Урок "Как помочь птицам зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Сценарий урока для 1 класса по окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx_kak_pomoch_ptitsam_zimoy.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Как зимой помочь птицам?
Цель:
- познакомить детей с зимующими птицами, их условиями жизни зимой;
- создать условия для формирования заботливого отношения к птицам, учить подбирать корм для птиц;
- воспитывать гуманное отношение к животным
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
- наблюдать и делать выводы;
- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
- составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
- проговаривать в логической последовательности свои действия;
- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
План урока:
- Оргмомент.
- Объяснение нового материала:
- Сегодня на уроке, ребята, не покидая нашего класса, мы отправимся в зимний лес. А по дороге я расскажу вам сказку.
– Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует.
И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко. Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.
– Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Белым, ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдет по ним, всяк распишется: "Здесь был такой-то".
Днем идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром придешь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, черточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали.
- Кто был? Что делал? (ответы детей)
- Тема нашего урока спрятана в загадке. Попробуйте отгадать.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… ( птица)
- Сегодня на уроке мы узнаем много интересного о зимующих птицах нашей местности и вместе подумаем о том, как мы сможем им помочь в это трудное для них время.
- Но все мы обитатели природы знают, что такое зима? Послушайте разговор скворца и цапли.
Цапля: Здравствуй, Скворушка!
Скворец: Что ты такая печальная, Цапля?
Цапля: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни. Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, чирикал, что после теплого лета, бывает дождливая осень, болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть это, правда?
Скворец: Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видал. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
- Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?
(Потому что это перелетные птицы. На зиму они улетают в тёплые края)
- Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы. Иволги улетают в Китай. Жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далеком Египте на реке Нил кормятся наши утки и цапли. А скворцы путешествуют во Францию, Италию, Англию. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.
- А ещё зимой в лесу есть удивительные птицы. Почему удивительные? Послушайте!
Дятел: Чего ты, Клест, визжишь? Обидели тебя, что ли?
Клест: Да нет, Дятел, это я радуюсь.
Дятел: Нашел время радоваться!
Клест: Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики, вывелись, и до чего же милые, до чего же хорошие!
Дятел: в такой мороз – птенцы? Да они замерзнут!
Клест: Нет! Я им еловых веток натаскал, а клестиха – мать греет их как печка. Им тепло и сытно, а от моей песенки еще и весело.
- Ребята, поему у клеста птенцы выводятся зимой?
(потому что им есть что покушать)
- А чем питаются клесты?
- Да питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые образуются поздней осенью. Как раз к зиме корм есть. Весной малыши уже летают стайками.
- Чем ещё интересны эти птицы?
( Интереснее всего у клестов клюв - ни у кого такого нет, он у него крестом. Родятся эти птенцы с прямыми клювами, как и все остальные, но когда и начинают сами доставать семена из шишек, клюв меняется.)
- И все же многие птицы голодают зимой. Особенно трудно им во время метели, снегопада , сильного мороза. Из десяти птиц выживают две. И чтобы помочь им, мы должны……А что должны? (подкармливать птиц)
Сорока : Трата-та-тата! Что я видела, что слышала! Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают.
Дрозд: Семечки и конопля в столовой не давленые. Клюв сломаешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей: Ой-ой-ой! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хорошо бы ребята навес сделали.
Клест: остался голодный, обед ветром сдуло. Плохо, когда кормушка без бортиков.
Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?
- Как видите, ребята, мало сделать кормушки, насыпать в них корм, надо еще подумать хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы.
- А какой корм предпочитают ваши птицы? Чем вы кормите своих птиц?
- Зимняя жизнь птиц состоит в основном из сна и поиска пищи. Из-за низкой температуры у них увеличивается расход энергии, поэтому пищи им нужно больше. Но доступных кормов зимой недостаточно, поэтому очень важно организовать правильный прикорм с учетом видового состава зимующих птиц и особенностей их поведения.
- Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы.
- Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи и чечётки.
- Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить.
- А что нельзя класть в кормушку ?
- Как вы думаете, ребята, есть ли у птиц зимой природные столовые?
- Что страшнее для птиц холод или голод?
(ответы детей)
- Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры дерева короеда, сорвет шишку и полетит в свою кузнецу, долбить её.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна будет им зима…
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.
Рабочая тетрадь
IIl. Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие впечатления у вас от увиденного, услышанного и сделанного на уроке? В этом вам поможет мягкая игрушка птички.
Дети передают мягкую игрушку из рук в руки и высказывают свои мнения.
Дети: Я на уроке узнал, что птицы бывают зимующие и перелётные.
Дети: Птицы нуждаются в нашей помощи.
Дети: Нужно вешать кормушки и каждый день насыпать туда корм.
Дети: Птицы без помощи человека погибнут.
Дети: А я запомнила, что у клестов птенцы появляются зимой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру в 1 классе "Как помочь птицам зимой".
Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Как помочь птицам зимой. Перелётные и зимующие птицы" В уроке использован проблемный диалог, самостоятельная работа учащихся, групповая работа. ...
Урок по окружающему миру на тему"Как помочь птицам зимой" (1 класс)
Аннотация:При определении цели и задач урока были учтены программные требования, содержание учебного материала, уровень знаний и умений учащихся. Цель урока ученикам была представлена в форме пр...
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Как помочь птицам зимой"
Презентация знакомит детей с приметами зимы, с зимующими птицами. Дети смогут услышать голоса некоторых птиц и узнать, как помочь им в это трудное время....
уроки "Как помочь птицам зимой"
Уроки по окружающему миру, 1 класс, УМК "ПНШ", "Как помочь птицам зимой"...
Урок окружающего мира "Как помочь птицам зимой" 1 класс ПНШ
На этом уроке реализованы следующие задачи:-формировать умение самостоятельно добывать знания;-обобщить жизненные наблюдения детей о зимующих птицах;-рассмотреть виды корма для зимующих птиц...
Презентация"Как помочь птицам зимой"
Количество слайдов:22.Программа: Microsoft Office PowerPoint 2007.Цель использования презентации: предоставить информацию обучающимся в полном объеме (картинки, фото) и максимально комфортно – н...
Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Как живут животные? Как помочь птицам зимой?»
Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Как живут животные? Как помочь птицам зимой?»(УМК «Школа России»)...