Конспект урока окружающего мира «О чем могут рассказать раскопки» (4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Ягафарова Лидия Ильясовна

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представление о раскопках .

Планируемые результаты:

Предметные:

-знать, о чем могут рассказать раскопки;

- познакомить учащихся с понятием «Археология».

Личностные:

-воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи;

-иметь проявлять учебно-познавательный интерес к новому  материалу по истории ;

-иметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу,

Тип урока: «открытия» нового знания

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» Чудинова. Е.В.  4 класс,  1 часть , рабочая тетрадь, Чудинова. Е.В.  4 класс,  1 часть. учебная презентация, раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 17.11.2020                                                        ФИО Учителя школы: Кожевникова Татьяна Ивановна

Школа: 148                                                                ФИО Студента: Ягафарова Лидия, 42 группа

Класс: 4 «б»                                                          ФИО Методиста: Мухина Ирина Григорьевна

Кабинет: 221                                                                          

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ

Тема: «О чем могут рассказать раскопки»

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представление о раскопках .

Планируемые результаты:

Предметные:  

-знать, о чем могут рассказать раскопки;

- познакомить учащихся с понятием «Археология».

Личностные:

-воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи;

-иметь проявлять учебно-познавательный интерес к новому  материалу по истории ;

-иметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу,

Тип урока: «открытия» нового знания

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» Чудинова. Е.В.  4 класс,  1 часть , рабочая тетрадь, Чудинова. Е.В.  4 класс,  1 часть. учебная презентация, раздаточный материал.

Челябинск,2021

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: организация класса

1 мин.

Приветствие.

-.Здравствуйте! Присаживайтесь! Меня зовут Лидия Ильясовна. Сегодня я проведу у вас урок истории.

Улыбнитесь друг другу  и пожелайте хорошего  дня и продуктивной  работы.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Р:организовывать рабочее место

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Н: видеофрагмент

Н: презентация

1 мин.

- Вспомним тему прошлого урока!

Скажите, что такое права и обязанность?

-Что такое Конституция?

-Посмотрите внимательно фрагмент мультфильма и ответьте на вопросы:

- О чем мультфильм?

-Что такое раскопки?

Раскопки — вскрытие земли для исследования находящихся в культурном слое археологических памятников.

-Для чего это делается?

Права и обязанности человека перед обществом. Конституция - основной закон государства

-Конституция- это основой закон нашего государства, в котором записаны главные правила, установленные для граждан нашей страны.

- Смотрят мультфильм

- о раскопках

Ответы ребят

Все это делается для того, чтобы после окончания раскопок как можно правильнее и полнее представить картину жизни тех людей, которые возводили эти постройки и жили на этом месте.

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

3 мин.

-Исходя из нашего диалога, сформулируйте тему нашего урока.

-Какие цель мы поставим перед собой на наш урок?

-Ребята, что мы будем делать на уроке?

Формулируют тему и цели урока.

- О чем могут рассказать раскопки

Узнаем о раскопках,

План

2.Узнать,что такое археология

Познакомится с профессией «археолог»

3.Выполнить практическую работу

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р.: принятие и сохранение учебной задачи

IV. Открытие нового знания

 Словесный: беседа;

Словесный: монолог, беседа

Наглядный: презентация

15 мин.

  -Наука о древностях, изучающая прошлое по вещественным источникам, называется археологией.

Что такое археология?

Археология-  наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Археология изучает разные периоды прошлого.

Ученые-археологи делают раскопки поселений, находят древние вещи и предметы, которые помогают узнать о том, как в давние времена здесь жили люди.

Археологи- это учение, которые занимаются изучением прошлого человечества по  найденным вещей, предметам.

Большинство старинных предметов и вещей находятся под землей: некоторые были засыпаны землей специально древними людьми, другие были засыпаны извержениями вулканов, смыты во время наводнений.

Прежде чем приступить к раскопкам археологи рассматривают местность. Опытный археолог может и без специальных приборов найти место древнего поселения или могильника. Обходя пешком исследуемую территорию, он заметит впадины на месте разрушенных жилищ, холмы, обратит внимание на черепки старинной посуды.

Трудно археолога очень трудно и кропотлив. С помощью лопатки раскапывают слои земли, а потом кисточкой обметают найденный предмет. Им приходится работать очень осторожно, так предмет старинные и любое неосторожное движение им может навредить. Он изучает форму каждой найденной вещи, устанавливает ее назначение, определяет материал, из которого она сделана, а иногда предмет приходиться собирать по частицам.

Археологические раскопки проводятся сегодня во всех частях мира. Благодаря археологам мы знаем, какие орудия труда были у древних людей, украшения у женщин и даже какие древние города были стерты с лица земли по разными причинам. Археологи постоянно находят и рассказывают нам о новых открытиях , иногда это открытия очень удивляют и восхищают. А мы с вами можем все эти найденные вещи можем увидеть в музеях археологических раскопках

Слушают учителя

Археология- наука, которая изучает жизнь людей в древности по сохранившимся вещественным памятникам

П: дополнять и расширять знания.

П:извлекать необходимую информацию из собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Р:осмыслять учебный материал; действать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

К: формулировать ответы;

Динамическая пауза

П: выполнение двигательных упражнений

1 мин.

  • Ребята, мы с вами очень хорошо поработали, поэтому я предлагаю вам немного подвигаться и выполнить физминутку.
  • Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место сесть опять.

Выполняют требования учителя.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; 

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: ответы на вопросы

3 мин

-Ребята, закрепим, что мы с вами сейчас узнали.

-Что такое археология?

-Кто же такие археологи?

-Чем они занимаются?

-Как вы думаете, для чего они это делают?

-Какие инструменты используют?

Отвечают на вопросы. 

-Археология- наука, которая изучает жизнь людей в древности по сохранившимся вещественным памятникам

-Археологи- это учение, которые занимаются изучением прошлого человечества по  найденным вещей, предметам.

Ученые-археологи делают раскопки поселений, находят древние вещи и предметы, которые помогают узнать о том, как в давние времена здесь жили люди.

Для того, чтоб мы знали какие орудия труда были у древних людей, украшения у женщин и даже какие древние города были стерты с лица земли по разными причинам.

Лопаты, скребки, ножи, щётки, кисточки.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

К.: формулирование ответов и выводов

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: работа с карточками

5 мин.

-Определи по чертежу, что нашли археологи в раскопе? Напиши, чем занимались люди, жившие здесь в древности?

84i

Самостоятельно работать

Выполняют задание

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевого высказывания

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа.

Практический: работа с раздаточной материалом

6 мин.

-Итак, давайте представим, что вы в данный момент находитесь уже не на раскопе, а в археологической лаборатории. Сейчас перед вами на партах лежит «керамика». Вы будете работать в парах так, как вы сидите. Вам необходимо из этих кусочков собрать два «сосуда». Как только вы соберёте их, сообщите мне. Теперь приступайте к работе

-Отлично! Молодцы! Теперь вам нужно склеить эту «керамику». Для этого возьмите клей и бумагу.  До этого вы работали в парах, однако сейчас вы будете работать по одному. У вас на партах лежат по два развала «сосудов». Не торопясь, потихоньку приклейте кусочки «керамики» к бумаге, чтобы у вас у каждого получился цельный красивый «сосуд»!

-Ребята, вы большие молодцы! Сегодня вы провели огромную работу: вы смогли сами почувствовать себя в роли археологов! У вас получились замечательные «сосуды»!

Слушают учителя

Выполняют задание

Работают в парах

Склеивают

П.: искать и извлекать информацию

Р.: принимать и сохранять учебную задачу

действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; применять освоенные способы действия

Домашнее задание

Словесный: объяснение

Учебник стр.

Записывают домашнее задание.

П: смыслообразование

Р:прогнозирование

VIII. Рефлексия деятельности

С: самоанализ.

3 мин.

Подведение итогов урока.

Что ж вот и подошел наш урок к концу, давайте подведем итоги.

-Давайте вспомним тему нашего урока.

-Какие цель мы поставили на урок?

-Молодцы

-Ребята, оцените свою работу на уроке по светофору:

Зеленый цвет- мне все понравилось и все смог выполнить

Желтый- мне было трудно в некоторых заданиях

Красный- мне было сложно, я не справился

-Я очень рад, что вам понравилось знакомство с археологией! Возможно, кто-то из вас в будущем захочет стать археологом.

Осмысленно отвечают на поставленные вопросы учителя.

-О чем могут рассказать раскопки

Р.:осуществление итогового контроля

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевого высказывания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира на тему: "Учимся быть самостоятельными" 1 класс. "Школа 2100"

Тема: Учимся быть самостоятельными (продолжение).Цели:– научить правилам безопасного поведения в квартире в отсутствие взрослых. Урок построен  в соответствии с требованиями ФГОС НОО п...

конспект урока окружающего мира "Знай и люби свой край" 4 класс

Данный конспект урока поможет учителю провести урок обобщения знаний по разделу. Использование различных форм работы позволяет развивать познавательную и творческую деятельность учащихся....

Конспект урока окружающего мира по теме "Мы - жители Земли" (2 класс)

I. Познакомить детей с названиями планет, обращающихся вокруг Солнца.2.Познакомить детей с порядком следования планет по мере  уда­ления от Солнца.3.Показать учащимся место Земли во   В...

Конспект урока окружающего мира по теме "Лес и человек" 4 класс

Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей,  проверку знаний и умений, работа над новой темой, гимнастику, проблемную ситуацию. закрепление, подведение итогов, выст...

конспект урок окружающего мира в малокомплектной школы. Тема "Грибы" - 2 класс, "Наш край"- 4 класс

Данный урок проведён в малокомплектной школе. Урок "Грибы" по УМК "Перспектива", урок "Мой край" по УМК "Школа России". Автор учебников - А А Плешаков....

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...