Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс ПНШ
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Юровникова Елена Леонидовна

Технологическая карта урока окружающего мира 4класс. Тема "Природные зоны нашей страны" ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_okruzhayushchiy_mir_4kl.docx37.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира 4класс. ПНШ

Тема: Природные зоны нашей страны

Цели-результаты урока: 

Предметные:

Знать: основные природные зоны России.

Уметь: пользоваться картой природных зон России и физической картой как источником информации.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: 

- определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем при определении природных зон России;

- прогнозирование и составление плана учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем;

- контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при определении климатических условий природных зон России;

- оценка успешности решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с одноклассниками и учителем при определении климатических условий природных зон России;

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД

- поиск и выделение необходимой информации, в учебнике, рабочей тетради, хрестоматии, сети Интернет при  определении климатических условий природных зон России;

- умение структурировать знания при определении климатических условий природных зон России в зависимости от расположения;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при определении климатических условий природных зон России;

- выбор наиболее эффективных способов при определении климатических условий природных зон России;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при определении климатических условий каждой природной зоны.

Логические УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация при определении климатических условий природных зон России

- подведение под понятия «природная зона» при определении климатических условий природных зон России

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при определении климатических условий природных зон России

- выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство при определении климатических условий природных зон России

Коммуникативные УУД:

 определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение;

 умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению– понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при заполнении таблицы, решении примеров на умножение и деление, повторении компонентов при умножении, фиксировании затруднений при решении  примера в индивидуальной деятельности;

– учет разных мнений и умение обосновать собственное

Личностные:

- проявление устойчивого познавательного интереса к окружающему миру при изучении природных зон России;

- понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности при определении климатических условий природных зон России;

- осознание целостности окружающего мира при при изучении природных зон России;

- проявление бережного и уважительного отношения к природе своей страны, родному краю.

Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, презентация, учебник.

Технологическая карта урока в соответствии с требованием ФГОС

Этап урока

Содержание заданий (для учащихся)

Виды деятельности, формы организации работы

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (формирование УУД)

1. Самоопределение к учебной деятельности

Прочитайте в группах стихотворение,  записанное на доске, и обсудите ответы на вопросы.

Если долго-долго-долго

В самолете нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть.

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна.

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

              (Т. Бокова)

- Какова главная мысль прочитанного стихотворения?

- Как вы думаете, в чем заключается связь стихотворения и сегодняшнего урока?

- Читают стихотворение,

- обсуждают ответы на вопросы,

 (работа в группах)

Знать: значение окружающего мира в жизни человека,

Уметь: определять значение окружающего мира в жизни человека,

Личностные УУД:

проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при работе со стихотворением, обсуждении  значения окружающего мира в жизни человека;

проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при работе со стихотворением, обсуждении  значения окружающего мира в жизни человека

;– проявление позитивного отношения к правильной устной речи при работе со стихотворением, обсуждении  значения окружающего мира в жизни человека

Регулятивные УУД:

 определение цели выполнения задания совместно с одноклассниками и учителем при работе со стихотворением, обсуждении значения окружающего мира в жизни человека

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

 поиск и выделение необходимой информации при работе со стихотворением, обсуждении значения окружающего мира в жизни человека

   умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме при работе со стихотворением, обсуждении значения окружающего мира в жизни человека

.

Логические  УУД:

 анализ, синтез при работе со стихотворением, обсуждении значения окружающего мира в жизни человека

Коммуникативные УУД:

 определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при работе со стихотворением, обсуждении значения окружающего мира в жизни человека

;

учет разных мнений и умение обосновать собственное при работе со стихотворением, обсуждении значения окружающего мира в жизни человека;

умение договариваться, находить общее решение при работе со стихотворением, обсуждении значения окружающего мира в жизни человека

умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при работе со стихотворением, обсуждении значения окружающего мира в жизни человека

  • .

2. Актуализация знаний.

-Вспомните, как вращается Земля вокруг Солнца?

-Что с этим связано?

Как нагревается поверхность Земли по мере того, как солнечные лучи прогревают ее?

- Заполняют таблицу,

- решают примеры на умножение и деление,

- повторяют компоненты при умножении,

- фиксируют затруднение при решении  примера в индивидуальной деятельности.

 ( работа в парах, индивидуально)

Знать:

почему происходит смена времен года.

Уметь:  

определять времена года на глобусе.

Личностные УУД:

проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при работе с теллурием;

– понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

Регулятивные УУД:

 определение цели выполнения задания совместно с одноклассниками и учителем при работе с теллурием;

 оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем. при работе с теллурием;

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

 умение структурировать знания;

 выбор наиболее эффективных способов решения задач;

постановка и формулирование проблем при работе с теллурием;

 Логические  УУД:

 анализ, сравнение при работе с теллурием;

 

 выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства при работе с теллурием;

 

Коммуникативные УУД:

 определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при работе с теллурием;

 умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при работе с теллурием;

 -понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при работе с теллурием;

-учет разных мнений и умение обосновать собственное при работе с теллурием;

3. Постановка проблемы

- Понаблюдайте, какая часть земного шара получает больше света, а следовательно, и тепла?(Экватор)

- Как вам кажется, влияет ли такое  явление на природу земного шара?

- Как вам кажется, влияет ли такое  явление на природу земного шара?

-Ребята, на Земле есть очень большие пространства с похожими природными условиями , и каждое из них имеет свой характерный растительный и животный мир.

-Как вы думаете, как будут называться такие пространства?

Выскажите предположение, почему происходит смена природных зон. Проверьте себя по тексту учебника.

- Выделяют затруднение,

- поясняют причину затруднения,

- формулируют тему урока,

- определяют цели урока (фронтально)

Знать:

как изменяется климат в зависимости от прогревания поверхности Земли.

Уметь:  определять изменения климата в зависимости от удаления от Солнца.

Личностные УУД:

проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержаниюпроявление уважительного отношения при взаимодействии с учителем во время учебной деятельности;

проявление позитивного отношения к правильной устной.

Регулятивные УУД:

 определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

 выделение необходимой информации умение структурировать знания умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме

Логические  УУД:

 анализ  

 установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД:

 определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения,  понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение - понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

- умение аргументировать свое предложение, убеждать  - способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет

4.Построение проекта выхода из затруднения

Исходя из этого предположите, как будет звучать тема нашего урока?

-Какую цель мы поставим перед собой на урок?

(Продолжи фразу)

«Сегодня на уроке мы познакомимся с …(природными зонами нашей страны)»

ЗАДАЧИ:

1.Узнаем, какие природные зоны находятся на территории России;

2.Научимся определять  их обозначение и местонахождение на карте;

3.Сможем применить полученные знания на практике

- Составляют план выхода из затруднения,

– обсуждают способы действий

(фронтальная)

Знать:

понятие «природная зона».

Уметь: понимать смысл понятие «природная зона».

Личностные УУД:

проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности;

проявление позитивного отношения к правильной устной речи.

Регулятивные УУД:

 составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с одноклассниками .

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

 умение структурировать знания;

 умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме

 Логические  УУД:

 анализ и синтез

 построение логической цепи рассуждений;

 выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства  

Коммуникативные УУД:

- учет разных мнений и умение обосновать собственное

 - умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

5.Решение проблемы

В направлении с севера на юг в нашей стране сменяется несколько природных зон: арктические пустыни; тундра; тайга; смешанные и широколиственные леса; степи; пустыни; субтропики. Причём это только основные зоны. Природа меняется постепенно. Поэтому между основными природными зонами есть промежуточные: между тундрой и лесами — лесотундра; между лесами и степями — лесостепь; между степями и пустынями — полупустыни.

Почему же происходит смена природных зон? Причина в неравномерном нагревании Солнцем разных участков Земли. Рассмотрите схему. На ней видно, что в северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Это и приводит к постепенному

изменению всей картины природы

Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой. Это явление называется высотной поясностью. Например, на северных склонах Кавказских гор степи сменяются лесами, леса — высокогорными лугами, а ещё выше расположен пояс льдов и снегов

(Просмотр видео «Природные зоны России»)

Слушают учителя, отвечают на вопросы

(Коллективная)

Смотрят видео

Знать:природные зоны.

Уметь:

находить на карте природные зоны.

Личностные УУД:

проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию.

проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

 оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем  .

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

 поиск и выделение необходимой информации в учебнике

 умение структурировать знания

постановка и формулирование проблем

Логические  УУД:

  классификация;

 установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД:

 определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению)

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности

Физминутка

Голова чтоб не болела,

Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)

А теперь руками крутим —

И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Тянем наши руки к небу,

В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Повороты вправо-влево,

Плавно производим. (Повороты туло-вища влево и вправо.)

Наклоняемся легко,

Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминки

6.Первичное закрепление.

Наша страна очень большая, и ее живая и неживая природа очень богата и разнообразна. Северные района нашей страны получают от Солнца меньше тепла и света, южные больше. Вот почему с севера на юг сменяется несколько природных зон. Всего их 6: (Читает один из учеников)стр.59(учебник)

ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ(ледяная зона)

ЗОНА ТУНДРЫ

ЗОНА ЛЕСОВ

ЗОНА СТЕПЕЙ

ЗОНА ПУСТЫНЬ

ЗОНА СУБТРОПИКОВ

- Вспомните, с какими видами географических карт мы уже работали на уроках?

-А что же такое карта?

 

- С помощью чего мы можем прочитать карту?

-Представьте, что вы географы и составляете карту природных зон. Каким бы цветом вы обозначили каждую природную зону и почему?

-А теперь, давайте обратимся к карте природных зон России в учебнике (стр.60-61) и найдем условные обозначения природных зон.

Поработайте в парах и расскажите соседу, каким цветом обозначены зоны и покажите их на карте.(Работа с картой)

-Ребята, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла и света, а южные – больше. Вот почему в направлении с севера на юг сменяется несколько природных зон.

-Где находится север?

-Где находится юг?

Исходя из этого, обратите внимание на карту природных зон и их цвета и ответьте мне на вопрос:

-«Какая природная зона будет располагаться на самом севере нашей страны?»

-Каким цветом она обозначена на карте?

-Как вы думаете, почему?

-Зона Арктических пустынь является первой природной зоны нашей страны по расположению зон с севера на юг.

-Ребята, определите, какая природная зона будет следующей, южнее ледяной зоны, которая простирается вдоль Северного Ледовитого океана?

-Каким цветом она обозначена и как вы думаете почему?

-Переходной зоной от Тундры является лесотундра. Посмотрите на карту, каким цветом она обозначена.

-Ребята, вы перечислили названия природных зон России. Определите, какая природная зона, будет находиться южнее Тундры?

-Глядя на карту, что вы можете рассказать об этой зоне?

-Почему она обозначена зеленым цветом? (Найдите ответ в учебнике)

-В зону лесов входят две подзоны:

1.Тайга(посмотрите, каким цветом она обозначена),

2. Смешанные и лиственные леса

-Посмотрите внимательно на карту и предположите, какую часть территории нашей страны занимает зона лесов?

Хорошо, ребята. Молодцы. Вы очень внимательны.

.

Определяют местоположение природных зон на карте

(работа в парах, в группах)

Отвечают на вопросы учителя

Знать: природные

зоны

Уметь:

определять климатические условия природных зон в зависимости от расположения.

Личностные УУД:

проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности

проявление позитивного отношения к правильной устной и письменной речи 

Регулятивные УУД:

 осуществление контроля и коррекции  способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу)

 оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем  

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

 умение структурировать знания умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме

Логические  УУД:

 анализ, сравнение

 установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений

 выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства  

Коммуникативные УУД:

 определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное;

 умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению)

- учет разных мнений и умение обосновать собственное

- умение договариваться, находить общее решение

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

7.Самостоя-

тельная работа с самопроверкой

-У каждого на парте лежит контурная карта Природных зон. Пользуясь учебником ст.60-61закрасьте нужным цветом природные зоны и сделайте заметку в условных обозначениях.

Выполняют задание на контурных картах (индивидуальная)

Знать: природные зоны

Уметь: наносить природные зоны на контурнуюкарту

Личностные УУД:

самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при выполнении самостоятельной работы,  проведении проверки;

проявление позитивного отношения к правильной устной и письменной речи при выполнении самостоятельной работы, проведении проверки.

Регулятивные УУД:

 осуществление контроля и коррекции  способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при выполнении самостоятельной работы, проведении проверки;

оценивание успешности выполнения задания при выполнении самостоятельной работы, проведении проверки.

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

 выбор наиболее эффективных способов решения при выполнении самостоятельной работы, проведении проверки.

Логические  УУД:

 анализ, классификация при выполнении самостоятельной работы, проведении проверки.

Коммуникативные УУД:

 умение контролировать собственные действия при выполнении самостоятельной работы, проведении проверки.

9.Рефлексия деятельности.

- Какую цель ставили?

- Удалось ли достичь цели?

- Каким способом?

Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы,  данные на слайде:

- Работал не покладая рук,

- Летал в облаках,

- Работал спустя рукава,

- Бил баклуши,

- Работал засучив рукава,

- Лез из кожи вон,

- Погрузился с головой в работу.

Домашнее задание

Ст.59-63 читать .Составить таблицу «Климатические условия природных зон»

- Делают выводы,

-высказывают свои мысли,

- описывают свои эмоции.

(фронтальная)

Знать: природные зоны расположение их на карте

Уметь: 

работать с картой

Личностные УУД:

самооценивание успешности или неуспешности учебной при определении природных зон, климатических условий каждой природной зоны;

– понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности при определении природных зон, климатических условий каждой природной зоны;

Регулятивные УУД:

 оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при определении природных зон, климатических условий каждой природной зоны;

 

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

 умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме при определении природных зон, климатических условий каждой природной зоны;

Логические  УУД:

 выдвижение гипотез, их обоснование  при определении природных зон, климатических условий каждой природной зоны;

Коммуникативные УУД:

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при определении природных зон, климатических условий каждой природной зоны;

-учет разных мнений и умение обосновать собственное  умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при определении природных зон, климатических условий каждой природной зоны;

- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при определении природных зон, климатических условий каждой природной зоны;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Учебник Окружающий мир. Федотова О.Н. М.: Академкнига/2013г

Методическое пособие     Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., С. А. Трафимов

видео для работы на интерактивной доске


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...

Технологическая карта урока окружающего мира «Земля на карте» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Земля на карте» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование представлений о понятии «физическая карта мира»; знакомство с океанами и мат...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...