия. | 1 |
6 5 | По знаменитым местам мира. Памятники архитектуры и искусства. | 1 |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. | 1 |
67 | Презентация проекта «Кто нас защищает?», «Экономика родного края» | 1 |
68 | Презентация проекта «Кто нас защищает?», «Экономика родного края», «Музей путешествий». | 1 |
Итого 68ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя начальных классов по математике. 1 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учителя)п...
Рабочая программа учителя начальных классов по русскому языку.. 1 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учи...
Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету русский язык (специальный (коррекционный) класс VII вида)
Пояснительная записка.Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 1 поколения на основе авторской программы «Русский язык» авторов...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...