Юный краевед. Символика моей малой родины.
творческая работа учащихся по окружающему миру (4 класс)
Наша Родина велика. Но у каждого человека есть своя маленькая Родина.
Малая родина… Но что это такое? Где ее границы? Откуда и докуда она простирается? Как её исчислить, измерить?
Малая родина - это окоем нашего детства. Эта то место под чашею лазурного неба, которую способно разглядеть мальчишеское око и вместить себя чистая распахнутая душа, где эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от охватившего счастья быть на земле. И где впервые огорчилась, уронила первую слезу. Разгневалась и пережила первое потрясение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
simvolika_moey_maloy_rodiny.doc | 37.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Юный краевед»
Номинация: «Символика моей малой Родины»
/исследовательская работа/
Автор:
Каюмова Элина Ирековна,
Домашний адрес: 423965, РТ Ютазинский район
с. Старый Каразерик, ул.Советская д.6
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каразерикская средняя общеобразовательная школа имени Галима Вильданова»
Адрес: 423965, РТ Ютазинский район
с. Старый Каразерик, ул.Тукая д.29, 88559342268 Руководитель: учитель начальных классов Зарипова Разиля Нурлимановна
Оглавление:
I. Введение…………………………………………………………………………… с.3-4
II. Основная часть……………………………………………………………… . с.5-14
2.1. Визитная карточка Ютазинского района…………………………………… с.5-6
2.2. Символика Ютазинского района……………………………………………… с.7-8
2.2.1 История Ютазинского муниципального района………….. ………………..с.9
2.3 Старокаразерикское сельское поселение, история села………………………………………………………………………………….. с.10-11
2.3.1 История школы …………………………………………………………… с. 11-13
III. Опрос учащихся школы на знание символики Ютазинского района…… ……с.14
IV. Заключение………………………………………………………………………… с. 14
V. Список литературы…………………………………………………………… …….с.15
1. Введение
Наша Родина велика. Но у каждого человека есть своя маленькая Родина.
Малая родина… Но что это такое? Где ее границы? Откуда и докуда она простирается? Как её исчислить, измерить?
Малая родина - это окоем нашего детства. Эта то место под чашею лазурного неба, которую способно разглядеть мальчишеское око и вместить себя чистая распахнутая душа, где эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от охватившего счастья быть на земле. И где впервые огорчилась, уронила первую слезу. Разгневалась и пережила первое потрясение.
Тихая деревенская улица, родительский дом в ее ряду под неохватной ивой. Белокаменный магазин посередине села, маняще пропахший мятными пряниками, ременной сбруей и бочковой селедкой.
Неприхотливая средняя школа под светлой сенью берез, куда еще только предстояло ходить первоклашкой. И акации с желтыми капельками-цветиками и свистульками; и сирени, вкусно пахнущие и дурманящие голову…
И речка, всегда манящая детвору. Бывало, за день двенадцать раз искупаешься, день кажется длинным-длинным. Поистине «и дольше века длится день…»
Разумеется, у каждого человека - своя малая родина, и ее приметы тоже разные.
«Откуда мы? Кто мы?» - извечный вопрос всех поколений…Посёлки, деревни, сёла…Тихие, скромные названия… Но какой добротой и нежностью веет от них. За каждым названием - тайна, требующая разгадки, удивительная история. И из этих историй складывается великая история нашей Родины.
Ютазинский район - это моя «малая» Родина, потому что я здесь родилась и живу.
Каждый человек по-своему любит свою «малую» Родину. В старину говорили: «Глупа та птица, которой своё гнездо не мило». И мне, и не только мне, нужно научиться любить свой родной край, свою малую Родину… А для этого, прежде всего, надо хорошо знать его.
Каждый район имеет свои отличительные знаки (или символику). Ютазинский район не является исключением. Он имеет свою собственную символику - герб и флаг.
Символы – это условные знаки и изображения на гербе (флаге), имеющие для человека или целого народа важное значение. Мне стало интересно узнать, какое значение имеют изображения на символике Ютазинского района.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что люди должны знать, уважать историю символов и гордиться ими. Это образ «малой» Родины».
Тема исследовательской работы: «Символ моей малой Родины»
Цель: Узнать о символике Ютазинского района.
Объект исследования: Герб и флаг Ютазинского района
Предмет исследования: Герб и флаг Ютазинского района, история образования села Старый Каразерик, история школы.
Практическая значимость работы заключается в возможности её использования на уроках «Литературного чтения», «Окружающего мира», во внеклассной работе.
Задачи:
- Узнать, какая символика существует в Ютазинском районе.
- Познакомиться со значением условных знаков и изображений на гербе и флаге Ютазинского района.
- Узнать историю своего села, своей школы.
- Выяснить, насколько осведомлены окружающие меня люди с символикой района.
- Предложить пути распространения знаний о символике среди разных возрастных групп.
Методы исследования: изучение литературы, опрос, изучение материалов школьного краеведческого музея, сбор материала, анализ результата работы.
Для данной работы я искала информацию в Интернете: на сайте Ютазинского района, Старокаразерикского поселения; в библиотеке, в школьном краеведческом музее, опиралась на личные воспоминания старожилов села. А со своей учительницей, Разилей Нурлимановной я перерабатывала найденный материал
2.2.1. История района
Райцентр: Уруссу (Уруссу)
Территория: 760,57 кв.км
Численность населения: 21,390 тыс. человек
Глава муниципального образования: Нуриев Рустем Мидхатович
Адрес: 423950 Республика Татарстан, Ютазинский район, пгт. Уруссу, ул. Пушкина, 38
Тел.: (85593) 2-80-13; факс: (85593) 2-62-20
E-mail: Совет: adm.jutaza@tatar.ru, adm_jutaza@mail.ru,
Исполнительный комитет: jutaza@tatar.ru
Описание района
Ютазинский район расположен на крайнем юго-востоке республики, граничит с Республикой Башкортостан, Бавлинским, Бугульминским, Азнакаевским районами Республики Татарстан.
Территория района – 760,57 кв.км, в том числе площадь земель сельскохозяйственного назначения - 609,37 кв.км, население района составляет – 21,390 тыс.человек. Площадь районного центра составляет 631 га - 6,3 кв.км, население п.г.т.Уруссу – 10 562 человек.
Поселок городского типа Уруссу, центр Ютазинского района, на крайнем юго-востоке республики у границы с Башкортостаном на левом берегу р. Ик. Станции на железной дороге Ульяновск-Уфа-Уруссу и Ютаза.
Район образован в 1991 году путем выделения из состава Бавлинского района
Административное деление
В состав района входят:
посёлок городского типа Уруссу
сельские поселения
Старокаразирекское сельское поселение
Ташкичуйское сельское поселение
Уруссинское сельское поселение
Ютазинское сельское поселение
2.3.
В начале 20 века в Старом Каразиреке функционировали две мечети, базар по субботам, ярмарка. В этот период земельный надел сельской общины составлял 3844 десятины. До 1920 года село входило в Чеканскую волость Бугульминского уезда Самарской губернии. С 1920 года в составе Бугульминского кантона ТАССР. С 10 августа 1930 года в Тумутукском, с 20 октября 1931 года в Азнакевском, с 10 февраля 1935 года в Ютазинском, с 1 февраля 1963 года в Бавлинском, с 6 апреля 1991 года в Ютазинском районах.
Число жителей: в 1859-559, в 1889 – 1664, в 1897 – 1275, в 1910 – 1109, в 1920 – 1369, в 1929 – 1096, в 1938 – 1020, в 1949 – 797, в 1958 – 610, в 1970 – 749, в 1979 – 533, в 1989- 413, в 2002 – 509, в 2008 – 497, на 20015 – 472 жителей. По национальному составу – татары.
2.3.1.
История Каразирекской школы
Открытие первой советской школы в селе Старый Каразирек состоялось в июне 1918 года. Это была начальная школа, и первым учителем в этой школе был Сагитов Шагали, выходец из Старого Каразирека. Сагитов Шагали до осени 1918 года работает руководителем организации татарских учителей города Бугульмы. Осенью 1918 года партийная организация направляет Сагитова Шагалия работать учителем в начальных классах. Под руководством Сагитова в деревне была организована библиотека. Первым библиотекарем стал учитель Аюпов Саубан. При активном участии товарища Сагитова в Каразиреке организуется комитет бедноты, ведётся разъяснительная работа среди населения, особенно среди молодежи. Силами учителей и молодежи села был поставлен первый спектакль в Каразиреке.
В марте 1919 года Шагали Сагитов переезжает в г. Бугульму. Уездная партийная организация направляет его в коммунистический отряд Бугульминского партийного комитета. Сагитов Шагали прожил долгую интересную жизнь. Ему дважды посчастливилось увидеть В.И Ленина (19 ноября 1919 года на 2 съезде Коммунистической организации народов Востока, 22-29 декабря 1920 года на Всероссийском Съезде Советов, где был делегатом от Татарии) и слышать его пламенные речи.
Последние годы своей жизни он провел в городе Туймазы Башкирской АССР. Сагитов Шагали бывал в гостях в школе, велась переписка с ним.
Директорами школы работали Наиков Харис, Вахитов Габбас (1933)
До 1933 года школа оставалась начальной. В 1933-1934 годах силами колхозов «Тельман», «Балан туба», «Кызыл буляк» была построена и сдана в эксплуатацию школьное здание с интернатом для детей окрестных сёл. В 1934 году открывается уже семилетняя школа. Первым ее директором
был Рахманкулов Мирза Закареевич (1934-1937). Работали учителями Андреев, Вильданов, Кинзавулов, Хамитова Банат, Хамитов Муса, Газизова М., Заиров Шамиль, Рафиков Назип и другие. В школу приходили из соседних деревень: Новый Каразирек, Микулино, Кряш-Буляк, Байряки –Тамак, Яна-Юл, Аптекаш, Ермаковка, Кулчан. Школа имела восьми комнатный интернат, столовую, хлебопекарню, свой пионерский лагерь на берегу Ик.
В годы войны на базе Каразирекской школы открылся детдом для детей –сирот.
В разные годы были директорами Каразирекской школы
Хамитов Муса – 1937-1938 гг.
Аллюкаев – 1939-1942
Низамова Марьям – 1942-1947
Нуров – 1947-1949
Минсафин Гакыйф – 1949-1952
В 1960 году школа стала восьмилетней, детей было много (около -600)
Директором Каразирекской школы в 1953 -1984 годах был ветеран ВОВ Вильданов Галим Гильманович.
Вильданов Галим Гильманович.
Родился в 1924 году в селе Каразирек в 1939 году, после окончания Каразерикской семилетней школы, продолжил учебу в селе Байряки. Когда он учился в девятом классе, началась война. Сразу после окончания школы он ушел на фронт. Это был 1942 год. Молодой боец обмораживает ноги и попадает в госпиталь. После лечения он продолжает службу сапером и был участником битв на Курской дуге. В 1943 году, получив несколько ранений, но не оставив своего раненного товарища, он доходит до наших солдат. Солдату снова приходится лечиться в госпитале. Выздоровев, он догоняет свою дивизию в Черкасске. После нескольких месяцев учебы его посылают в Румынию. Победу он встречает в Пруссии (нынешняя Калининградская область). За героизм и отвагу Галим Гильманович награжден орденом Красной Звезды, орденом Великой Отечественной войны 1-ой степени и множеством медалей. Он капитан в запасе. В ноябре 1945 Галим ага возвращается в село. Сначала Галим Гильманович работает секретарем, а потом учителем в школе. Он преподает химию и географию. Заканчивает педагогический институт (КГПИ). В 1952 году назначен директором Каразирекской школы.
Вильданов Галим Гильманович передал управление школой молодому специалисту, закончившему Елабужский педагогический институт Ситдикову Фанису Минфасиховичу в 1984 году.
В1984 году Каразирекская восьмилетняя школа преобразована в среднюю школу. Учащихся было 86.
В 1989 году в школе заложен плодово-ягодный участок, где было посажено: яблонь- 35, смородины -160, малины и других кустов – 70. декоративных кустов – 45, вишни и сливы – 58, ели -15, других деревьев -90.
Касимов Рамиль Илькамович работал директором в 1993-2000 г. Школа изменила статус и действовала как учебно-воспитательный комплекс (УВК)
Заслугой коллектива является то, что выпускники находят свою дорогу в жизни, становятся успешными людьми.
Ситдикова Фируза Абдулахатовна к должности директора приступила (в феврале 2004 года) с большим энтузиазмом, который коснулся всех сторон деятельности школы, показала себя человеком, который постоянно продвигается в своём развитии, ищет новое, сохраняя старые традиции.
Как опытный руководитель, она управляла персоналом в новых рыночных условиях, видела перспективу развития образовательного учреждения, знала психологию управления персоналом и основы менеджмента. В 2006 году Ситдикова Ф.А. участвовала в республиканском конкурсе « Лидер в образовании» и стала победителем в номинации «Лидер общего образования».
С 2015 года к должности директора школы приступила Гафиятова Гульяз Рафаиловна. И с этого года школа носит имя Вильданова Галима – участника Великой Отечественной войны.
В коллективе 18 учителей, из них 2 - высшей, 11 – первой, 5 – второй квалификационной категории. Все педагоги владеют компьютерной грамотностью, применяют инновационные технологии в образовательном процессе. Коллектив учителей прошел обучение в курсах по теме «Интерактивные методы в обучении здоровью», организованный «Межрегиональным центром обучения здоровью» г. Казань (2007 год). В течении последних пяти лет педагоги участвовали в республиканском конкурсе «Учитель года », в том числе 1 педагог (Котдусов Булат Минневахитович – учитель физики и информатики) – стал победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации (2007 год).
Под руководством Ситдиковой Ф.А. коллектив школы ежегодно участвовала на конкурсах и имела следующие результаты: 2006 год – участник республиканского конкурса «Красивая школа», 2007 год- получила квалификационную характеристику «Школа, содействующая здоровью золотого уровня», 2007 год – участник республиканского конкурса «Лучшие школы Татарстана», 2007 год – победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, 2008 год – победитель всероссийского конкурса «Дети России», 2010 год- победитель районного конкурса «Школа года», 2012 год- победитель республиканского конкурса «Школа после уроков» в номинации «Социальное партнерство».
С 2015 года школой стала руководить Гафиятова Г.Р. С 2017 года руководителем назначена Шакирова М.М.
Каразирекская школа, сохраняя основы обучения и воспитания, успешно вводит в воспитательно-образовательный процесс инновационные технологии.
III. Опрос учащихся школы на знание символики Ютазинского района
Я провела опрос по теме исследования в 2 - 5-х классах, чтобы установить уровень осведомлённости о символике. Показывала изображения гербов и задавала вопросы:
1. Знаешь ли ты герб Ютазинского района?
2.Что символизируют цвета на гербе?
3. Как зовут скачущего всадника на серебряном коне?
4. Знаешь ли ты флаг Ютазинского района? Можешь ли выбрать его среди других флагов? (предлагались несколько рисунков флагов других районов РТ)
5. Как выглядит флаг нашего района? О чём символизируют его цвета?
Мною опрошено 21 человек. По полученным данным можно сказать, что все учащиеся 2- 5-х классов знают гербе и флаге Ютазинского района. 16 человек смогли рассказать о цветах на гербе, 5 учеников (это ученики 2 класса) затруднились в объяснении. Сразу выбрали рисунок флага среди других флагов. Затруднились в объяснении цветов флага 3 человека.
Для того чтобы повысить уровень знаний о символике я решил предложить некоторые пути распространения символики:
- Сделать стенд «Символика Ютазинского района» с описанием.
- Выполнить проектную работу по теме «Создаём эскизы герба и флага Старокаразерикского сельского поселения»
IV. Заключение
Выбор данной темы исследовательской работы имеет глубокий смысл. Государственная символика – это те образы, которое дают наглядное представление о стране как для нас самих, так и для других народов. Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и её историю. Но у каждого из нас есть ещё «малая» Родина. Для меня малая родина – мой Ютазинский край, моё село под чудным названием Старый Каразерик.
В ходе исследования я лучше изучила герб и флаг своего района и узнала, что они символизируют. Также я узнала, что у нашего сельского поселения нет своих символов. И поэтому своим друзьям предложила такую творческую работу – создать эскиз герба и флага. Пусть они «расскажут» в своих рисунках об истории, географическом положении и экономике села.
В ходе проведенного исследования мне удалось достигнуть поставленной цели. В большей мере изучена история малой родины. Хотя есть еще белые пятна, которые хотелось бы раскрыть.
Совершенно очевидно: если люди знают историю родного уголка, они умеют ценить его прошлое, любить настоящее и вносят свой вклад в развитие любимого края.
VI. Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации.- 1993.
2. Конституция Республики Татарстан.- 1995.
3.Данные из Национального Архива Республики Татарстан. Архивная справка №597-т от 19.01.1999г.
4. Сайт Ютазинского муниципального района Республики Татарстан: E-mail: Совет: adm.jutaza@tatar.ru, adm_jutaza@mail.ru
5.Материалы школьного краеведческого музея МБОУ «Каразерикская СОШ имени Г.Вильданова» Ютазинского муниципального района РТ, 2015.
6. Информационное издание «Ютазинский район», посвященное 20 – летию создания, 2011 год, посвященное 25 – летию создания, 2016 год
7.Воспоминания старожилов села.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Военное прошлое моей малой родины. Освобождению станицы Гундоровской посвящается.
В презентации представлен материал, посвященный освобождению станицы Гундоровской от немецко-фашистских захватчиков. Ежегодно учащиеся нашей школы проводят уроки мужества у памятника погибшим воинам в...
Символика Алькеевского района Исследовательская работа по теме «Символика моей малой Родины»
С чего начинается Родина? Уже с детства мы задумываемся над этим, услышав слово Родина. Родной дом, пейзажи, город, село, дорога вдоль – это обычные частицы огромного ее емкого по...
Исследовательская работа "Символика моей малой Родины"
Республиканский конкурс на знание государственной символики России и Татарстана."Символика моей малой Родины" (номинация «Исследовательская работа») (возрастная ...
Символика моей малой Родины
Что такое герб.Что такое флаг.История рождения символов Новошешминского муниципального района.Народы населяющие район....
Исследовательская работа «Символика моей малой Родины»
Великую землю,Любимую землю,Где мы родились и живём,Мы Родиной светлой,Мы Родиной милой,Мы Родиной нашей зовём.М. Лисянский...
Символика моей малой Родины
Что такое герб.Что такое флаг.История рождения символов Новошешминского муниципального района.Народы населяющие район....
Исследовательская работа по теме "Символика моей малой родины"
Исследовательская работа по теме "Символика моей малой родины"...