Жизнь луга. Урок окружающего мира УМК "Школа России" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Коношанова Вера Викторовна

Конспект урока соответствует требованиям ФГОС. Поможет Вам провести познавательный и интересный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_zhizn_luga_4_klass.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок изучение нового материала.

Вид: деловая игра

Тема: «Луг – природное сообщество».

Цели: сформировать представления учащихся о луге как о природном сообществе; ознакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.

Формируемые УУД: познавательные — проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; коммуникативные — задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: презентация, атлас-определитель, энциклопедия,  раздаточный материал, запись звуков летнего луга

Методические приемы: наглядный, словесный, частично-поисковый,  практический.

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

-Проверьте свою готовность к уроку, улыбнитесь друг другу.                                           

    (Звучит песня Юрия Антонова «Родные места»)

  1. Проверка домашнего задания                            

-О чудесном нашем крае будет разговор,

О прекрасном милом крае, где мы все живём.

Игра «Верю, не верю»

1.В лесу растет много деревьев.

2.На дереве обитают кроты и землеройки.

3.Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.

4.На лугу можно собирать грибы.

5. На лугу вьют гнёзда птицы.

6. Луг может превратиться в пустырь.

-Какие вопросы вызвали затруднения?

- Как вы думаете почему?

  1. Актуализация знаний                                        

- Нашу зеленую планету населяют удивительные растения и животные, между которыми существуют крепкая дружба. Сегодня на уроке Окружающего мира нам предстоит открыть новые тайны зеленых жителей планеты. Нас ожидают встречи невиданные, знакомства негаданные, зазвучат звуки неслыханные, а загадки – так на каждом шагу.

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие и перенестись в одно замечательное место. Послушайте  … ( аудиозапись звуков летнего луга)

По ковру идём с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И жёлт, и синь, и ал!
Что же это за ковёр? (Луг
)                                                

Слайд 1 (фотографии летнего луга)

 -  Сформулируйте тему урока.  (Дети формулируют тему).

Слайд 2

F:\data\articles\57\5742\574231\img1.gif

Слайд 2

(Тема:  луг-природное сообщество.)        

- Какие задачи мы можем поставить перед собой на уроке?    (Дети формулируют задачи).

 Задачи:

-выяснить особенности луга:

-что растёт на лугу;

-кто живёт на лугу?

-как человек использует луга                                              

-Ребята, перед вами на столах лежат пока ещё пустые таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал(а)» (приложение 1).  Вспомните всё, что вам уже известно о луге, запишите это кратко в первую колонку таблицы. Подумайте, что бы вы ещё хотели узнать, и запишите во вторую колонку.

- Оцените себя в листе самооценки в начале урока.(Приложение 2)

  1. Работа над новой темой

-Сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Урок – игра. В нашем классе сегодня будут работать три отдела редакции устного журнала «Жизнь луга».

 (Учитель дифференцированно делит класс на группы)

-Условия игры:

  • Класс поделим на три отдела.
  • Как вы думаете, что будет изучать каждый отдел?
  • Каждый отдел получает карточку – задание.
  • Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и подготовить отчет о работе отдела.
  • -Для начала работы мы должны уточнить, что же такое луг?  Где можно найти информацию?

(Ответы детей)

Слайд 3

Луг - участок земли, покрытый травянистой растительностью. (Толковый словарь. С.И.Ожегов)

-А нас с вами интересует жизнь луга. Сейчас мы работаем по своим направлениям, а затем представляем отчет о проделанной работе. Раздаются бланки отчетов

Отчет отдела «Растения луга»

-Что растёт на лугу? – представить в виде кластера

-Что объединяет все растения?______________________________________

________________________________________________________________

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________

Отчет отдела «Животные луга»

- Кто живёт на лугу? – представить в виде кластера

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________

Отчет отдела «Человек и луг»

- Какие действия людей могут привести к гибели луга ? – представить в виде кластера

- Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга?_____________________

________________________________________________________________

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________

В группах назначаются ответственные за работу всего отдела. Они распределяют задания, назначают докладчиков, строят план защиты.

Ребята работают в своих отделах. Составляется отчет по предложенным карточкам.

Идет обсуждение в группах (отделах).

     

         IV.Физкультминутка

Игра «Лес и луг».

Учитель называет растение или животное данных сообществ, а дети изображают соответственно «Лес» (деревья- поднять руки вверх и размахивать ими) и «Луг» (присесть – трава на лугу)

-  леса (медведь, лось, лиса, волк, дятел, кукушка)

- луга (мышь, пчела, бабочка, жаворонок, перепелка )

- леса (береза, сосна, ель, малина, черемуха)

- луга (ромашка, клевер, одуванчик, колокольчик, подорожник, василек)

- Заслушаем отчет каждого отдела. Остальные участники кратко записывают в таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал(а)» информацию в третью  колонку.

Заслушиваются представители каждого отдела. На доске появляются кластеры (Растения луга. Животные луга. Человек и луг).Остальные участники записывают основные сведения из отчета о луге в таблице. После выступления представителя каждого отдела задаются вопросы, идет обсуждение, подводится итог работы каждого отдела.

Помощники (заранее подготовленные дети) выступают и более подробно рассказывают о представителях луга. (Растения луга.  Животные луга)

- Сделаем вывод по данной теме:

Итог: Луг –это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу тесно связаны между собой.

- Давайте посмотрим мультфильм «Как дед великое равновесие нарушил», затем ответим на вопрос, о каком равновесии идёт речь? (просмотр фильма)

VI.Рефлексия

-Наш урок подходит к концу. Вспомним основную задачу, которую ставили в начале урока.

-Смогли мы ответить на этот вопрос?

-Что ещё мы узнали?  

-Прочтите, что вы записали в 3-ю колонку таблицы «Знаю, хочу узнать. Узнал»

-Оцените себя в конце урока. Внизу поставьте себе отметку за урок.

-Как вы оцените себя? Кто хочет рассказать о своей оценке?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы -

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

VII .Домашнее задание (дифференцированное) :

- Перечитать текст с170-175

Выполнить задания в рабочей тетради

Составить сообщение «Это  интересно» про одного  представителя природного сообщества –  луг.

Выбираются помощники Помощникам на следующий урок - индивидуальное задание. Подготовить сообщение: Растения пресного водоема. Животные пресного водоема.

- Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб

Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...

Урок окружающего мира в 1 классе по программе "Ослепительная улыбка на всю жизнь"

 Тема урока: Здоровое питание – здоровые зубы. Цели: 1. Сформировать у детей представление о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов и всего организма, учить понимать значение ка...

конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"

Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....

Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»Жизнь пресного водоёма.

Цели:1. Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма.              Познакомить с растительным и животным миром пр...

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Жизнь древних славян"

Презентация составлена с учетом краеведческого материала. Быт, жилище, уклад жизни, занятия славян, одежда, верования. Общие корни русских, белоруссов, украинцев....

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь луга"

создать условия для ознакомления с разнообразием животных и растений лугов; раскрытия значения лугов для человека, экологических проблем, связанных с данным сообществом; определения границ знания и «н...

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Жизнь луга"

Данная презентация поможет учителю при подготовке к уроку окружающего мира в 4 классе "Жизнь луга"...