Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс ПНШ
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира 4класс. Тема "Природные зоны нашей страны" ПНШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_okruzhayushchiy_mir_4kl.docx | 37.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего мира 4класс. ПНШ
Тема: Природные зоны нашей страны
Цели-результаты урока:
Предметные:
Знать: основные природные зоны России.
Уметь: пользоваться картой природных зон России и физической картой как источником информации.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем при определении природных зон России;
- прогнозирование и составление плана учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем;
- контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при определении климатических условий природных зон России;
- оценка успешности решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с одноклассниками и учителем при определении климатических условий природных зон России;
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД
- поиск и выделение необходимой информации, в учебнике, рабочей тетради, хрестоматии, сети Интернет при определении климатических условий природных зон России;
- умение структурировать знания при определении климатических условий природных зон России в зависимости от расположения;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при определении климатических условий природных зон России;
- выбор наиболее эффективных способов при определении климатических условий природных зон России;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при определении климатических условий каждой природной зоны.
Логические УУД:
- анализ, синтез, сравнение, классификация при определении климатических условий природных зон России
- подведение под понятия «природная зона» при определении климатических условий природных зон России
- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при определении климатических условий природных зон России
- выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство при определении климатических условий природных зон России
Коммуникативные УУД:
– определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение;
– умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению– понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при заполнении таблицы, решении примеров на умножение и деление, повторении компонентов при умножении, фиксировании затруднений при решении примера в индивидуальной деятельности;
– учет разных мнений и умение обосновать собственное
Личностные:
- проявление устойчивого познавательного интереса к окружающему миру при изучении природных зон России;
- понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности при определении климатических условий природных зон России;
- осознание целостности окружающего мира при при изучении природных зон России;
- проявление бережного и уважительного отношения к природе своей страны, родному краю.
Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, презентация, учебник.
Технологическая карта урока в соответствии с требованием ФГОС
Этап урока | Содержание заданий (для учащихся) | Виды деятельности, формы организации работы | Планируемые результаты | ||
Предметные | Личностные, метапредметные (формирование УУД) | ||||
1. Самоопределение к учебной деятельности | Прочитайте в группах стихотворение, записанное на доске, и обсудите ответы на вопросы. Если долго-долго-долго В самолете нам лететь, Если долго-долго-долго На Россию нам смотреть. То увидим мы тогда И леса, и города, Океанские просторы, Ленты рек, озера, горы… Мы увидим даль без края, Тундру, где звенит весна. И поймем тогда, какая Наша Родина большая, Необъятная страна. (Т. Бокова) - Какова главная мысль прочитанного стихотворения? - Как вы думаете, в чем заключается связь стихотворения и сегодняшнего урока? | - Читают стихотворение, - обсуждают ответы на вопросы, (работа в группах) | Знать: значение окружающего мира в жизни человека, Уметь: определять значение окружающего мира в жизни человека, | Личностные УУД: – проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при работе со стихотворением, обсуждении значения окружающего мира в жизни человека; – проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при работе со стихотворением, обсуждении значения окружающего мира в жизни человека ;– проявление позитивного отношения к правильной устной речи при работе со стихотворением, обсуждении значения окружающего мира в жизни человека Регулятивные УУД: – определение цели выполнения задания совместно с одноклассниками и учителем при работе со стихотворением, обсуждении значения окружающего мира в жизни человека Познавательные УУД: Общеучебные УУД: – поиск и выделение необходимой информации при работе со стихотворением, обсуждении значения окружающего мира в жизни человека – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при работе со стихотворением, обсуждении значения окружающего мира в жизни человека . Логические УУД: – анализ, синтез при работе со стихотворением, обсуждении значения окружающего мира в жизни человека Коммуникативные УУД: – определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при работе со стихотворением, обсуждении значения окружающего мира в жизни человека ; учет разных мнений и умение обосновать собственное при работе со стихотворением, обсуждении значения окружающего мира в жизни человека; умение договариваться, находить общее решение при работе со стихотворением, обсуждении значения окружающего мира в жизни человека умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при работе со стихотворением, обсуждении значения окружающего мира в жизни человека
| |
2. Актуализация знаний. | -Вспомните, как вращается Земля вокруг Солнца? -Что с этим связано? Как нагревается поверхность Земли по мере того, как солнечные лучи прогревают ее? | - Заполняют таблицу, - решают примеры на умножение и деление, - повторяют компоненты при умножении, - фиксируют затруднение при решении примера в индивидуальной деятельности. ( работа в парах, индивидуально) | Знать: почему происходит смена времен года. Уметь: определять времена года на глобусе. | Личностные УУД: – проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при работе с теллурием; – понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности Регулятивные УУД: – определение цели выполнения задания совместно с одноклассниками и учителем при работе с теллурием; – оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем. при работе с теллурием; Познавательные УУД: Общеучебные УУД: – умение структурировать знания; – выбор наиболее эффективных способов решения задач; – постановка и формулирование проблем при работе с теллурием; Логические УУД: – анализ, сравнение при работе с теллурием;
– выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства при работе с теллурием;
Коммуникативные УУД: – определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при работе с теллурием; – умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при работе с теллурием; -понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при работе с теллурием; -учет разных мнений и умение обосновать собственное при работе с теллурием; | |
3. Постановка проблемы | - Понаблюдайте, какая часть земного шара получает больше света, а следовательно, и тепла?(Экватор) - Как вам кажется, влияет ли такое явление на природу земного шара? - Как вам кажется, влияет ли такое явление на природу земного шара? -Ребята, на Земле есть очень большие пространства с похожими природными условиями , и каждое из них имеет свой характерный растительный и животный мир. -Как вы думаете, как будут называться такие пространства? Выскажите предположение, почему происходит смена природных зон. Проверьте себя по тексту учебника. | - Выделяют затруднение, - поясняют причину затруднения, - формулируют тему урока, - определяют цели урока (фронтально) | Знать: как изменяется климат в зависимости от прогревания поверхности Земли. Уметь: определять изменения климата в зависимости от удаления от Солнца. | Личностные УУД: – проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию– проявление уважительного отношения при взаимодействии с учителем во время учебной деятельности; – проявление позитивного отношения к правильной устной. Регулятивные УУД: – определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем Познавательные УУД: Общеучебные УУД: – выделение необходимой информации– умение структурировать знания– умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Логические УУД: – анализ – установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД: – определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение - понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; - умение аргументировать свое предложение, убеждать - способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет | |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Исходя из этого предположите, как будет звучать тема нашего урока? -Какую цель мы поставим перед собой на урок? (Продолжи фразу) «Сегодня на уроке мы познакомимся с …(природными зонами нашей страны)» ЗАДАЧИ: 1.Узнаем, какие природные зоны находятся на территории России; 2.Научимся определять их обозначение и местонахождение на карте; 3.Сможем применить полученные знания на практике | - Составляют план выхода из затруднения, – обсуждают способы действий (фронтальная) | Знать: понятие «природная зона». Уметь: понимать смысл понятие «природная зона». | Личностные УУД: – проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности; – проявление позитивного отношения к правильной устной речи. Регулятивные УУД: – составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с одноклассниками . Познавательные УУД: Общеучебные УУД: – умение структурировать знания; – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Логические УУД: – анализ и синтез – построение логической цепи рассуждений; – выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства Коммуникативные УУД: - учет разных мнений и умение обосновать собственное - умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. | |
5.Решение проблемы | В направлении с севера на юг в нашей стране сменяется несколько природных зон: арктические пустыни; тундра; тайга; смешанные и широколиственные леса; степи; пустыни; субтропики. Причём это только основные зоны. Природа меняется постепенно. Поэтому между основными природными зонами есть промежуточные: между тундрой и лесами — лесотундра; между лесами и степями — лесостепь; между степями и пустынями — полупустыни. Почему же происходит смена природных зон? Причина в неравномерном нагревании Солнцем разных участков Земли. Рассмотрите схему. На ней видно, что в северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Это и приводит к постепенному изменению всей картины природы Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой. Это явление называется высотной поясностью. Например, на северных склонах Кавказских гор степи сменяются лесами, леса — высокогорными лугами, а ещё выше расположен пояс льдов и снегов (Просмотр видео «Природные зоны России») | Слушают учителя, отвечают на вопросы (Коллективная) Смотрят видео | Знать:природные зоны. Уметь: находить на карте природные зоны. | Личностные УУД: – проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию. – проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности. Регулятивные УУД: – оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем . Познавательные УУД: Общеучебные УУД: – поиск и выделение необходимой информации в учебнике – умение структурировать знания – постановка и формулирование проблем Логические УУД: – классификация; – установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД: – определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение– умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) - умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности | |
Физминутка | Голова чтоб не болела, Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.) А теперь руками крутим — И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.) Тянем наши руки к небу, В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.) Повороты вправо-влево, Плавно производим. (Повороты туло-вища влево и вправо.) Наклоняемся легко, Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.) Потянули плечи, спинки. А теперь конец разминки | ||||
6.Первичное закрепление. | Наша страна очень большая, и ее живая и неживая природа очень богата и разнообразна. Северные района нашей страны получают от Солнца меньше тепла и света, южные больше. Вот почему с севера на юг сменяется несколько природных зон. Всего их 6: (Читает один из учеников)стр.59(учебник) ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ(ледяная зона) ЗОНА ТУНДРЫ ЗОНА ЛЕСОВ ЗОНА СТЕПЕЙ ЗОНА ПУСТЫНЬ ЗОНА СУБТРОПИКОВ - Вспомните, с какими видами географических карт мы уже работали на уроках? -А что же такое карта?
- С помощью чего мы можем прочитать карту? -Представьте, что вы географы и составляете карту природных зон. Каким бы цветом вы обозначили каждую природную зону и почему? -А теперь, давайте обратимся к карте природных зон России в учебнике (стр.60-61) и найдем условные обозначения природных зон. Поработайте в парах и расскажите соседу, каким цветом обозначены зоны и покажите их на карте.(Работа с картой) -Ребята, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла и света, а южные – больше. Вот почему в направлении с севера на юг сменяется несколько природных зон. -Где находится север? -Где находится юг? Исходя из этого, обратите внимание на карту природных зон и их цвета и ответьте мне на вопрос: -«Какая природная зона будет располагаться на самом севере нашей страны?» -Каким цветом она обозначена на карте? -Как вы думаете, почему? -Зона Арктических пустынь является первой природной зоны нашей страны по расположению зон с севера на юг. -Ребята, определите, какая природная зона будет следующей, южнее ледяной зоны, которая простирается вдоль Северного Ледовитого океана? -Каким цветом она обозначена и как вы думаете почему? -Переходной зоной от Тундры является лесотундра. Посмотрите на карту, каким цветом она обозначена. -Ребята, вы перечислили названия природных зон России. Определите, какая природная зона, будет находиться южнее Тундры? -Глядя на карту, что вы можете рассказать об этой зоне? -Почему она обозначена зеленым цветом? (Найдите ответ в учебнике) -В зону лесов входят две подзоны: 1.Тайга(посмотрите, каким цветом она обозначена), 2. Смешанные и лиственные леса -Посмотрите внимательно на карту и предположите, какую часть территории нашей страны занимает зона лесов? Хорошо, ребята. Молодцы. Вы очень внимательны. | . Определяют местоположение природных зон на карте (работа в парах, в группах) Отвечают на вопросы учителя | Знать: природные зоны Уметь: определять климатические условия природных зон в зависимости от расположения. | Личностные УУД: – проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности – проявление позитивного отношения к правильной устной и письменной речи Регулятивные УУД: – осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) – оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем Познавательные УУД: Общеучебные УУД: – умение структурировать знания– умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Логические УУД: – анализ, сравнение – установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений – выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства Коммуникативные УУД: – определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное; – умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) - учет разных мнений и умение обосновать собственное - умение договариваться, находить общее решение - умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать | |
7.Самостоя- тельная работа с самопроверкой | -У каждого на парте лежит контурная карта Природных зон. Пользуясь учебником ст.60-61закрасьте нужным цветом природные зоны и сделайте заметку в условных обозначениях. | Выполняют задание на контурных картах (индивидуальная) | Знать: природные зоны Уметь: наносить природные зоны на контурнуюкарту | Личностные УУД: – самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при выполнении самостоятельной работы, проведении проверки; – проявление позитивного отношения к правильной устной и письменной речи при выполнении самостоятельной работы, проведении проверки. Регулятивные УУД: – осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при выполнении самостоятельной работы, проведении проверки; – оценивание успешности выполнения задания при выполнении самостоятельной работы, проведении проверки. Познавательные УУД: Общеучебные УУД: – выбор наиболее эффективных способов решения при выполнении самостоятельной работы, проведении проверки. Логические УУД: – анализ, классификация при выполнении самостоятельной работы, проведении проверки. Коммуникативные УУД: – умение контролировать собственные действия при выполнении самостоятельной работы, проведении проверки. | |
9.Рефлексия деятельности. | - Какую цель ставили? - Удалось ли достичь цели? - Каким способом? Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, данные на слайде: - Работал не покладая рук, - Летал в облаках, - Работал спустя рукава, - Бил баклуши, - Работал засучив рукава, - Лез из кожи вон, - Погрузился с головой в работу. Домашнее задание Ст.59-63 читать .Составить таблицу «Климатические условия природных зон» | - Делают выводы, -высказывают свои мысли, - описывают свои эмоции. (фронтальная) | Знать: природные зоны расположение их на карте Уметь: работать с картой | Личностные УУД: – самооценивание успешности или неуспешности учебной при определении природных зон, климатических условий каждой природной зоны; – понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности при определении природных зон, климатических условий каждой природной зоны; Регулятивные УУД: – оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при определении природных зон, климатических условий каждой природной зоны;
Познавательные УУД: Общеучебные УУД: – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при определении природных зон, климатических условий каждой природной зоны; Логические УУД: – выдвижение гипотез, их обоснование при определении природных зон, климатических условий каждой природной зоны; Коммуникативные УУД: -понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при определении природных зон, климатических условий каждой природной зоны; -учет разных мнений и умение обосновать собственное умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при определении природных зон, климатических условий каждой природной зоны; - рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при определении природных зон, климатических условий каждой природной зоны; |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Учебник Окружающий мир. Федотова О.Н. М.: Академкнига/2013г
Методическое пособие Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., С. А. Трафимов
видео для работы на интерактивной доске
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...
Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.
Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической картой...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...
Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)
Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...
Технологическая карта урока окружающего мира «Земля на карте» ( УМК " Школа России", 2 класс)
Тема урока: «Земля на карте» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование представлений о понятии «физическая карта мира»; знакомство с океанами и мат...
Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...