«Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей», 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект и презентация урока по окружающему миру «Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей», 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
20.02.18.docx | 39.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей»
Цель урока: Создать условия для формирования первичного наблюдения за зимними изменениями в природе и труде людей.
Задачи:
Образовательные: обобщение знаний учащихся о характерных признаках зимы в живой и неживой природе
Воспитательные: Воспитывать интерес к явлениям природы, формировать экологическую культуру учащихся и коммуникативную компетенцию учащихся,
Развивающие: Развивать творческие способности и познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения; умение выделять существенное в учебном материале, делать выводы, переносить ранее полученные знания на новый учебный материал.
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
- умение группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
- умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- умение работать по предложенному учителем плану;
Личностные УУД:
- выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Планируемые результаты:
Предметные: иметь представление о природных и искусственных сообществах
Познавательные УУД:
- уметь группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
- уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом; работать по предложенному учителем плану;
Личностные УУД:
- уметь выполнять самооценку.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная работа;
- индивидуальная.
Оборудование: мультимедиа комплекс, презентация.
Ход занятия
Этапы урока | Формируемые УУД | Содержание урока, деятельность учителя | Деятельность учащихся | время | Приложения |
I.Организация класса | |||||
1. Приветствие Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки | Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя. Коммуникативные: планирование учебного со сверстниками. | - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! | Приветствуют педагога, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу. | 3 мин | |
II. Освоение новых знаний | |||||
1.Сообщение темы и цели урока Обозначить тему и цель урока | Познавательные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками | - Для того чтобы определить тему урока, я предлагаю вам отгадать загадку. Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет, Когда это бывает? Зима, самое холодном времени года. Когда гуляете, вы очень наблюдательны, присматриваетесь к окружающему миру, поэтому, сегодня мы обобщим наши наблюдения. | Слушают внимательно учителя и отвечают на вопросы. Зимой | 3 мин | |
2.Актуализация знаний | Регулятивные: Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе; Корректировать выполнение задания в дальнейшем. Коммуникативные: Участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других. | Ребята, вы уже много знаете о снежной, холодной зиме. Скажите, пожалуйста: Какое время года по календарю подходит к концу? Какие месяцы считаются зимними? Какие осадки выпадают зимой? Какая температура воздуха? Выше или ниже нуля? | Зима Декабрь, январь, февраль. Снег | 5 мин | |
3.Неживая природа. | Познавательные: умение группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Регулятивные: Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе; Корректировать выполнение задания в дальнейшем. Коммуникативные: Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других | Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоемы. -Знаете ли вы, сколько зимних месяцев? -Кто может их назвать по порядку? ДЕКАБРЬ «ВЕТРОЗИМ» - месяц долгих ночей и морозных узоров на стекле. ЯНВАРЬ «СТУДЕНЬ» - самый холодный и ветреный месяц в году. ФЕВРАЛЬ «ЛЮТЫЙ» - месяц снегопадов, злых вьюг и первых оттепелей. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В декабре продолжает понижаться температура воздуха, что связано с влиянием холодных ветров, которые дуют с Арктики. 22 декабря - это день зимнего солнцестояния. В эти сутки самая длинная ночь и самый короткий день. -Какие явления в неживой природе происходят зимой? К концу зимы Солнце поднимается выше и греет сильнее. День становиться немного длиннее. В солнечный день снег на крышах тает, начинается капель. Снег тускнеет, становится серым и рыхлым. - В какой зимний день, самая длинная ночь и самый короткий день? | снегопад, изморозь, гололедица | 10 мин | |
4. Растения и животные зимой. | Познавательные: умение группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные: Участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других. | -А сейчас мы поговорим о том, как зима отразилась на жизни растений и животных. -Есть травянистые растения: земляника, озимая рожь, озимая пшеница, которые уходят под снег зелеными. - Как вы думаете, почему они не замерзают? Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не видим живых листьев, цветков, почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих тысячелетий растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание» почек. В конце зимы под снегом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной. - В лесу можно встретить не только растения, но и различных зверей и птиц. - Ребята нам приготовили доклады о некоторых животных. 1. …..«О белке». ». О ком нам расскажет …, вы узнаете из загадки: Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе Орешки я грызу. 2…..«О медведе Послушайте еще одну загадку: Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. - Спасибо! Давайте еще поговорим о птицах. - Почему птицы улетают в теплые края? - Чем человек может помочь птицам в зимнее время года? - Назовите птиц, которых можно встретить зимой у нас? - Ребята, как вы думаете почему снегирей мы можем увидеть зимой? - Давайте узнаем куда же снегири улетают на лето. Я предлагаю посмотреть видеоролик. - Так куда же они улетают? | Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче перенести зимние морозы Белка Медведь Птицы улетают в тёплые края не потому, что очень боятся холода. Сделать кормушки для птиц. Дятел, Синица, Чиж, Снегири… | ||
5. Физминутка | Коммуникативные: Участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других. | Ребята, давайте с вами немного отдохнём, встаньте. Все ребята повернулись Все ребята потянулись, А потом они присели И за парту тихо сели. | Выполняют движения вместе с учителем. | 5 мин | |
6. Зимние изменения в труде людей. | Регулятивные: Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе; Корректировать выполнение задания в дальнейшем. Коммуникативные: Участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других. | Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось много забот. С приходом зимы люди не только меняют одежду, но меняется и труд людей. Изменения эти можно наблюдать и в городе, и в сельской местности. - Как влияет зимняя погода на человека? (здоровье - закаливание) - Какие работы проводят на улицах города зимой? - Посмотрите на картинку и скажите, труд каких людей очень важен зимой? Работа дворников нелёгкая, но приносит большую пользу другим. Они убирают снег, скалывают лёд, посыпают дороги песком. Дворники работают в организации, которая называется ЖКХ (Жилищно-коммунальное хозяйство). Организация отвечает за то, чтобы люди могли спокойно ходить по тротуарам, а машины ездить по дорогам. Если в городе снег убирают, то в сельской местности снег на полях стараются наоборот сохранить и накопить ещё больше. По другому это называется – снегозадержание. Снегозадержание – искусственное задержание снега на полях для сохранения влаги и защиты растений от замерзания. Растения будут лучше расти, потому что, чем больше на полях снега, тем больше в почве влаги. Снег предохраняет почву и озимые от промерзания. А в качестве удобрения вывозят на поля навоз. -Какие работы проводят в саду зимой? - А для чего? Какая опасность грозит зимой деревьям Как сохранить осенний урожай овощей? - Где хранятся овощи зимой? - Что делают люди зимой в овощехранилищах? - Как сохранить урожай зерна? - Где хранят зерно? В зернохранилище должно быть сухо и прохладно. А как вы думаете почему? Главная задача – это сохранить доброкачественное зерно. Семена хранят в специальных помещениях – в зернохранилищах. Для проветривания используют деревянные лопаты, ими перемешивают семена; проводят обработку зерноочистительными машинами; пересыпают зерно в другие закрома. Следят, чтобы не появились грызуны, насекомые. | (убирают снег, скалывают лед, посыпают дороги песком) Дворников Уплотняют снег около стволов деревьев Уплотнение снега помогает уберечь дерево от грызунов Регулярно перебирают плоды и овощи; удаляют испортившиеся овощи и плоды; наблюдают за температурой. Чтобы зерно не гнило, не проросло. | 7 мин | |
7. Дополнительное задание | Сейчас я вам буду задавать вопросы, если вы согласны с моим утверждение, то хлопаете, а если не согласны, то создаете тишину. 1. Еж зимой впадает в спячку. 2. Зимой набухают почки. 3. Ноябрь – зимний месяц. 4. Грачи улетают на юг. 5. Зимой можно увидеть ласточку. 6. Декабрь– зимний месяц. 7. Снегири прилетают зимой. 8. Барсук зимой впадает в спячку. | ||||
8. Самостоятельная работа. | Познавательные: умение группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Регулятивные: Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе; Корректировать выполнение задания в дальнейшем. Коммуникативные: Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других | -А сейчас вы выполните самостоятельную работу. - Наверху подпишите ручкой свое имя и фамилию. Вам нужно ответить на 7 вопросов. У вас 10 минут. 1) В какое время года спит медведь? 2) Назовите зимние месяцы. 3) Как называется обильное выпадение снега? 4) Назовите птиц, которых можно увидеть зимой? 5) Каких животных увидеть в это время года нельзя? 6) Как называется корка льда на дороге? 7) Как белки готовятся к зиме? - Заканчиваем работы, передаем мне их с последних парт на первые. | Слушают внимательно учителя и отвечают на вопросы. | 10 мин | |
IV. Итог занятия. Рефлексия | |||||
| Регулятивные: оценка результатов работы; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Личностные: умение выполнять самооценку. | Итак, подведем итог нашего сегоняшнего урока. -Какие осадки выпадают зимой? - В какой зимний день, самая длинная ночь и самый короткий день? - Почему мы не встретим зимой медведя, барсука и ежа? Сегодня на уроке мы закрепили наши наблюдения зимой в неживой и живой природе. Ребята, у вас на столах лежат снежинки. - Если вам понравился урок нарисуйте веселую снежинку, а если нет, то грустную снежинку. - Всем спасибо, до свидания! | Слушают внимательно учителя и отвечают на вопросы, подводят итоги. | 4 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру в 1-м классе на тему: "В гостях у зимы. (Зимние изменения в природе)"
На данном уроке перед учащимися были поставлены цели: расширить и обобщить знания и свои наблюдения об окружающем мире об изменениях в природе зимой, и как одним из времен года; формировать бере...
Тест по окружающему миру по теме "Зимние изменения в природе и жизни человека"
Тест по окружающему миру по теме "Зимние изменения в природе и жизни человека"...
зимние изменения в природе
конспект урока - экскурсии по теме "Зима" в 3 классе...
логопедическое занятие "Зимние изменения в природе. День доброты"
конспект подгруппового логопедического занятия для детей с легкой степенью умственной отсталости 4-5 класса...
Зимние изменения в природе Селихова И.Н.
Зимние изменения в природе...
Урок окружающего мира 2 класс " Зимние изменения в природе"
quot; Зимние изменения". Данный материал поможет учителю в подготовке к уроку окружающего мира 2 класс по теме " Зимние изменения в природе"...
Конспект урока окружающего мира по теме: "Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей"
Данный материал содержит конспект урока окружающего мира по теме "Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей" к учебнику: Окружающий мир. 2 класс. Ив...