УМК "Планета знаний" ТКУ « В березовой роще»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
УМК "Планета знаний" ТКУ « В березовой роще» 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_v_berezovoy_roshche.docx | 37.97 КБ |
Предварительный просмотр:
« В березовой роще»
Класс: 2 А
УМК: Планета знаний
Тип урока: Открытие новых знаний
Тема: « В березовой роще»
Цель: способствовать ознакомлению детей с влиянием одних растений на другие, растений на животных на примере берёзового леса; создать условия для развития умений характеризовать окружающую среду; развивать наблюдательность и внимание к окружающему миру, показать его разнообразие.
Задачи:
Образовательные: формировать представление о связях между компонентами леса.
Развивающие: развивать внимание, память, мышление, познавательную активность учащихся.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Планируемые результаты:
Предметные: понимают, что такое окружающая среда, приводят примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
Личностные: внимательно и бережно относятся к природе родного края;
Метапредметные (УУД):
Регулятивные: понимают своё продвижение в овладении содержанием курса 2 класса, корректируют выполнение задания.
Познавательные: понимают информацию, представленную на страницах учебника, осуществляют описание объектов природы.
Коммуникативные: понимают и передают содержание прочитанных текстов, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения.
Оборудование: компьютер, презентация, учебник, рабочая тетрадь, карточки.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||
I. Организация урока. Цель: мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | -Здравствуйте. Садитесь. -Чтоб природе другом стать, Тайны все ее узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать. Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет все узнать наша любознательность. | Дети приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | ||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | - С какой темой мы познакомились на прошлом уроке? - Давайте проверим наши знания с помощью теста. - Перед вами листы с заданиями. В тесте 3 задания, выберите и обведите правильный вариант ответа, приступаем. Тест по теме “Бабочки и жуки” 1. Чем покрыто тело бабочки? а) Красивой кожей; б) мельчайшими чешуйками; в) перьями 2. Сколько крыльев у бабочки? а) два; б) четыре; в) у всех по-разному 3. Чем отличаются крылья жуков и бабочек? а) у бабочек красивые крылья, а у жуков нет; б) у бабочек большие крылья, а у жуков маленькие; в) у жуков и у бабочек по 4 крыла, но у жуков 2 жёсткие, а 2 мягкие - Проверим себя. Оцените свою работу значком +, если все ответы верны, - если была ошибка. | - Бабочки и жуки. - Б,Б, В | ||||||||||||
III. Целеполагание | 2. Разгадывание кроссворда – Перед вами ребус, разгадав его мы, подойдём к теме урока. - Какое слово у вас получилось? - Правильно, лес. Об этом мы сегодня будем говорить. - Что такое лес? - Какие бывают леса? - На западе республики, в нашей местности какие встречаются леса? - Можем ли мы обойтись без лесов? - Кто знает, что такое роща? - Какие бывают рощи? - Отгадав загадку, вы узнаете, о какой роще пойдет речь. Русская красавица Стоит на поляне, В зелёной кофточке, В белом сарафане. - Назовите тему урока. - Верно. - Знаете ли вы, что такое березняк? - А кто живет в березовой роще? - Что растет в березовой роще? - Зная тему урока, какие задачи можем перед собой поставить? - Также узнаем, как живые существа приспособились к условиям жизни в березовой роще. | - Лес -Сообщество животных и растений. -Хвойные, лиственные, смешанные. -Березовые и осиновые, а также широколиственные из липы, клена и дуба. -Нет, лес – производитель кислорода. Небольшой лес. -Дубовые, осиновые, берёзовые. - Берёза. -Березовая роща. 1. Что такое березняк? 2. Кто живёт в берёзовой роще? 3. Что растёт в берёзовой роще? | ||||||||||||
IV. «Открытие» новых знаний. Цель: построение проекта выхода из затруднения. | 1.Знакомство с текстом учебника стр.36-37. Выделение отличительных признаков березового леса. - Начнем знакомство с березовой рощей, откройте учебник на стр.36-37. Сегодня наши друзья Маша и Петя с другом семьи – биологом Николаем Ивановичем отправляются в березовую рощу. Давайте послушаем рассказ Николая Ивановича. (1 ряд читает текст по абзацам) - Какие условия создает береза для других обитателей? - Что означает слово светолюбивые? - Прочитайте остальные слова на экране. Светолюбивы теневыносливые Влаголюбивые засухоустойчивые Теплолюбивые холодостойкие - Что вы можете сказать об этих словах? -Объясните значения слов: - О каких растениях можно сказать теневыносливое? Влаголюбивое? Засухоустойчивое? … - Какие из этих слов подходят для описания берёзы? 2.Ознакомление с типичными растениями березового леса - А теперь давайте отправимся в виртуальную экскурсию по березовой роще. 1)Если верить легенде, то название цветка Иван - да – Марья возникло так: судьба разлучила в детстве брата Ваню и сестру Машу. Когда они встретились, то полюбили друг друга и поженились. Но узнав о своем родстве, они, чтобы не разлучаться, превратились в цветок с двойной окраской. Иван-да-марья травянистое однолетнее растение с жёлтыми цветками и ярко-синими прицветниками, то есть верхними листьями растения. В России растет чаще всего по рощам и лугам, а также по лесным опушкам. 2) Род колокольчиковые насчитывает более 400 видов, в России встречается около 150 видов колокольчиков. Слово колокольчик уменьшительное от слова колокол, которое характеризует форму цветка. Цветок голубой или фиолетовый разных оттенков, порой лиловый, изредка белый. Колокольчики исчезают как из-за сбора их на букеты, так и из-за разрушения мест их обитания. 3) Лю́тик — род травянистых растений семейства Лютиковые. Водные или наземные травы с едким, а иногда и ядовитым соком. У большинства видов пять лепестков и множество тычинок и пестиков. Этот цветок чаще встречается желтого, реже белого, розового, красного, сиреневого и голубого оттенка. Этот красивый цветок предпочитает лесные и пойменные луга, негустые леса, берега ручьев и рек, окраины болот. 4) Орешник или лещина обыкновенная относится к семейству березовых. Дикорастущая лещина обыкновенная представляет собой ветвистый кустарник с большим количеством стволиков, 10-20 и более, высотой 3-4 м. В диком виде заросли лещины широко распространены на юге России, она встречается и в Башкортостане, Татарстане, Южном Урале. Плоды считаются ценным продуктом - содержат все необходимые для организма элементы питания: белки, жиры, углеводы, витамины группы А, В, С, Д, Е, Р, К. Плоды созревают во второй половине августа – начале сентября. Они собраны в группу от 2 до 5 шт. 5) Крушина – род древесных растений семейства крушиновые. Крушина растет в виде кустов или небольших деревьев, в перелесках, на опушках, на берегу рек и озер. Кора темная, листья глянцевые, овальной формы. Цветет растение обильно с середины мая по июнь невзрачными желтыми цветами, на месте которых позже появляются ягоды-костянки, вначале зеленые, позже красные, в середине августа они поспевают, и становятся черными. Ягоды крушины невкусные, ядовитые, но птицы, особенно дрозды, поедают плоды крушины, так семена разносятся по всему лесу. | -Белые стволы отражают солнечные лучи и рассеивают их, поэтому в березовом лесу всегда светло и растут светолюбивые растения. - Любят свет. -Прилагательные, состоят из двух частей. Ответы детей -Светолюбивое, холодостойкое. | ||||||||||||
V. Закрепление. Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль. | Сейчас возьмите в руки листы с заданиями, найдите задание №2. прочитает его. - Проверим себя. 1. Береза 2. Орешник, крушина 3. Иван – да – Марья, колокольчик, Лютик - Что тут может быть лишнее? Что не растет в березовой роще? - Оцените свою работу поставьте + на карточке, если вы сделали все правильно - А знаете ли вы, какие ни будь стихотворения или песни про березу? Физкультминутка Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят, Как они тихо садятся покажем – Крылья сложили назад. -На странице учебника 36 я буду читать, а вы слушаете меня внимательно. - Чем питается Иволга? - Чем питается Ворона? - Верно - Сейчас мы будем работать в паре. Работайте дружно, я раздам вам листочки, а вы должны будете соединить стрелочками, что к чему подходит. Наш девиз… Для птиц Древесина, из которой можно делать много предметов Для насекомых Жилище и столовая Для художника Объект для картины Для мебельщика Место для постройки гнезда Место, где откладывают личинки - Как вы соединили предложения? - Вы все сделали правильно. - Продолжаем знакомство с обитателями березовой рощи. - Отгадайте загадку. В одежде богатой, Да сам слеповатый, Живет без оконца, Не видывал солнца. - В учебнике на стр.37 я прочитаю рассказ биолога Николая Ивановича об этом животном. - Как крот приспособился к жизни под землей? - А сейчас мы выполним еще одно задание. Мы будем опираться на свои новые знания и на наш учебник 5. Вставьте в текст подходящие по смыслу слова: Летом на дачу к Маше и Пете приехал друг семьи – биолог Николай Иванович. Однажды утром он предложил детям пойти на прогулку. Вскоре они подошли к лесу. Дети очень удивились тому, что вокруг стояли одни белоствольные деревья. Дети их узнали, ведь это – _______________. Николай Иванович сказал: «Мы с вами пришли в ________________ ________________. В берёзовом лесу очень светло. Здесь хорошо растут светолюбивые растения ______________, _________________, ________________________.» Вдруг в лесу раздался резкий крик, а потом запела какая-то птица. Её песня напоминала звук флейты. «Это поет ________________» – объяснил Николай Иванович и рассказал Маше и Пете много интересного. Гуляя по лесу, ребята заметили между берёзками небольшие кучки рыхлой земли. Это работа ______________. Погуляв ещё по лесу, юные путешественники вскоре вышли на дорогу, ведущую к дому. Для птиц и насекомых лес – родной дом. Они там рождаются, живут, выводят потомство, кормятся, прячутся от опасности. Это их среда обитания. - Свой дом мы любим, бережем, охраняем, убираем. Как мы должны относиться к дому животных и растений? | Заполни таблицу, распределив названия растений в 3 столбика: колокольчик, берёза, орешник, иван-да-марья, ель, лютик, крушина.
- Ель, т.к. не растёт в березовой роще - Ответы детей - Насекомыми-вредителями - Насекомыми, лягушками, мышами… - Для птиц – место для постройки гнезд, жилище и столовая. - Для насекомых – место, где откладывают личинки - Для художника – объект для картины - Для мебельщика – древесина, из которой можно делать много предметов.
- Крот - Передние лапы короткие, широкие, с мощными когтями. Как лопатой, он разрыхляет ими землю и отбрасывает назад Ответы крот - Березы, березовую рощу, колокольчики, лютики, Иван- да марья, Иволга, крота Бережно, не ломать их гнезда,тд… | ||||||||||||
VI. Рефлексия. Итог урока. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности. | Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? - Удалось ли нам их решить? - Что вы узнали о березовой роще? Какие растения есть в березовой роще? Животные? - Кто считает, что он все понял и ему было легко, поднимите руку. - Кому было сложно, но он смог понять? - Кто не понял, что мы сегодня делали и кому не понравилась тема? - Спасибо за урок, до свидания. | 1. Что такое березняк? 2. Кто живёт в берёзовой роще? 3. Что растёт в берёзовой роще? - Да |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие, посвящённое празднованию 115-летия со дня рождения поэта С.А. Есенина «Отговорила роща золотая…»
Внеклассное мероприятие "Отговорила роща золотая"http://youtu.be/cDOm7rfAnNw...
Внеклассное мероприятие в 3 «а» классе « Березовое шоу»
Внеклассное мероприятие в 3 «а» классе « Березовое шоу» ...
Березовый гриб - чага
исследовательская работа по окружающему миру...
Презентация к уроку изобразительного искусства "Березовая роща"
Рисование акварелью(гуашью) с использованием газетной бумаги для изображения стволов берез....
Сценарий конкурса чтецов "Березовая Русь"
Данный сценарий разработан для проведения конкурса чтецов обучающихся начальной школы. Может использоваться для организации библиотечного урока, классного часа, литературного вечера....
Биотестирование загрязненности снега по развитию березовых побегов
Исследовательская работа "Биотестирование загрязненности снега по развитию березовых побегов"...
Биотестирование загрязненности снега по развитию березовых побегов
Презентация к исследовательской работе "Биотестирование загрязненности снега по развитию березовых побегов"...