Конспект урока "Моря, озёра и реки России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Пянзина Светлана Владимировна

На этом уроке учитель знакомит учащихся с морями, озерами и реками на территории Россиии. Формирует представление о многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России. Формирует умение работать спо карте. Воспитывает бережное отношение к природе, любовь к родному краю. На уроке учащиеся работают по группам и индивидуально. На уроке проходит здоровье сберегающая физкульт минутка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока.21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира "Моря, озера и реки России". 4-й класс

Пянзина Светлана Владимировна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа,

Класс: 4

Цель урока: познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России.

Задачи: 

  • Сформировать представление о многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.
  • Развивать познавательную активность детей, работать над развитием Речи.
  • Формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • презентация;
  • учебник, рабочая тетрадь;
  • Физическая карта России;
  • Карта полушарий;
  • карточки индивидуальных заданий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

«Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней!»

Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Сегодня мы отправимся путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам. А поможет нам в этом наша незаменимая помощница – карта.

III. Проверка домашнего задания по теме «Горы и равнины на территории России».

На карточке для самостоятельной работы нужно выполнить задания:

  1. Провести соответствие типа равнины и ее названия и соединить стрелкой.
  2. Провести соответствие контура гор и их названия и соединить стрелкой.
  3. Работа с картой: на контурной карте рабочей тетради стр.20-21 подписать названия географических объектов.
  • Среднесибирское плоскогорье (1)
  • Восточно-Европейская равнина (2)
  • Западно-Сибирская равнина (3)
  • Самые высокие горы России (Кавказские горы)
  • Каменный пояс земли (Уральские горы)
  • Горы, которые внесены в список Всемирного наследия (Саяны и Алтай)
  • Вулканы Камчатки (4)

IV. Объяснение нового материала. (Презентация)

На прошлом уроке мы совершали путешествие по суше: по равнинам и горам. А сегодня отправляемся в путешествие по водным просторам (по ходу объяснения на карту прикрепляются кораблики кораблики).

– Что называют водными просторами? (Слайд 2)

– Как называются самые большие водоемы? (Слайд 3)

– Сколько океанов на нашей планете? (Показ по карте)

– Какой океан самый маленький и какой океан самый глубокий.  Нужно правильно вставить букву в словах ребуса. (Слайды 4–7)

1. Мы начинаем путешествие с Тихого океана. (Рассказ сопровождается показом на карте, работой в тетрадях, на контурной карте) (Слайды 8, 9) Моря Тихого океана: Японское, Охотское, Берингово. На этих морях дуют сильные ветры, часто случаются туманы.

2. Через Берингов пролив мы попадаем в моря Северного Ледовитого океанаЧукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море. (Слайды 10–12)

– Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? Как вы думаете? (Эти моря холодные, они покрываются льдами. Моря Лаптевых и Восточно-Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.) (Слайд 13)

3. На Западе нашу страну омывают моря, которые сообщаются с Атлантическим океаном: Балтийское море и Черное море. (Слайды 14, 15)

О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. Именно за выход к Балтийскому морю воевал Петр I и, победив в Северной войне, «прорубил окно в Европу». А Черное море теплое, это место отдыха. Здесь расположены курорты, здравницы. Некоторые из вас возможно уже побывали там.

– Что вы можете сказать о составе воды в морях и океанах? (Она соленая и непригодна для питья)

– Какое море наименее соленое? (Слайды 16, 17)

Физминутка. Игра «Море волнуется раз…»

4. Озера. Отправляемся в спокойное путешествие на озера страны. (Кораблики другого цвета прикрепляются на карту) Сколько на земле озер? (Слайд 18)

На территории России свыше 2 млн. озер. Их называют «голубые глаза» планеты. Какое озеро вам уже знакомо?

  • Байкал. Оно внесено в список Всемирного наследия. Это самое глубокое и чистое озеро. (Слайд 19)
  • Ладожское и Онежское – крупнейшие озера Европы. Их называют: «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка». (Слайд 20) В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на берегу которой стоит город Санкт-Петербург.
  • Чудское озеро. Во время Великой отечественной войны оно было дорогой жизни. На этом озере произошло и другое историческое событие – сражение дружины А. Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище. (Слайд 21)

– Какое озеро самое большое в мире? (Слайды 22–24)

  • Каспийское море.

5. Реки. (Слайд 25)

Загадка. «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала». (Река)

Перед нами стоит задача познакомиться с крупными реками на территории России.

Самостоятельная работа. Каждый ряд отправится в путешествие по заданной равнине и заполнит карточку с пропущенными словами. (Самостоятельная работа по учебнику и Атласу в парах.)

  • 1 вариант – реки Восточно-Европейской равнины.
  • 2 вариант – реки Западно-Сибирской равнины.
  • 3 вариант – реки Среднеcибирского плоскогорья. 

После выполнения задания записи озвучиваются и проверяются. (Слайды 26–29)

Физминутка.

Вышли на палубу (встали)
Потянулись, солнце печет, жарко…
 (вытирают пот со лба)
Решили искупаться, нырнули в воду… 
(наклон)
Поплыли брасом, смотрим по сторонам… 
(показ, как плывут)
Вдруг ... акула… 
(плывем «кролем» быстро)
Подплыли к кораблю и забираемся на борт… 
(перебираем руками канат вверх)
Вздохнули с облегчением, опасность миновала. 
(садятся)

V. Закрепление материала. Работа с учебником.

  • Прочитать текст учебника с.66-69 и выполнить задания №1, 2 в рабочей тетради на стр. 22-23. (№1. Исправить ошибку. №2. Отметить на карте реки Волга, Обь, Енисей, Амур, Лена)
  • Познакомиться с Дальневосточным Морским заповедником. (Слайды 30–31)

VI. Закрепление пройденного. Викторина. (Слайд 32)

(Ответы сопровождаются показом по карте)

  • Назовите океаны, омывающие Россию.
  • Назовите моря Тихого океана.
  • Назовите моря Северного Ледовитого океана.
  • Назовите моря Атлантического океана.
  • Какие самые крупные озера страны запомнили?
  • Назовите реки Восточно-Европейской равнины.
  • Назовите реки Западно-Сибирской равнины.
  • Назовите реки Среднесибирского плоскогорья. 
  • Вода какого озера самая чистая?
  • Какое озеро имеет соленую воду?

VII. Итог урока. (Слайд 33)

  • Что нового узнали сегодня на уроке, где путешествовали?
  • Какие сведения показались наиболее интересными?
  • Какую роль играют водные просторы в жизни человека?

«Колышется даль голубая,
Не видно нигде берегов…
Мы с детства о море мечтаем
О дальних огнях маяков.
Летят белокрылые чайки –
Привет от родимой земли
И ночью, и днём
В просторе морском
Стальные идут корабли.»

VIII. Оценивание.

Оцениваются устные ответы детей, работы по карточкам, сообщения.

IX. Домашнее задание.

  • Прочитать текст учебника с. 66-69
  • Сделать сообщения о путешественниках, чьим именем названы моря.
  • Сделать сообщение о реках и озерах Ленинградской области.
  • Подготовить сообщение об экологических проблемах водных пространств и возможных путях их решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моря, озёра и реки России

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Моря , озёра и реки России"....

Моря, озёра и реки России. 4 класс.

Открытый урок по окружающему миру. 4 класс....

Тест «Моря, озёра и реки России».

Тест «Моря, озёра и реки России»  по окружающему миру....

Разработка урока окружающего мира "Моря, озёра и реки России"

Данная разработка предназначена для учителей начальной школы. Она будет полезной при изучении темы "Моря, озёра и реки России" на уроках окружающего мира....

Тест "Моря, озёра и реки России" (окружающий мир, 4 класс)

Тест необходимо открывать в программе Power Point 97-2003, включив  макросы. Для выхода нажать кнопку «Esc», изменения не сохранять.Оценка выставляется автоматически, что облегчает работу у...

Презентация 4 класс Школа России тема:Моря,озёра и реки России

Данную презентацию можно использовать на уроках окружающего мира при знакомстве с новым материалом....

Технологическая карта урока Окружающий мир «Моря, озёра и реки России» (4 класс, УМК Школа России)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний о морях, озёрах и реках России, познакомить с их местонахождением, формировать умение работать по карте. Задач...