Жизнь луга. Урок окружающего мира УМК "Школа России" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока соответствует требованиям ФГОС. Поможет Вам провести познавательный и интересный урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_zhizn_luga_4_klass.docx | 32.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: урок изучение нового материала.
Вид: деловая игра
Тема: «Луг – природное сообщество».
Цели: сформировать представления учащихся о луге как о природном сообществе; ознакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.
Формируемые УУД: познавательные — проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; коммуникативные — задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: презентация, атлас-определитель, энциклопедия, раздаточный материал, запись звуков летнего луга
Методические приемы: наглядный, словесный, частично-поисковый, практический.
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
-Проверьте свою готовность к уроку, улыбнитесь друг другу.
(Звучит песня Юрия Антонова «Родные места»)
- Проверка домашнего задания
-О чудесном нашем крае будет разговор,
О прекрасном милом крае, где мы все живём.
Игра «Верю, не верю»
1.В лесу растет много деревьев.
2.На дереве обитают кроты и землеройки.
3.Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.
4.На лугу можно собирать грибы.
5. На лугу вьют гнёзда птицы.
6. Луг может превратиться в пустырь.
-Какие вопросы вызвали затруднения?
- Как вы думаете почему?
- Актуализация знаний
- Нашу зеленую планету населяют удивительные растения и животные, между которыми существуют крепкая дружба. Сегодня на уроке Окружающего мира нам предстоит открыть новые тайны зеленых жителей планеты. Нас ожидают встречи невиданные, знакомства негаданные, зазвучат звуки неслыханные, а загадки – так на каждом шагу.
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие и перенестись в одно замечательное место. Послушайте … ( аудиозапись звуков летнего луга)
По ковру идём с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И жёлт, и синь, и ал!
Что же это за ковёр? (Луг)
Слайд 1 (фотографии летнего луга)
- Сформулируйте тему урока. (Дети формулируют тему).
Слайд 2
Слайд 2
(Тема: луг-природное сообщество.)
- Какие задачи мы можем поставить перед собой на уроке? (Дети формулируют задачи).
Задачи:
-выяснить особенности луга:
-что растёт на лугу;
-кто живёт на лугу?
-как человек использует луга
-Ребята, перед вами на столах лежат пока ещё пустые таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал(а)» (приложение 1). Вспомните всё, что вам уже известно о луге, запишите это кратко в первую колонку таблицы. Подумайте, что бы вы ещё хотели узнать, и запишите во вторую колонку.
- Оцените себя в листе самооценки в начале урока.(Приложение 2)
- Работа над новой темой
-Сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Урок – игра. В нашем классе сегодня будут работать три отдела редакции устного журнала «Жизнь луга».
(Учитель дифференцированно делит класс на группы)
-Условия игры:
- Класс поделим на три отдела.
- Как вы думаете, что будет изучать каждый отдел?
- Каждый отдел получает карточку – задание.
- Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и подготовить отчет о работе отдела.
- -Для начала работы мы должны уточнить, что же такое луг? Где можно найти информацию?
(Ответы детей)
Слайд 3
Луг - участок земли, покрытый травянистой растительностью. (Толковый словарь. С.И.Ожегов)
-А нас с вами интересует жизнь луга. Сейчас мы работаем по своим направлениям, а затем представляем отчет о проделанной работе. Раздаются бланки отчетов
Отчет отдела «Растения луга» -Что растёт на лугу? – представить в виде кластера -Что объединяет все растения?______________________________________ ________________________________________________________________ Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________ |
Отчет отдела «Животные луга»
- Кто живёт на лугу? – представить в виде кластера
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________
Отчет отдела «Человек и луг»
- Какие действия людей могут привести к гибели луга ? – представить в виде кластера
- Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга?_____________________
________________________________________________________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________
В группах назначаются ответственные за работу всего отдела. Они распределяют задания, назначают докладчиков, строят план защиты.
Ребята работают в своих отделах. Составляется отчет по предложенным карточкам.
Идет обсуждение в группах (отделах).
IV.Физкультминутка
Игра «Лес и луг».
Учитель называет растение или животное данных сообществ, а дети изображают соответственно «Лес» (деревья- поднять руки вверх и размахивать ими) и «Луг» (присесть – трава на лугу)
- леса (медведь, лось, лиса, волк, дятел, кукушка)
- луга (мышь, пчела, бабочка, жаворонок, перепелка )
- леса (береза, сосна, ель, малина, черемуха)
- луга (ромашка, клевер, одуванчик, колокольчик, подорожник, василек)
- Заслушаем отчет каждого отдела. Остальные участники кратко записывают в таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал(а)» информацию в третью колонку.
Заслушиваются представители каждого отдела. На доске появляются кластеры (Растения луга. Животные луга. Человек и луг).Остальные участники записывают основные сведения из отчета о луге в таблице. После выступления представителя каждого отдела задаются вопросы, идет обсуждение, подводится итог работы каждого отдела.
Помощники (заранее подготовленные дети) выступают и более подробно рассказывают о представителях луга. (Растения луга. Животные луга)
- Сделаем вывод по данной теме:
Итог: Луг –это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу тесно связаны между собой.
- Давайте посмотрим мультфильм «Как дед великое равновесие нарушил», затем ответим на вопрос, о каком равновесии идёт речь? (просмотр фильма)
VI.Рефлексия
-Наш урок подходит к концу. Вспомним основную задачу, которую ставили в начале урока.
-Смогли мы ответить на этот вопрос?
-Что ещё мы узнали?
-Прочтите, что вы записали в 3-ю колонку таблицы «Знаю, хочу узнать. Узнал»
-Оцените себя в конце урока. Внизу поставьте себе отметку за урок.
-Как вы оцените себя? Кто хочет рассказать о своей оценке?
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
VII .Домашнее задание (дифференцированное) :
- Перечитать текст с170-175
Выполнить задания в рабочей тетради
Составить сообщение «Это интересно» про одного представителя природного сообщества – луг.
Выбираются помощники Помощникам на следующий урок - индивидуальное задание. Подготовить сообщение: Растения пресного водоема. Животные пресного водоема.
- Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб
Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...
Урок окружающего мира в 1 классе по программе "Ослепительная улыбка на всю жизнь"
Тема урока: Здоровое питание – здоровые зубы. Цели: 1. Сформировать у детей представление о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов и всего организма, учить понимать значение ка...
конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"
Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....
Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»Жизнь пресного водоёма.
Цели:1. Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма. Познакомить с растительным и животным миром пр...
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Жизнь древних славян"
Презентация составлена с учетом краеведческого материала. Быт, жилище, уклад жизни, занятия славян, одежда, верования. Общие корни русских, белоруссов, украинцев....
Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь луга"
создать условия для ознакомления с разнообразием животных и растений лугов; раскрытия значения лугов для человека, экологических проблем, связанных с данным сообществом; определения границ знания и «н...
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Жизнь луга"
Данная презентация поможет учителю при подготовке к уроку окружающего мира в 4 классе "Жизнь луга"...