Социальный проект «Покормите птиц зимой»
проект по окружающему миру (2 класс)

Ирина Юрьевна Аманжулова

Проект может быть проведён с учениками начальных классов.

 Проект  реализован на уроках чтения, библиотечных уроках, занятиях по окружающему миру во 2 классе общеобразовательной школы по теме «Птичьи секреты», «Зимняя жизнь птиц и зверей»; на занятиях кружков «Пластилиновая фантазия» и « Веселые пальчики».  

Идея проекта состоит в том, чтобы изучить зимующих  птиц  нашей  местности,  помочь птицам пережить лютую зиму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_pokormite_ptits_zimoy.docx38.28 КБ

Предварительный просмотр:

Автор проекта

Фамилия, имя отчество

Аманжулова Ирина Юрьевна

Регион

Челябинская область

Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ

п. Бреды

Номер и/или название школы/ОУ

Филиал МКОУ «Брединская сош  « 1»-БСОШ №2

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

«Покормите птиц зимой»

Краткое содержание проекта

Проект может быть проведён с учениками начальных классов.

Наш проект был реализован на уроках чтения, библиотечных уроках, занятиях по окружающему миру во 2 классе общеобразовательной школы по теме «Птичьи секреты», «Зимняя жизнь птиц и зверей»; на занятиях кружков «Пластилиновая фантазия» и

« Веселые пальчики».  

Идея проекта состоит в том, чтобы изучить зимующих  птиц  нашей  местности,  помочь птицам пережить лютую зиму.

С этой целью дети изучают особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде, занимаются поиском сведений в различных источниках, читают статьи по данной теме, знакомятся и обсуждают художественные произведения о сезонной жизни птиц и  собирают  накопленный материал.  

Продуктом проекта  «Покормите птиц зимой» стали:  учебное пособие для учащихся начальной школы по теме проекта «Зимующие птицы», рисунки на тему «Зимующие птицы», аппликации из пластилина «Прилетели воробьи, вот их сколько – посмотри!»,  изготовление  кулинарной книжки-малышки  «Меню для птиц», буклет «Как сделать кормушку»,  презентация «Зимняя жизнь птиц»,  кормушки для птиц.

В результате проекта дети узнали о зимующих птицах в  нашем  селе, поняли, что птицам зимой необходима помощь человека. Эта работа приносит ребятам большую радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей развиваются добрые чувства, желание прийти на помощь нашим братьям меньшим.

Предмет(ы)

Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, трудовое обучение

Класс(-ы)

Для учащихся начальной школы

Приблизительная продолжительность проекта

месяц

Основа проекта

Образовательные стандарты

Цель:

— Узнать как можно больше сведений о зимующих птицах:  у взрослых, друзей, из энциклопедий, справочников, художественной литературы.

Задачи, направленные на достижение результатов обучения:

Личностных:

 пробуждение милосердия, чувства сострадания;

 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

 формирование у детей бережного отношения к птицам, к природе.

Метапредметных:

 развитие умений соединять теоретический материал с практической деятельностью;

 развитие умений использовать различные способы поиска информации (в справочниках, в энциклопедиях, сети Интернет и т.д);

 развитие творческих и коммуникативных способностей детей;

 развитие операций обобщения, умения классифицировать;

 развитие интереса к процессу познания.

Предметных:

повысить уровень теоретических знаний о многообразии зимующих птиц Брединского района и их значении для природы;

 уточнение знаний о значении природных условий ;

 уточнить знания о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц;

 развивать умения находить взаимосвязи в природе;

 формировать умения применять полученные знания, умения, навыки в нестандартных ситуациях.

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения 

1. Создание необходимых условий по формированию у  учащихся целостного представления о жизни зимующих птиц.

 2. Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

 3. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

 4. Активное участие детей и  родителей в реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

После завершения проекта учащиеся смогут:

  • называть зимующих птиц
  • распределять обязанности в проектной группе;
  • показать свою работу с помощью компьютерных презентаций, фотоальбомов, буклетов знание и понимание особенностей зимующих птиц;
  • создать учебное пособие по теме проекта «Как зимуют птицы зимой».
  • выполнить проверочную работу по теме учебной  программы;
  • выполнить мониторинг своего продвижения в изучении темы
  • в ходе защиты проекта продемонстрировать итоговый продукт работы группы;
  • принять участие в акции «Покормите птиц».

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

  • «Зачем  зимой  помогать  птицам?»

Проблемные вопросы учебной темы

  • Как можно помочь птицам перезимовать? Что мы можем сделать для защиты в зимнее время?

Учебные вопросы

  • Какие художественные  произведения о птицах  знают  дети?
  • Какие птицы осенью не улетают на юг?
  • Каких птиц мы видели на экскурсии?
  • Как называются птицы, которые остаются на зиму с нами? Почему они не улетают?
  • Каких птиц мы видим ежедневно за окном на деревьях и дорожках зимой?
  • Чем питаются птицы зимой?
  • Какие зимующие птицы осенью запасают корм?
  • Как сделать кормушку для птиц?

Описание методов оценивания

  1. Анкетирование.

Анкетирование позволяет выявить уровень  имеющихся у учащихся знания по теме учебного предмета, что позволяет учителю сформулировать цели и задачи новой темы.

  1. Беседа

Вводная беседа с показом презентации и видеоролика,   нацелена на развитие у учеников критического мышления, выработку умений и навыков самоуправления процессом своего обучения, представления темы программного учебного материала в интересной для учеников форме, организацию коллективной учебной деятельности; помогает ученикам анализировать сложные системы.

  1. Таблицы Знаю-Интересуюсь-Умею (ЗИУ)

Наиболее распространенный графический планировщик для использования предварительного знания. Таблица состоит из трех колонок. Первая озаглавлена – «Знаю», вторая – «Интересуюсь» и третья «Умею или Уже научился». Эта простая таблица позволяет активизировать предварительные знания учеников и позволяет установить личные отношения с материалами, которые предстоит изучить. Ученики начинают с мозгового штурма идей в области Знаю. Затем они по одиночке или в группах собирают вопросы, которые они хотят изучить – Интересуюсь. Затем, когда ученики начинают отвечать на вопросы проекта, они записывают узнанную информацию в раздел «Уже Узнал» или Умею в правой части таблицы.

  1. «Журналы участников проекта»

В ходе всего проекта учащиеся ведут записи, в которых фиксируют этапы работы, размышления, наблюдения; там же хранятся все заполненные бланки оценивания, рисунки.

  1. Письменные и устные тесты.

Тесты  служат прямыми доказательствами приобретения знаний и понимания.

  1. Таблицы с критериями  оценивания продуктов проектной деятельности

Предложенные таблицы позволят провести оценивание деятельности групп в рамках проекта по бальной системе

  1. По итогам работы каждой группы учителем ведётся лист продвижения по проекту, где отмечаются:
  • соответствие целей результатам работы.
  •  логичность изложения и подачи информации,
  • умение делать выводы,
  • правильность ее выполнения,
  • творческий подход,
  •  своевременность выполнения работы,  
  • источники информации.

Это позволяет своевременно скорректировать работу групп в нужном направлении и обеспечить обратную связь.

  1. После завершения работы над проектом проводится итоговое представление продуктов работы групп, где заслушиваются выступления учащихся с итогами своей работы. Здесь в первую очередь оцениваются:
  • умение аргументировано выступать перед аудиторией,
  • умение   участвовать в обсуждении,  
  • умение задавать вопросы,
  • краткость и полнота выступлений,
  •  грамотность,
  • творческий подход.

В ходе выступлений группы демонстрируют результаты своей деятельности – презентация, буклет, фотоальбомы и т.п. и изготавливают кормушку для птиц. Остальные учащиеся оценивают представление работ с помощью бланков оценивания. Оценивания наблюдения группы

  1. Завершается проект коллективной рефлексией.

Во время рефлексии происходит закрепление полученных знаний, активная перестройка представлений с включением новых понятий. Учащиеся стараются выражать мысли

разными способами, свободно аргументируют, обмениваются своими идеями с другими учащимися (знакомятся с различными представлениями) анализируют собственные мыслительные операции.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Учащиеся должны знать: основные виды зимующих птиц, значение птиц в жизни человека; опасности, подстерегающие птиц зимой; разновидности кормушек; исходный материал для изготовления кормушек.

Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составлять связные рассказы по материалам проведённой работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.

Учебные мероприятия краткий план проекта

Теоретический этап:

Цель: Ознакомление с зимующими птицами нашего поселка, их повадками  и предпочтениями. Вызвать желание помочь нашим пернатым друзьям в зимнюю стужу.

Учебные мероприятия:

  • Чтение художественной литературы  про птиц;
  • Книжная  выставка «Пернатые друзья»;
  • Прослушивание аудиозаписи голосов птиц  из серии П.И.Чайковского «Времена года»;
  • Беседа на проблемные ситуации «Почему птиц стало меньше?», «Синичка-гостья нашего участка!», «Почему воробьи и синицы селятся рядом с человеком?», «Синичкин день», «К нам пришло письмо от птиц»;
  • Дидактические игры «Добавь слово», «Закончи предложение», «Голоса птиц», «Дорисуй птицу», «Это что за птица», «Чья птица дальше улетит? »;
  • Подвижные игры «Воронята», «Птицы и автомобиль», «Стайка», «Птички и кошка»;

Практический этап:

Цель: Изготовить и развесить кормушки, подобрать корм для птиц, научиться правильно их подкармливать, провести акцию «Покормите птиц».

1 группа – изготавливает и развешивает кормушки.

2 группа – делает и оформляет книжку-малышку «Меню для птиц».

3 группа – организует акцию «Покормите птиц зимой» выпускает  листовки- обращение.

Учебные мероприятия:

  • Совместно с родителями изготовление и развешивание кормушек;
  • Участие в школьном конкурсе - смотре «Кормушка»;
  • Оформление книжки-малышки  «Меню для птиц»;
  • Изготовление листовок «Покормите птиц зимой»;
  • Фотоальбом «Мы сделали кормушки»

Аналитический этап:

Цель:  Организовать подкормку птиц. Вести наблюдение за птицами, прилетающими на кормушки.  Провести акцию среди жителей Нового городка «Покормите птиц зимой»- развешать листовки – обращение.

Учебные мероприятия:

  • Лепка «Прилетели воробьи, вот их сколько – посмотри! »;
  • Фотоконкурс «Гости на моей  кормушке»;
  • Коллективное рисование «Гости на моей кормушке».
  • Оформление буклета «Как помочь птицам зимой».

Презентация результатов:

Цель: демонстрация материалов проекта, представление результатов.

  • Учебное пособие для учащихся начальной школы по теме проекта «Как зимуют птицы»;
  • Сборник рисунков на тему «Зимующие птицы».
  • Кормушки для птиц;
  • Изготовление  кулинарной книжки-малышки  «Меню для птиц»;
  • Буклет «Как помочь птицам»;  
  • Презентация «Зимняя жизнь птиц»;
  • Проведение акции «Покормите птиц зимой» (листовки – обращения).

 Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Заключительный этап.

  «Как это было? Как будет?»  - подведение итогов работы над проектом.  Рефлексия.

Материалы для дифференцированного обучения

Возможности  для  всех  учеников

Работа  в  группах  позволила  учащимся  выбрать для себя  роль в  соответствии со  склонностями, интересами, чтобы  быть успешным и внести свой вклад  в итоговую работу:

  • анализ  источников;
  • поиск  и  обработка необходимой  информации  по  теме  проекта;
  • поиск  и подготовка к представлению  иллюстративного  материала  по  теме  проекта;
  • организация и проведение совместного  обсуждения результатов  работы  группы;
  • представление результатов  работы  (кормушки, рецепты для птиц, презентация, буклет).

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

Проблемному  ученику можно  дать  задания  по подбору  картинок птиц. Загадок о птицах. С помощью родителя сделать и повесить кормушку.

Дать возможность принять участие в обсуждениях внутри группы.

        

Одаренный ученик

Творческая группа   учеников  проводила  опрос учащихся,  подбирала  более сложную  научную информацию, обработку  результатов и представление их средствами компьютерных технологий.

Эти ученики   были во  главе  группы.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)

Фотоаппарат, компьютер(ы), принтер, видеокамера,  проекционная система, видеосистема, DVD-проигрыватель, телевизор.

Технологии – программное обеспечение

Программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM

Материалы на печатной основе

А.А. Плешаков /Учебник «Окружающий мир» 2 класс;

М.Ю. Новицкая  Уроки по окружающему миру;  Энциклопедия «Животные», Красная книга Челябинской области;

Произведения: М.Горького «Воробьишко», С.Маршак «Где обедал воробей», рассказы М.Зощенко «Умная птичка»,  Е.Чарушина «Воробей».

Другие принадлежности

Бросовый материал для изготовления кормушек.

Интернет-ресурсы

www.apus.ru. Мастерская Филина. Кормушки-самоделки для птиц.

http://mrcpk.marsu.ru/works_iso/2006-11-27/gayzova/ucheb.htm

http://www.ecosystema.ru/ 

Видеоролик «Птицы зимой» /Голдина Л.В. учитель начальных классов МОУ «ООШ № 15» г Миасс. Челябинская область.

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия.

Википедия. Сводная энциклопедия.

Энциклопедия птиц. WikiBirds

Сайт Фауна - Флора

Картинки с изображением птиц, зимующих.

Другие ресурсы

Экскурсия в природу «Наблюдаем за жизнью птиц зимой»

Библиотечный час «Наши пернатые друзья зимой»

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Покормите птиц зимой"

Социальный проект "Покормите птиц зимой"...

Социальный проект "Покормите птиц зимой"

Социальный проект "Покормите птиц зимой"...

Социальный проект "Покормите птиц зимой"

В ходе реализации проекта ребята работают в группах. Они выполняют поисковую деятельность, анализируют её результаты, делают выводы. Дети узнают основные виды зимующих птиц, значение птиц в жизни чело...

Социальный проект "Покормите птиц зимой"

Пернатым особенно трудно в суровые морозы, сильные снегопады, а также когда почва, ветки и стволы деревьев покрываются ледяной коркой. Естественный корм в таких условиях становится практически недосту...

социальный проект "Покормите птиц зимой"

социальный проект для детей начальной школы о защите птиц зимой от холода и голода....

Социальный проект. "Покормите птиц зимой". 4 класс

Социальный проект по внеурочной деятельности  для 3-4 класса "Покормите птиц зимой"....

Социальный проект "Покормите птиц зимой"

Социальный проект " Покормите птиц зимой"...