Урок окружающего мира по теме "Почва" в 3классе
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
Цель: сформировать представление о почве, её разновидности, образовании, составе и свойствах.
Задачи:
- сформировать представление о почве и ее образовании, о составе;
- продолжить формирование умений работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно- следственные связи между живой и неживой природой;
- делать выводы на основе проведенных опытов;
- воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе;
- прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы
Формируемые УУД:
- Познавательные – развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации
- Личностные – продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность
- Регулятивные – формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа, учить правильному построению алгоритма действий
- Коммуникативные – развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr._mira_3kl_pochvy.docx | 30.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Нелюбинская средняя общеобразовательная школа» Томского района
д. Нелюбино, ул. Дорожная 1, тел. 918-534
e-mail: nelubino@mfil.ru
Открытый урок по окружающему миру
в 3классе
Автор -
Молчанова Ольга Николаевна
Тема урока: Почва и ее свойства Класс: 3класс УМК: «Гармония»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: сформировать представление о почве, её разновидности, образовании, составе и свойствах.
Задачи:
- сформировать представление о почве и ее образовании, о составе;
- продолжить формирование умений работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно- следственные связи между живой и неживой природой;
- делать выводы на основе проведенных опытов;
- воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе;
- прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы
Формируемые УУД:
- Познавательные – развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации
- Личностные – продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность
- Регулятивные – формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа, учить правильному построению алгоритма действий
- Коммуникативные – развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами
Оборудование: ИД доска, проектор, ноутбук, горелка, пробирки, земля, вода, спички, CD«Школа Кирилла и Мефодия» - 3класс, презентация
Литература:
- учебник «Окружающий мир. 3 класс. УМК «Гармония» О.Т. Поглазова, Издательство «Ассоциация 21век» Смоленск. 2013год.
- Тетрадь рабочая по окружающему миру, 3 класс. УМК «Гармония» О.Т. Поглазова, Издательство «Ассоциация 21век» Смоленск. 2013год.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА:
Основные понятия | Почва – это верхний плодородный слой земли Гумус – перегной, смесь органических веществ Чернозём – богатая перегноем почва Плодородие –способность почвы обеспечивать растения питательными веществами Почвоведы, агрономы, ландшафтные дизайнеры, строители, цветоводы – профессии | ||||
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник, энциклопедия, материалы для опытов, карточки для практической работы Презентация, словари, интерактивная доска - ИД | ||||
Организация пространства | Учебный кабинет | ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | время |
УУД | |||||
I. Самоопределение к деятельности Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне | Сл.1 Приветствие Сл.2 Что вы уже знаете о формах земной поверхности? Чем они различаются? Как образуются овраги? Какие места для жизни облюбовал человек? Почему? Сл. 3 Предложения + стих. Вопросы: Почему одно и тоже слово написано по-разному? | Равнина, холм, гора, овраг Чтение предложений и стиха, работа по их содержанию | Ответы на вопросы учителя Почему одно и тоже слово написано по-разному? | Познавательные: «Земля» - название нашей планеты, на которой мы живем, имя собственное. Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам | 4мин. |
II. Актуализация знаний Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | - Какой раздел мы изучаем? -Какие еще вещества мы изучали? - Что о них узнали? - Можно ли предположить, что почва это тоже вещество? Вывод: значит … - А для чего нам это нужно? Сл.4 – Цель и задачи - Можем ли мы уже ответить на вопрос «Что такое почва?» Сл.5 | Путешествие в мир веществ Воздух, вода Свойства и состав Да, вещество, потому что … … мы можем узнать состав почвы. Мы живем в селе, у каждого есть огород, нам просто необходимо знать, какая почва пригодна для выращивания растений, плодов. 1 гр. - работа с толковым словарем –2гр. – с учебником, 3гр. – пытаются сформулировать ответ самостоятельно | Найти объяснение слова «Почва» Почва – это верхний плодородный слой земли. | Познавательные: «Земля» - название нашей планеты, на которой мы живем, имя собственное. Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам Регулятивные: ставим цель и задачи | 6мин. |
III. Постановка учебной задачи Цель: Формулирование темы урока | Сл. 6 -Как можно назвать предметы, которые изображены? (плоды) -А как они появляются в почве (родятся) Родятся они в чудесной кладовой. Положишь в неё весной 1 зернышко, а осенью снимешь целый богатый колос, 1картошка превращается в десяток, а горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Давайте объединим эти два слова и получим новое – плодородие – Сл.7 Посоветуйтесь группой и попробуйте найти верное определение слову Вот это и есть главное, основное свойство почвы. Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу.Великий учёный В. В. Докучаев писал, что почва дороже золота. Без него прожить можно, а без почвы нельзя. Поэтому Землю называют различными добрыми словами – матушка, кормилица, землица родная, земелька… Сл.8 | Подберите правильное высказывание о том, что значит слово «плодородие» | Земля кормит не только человека, но и птиц, насекомых, зверей. Плодородие – это способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, влагой и давать урожай. | Познавательные: «Земля» - кормилица, матушка. Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам | 5мин. |
IV. Открытие учащимися новых знаний Цель: Узнать, как образуется почва. | - Всякая ли почва становится местом обитания растений, животных и человека? - А как же образуется почва? Видео – Уроки Кирилла и Мефодия, тема №3, урок 10 Сл. 9 | Работа в группах: Моделируем образование почвы: горная порода, вода, ветер, солнце, мхи, бактерии, лишайники, растения и животные. | Наличие почвы является одним из самых главных условий обитания. Пытаются закрепить на основе картинок слайда: Горные породы разрушаются под действием Солнца,воды и ветра. При нагревании горные породы расширяются, апри охлаждении сжимаются. Эти процессы приводят к появлению трещин. Вода заполняет трещины в горной породе, увеличивая их. Ветер выдувает мелкие осколки породы, перенося их в другие места. Наносит мелкие частицы песка и глины, образуя участки, где смогут прижиться семена растений. Бактерии также способны разрушать горные породы, а затем на этих местахпоселяются лишайники и начинают свою кропотливую работу по созданию почвы. | Познавательные:Почему не всякая почва является местом обитания Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам Регулятивные: ставим цель и задачи Личностные: умение работать в группе | 5мин. |
Физминутка | 2мин. | ||||
V. Практическая работа Цель: Дать возможность узнать о составе почвы | - А как узнать о составе почвы? Работа в группах – опыты Сл. 10 воздух, песок и глина Продолжить узнавать состав почвы:
Вывод по Сл.10 | Выполнить практическое задание, сделайте выводы. Приготовьтесь к защите своих выводов Что увидели на стекле? Вывод: в почве есть вода(Щ) Что почувствовали? Вывод: почва состоит из отмерших растений и животных (Щ) Что произошло? Вывод: вода испарилась, остался налёт минеральных солей(Щ) | 1гр:
2гр:
3гр:
| Познавательные:состав почвы Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам, умение представить вывод Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы Личностные: умение работать в группе, находить общее решение | 13мин. |
VІ. Рефлексия Цель: Осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей, группы и всего класса | И так, коллективно, своим плодотворным трудом, мы смогли узнать о составе почвы. Уроки КиМ моделируем схему состава почвы, тема №3, урок 8 (ИД) – СТР.2 Давайте составим вопросы и заполним кроссворд – по 2 вопроса каждой группе, чтобы получить ключевое слово «плодородие» А почему человек селится в большей степени там, где почва более плодородна? Сл. 11 Значит, какие слова из стихотворения являются главными к теме сегодняшнего урока? | Выберите картинки, которые помогут составить схему образования почвы Работа по составлению вопросов по ответам кроссворда | почва,вода, чернозем, воздух, глина, песок Вывод: земля – чтобы жить! | Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам, умение представить вывод Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы Личностные: умение работать в группе, находить общее решение | 8мин. |
VII. Д/з Цель: Закрепить и систематизировать знания, полученные на уроке | Сл. 12 Сл.13 – спасибо за работу | Познавательные:состав почвы Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам, умение представить вывод Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы | 2мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира в 3классе, УМК "Гармония" Тема: "Почва, её состав и образование"
Урок построен в соответствии с ФГОС, сопровождается презентацией. Урок был представлен на районном семинаре завучей....
Урок окружающего мира для уч-ся 3класса "Вода и ее свойства"
Основная цель урока - становить основные свойства воды в процессе опытов и практических работ, учить определять по свойствам воды возможность ее использования....
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Транспорт" 3класс
Презентация к уроку окружающего мира 3 класс тема "Транспорт" УМК "Перспекива"...
Урок окружающего мира в 3классе по теме «Экологическая безопасность»
Предметная область: окружающий мир.Участники(возраст, класс): 9 лет, 3класс. Цели: Познакомить детей с терминами «экология», «цепь загрязнения», «экологическая безопасность»-Систематизирова...
Проект по окружающему миру "Будем здоровы"(3класс)
Раздел по окружающему миру "Мы и наше здоровье" мы завершаем защитой проектов.Ученики выбирают предложенные им темы, делятся на группы или индивидуально готовят проект. В классе мы подбираем материал ...
Технологическая карта урока по окружающему миру «Экосистема озера» 3класс
Урок открытия новых знаний с использованием технологии РКМЧП. Составление маркировочной таблицы «ЗХУ», использование приёма «Чтение с пометками» , составление синкве...
Интегрированный урок окружающего мира и кружок Юный театрал риторик. 3класс
Интегрированный урок окружающего мира и кружок Юный театрал риторик. 3классТема: Учимся быть пешеходами. Пешеходный переход.Цель занятия: повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правила...