Урок окружающего мира "Мы граждане России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
МЫ – ГРАЖДАНЕ РОССИИ
Цели:
1. Формулировать у учащихся представления о том, что значит быть гражданином.
2. Познакомить учащихся с работой главы государства, Федерального собрания.
3. Развивать устную речь.
4. Воспитывать патриотизм.
О б о р у д о в а н и е: портрет Президента России В. В. Путина, иллюстрации с изображением символов России, фотографии зданий Государственной Думы, Правительства России.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
- Организационный момент
Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли на урок.
- Кто пришёл на занятие с хорошим настроением, я прошу улыбнуться.
- Кому нравиться общаться с одноклассниками, я прошу поднять руку.
-Если вы не любите конфликтовать, хлопните в ладоши.
- Если стараетесь уважительно относиться к людям, пожмите руку друг другу.
Думаю, что теперь можно начать работу.
Итак, у нас урок окружающего мира.
- Повторение и закрепление изученного.
Человек без Родины , что соловей без песни.
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Почему наш урок мы начали с пословиц?
Прежде чем продолжить узнавать новое, проверим домашнее задание в форме графического диктанта. Если высказывание верное, то вы ставят знак «+», если высказывание неверное, то – знак «–».
1. Название нашей страны – Российская Федерация.
2. Слово «федерация» в переводе с латинского языка обозначает «семья».
3. На территории России живет 160 народов.
4. Основной закон страны – Конституция.
5. В переводе с латинского слово «конституция» означает «закон».
6. Всеобщая Декларация прав человека была принята 10 декабря 1948 года на общем собрании ООН.
7. В переводе с латинского слово «декларация» означает «объявление».
8. С первого дня жизни ребенка государство берет его под защиту.
9. О детях-сиротах заботится государство.
10. Конвенция о правах ребенка была принята 2 ноября 1989 года ООН.
11. До 17 лет человек считается ребенком.
12. В переводе с латинского слово «конвенция» означает «соглашение».
О т в е т ы: +, –, +, +, –, +, –, +, +, –, –, +.
Учащиеся сдают работы на проверку.
- А сейчас мы будем работать в группах. Помните, что каждого надо уметь выслушать, потому что в группах должны соблюдаться равные права. Каждая группа получает карточку с заданием, работают 1 минуту, обсуждают, а затем один представитель от группы отвечает.
РАБОТА В ГРУППАХ ( по 4 человека)
Карточки с заданиями:
- 1 группа
- Прочитайте отрывок из сказки и определите, какое право нарушает сказочный герой:
«Ведьма решила погубить братца Иванушку и сестрицу Алёнушку» (угроза здоровью)
- 2 группа
- Каким правом решили воспользоваться дети?
«Злая старуха выкрала детей из колыбельки. Когда они выросли, собрались искать своих родителей» ( жить и воспитываться в семье)
- 3 группа
- Каким правом могут воспользоваться животные?
«Приходи ко мне лечиться
И корова, и волчица.
И жучок, и паучок,
И медведица» (Право получить помощь врача)
- 4 группа
-О каком праве идёт речь в следующих строчках:
«Все работы хороши, выбирай на вкус» ( право на труд)
- 5 группа
- Каким правом воспользовалась золушка, когда решила пойти на бал
( право на отдых)
- 6 группа
- Каким правом могут воспользоваться насекомые?
« Господин учитель ЖУК
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.» (право на образование)
III. Работа над новым материалом.
Учитель. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король…» Вы, ребята, помните, что многие сказки начинаются именно так. В давние времена почти всеми странами правили царь или король, власть которых передавалась по наследству. И были они либо добрыми, либо жестокими и неумными. Пришло время, и народы многих стран решили отказаться от такой формы правления, свергли монархию (монархия – власть единоличного правителя) и стали избирать правительство сами.
Учитель. У каждого из нас есть дом, семья. Для своих родителей вы являетесь детьми. У многих из вас есть бабушки и дедушки. Для них вы – внуки.
Но у всех у нас есть один общий дом. Как вы думаете, как он называется?
Ученики. Это наша страна – Россия.
Учитель. Само слово «Россия» переливается росинкой на синей от тумана траве. Россия – необъятна в своем неповторимом величии и красоте. Россия – доброта и сила, былинное мужество, неутомимое трудолюбие далеких предков и героических современников, непобедимость народных витязей на поле Куликовом и под Бородином, под Курском и Сталинградом.
Раз мы живём в России, значит мы кто? (Граждане России)
- Как вы думаете какова будет тема сегодняшнего урока? (МЫ граждане России).
- О чём мы сегодня будем говорить? (О правах и обязанностях граждан, о том кто правит государством)
-Мы все являемся гражданами России.
-Что же значит быть гражданином? (Граждане должны исполнять законы, они имеют права).
- Какие права имеют граждане нашей страны?
- А какие права вы еще имеете?
- Узнаем подробнее об этом из текста на странице 164-165 учебника.
- О каких новых правах вы узнали?
- А какие у гражданина есть обязанности?
- Выясним, что относим к правам, а что к обязанностям, выполнив задание 3 на странице 61.
Что из перечисленного относится к правам?
- Что из перечисленного относится к обязанностям?
Учитель. Послушайте стихотворение и скажите, о каких правах граждан в нем говорится.
Читает заранее подготовленный ученик.
Мать с отцом голосовали,
Старший брат голосовал,
Я один остался дома.
– Ты еще, – сказали, – мал.
Это все-таки обидно:
Все – на выборах, я – нет,
Разве скоро соберешь их –
Восемнадцать полных лет?
Вот уйду я плавать в море,
А когда вернусь назад,
Будут славным капитаном
Все гордиться, даже брат!
И однажды, утром рано,
Скажут мне отец и мать:
– Надевай парадный китель
И пойдем голосовать.
В. Лукс (Наши родители имеют право голосовать).
- Верно. Граждане России имеют право участвовать в управлении страной. Они ходят на выборы. Кого же они выбирают?( Президента республики, страны, депутатов, мэра, губернатора).
- А вы можете пойти на выборы и голосовать за какую-нибудь кандидатуру? С какого возраста вы сможете голосовать?( С 18 лет).
- Как сказать одним словом: «Глава республиканского государства, который избирается путем голосования граждан»? ( Президент.)
- Кто является нашим президентом?( Владимир Владимирович Путин).
Что нового вы узнали из текста?
- А что такое Правительство России? (Это высший орган исполнительной власти. Возглавляется главой государства – президентом.)
Я, ты ,он, она
Вместе целая страна.
Вместе дружная семья.
В слове МЫ - сто тысяч Я.
Учитель. Прочитайте текст на с. 164–166 учебника. Как работает Президент? Как вступают в силу новые законы?
Учащиеся после чтения текста отвечают на вопросы. С помощью учителя учащиеся составляют на доске схему «Новые законы».
Выполним задание № 2 на странице 61в рабочей тетради.
IV. Закрепление изученного.
Учитель. Послушайте стихотворение и скажите: откуда начинается Россия?
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
Россия начинается с пристрастья
к труду,
к терпенью,
к правде,
к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней – Россия
Не с гор берет начало, а с тебя!
Виктор Боков
( Россия начинается со своих граждан).
- А что значит быть гражданином? (Гражданин исполняет законы государства, имеет право на поддержку и защиту государства, а также на управление страной).
- Кого выбирают граждане России?( Президента, депутатов, мэра, губернатора).
Когда вы получите право быть избранным на государственный пост?( После 18 лет).
- Кто является главой государства? Чем он занимается? (Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики).
- Когда был избран Президентом РФ В. В. Путин? (В 2012 году).
- Когда вступает в силу новый закон? (Дума принимает закон, Совет Федерации одобряет или отклоняет его. Если закон одобрен, он направляется на рассмотрение Президенту. Как только Президент его подписывает, закон вступает в силу.)
- Кто решает важные вопросы жизни страны? (Правительство РФ.)
- Рефлексия
- Перед вами лежат смайлики, но нет личика. Вам необходимо нарисовать лицо. Если вы поработали на «отлично»- нарисуйте улыбку,
Если вы знаете, что можете активнее работать, то улыбка должна быть нарисована вниз.
Если большее время вы молчали, то «ровная» улыбка.
Все хорошо поработали.
Домашнее задание
- Учебник стр. 164-167 читать;
- Ваш класс это тоже маленькое государство, чтобы жить в нём было интересно и хорошо, разработайте дома «Права и обязанности учеников вашего класса»
1 группа
- Прочитайте отрывок из сказки и определите, какое право нарушает сказочный герой:
«Ведьма решила погубить братца Иванушку и сестрицу Алёнушку» (____________________)
2 группа
- Каким правом решили воспользоваться дети?
«Злая старуха выкрала детей из колыбельки. Когда они выросли, собрались искать своих родителей» ( право ____________________________)
3 группа
- Каким правом могут воспользоваться животные?
«Приходи ко мне лечиться
И корова, и волчица.
И жучок, и паучок,
И медведица» (Право ___________________________)
4 группа
-О каком праве идёт речь в следующих строчках:
«Все работы хороши, выбирай на вкус» ( право на __________________)
5 группа
- Каким правом воспользовалась золушка, когда решила пойти на бал
( право на отдых)
6 группа
- Каким правом могут воспользоваться насекомые?
« Господин учитель ЖУК
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.» (право на _______________________________)
Новый закон |
Государственная дума |
Совет Федерации |
Президент |
вступает в силу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Леса России" в 4 классе, УМК "Школа России"
Красочная презентация по теме урока делает изучение темы "Леса России" из раздела "Природные зоны" интересным и занимательным. Материал может быть использован для проведения внеклассного м...
Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России
Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев....
Конспект урока окружающего мира «Города России. Проект» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять проект; расширение знаний о городах России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну.Планируемые результаты:Предметные: знать: п...
Конспект урока окружающего мира «Города России» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тема: «Города России» Цели деятельности учителя: формирование о достопримечательностях Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода.Задача урока (в рамках выпускной квалификационной ра...
Конспект урока окружающего мира "Город России. Проект", УМК "Школа России", 2 класс
Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять проект; расширение знаний о городах России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну.Планируемые результаты:Предметные:знат...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. «Патриоты России» (4 класс) УМК "Школа России"
Тема урока «Патриоты России»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представлений о патриотах России, об их нравственных ценностях; знаний о К.М...