ВД ОКР.МИР
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности
ФИО участника:
Класс: 1
Предмет: Окружающий мир
Тема: Почему звенит звонок?
Тема проекта: Звуки предметов
Исследуемый объект:
1 группа: колокольчик, стеклянный стакан, коробочка с песком.
2 группа: глиняный горшок, коробочка с пуговицами, кружка.
3 группа: коробочка с камнями, металлические ложки, погремушка.
4 группа: коробочка с горохом, деревянные ложки, пластмассовая бутылка.
Цель проекта: формирование ассоциаций при извлечении звуков у разных предметов
Продукт проекта: синквейн
Планируемые результаты:
Предметные:
- различать извлекаемые звуки разных предметов;
- расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов (слуховой аппарат, ушная раковина, барабанная перепонка, звуковая волна).
Метапредметные (УУД):
Регулятивные:
1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
2.Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;
Познавательные:
1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
2.Отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;
3.Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;
4.Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.
Коммуникативные:
1.Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
2.Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
3.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: благодарить и т.д.;
4.Внимательно слушать и понимать речь других;
5.Работать в группе.
Личностные:
-формирование положительной учебной мотивации, ответственности за конечный результат;
- формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
- воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Продукт |
Теоретический | Все звезды — это огромные пылающие ... -Ближайшая к Земле звезда — ... -Звезды кажутся нам маленькими светящимися точками, потому что ... -Луна — естественный ... Земли. -На Луне нет ...— поэтому люди там ... -А еще на Луне нет... -- Ребята, а сейчас сядем тихо и послушаем стихотворение Н. Матвеевой «Было тихо…» Было тихо, очень тихо Ночь на всей земле. Лишь будильник робко тикал На моем столе. Было тихо, очень тихо Тихий, тихий час… Лишь будильник робко тикал, Мышь в углу скреблась. Было тихо, очень тихо Дрёма без забот… Лишь будильник робко тикал, Мышь скреблась, Сверчок пиликал Да мурлыкал кот. Было тихо, очень тихо Тихий час теней… Лишь будильник робко тикал, Мышь скреблась, Сверчок пиликал, Козлик мекал, Кот мяукал, Поросенок дерзко хрюкал, Бык ревел И две собаки Дружно вторили во мраке Ржанию коней. - « Можно ли сказать, что было тихо? - Как одним словом назвать и тиканье будильника, и мяуканье кота, и рев быка?.. - Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на занятии. - Ребята, вы слышите школьный звонок несколько раз в день: в начале и в конце каждого урока. А задумывались ли вы о том: почему звенит звонок? Давайте все замрём на несколько секунд и прислушаемся… - Муравьишке хочется узнать: «Почему звенит звонок?» - Попробуйте сформулировать тему урока. Что мы узнаем на уроке? - Чему можем научиться? 1) звучит ли колокольчик, бубен сейчас? Что надо сделать, чтобы услышать звук? 2) проблемный вопрос: Почему эти предметы сначала молчали, а потом издали звук? Как художник на рисунках показал, что предметы издают звук 3) у вас есть слуховой аппарат? что такое слуховой аппарат? Как это можно узнать? Где найдём информацию? Предлагает ответить на вопросы - Какую роль играют звуки в нашей жизни? - Я буду называть звуки, а вы должны догадаться, когда их можно услышать. 1) Игра " Когда какой звук мы слышим?" А-а-а Аа-ааа-ааа Пи-пи-пи- Уа-уа- Ау-ау- - Отгадайте загадку. Она связана с темой нашего урока. Назовите орган слуха. Дружно, хором! Это - Почему я загадала вам загадку про ухо? Это очень сложные органы. Об их устройстве мы будем говорить в старших классах) . Слуховой аппарат состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего. Наружный отдел хорошо виден. Он состоит их ушной раковины и наружного слухового прохода, заканчивающегося барабанной перепонкой.
- Что может произойти, если очень громко крикнуть в ухо? - Значит, как нужно относиться к ушкам? - Чего «боятся» уши? Уши и слух есть почти у всех животных. Они помогают животным поймать добычу, спастись от врагов, найти друг друга. Правда, не у всех животных уши заметны так же хорошо, как у человека. У рыб, насекомых и птиц ушных раковин просто нет, хотя слышат они часто , даже лучше человека. - Ребята, вот если мы с вами окажемся в лесу, что мы можем услышать? Не заблудитесь в лесу, Не уроните слезу, Вы посмейтесь громким смехом Вам всегда ответит... Иногда звук добегает до какого-нибудь препятствия (например, до горы или леса) и, натолкнувшись на него, возвращается обратно. Тогда мы слышим эхо. - Что такое эхо? Как образуется эхо? Эхо вы слышите далеко не всегда и не всюду. Для этого нужны определенные условия: препятствие, на которое натыкается звуковая волна, должно находиться на определенном расстоянии, так, чтобы волна успела вернуться одну десятую секунды, потому что наше ухо может воспринять ту же самую звуковую волну не меньше, чем через такой промежуток времени. Вот что такое эхо. Вот почему оно бывает. Такие приборы есть и у многих морских животных — живые приборы, которыми их наградила сама природа. Таким прибором обладает кашалот; есть он и у дельфина — умнейшего животного, какое только существует в царстве природы. Природный локатор есть и у летучей мыши. Уши и слух есть почти у всех животных. Они помогают животным поймать добычу, спастись от врагов, найти друг друга. Правда, не у всех животных уши заметны так же хорошо, как у человека. У рыб, насекомых и птиц ушных раковин просто нет, хотя слышат они часто даже лучше человека. | (шары). (Солнце). (находятся далеко от Земли). (спутник) (воздуха), (не живут). (воды). нет Звуки О звуках (когда врач просит открыть рот, чтобы посмотреть горло) -(когда девочка укачивает куклу). (пищат мыши) (плачет малыш). (когда кто-то заблудился в лесу) Ухо (эхо) | |
Исследовательский | - Положите линейку на край стола - Слышите ли вы сейчас какой-нибудь звук? - А теперь оттяните линейку и отпустите. Что вы заметили? - Какой вывод мы можем сделать? | - нет - Появился звук. - Звук появляется только тогда, когда предмет колеблется. | |
Проектирование | Сейчас мы попробуем увидеть в практической деятельности звуковые волны. Упражнение «Создай тишину» Информация Наураши «Что такое звук» Эксперимент «Игра на ксилофоне» Информация Наураши «Громкость звука» Эксперимент «Игра на флейте» Информация «Какие бывают звуки» Эксперимент «Посвисти» (в датчик) «КОНКУРС для будущих полицейских» - Недавно мы с вами изучали планеты Солнечной Системы». Как, по – вашему, связаны тема «Звук» и «Космос»? Информация Наураши «Звук передается в воздухе». Машина может нарисовать твой голос. Конкурс «»Кто громче крикнет» Конкурс «Кто тише прошепчет» Упражнение «Создай тишину» | Слушают. 1 ученик 1 группы выходит играть на ксилофоне. Наблюдают за изменением звуковых волн. Играть на флейте выходят 2 участника (по одному из группы). Производят измерения. Со свистком выходит 1 ученик 2 группы. В конкурсе участвуют 2 ученика (от каждой группы по одному). Наблюдают за изменением звуковых волн. Ответы детей. В космосе нет воздуха. Звук может передаваться только там, де есть воздух или вода (вещество). Выходит 1 ученик 2 группы. В конкурсе участвуют 2 ученика (от каждой группы по одному). Наблюдают за изменением звуковых волн. | |
Реализация проекта | Как вы думаете, мы ответили на вопросы, которые ставили в начале занятия? Приглашаю научных работников ЗОЖ составить памятку «Как сохранить слух» Оцените себя: Кто понял тему – зелёный жетон, испытывал затруднения – жёлтый жетон, а кому было трудно – красный жетон. Давайте составим звуковую волну наших знаний. | Синквейн |