Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Дикие и домашние животные"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Расширение знаний о диких и домашних животных, их сходствах и различиях, о разнообразии домашних животных, их значении для человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Дикие и домашние животные" | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Ситьковская муниципальная основная общеобразовательная школа
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе
"Домашние и дикие животные"
Выполнила Ивлева Ирина Ивановна
учитель начальных классов
г. Велиж
2016 г
Цели урока:
Учебные:
Закрепить знакомство детей с домашними и дикими животными.
Дать энциклопедические сведения о домашних и диких животных.
Выявить взаимосвязь между живой и неживой природой.
Развивающие:
Развивать внимание на уроке к художественному и научному тексту.
Развивать речь учащихся.
Активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать культуру речи.
Воспитывать интерес учащихся к познавательной деятельности.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедиапроектор, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Ребята, посмотрите на солнышко. Скажите, у кого из вас такое же настроение? Каким бы вы хотели видеть наш урок? Повернитесь друг к другу. Положите ладошки. Скажите: «Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу».
2. Подготовка детей к восприятию материала
Учитель:
Животные — наши друзья.
Об этом, конечно, знаю я.
С ними всегда веселей,
Уютней, теплей и добрей.
К нам на урок они пришли,
Истории и сказки принесли.
Мы живем на прекрасной планете, которая называется Земля, в окружении живой и неживой природы.
- Что мы называем словами «живая природа», что характерно для неё? (Для живой природы характерна жизнь, которая проходит определённые стадии развития от момента рождения и до смерти: рождение, рост, развитие, размножение, увядание.)
- Перечислите предметы живой природы. (Растения, животные, человек.)
- Перечислите предметы неживой природы. (Горы, моря и реки, облака, осадки и т. д.)
- Я назову предметы, а вы мне будете говорить, к какому виду природы они относятся: солнце, берёза, кролик, трактор, снегопад, заморозки, малина, горы, туман, обезьяна. (Ответы детей.)
- Как вы думаете, может ли существовать отдельно живая и неживая природа? (Высказывания детей.)
3. Единство живой и неживой природы
Учитель:
Живая и неживая природа находится в тесной взаимосвязи. Как влияет неживая природа на живую природу? (Высказывания детей.)
Одним из компонентов живой природы являются растения. На прошлом уроке мы выделили три яруса растительности в лесу. Перечислите их. (Деревья, кустарники, травы.)
- Скажите, чем отличаются деревья от кустарников? (Дерево имеет один толстый вертикальный ствол, от которого отходят ветки с густой кроной. Кустарник имеет несколько тонких стволов, вырастающих прямо из земли.)
- Все растения мы с вами разделили на культурные и дикорастущие. В чем разница между ними? (Ответы детей.)
- Приведите пример культурных и дикорастущих растений. (Ответы детей.)
Учитель:
Жизнь была бы менее яркой, если бы в ней отсутствовали насекомые, птицы и другие животные. Приведите примеры животного мира и попробуйте определить, к какому классу они относятся. (Ответы детей.)
Как вы думаете, дети, по какому принципу можно разделить данных животных на две группы:
ВОЛК, КОШКА, ЛИСА, КОРОВА, ЗАЯЦ, СОБАКА.
(Ответы детей, которые разделили животных на домашних и диких.)
Приведите примеры домашних животных. (Ответы детей.)
Приведите примеры диких животных. (Ответы детей.)
4. Домашние и дикие животные
Учитель:
Тема нашего урока: «Домашние и дикие животные».
Попробуйте определить существенное различие между домашними и дикими животными. (Ответы детей.)
Много лет назад человек приручил животных, и они так и живут с ним принося ему пользу.
Наиболее знакомы нам, конечно, собака и кошка, которых мы видим повсеместно. Послушайте сообщение о кошке. (Подготовленный дома рассказ читает ученик.)
Учитель:
У кого дома живет кошка? Что вы можете рассказать о её повадках и особенностях? (Ответы детей.)
Назовите домашних животных и определите, какую пользу они приносят человеку. (Ответы детей.)
Образы животных человек использует в художественных произведениях: сказках, рассказах, повестях, загадках, пословицах и поговорках. Назовите художественные произведения, героями которых являются животные. (Ответы детей.)
Учитель:
Вы уже прочли много сказок и вполне можете ответить на разные вопросы.
- А вот и первая наша гостья — Лиса. (Появляется Лиса.) Она является героиней очень многих сказок. А как называют лису в сказках? (Ответы детей: лисичка-сестричка, кумушка, плутовка...)
- Давайте послушаем рассказ К.Д. Ушинского «Лиса Патрикеевна». (Подготовленный дома рассказ читает ученик.)
Учитель:
Как же называл автор лису в этой сказке? (Лиса, кума, кумушка.) На какие повадки лисы обратил внимание автор?
Лиса:
Дети, вы читали сказки и рассказы о животных? Я приготовила для вас викторину по сказкам о животных. Сможете ли вы ответить на мои вопросы? Итак, викторина «Из каких мы сказок?»
- «Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога и вон из колодца. Только козёл её и видел. Сидит козёл в колодце. До вечера досидел, не знает, как выбраться...» (Русская народная сказка «Лиса и козёл».)
- «Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти — не знает, спросить не у кого... Думала, думала и придумала...» (Русская народная сказка «Маша и медведь».)
- «Долго ли, коротко ли — воротился кот домой и видит: петушка нету, надо из беды выручать...» (Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».)
- «...Волк побежал что было духу по самой короткой дорожке. А Красная Шапочка пошла по самой длинной...» (Шарль Перро. «Красная Шапочка»)
- «Ничего не сказал Заяц и ушёл с поля — еле плёлся от усталости. А ёж с ежихой позвали своих детей и пошли с ними гулять.»
(Братья Гримм. «Заяц и ёж»)
Лиса:
Молодцы, ребята! Хорошо вы запомнили сказки. И меня в сказках узнали.
Учитель:
Домашние животные не только украшают быт человека, но и приносят пользу. А некоторым животным даже поставлен памятник. Каким животным поставлен памятник? (Ответы детей.)
Учитель:
Правильно, под Санкт-Петербургом в научном городке Колтуши стоит памятник собаке.
Учитель:
Животные, которые живут рядом с человеком, нам более известны. Но в наших лесах живёт много диких животных со своими привычками, проблемами, всегда вызывающим огромный интерес у человека.
Учитель:
Дети подготовили рассказы о животных. Послушаем их, ребята.
Учитель:
Поговорку «Волка ноги кормят» можно отнести только к волку? В каких ещё случаях можно так сказать?
К каким животным относится волк? (К хищным.)
Назовите хищных животных. (Ответы детей.)
Учитель:
Животные делятся на группы:
- Хищные, или плотоядные, животные.
- Растительноядные животные.
- Всеядные животные.
Учитель:
Как вы думаете, ребята, к какой группе животных относится заяц? (Растительноядное животное.)
Про кого эта загадка: В гору бегом, а с горы кувырком? (Ответы детей.)
Почему так говорят про зайца? Какова особенность его лап? (Задние лапы у зайца гораздо длиннее передних. Поэтому когда он бежит в гору, они ему помогают отталкиваться и делать большие прыжки вверх; а когда он бежит вниз, эти же лапы ему мешают — заяц кувыркается и катится вниз кубарем.)
Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. Это загадка, отгадайте её и узнаете, о ком будет следующий рассказ. (Ответы детей.)
Учитель:
Кто ещё, так же как ёж, спит всю зиму в ледяном домике? (Ответы детей.)
Учитель:
Про медведя говорят «косолапый, неуклюжий». Действительно ли он такой неповоротливый? (Ответ: нет, медведь проворный, может быстро бегать, хорошо лазать по деревьям.)
К какой группе животных относится медведь? (Это всеядное животное.)
Учитель:
Давайте, ребята, немного отдохнём и сделаем зарядку.
5.Физкультминутка
На суку сидит сорока,
Хлопотунья-белобока.
Смотрит снизу воробей:
«Подрасти бы мне скорей!»
Зарядкой буду заниматься,
Бегать, прыгать и купаться.
Я немного подрасту -
Видеть буду за версту.
Учитель:
В лесу можно увидеть цепочки маленьких сушеных грибов на ветках, кто же их туда повесил? Послушаем стихотворение Е.Трутневой.
Белкина кладовая
Почему грибы на ёлке
На сучках висят верхом?
Не в корзинке, не на полке,
Не во мху, не под листком -
У ствола и среди веток
На сучках они надеты.
Кто устроил их так ловко?
Кто с грибов очистил сор?
Это белкина кладовка,
Это белкин летний сбор.
Вот она по веткам скачет,
Промелькнула над кустом,
Точно бойкий рыжий мячик
С пышной шёрсткой и хвостом.
6. Знатоки природы
Учитель:
Ребята, а теперь ответьте на вопросы.
- У какого зверька хвоста и глаз почти не видно, а лапы-то какие: широкие, когтистые, толстые?
- Знаете ли вы, какая ягода растёт прямо на мху на торфяных кочках?
- Мы все любим белые горошинки на тонком стебельке — это душистые ландыши. А знаете ли вы, что будет, когда цветы отцветут?
- Знаете ли вы, что за маленький зверёк, живущий в наших лесах, с пятью черными полосками на спине?
- Знаете ли вы, какие животные называются «травоядными»? Приведите примеры «травоядных» животных.
- Знаете ли вы, как волки предупреждают друг друга об опасности?
- Знаете ли вы, как хвост помогает лисе убежать от охотников?
Учитель:
Я вам предлагаю загадки о животных, а вы отгадайте загадки и скажите — это домашнее или дикое животное. (Ответы детей учитель записывает в таблицу на доске.)
ЖИВОТНЫЕ | |
ДОМАШНИЕ | ДИКИЕ |
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
(Баран)
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам.
(Верблюд)
На овчарку он похож -
Что ни зуб, то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)
На спине — иголки
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок,
Нет ни головы,ни ног.
(Ёжик)
Он высокий и пятнистый
С длинной-длинной шеей,
Кушает он листья
С пребольших деревьев.
(Жираф)
Малыш, а с бородкой,
Хвостик короткий,
Резвые ножки, острые рожки,
Зовёт к себе братца:
«Давай бодаться!»
(Козлик)
Голодная мычит,
Сытая жуёт,
Малым детям
Молочко даёт.
(Корова)
Что за зверь со мной играет?
НЕ мычит, не ржёт, не лает.
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки.
(Кошка)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут её …
(Лиса)
7. Земля — наш общий дом
Учитель:
Земля — наш общий дом, и всё живое имеет право на достойную жизнь и существование, взаимную помощь и поддержку.
Выставка книг свидетельствует о том, что можно много прочесть о живой и неживой природе, что вы и сделаете к следующему уроку. Каждый подготовит интересный рассказ о домашнем или диком животном.
8. Подведение итогов урока
- Что вам понравилось на уроке?
- Что вызвало особый интерес?
- Чему учит этот урок, как вы думаете? К какому выводу мы должны прийти?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. " Живая природа. Животные."
Урок окружающего мира по системе Л. В. Занкова. Цель: рассказать об основных группах животных....
План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".
Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....
План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".
Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....
СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ТЕМА: «ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
В работе представлены методическая разработка к уроку окружающего мира во 2-м классе по теме «Дикие и домашние животные». На уроке учащиеся узнают, каких животных называют дикими, а каких – домашними...
План-конспект урока по окружающему миру 1 класс "Как живут животные"
Представлен план-конспект урока по теме: "Как живут животные". Урок с использованием различных медийных устройств позволит учащимся лучше усвоить и воспринять материал урока....
Конспект урока по «Окружающему миру»1 класс. Тема: «Домашние любимцы и комнатные растения».
Конспект урока по «Окружающему миру»1 класс.Тема: «Домашние любимцы и комнатные растения».Цель урока:-познакомить учеников с ролью и значением домашних животных и культурных растений в жизни человека....
технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"
« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока - изучен...