«Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей», 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по окружающему миру «Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей», 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20.02.18.docx39.76 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема урока: «Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей»

                   Цель урока: Создать условия для формирования первичного наблюдения за зимними изменениями в природе и труде людей.

Задачи:

Образовательные: обобщение знаний учащихся о характерных признаках зимы в живой и неживой природе

Воспитательные: Воспитывать интерес к явлениям природы, формировать экологическую культуру учащихся и коммуникативную компетенцию учащихся,

Развивающие: Развивать творческие способности и познавательный интерес к учебной деятельности   на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения; умение   выделять существенное в учебном материале, делать выводы, переносить ранее полученные знания на новый учебный материал.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

  • умение группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
  • умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • умение работать по предложенному учителем плану;

Личностные УУД:

  • выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Планируемые результаты:

Предметные: иметь представление о природных и искусственных сообществах

Познавательные УУД:

  • уметь группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

  • уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
  • уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Регулятивные УУД:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом; работать по предложенному учителем плану;

Личностные УУД:

  • уметь выполнять самооценку.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа;
  • индивидуальная.

                   Оборудование: мультимедиа комплекс, презентация.

Ход занятия

Этапы урока

Формируемые УУД

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность учащихся  

время

Приложения

I.Организация класса

1. Приветствие

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя.

Коммуникативные: планирование учебного   со сверстниками. 

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

 Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Приветствуют педагога, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу.

3 мин

II. Освоение новых знаний

1.Сообщение темы и цели урока

Обозначить тему и цель урока

Познавательные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

- Для того чтобы определить тему урока, я предлагаю вам отгадать загадку.

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

Зима, самое холодном времени года. Когда гуляете, вы очень наблюдательны, присматриваетесь к окружающему миру, поэтому, сегодня мы обобщим наши наблюдения.        

Слушают внимательно учителя и отвечают на вопросы.

Зимой

3 мин

2.Актуализация знаний

Регулятивные:

Самостоятельно определять важность или необходимость

выполнения различных заданий в учебном процессе;

Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других.

 Ребята, вы уже много знаете о снежной, холодной зиме. Скажите, пожалуйста:

Какое время года по календарю подходит к концу?

Какие месяцы считаются зимними?

Какие осадки выпадают зимой?

Какая температура воздуха? Выше или ниже нуля?

Зима

Декабрь, январь, февраль.

Снег

5 мин

3.Неживая природа.

Познавательные:

 умение группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Регулятивные:

Самостоятельно определять важность или необходимость

выполнения различных заданий в учебном процессе;

Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других

Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоемы.

 -Знаете ли вы, сколько зимних месяцев?  

 -Кто может их назвать по порядку?

ДЕКАБРЬ «ВЕТРОЗИМ» - месяц долгих ночей и морозных узоров на стекле.  

ЯНВАРЬ «СТУДЕНЬ» - самый холодный и ветреный месяц в году.  

ФЕВРАЛЬ «ЛЮТЫЙ» - месяц снегопадов, злых вьюг и первых оттепелей.

Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В декабре продолжает понижаться температура воздуха, что связано с влиянием холодных ветров, которые дуют с Арктики. 22 декабря - это день зимнего солнцестояния. В эти сутки самая длин­ная ночь и самый короткий день.

-Какие явления в неживой природе происходят зимой?

К концу зимы Солнце поднимается выше и греет сильнее. День становиться немного длиннее. В солнечный день снег на крышах тает, начинается капель. Снег тускнеет, становится серым и рыхлым.

- В какой зимний день, самая длинная ночь и самый короткий день?

снегопад, изморозь, гололедица  

10 мин

4. Растения и животные зимой.

Познавательные:

 умение группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других.

-А сейчас мы поговорим о том, как зима отразилась на жизни растений и животных.

-Есть травянистые растения: земляника, озимая рожь, озимая пшеница, которые уходят под снег зелеными.  

 - Как вы думаете, почему они не замерзают?

Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не видим живых листьев, цветков, почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих тысячелетий растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание» почек. В конце зимы под снегом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.

- В лесу можно встретить не только растения, но и различных зверей и птиц.

- Ребята нам приготовили доклады о некоторых животных.  

1. …..«О белке».  

».  

О ком нам расскажет …, вы узнаете из загадки:  

Хожу в пушистой шубе,  

 Живу в густом лесу,  

В дупле на старом дубе  

Орешки я грызу.

2…..«О медведе

Послушайте еще одну загадку:  

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

 - Спасибо! Давайте еще поговорим о птицах.  

 - Почему птицы улетают в теплые края?  

 - Чем человек может помочь птицам в зимнее время года?

- Назовите птиц, которых можно встретить зимой у нас?

- Ребята, как вы думаете почему снегирей мы можем увидеть зимой?

- Давайте узнаем куда же снегири улетают на лето. Я предлагаю посмотреть видеоролик.

- Так куда же они улетают?

Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче перенести зимние морозы

Белка

Медведь

Птицы улетают в тёплые края не потому, что очень боятся холода.

Сделать кормушки для птиц.

Дятел, Синица, Чиж, Снегири…

5. Физминутка

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других.

Ребята, давайте с вами немного отдохнём, встаньте.

Все ребята повернулись

Все ребята потянулись,

А потом они присели

И за парту тихо сели.

Выполняют движения вместе с учителем.

5 мин

6. Зимние изменения в труде людей.

Регулятивные:

Самостоятельно определять важность или необходимость

выполнения различных заданий в учебном процессе;

Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других.

Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось много забот. С приходом зимы люди не только меняют одежду, но меняется и труд людей. Изменения эти можно наблюдать и в городе, и в сельской местности.

- Как влияет зимняя погода на человека? (здоровье - закаливание)

- Какие работы проводят на улицах города зимой?

- Посмотрите на картинку и скажите, труд каких людей очень важен зимой?

Работа дворников нелёгкая, но приносит большую пользу другим. Они убирают снег, скалывают лёд, посыпают дороги песком. Дворники работают в организации, которая называется ЖКХ (Жилищно-коммунальное хозяйство). Организация отвечает за то, чтобы люди могли спокойно ходить по тротуарам, а машины ездить по дорогам.

Если в городе снег убирают, то в сельской местности снег на полях стараются наоборот сохранить и накопить ещё больше. По другому это называется – снегозадержание. Снегозадержание – искусственное задержание снега на полях для сохранения влаги и защиты растений от замерзания. Растения будут лучше расти, потому что, чем больше на полях снега, тем больше в почве влаги. Снег предохраняет почву и озимые от промерзания. А в качестве удобрения вывозят на поля навоз.

-Какие работы проводят в саду зимой?

- А для чего? Какая опасность грозит зимой деревьям

Как сохранить осенний урожай овощей?

- Где хранятся овощи зимой?

- Что делают люди зимой в овощехранилищах?

- Как сохранить урожай зерна?

- Где хранят зерно?

В зернохранилище должно быть сухо и прохладно.

А как вы думаете почему?

Главная задача – это сохранить доброкачественное зерно. Семена хранят в специальных помещениях – в зернохранилищах. Для проветривания используют деревянные лопаты, ими перемешивают семена; проводят обработку зерноочистительными машинами; пересыпают зерно в другие закрома. Следят, чтобы не появились грызуны, насекомые.

(убирают снег, скалывают лед, посыпают дороги песком)

Дворников

Уплотняют снег около стволов деревьев

Уплотнение снега помогает уберечь дерево от грызунов

Регулярно перебирают плоды и овощи; удаляют испортившиеся овощи и плоды; наблюдают за температурой.

Чтобы зерно не гнило, не проросло.

7 мин

7. Дополнительное задание

Сейчас я вам буду задавать вопросы, если вы согласны с моим утверждение, то хлопаете, а если не согласны, то создаете тишину.

1. Еж зимой впадает в спячку.

2. Зимой набухают почки.

3. Ноябрь – зимний месяц.

4. Грачи улетают на юг.

5. Зимой можно увидеть ласточку.

6. Декабрь– зимний месяц.

7. Снегири прилетают зимой.

8. Барсук зимой впадает в спячку.

8. Самостоятельная работа.

Познавательные:

 умение группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Регулятивные:

Самостоятельно определять важность или необходимость

выполнения различных заданий в учебном процессе;

Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других

-А сейчас вы выполните самостоятельную работу.

 - Наверху подпишите ручкой свое имя и фамилию. Вам нужно ответить на 7 вопросов. У вас 10 минут.

1) В какое время года спит медведь?  

 2) Назовите зимние месяцы.  

 3) Как называется обильное выпадение снега?   4) Назовите птиц, которых можно увидеть зимой?  

5) Каких животных увидеть в это время года нельзя?  

6) Как называется корка льда на дороге?  

7) Как белки готовятся к зиме?

- Заканчиваем работы, передаем мне их с последних парт на первые.

Слушают внимательно учителя и отвечают на вопросы.

10 мин

IV.        Итог занятия. Рефлексия 

  1. Итог урока

Регулятивные: оценка результатов работы; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные: умение выполнять самооценку.

Итак, подведем итог нашего сегоняшнего урока.

-Какие осадки выпадают зимой?

- В какой зимний день, самая длинная ночь и самый короткий день?

- Почему мы не встретим зимой медведя, барсука и ежа?

Сегодня на уроке мы закрепили наши наблюдения зимой в неживой и живой природе.

Ребята, у вас на столах лежат снежинки.

- Если вам понравился урок нарисуйте веселую снежинку, а если нет, то грустную снежинку.

- Всем спасибо, до свидания!        

Слушают внимательно учителя и отвечают на вопросы, подводят итоги.

4 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 1-м классе на тему: "В гостях у зимы. (Зимние изменения в природе)"

На данном уроке перед учащимися были поставлены цели: расширить и обобщить знания и свои наблюдения об окружающем мире об изменениях в природе зимой, и как одним из времен года;  формировать бере...

Тест по окружающему миру по теме "Зимние изменения в природе и жизни человека"

Тест по окружающему миру по теме "Зимние изменения в природе и жизни человека"...

зимние изменения в природе

конспект урока - экскурсии по теме "Зима" в 3 классе...

логопедическое занятие "Зимние изменения в природе. День доброты"

конспект подгруппового логопедического занятия для детей с легкой степенью умственной отсталости 4-5 класса...

Зимние изменения в природе Селихова И.Н.

Зимние изменения в природе...

Урок окружающего мира 2 класс " Зимние изменения в природе"

quot; Зимние изменения". Данный материал поможет  учителю  в подготовке к уроку окружающего мира 2 класс по теме " Зимние изменения в природе"...

Конспект урока окружающего мира по теме: "Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей"

Данный материал содержит конспект урока окружающего мира по теме "Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей"  к учебнику: Окружающий мир. 2 класс. Ив...