Рабочая программа "Окружающий мир"-1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Аннотация к рабочей программе «Окружающий мир» 1 класс
1. Наименование программы
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса
2. Цель рабочей программы: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой.
3. Структура учебной дисциплины:
1.Что и кто?
2.Как, откуда и куда?
3.Где и когда?
4.Почему и зачем?
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- игры, экскурсия, путешествие, проект
Виды контроля:
- текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, устный опрос, тест, викторина, проверочная работа.
5. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» представлены в рабочей программе
6. Общая трудоемкость дисциплины:
66 часов за год обучения.
7. Формы оценивания:
Устный опрос, проект, тест(КИМ).
8. Составитель:
Учитель начальных классов МКОУ ХМР «СОШ им.В.Г.Подпругина с.Троица» ,Южакова Н.Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir-1_klass.doc | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты- Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа имени В. Г. Подпругина с. Троица»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ДЛЯ 1 КЛАССА
Составитель:
Южакова Наталья Григорьевна,
учитель начальных классов,
1 квалификационная категория
2021/2022учебный год
Данная программа «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основании следующих нормативных документов и материалов:
- Программа «Окружающий мир.1-4 классы».Автор: А. А. Плешаков. — М. : Просвещение, 2014 г.- Школа России
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Плешаков А.А..,Окружающий мир 1 класс: Учебник для общеобразоват. организаций в 2-х частях/ Плешаков А.А.- 9-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2014.
- Плешаков А.А..,Окружающий мир 1 класс: Рабочая тетрадь.Учебное пособие для общеобразоват. организаций в 2-х частях/ Плешаков А.А.- 10-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2019.
- Тесты. Окружающий мир.1 класс/А.А.плешаков-10 изд. «Просвещение»,2021.
Планируемые результаты обучения
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
У обучающегося будут сформированы:
• первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к
определённому этносу;
• умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
• первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для
разных народов);
• ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
• первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на
основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.);
• положительное отношение к школе и учебной деятельности;
• первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
• эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
• этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам,
стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
• потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
• первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
• выделять из темы урока известные знания и умения;
• планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);
• планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
• сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим
успехам/неуспехам.
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
• находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
• понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;
• анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
• проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
• устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
• располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в диалог с учителем и сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
• понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
При освоении курса «Окружающий мир» в 1 классе достигаются следующие предметные результаты:
правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
• различать флаг и герб России;
• узнавать некоторые достопримечательности столицы;
• называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
• проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
• проводить опыты с водой, снегом и льдом;
• различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
• различать овощи и фрукты;
• определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
• описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
• сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
• сравнивать реку и море;
• использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
• находить на глобусе холодные и жаркие районы;
• различать животных холодных и жарких районов;
• изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
• различать прошлое, настоящее и будущее;
• называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
• соотносить времена года и месяцы;
• находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
• объяснять причины возникновения дождя и ветра;
• перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
• ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
• мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
• раздельно собирать мусор в быту;
• соблюдать правила поведения в природе;
• правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
• подбирать одежду для разных случаев;
• правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
• правильно переходить улицу;
• соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
• различать виды транспорта;
• соблюдать правила безопасности в транспорте.
К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться:
— различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
— различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
— выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
— использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;
— рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий рассказывать о достопримечательностях родного города (села);
— объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
— моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
— анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
— осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.).
Содержание программы учебного курса
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Урок - игра «Задавайте вопросы!» | 1ч. |
2 | Что и кто?» | 20ч. |
3 | «Как, откуда и куда?» | 12 ч. |
4 | «Где и когда?» | 13ч. |
5 | Почему и зачем?» | 18 ч. |
Итого | 66 |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во час | |
1 | Урок - игра «Задавайте вопросы!» | 1 | |
Что и кто? | 20 | ||
2 | Что такое Родина? | 1 | |
3 | Урок – игра «Что мы знаем о народах России?» | 1 | |
4 | Что мы знаем о Москве? | 1 | |
5 | Урок путешествия Проект «Моя малая Родина» | 1 | |
6 | Что у нас над головой? | 1 | |
7 | Экскурсия «Что у нас под ногами?» | 1 | |
8 | Что общего у разных растений? | 1 | |
9 | Урок – игра «Что растет на подоконнике?» | 1 | |
10 | Что растет на клумбе? | 1 | |
11 | Урок – экскурсия «Что это за листья?» | 1 | |
12 | Что такое хвоинки? | 1 | |
13 | Урок путешествие «Кто такие насекомые?» | 1 | |
14 | Кто такие рыбы? | 1 | |
15 | Урок- игра «Кто такие птицы? Кто такие звери?» | 1 | |
16 | Что окружает нас дома? | 1 | |
17 | Урок- путешествие «Что умеет компьютер?» | 1 | |
18-19 | Что вокруг нас может быть опасным? | 2 | |
20 | На что похожа наша планета? | 1 | |
21 | Презентация проекта «Моя малая Родина» | 1 | |
«Как, откуда и куда?» | 12 | ||
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | 1 | |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | |
25 | Как путешествует письмо? | 1 | |
26 | Куда текут реки? | 1 | |
27 | Откуда берутся снег и лед? | 1 | |
28 | Как живут растения? | 1 | |
29 | Как живут животные? | 1 | |
30 | Как зимой помочь птицам? | 1 | |
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | |
32 | Откуда в снежках грязь? | 1 | |
33 | Как, откуда и куда? Презентация проекта «Моя семья» | 1 | |
«Где и когда?» | 11 | ||
34 | Когда учиться интересно? | 1 | |
35 | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | |
36 | Когда придет суббота? | 1 | |
37 | Когда наступит лето? | 1 | |
38 | Где живут белые медведи? | 1 | |
39 | Где зимуют птицы? | 1 | |
40 | Самостоятельная работа. Где живут слоны? | 1 | |
41 | Когда появилась одежда? | 1 | |
42 | Самостоятельная работа. Когда изобрели велосипед? | 1 | |
43 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | |
«Почему и зачем?» | 22 | ||
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 | |
46 | Почему Луна бывает разной? | 1 | |
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | |
48 | Почему звенит звонок? | 1 | |
49 | Почему радуга разноцветная? | 1 | |
50 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | |
51 | Проект «Мои домашние питомцы» | 1 | |
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | |
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | |
54 | Зачем мы спим ночью? | 1 | |
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | |
58 | Зачем нужны автомобили? | 1 | |
59 | Зачем нужны поезда? | 1 | |
60 | Зачем строят корабли? | 1 | |
61 | Зачем строят самолёты? | 1 | |
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | |
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | |
64 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | |
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | |
66 | «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | 1 | |
Итого: | 66 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя начальных классов по математике. 1 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учителя)п...
Рабочая программа учителя начальных классов по русскому языку.. 1 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учи...
Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету русский язык (специальный (коррекционный) класс VII вида)
Пояснительная записка.Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 1 поколения на основе авторской программы «Русский язык» авторов...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...