Внеклассное занятие "Первые шаги исследователя"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)
На занятие дети познакомятся с основными понятиями и этапами исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_shagi_issledovatelya.docx | 30.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие внеурочной деятельности «Первые шаги исследователя»
Громова Ирина Ивановна
учитель начальных
классов высшей категории,
Цель: знакомство с основами исследовательской деятельности, формирование исследовательской грамотности обучающихся
Задачи:
- познакомить с основными понятиями и этапами исследовательской деятельности,
- развивать познавательной активности и творческого воображения,
- воспитывать интерес к познанию мира
Оборудование: проектор, компьютер, стаканы с водой, трубочка для коктеля, варённое и сырые яйца, солонка с солью, лист бумаги, таблички с этапами исследования.
Ход занятия:
- Оргмомент. «Ладошки».
- Основная часть.
- Вы любите всё таинственное, загадочное и необычное?
- Вы любите получать знания не в готовом виде, а добывать самостоятельно?
- Вы хотите узнать, как яйцо попало в бутылку?
Для этого надо овладеть техникой исследовательского поиска на занятиях кружка «Всезнайка», девиз которого:
Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Кружок «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»!
- Чтобы всё знать, достаточно этого только хотеть?
Надо стать настоящими исследователями. Ими вы и станете, посещая наш кружок, и сможете проводить самостоятельные исследования и открывать тайны окружающего нас мира.
- Предлагаю вам провести сегодня наше первое коллективное исследование по теме «Что такое исследование?» по этапам.
Тема определена. Выделим проблемные вопросы в этой теме?
Тема – цель нашего исследования (узнать, что такое исследование?)
Вопросы – задачи исследования (найти в источниках информации кто такой исследователь, определить, что и как он изучает, выделить его основные качества)
Теперь выделим объект и предмет исследования.
Объект – процесс, объект или явление окружающего мира, неизвестное или с неизвестными свойствами, и потому интересное для исследователя.
В нашем случае это слово «Исследование».
Предмет – неизвестное свойства объекта исследования и потому интересное для исследователя.
Предмет нашего исследования – значение слова «исследование».
А сейчас самое интересное – выдвижение гипотез.
Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Обычно они начинаются со слов: предположим, допустим, возможно, что, если). Гипотезы могут быть, на первый взгляд, смешными и нестандартными, но тем интереснее исследование.
Презентация Приваловой Лизы «Движение воздуха».
-Предположите, что такое исследование? Ваши гипотезы .
Выбор методов исследования.
Метод исследования – это способ изучения предмета для доказательства гипотезы.
Методы исследования:
Сбор и анализ информации из книг и Интернета
Эксперимент,
Наблюдение,
Анкетирование,
Моделирование,
- Для ответа на наш первый вопрос давайте используем метод «Сбор и анализ информации из книг и Интернета». Вы в группах поработайте со словарями, а я поработала с Интернетом. Сверим наши добытые знания.
Исследователь - это человек, который узнает что-то новое путем изучения предмета или явления окружающего мира.
- Для ответа на следующий вопрос выберем метод «Эксперимент» и проведём опыты в группах.
Опыт 1. Научи яйцо плавать
Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, 2 стакана с водой, несколько столовых ложек соли.
- Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой.
- Во второй стакан с водой насыпьте и размешайте 10 ложек соли.
- Опустите в стакан с солёной водой второе сырое яйцо.
- Сделайте вывод.
Опыт 2. Мостик из бумаги.
Для проведения опыта вам понадобятся: 2 банки из-под кофе, лист бумаги, пустая стеклянная банка.
- Поставим две банки на расстоянии 30 см друг от друга.
- Положим сверху лист бумаги, чтобы получился "мостик".
- Поставим на лист пустую стеклянную банку.
- Теперь сложим лист бумаги гармошкой.
- Положим эту "гармошку" на две жестяные банки и поставим на неё стеклянную банку.
- Сделай вывод.
Опыт 3. Соломинка-пипетка
Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана.
- Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой – пустой.
- Опустим соломинку в воду.
- Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану.
- Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан.
- Проделайте это несколько раз.
- Сделай вывод.
Что мы сейчас исследовали? Объекты неживой природы. Можно исследовать также объекты живой природы, используя метод «Наблюдение», который требует большего времени. А может человек исследовать себя?
Процесс самопознания очень интересен. Хотите познать немного себя прямо сейчас и узнать, какое полушарие у вас больше развито: правое или левое?
Тест «Правое или левое»
- Сложи ладошки в «замочек»
- Сложи руки «крест-накрест»
- Прицелься для выстрела по мишени.
- Какая рука оказалась сверху и какой глаз закрывали – такая рука и ведущая.
Используя методы «Сбор и анализ информации из книг и Интернета», «Наблюдение» и «Эксперимент», мы ответили на вопрос «Как исследует?». С помощью методов исследования. Какие методы мы ещё не использовали?
«Анкетирование»
Не секрет, всем нам бывает лень что-то делать. Почему мы ленимся, мы узнаем у Сахарова Кирилла, который провёл такое исследование и приготовил вам анкеты.
Анкета «Индикаторы лени»
Поставьте галочку около тех высказываний, которые вы чаще всего используете, чтобы оправдать свою лень.
«Я завтра сделаю», «Со следующей недели - железно начинаю новую жизнь» | |
«Я так занят», «У меня не хватит времени» | |
«Фигня все!», «Не верю!», «Так не бывает! Это не возможно!» | |
«Вы понимаете, у меня такой характер», «Я не понимаю. Я в это не верю» | |
«Хотел бы - сделал, мне просто не надо», «Если я захочу - я сделаю» | |
«У меня просто бок заболел», «Я сегодня просто не выспался» |
«Моделирование»
У нас остался последний вопрос «Каким качествами должны обладать исследователи?». Для этого используем метод «Моделирование».
В группах составьте кластер «Исследователь».
Исследователь
Вот и подошло к концу наше исследование. Сделаем вывод.
Исследование – изучение объектов, явлений и процессов окружающего мира с помощью методов познания.
Остался этап оформление результата. Это схемы, которые мы составили и буклет, в которых кратко описаны результаты нашего исследования и выводы с сегодняшнего занятия. В буклете вы узнаете секрет о том, как яйцо попало в бутылку.
- Чем мы будем заниматься на занятиях кружка?
Результаты занятий – участие в конкурсах различного уровня.
- Рефлексия. Если вам захотелось посещать кружок – на смайликах нарисуйте улыбку, если ещё не поняли – прямую линию, если не хотите – нарисуйте дугу вниз.
Спасибо за работу. Приятно было с вами работать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Гайдар шагает впереди"
Внеклассное мероприятие "Гайдар шагает впереди" предназначен для начальных классов общеобразовательной школы....
Внеклассное мероприятие - игра по станциям "Первые шаги в мире информатики"
Игру можно использовать на внеклассном занятии для повторения и закрепления пройденного материала. Предмет - информатика и ИКТ. Категория детей, для которой предназначена презентация - 2-3 кл....
Внеклассное занятие «Шагаем дорогами добра»
Внеклассное занятие направлено на воспитание всесторонне развитой личности; повышение интереса к кружку "Я в мире спорта".Задачи занятия: усилить познавательную активность учащихся; вос...
Разработка внеклассного мероприятия "Новый год шагает по планете"
Праздник «Новый год шагает по планете» подготовлен для учащихся 2 класса. Такая форма проведения мероприятия существенно повышает мотивацию учащихся, познавательный интерес, эффективность и проду...
Внеклассное мероприятие Первые шаги исследователя
Дети знакомятся с технологией исследовательской работы...
Внеклассное мероприятие Первые шаги исследователя
Дети знакомятся сазами исследовательской деятельности...
Конспект внеклассного мероприятия «Я исследователь».
Конспект внеклассного мероприятия «Я исследователь».Тема урока: «Семь чудес России»...