Методическая разработка внеклассного занятия «Где вы уже бывали?»
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Куроптева Светлана Александровна

Разработано на основе материалов учебного пособия «Загадки природы» для 2 класса.  Занятие продолжительностью 2 часа, с небольшим перерывом.

 

Дети перед началом занятия распределились по желанию по группам, получилось                    6 групп по 5 человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие «Где вы уже бывали?»

Шаг 1.

У. -С давних времён из века в век
Узнать стремился человек
Как труден путь, что там вдали?
И снаряжал он корабли,
И опускался до глубин,
И поднимался до вершин.
Материки он открывал,

Как мир прекрасен узнавал.
За знанья жизнь отдать он мог,
Садитесь, мы начнём урок.

-Ребята, какой сказочный персонаж Николая Носова побывал на Луне? (Незнайка)

У. –А вы хотите побывать на Луне? (да)

-Давайте совершим с Незнайкой виртуальный полёт на Луну. На чём полетим? (на ракете)

-Закроем глаза, все готовы к полету? Осталось дать команду. Посчитайте от 10 в обратном порядке. Пуск!

-Открываем глаза. Где мы? (на Луне)  слайд 1

-Как догадались, что это Луна?

Лёня: - Здесь никто не живёт

Даша: - Здесь ничего не растёт, нет ничего живого, нет воздуха

Ксюша: - Нет воды

Аня: - Здесь есть ямы, я читала, они называются кратеры

Лёня:  - Да-да, я тоже о них читал.

У. -Давайте представим, что мы смотрим в телескоп, что мы видим? (Землю)

У. -Как вы узнали, что это Земля? Слайд 2

Илья: - Мы видим много воды

Ваня: - Это моря и океаны

Саша: - Видим много облаков

Аня: - Мы видим материки.

У. -А Незнайка спрашивает, что такое материк?

Даша: - Это земля, вокруг которой вода. Их вроде всего 5.

У. –А как по-другому можно землю без воды назвать?

Аня: - Это суша, которая омывается со всех сторон водой, их всего 6.

Лёня: - А мне помнится, что их 7.

У. –Ребята, мы с вами выясним это в процессе занятия.

Мы материки ещё не проходили, а дети уже дали правильное определение-это порадовало.

У. -Ребята, а кроме Луны, где мы ещё можем увидеть материки? (на глобусе, на карте )

У. –А на какой карте?

Долго подводила детей к правильному ответу-на карте полушарий. Пришлось вспомнить на что похож глобус (шар). Как шар поместить на бумагу, чтоб было всё видно? (разрезать пополам) Разрезали шар пополам и что получилось? (2 полушария, значит карта полушарий)

У. -Посмотрите,  Незнайка нарисовал на доске карту полушарий. Чего здесь не хватает?

Д. -материков

У. -Я предлагаю вам сделать маленький проект «Составление своей карты». Задание: в группах собрать из пазлов материк и узнать его по очертанию. (собирают) Кто узнал по очертанию, как называется материк?

3 группы угадали материки

Аня: - Африка, т.к. здесь нарисованы крокодилы

Илья: - Австралия, здесь кенгуру

Ваня: -Южная Америка, именно здесь я помню находится страна Чили

3 группы ответили неверно

У. -А хотите побывать на этих материках и узнать верно ли вы дали название? (да) Тогда садимся  на ракету и когда увидите землю, прыгайте с парашюта на свой материк. (смеются)

Шаг 2.

У. -Все успешно приземлились? -Перед вами лежит текст, с описанием вашего материка. Ознакомьтесь с ним и решите, верно ли вы дали первоначальное название своему материку, расскажите остальным группам, что вы узнали нового, интересного по заданному плану на доске, определите место и прикрепите свой материк на карту полушарий, которую нарисовал Незнайка .

 Читают текст, обсуждают, представитель крепит материк на доску, показывает его на глобусе и рассказывает о материке по плану. План на доске:

1. Где расположен материк.

2. Растительный и животный мир.

3. Достопримечательности.

Кто на глобусе показать материк не мог, помогали другие участники группы. По ходу рассказа детей идут слайды 3-8 с достопримечательностями материков.

Почти все группы разместили свои материки в Западном полушарии.

У. -Ребята, скажите, что общего у материков? (есть растения и животные) -А в чём различие? (разные животные и растения) -Почему?(разная погода, температура,  разный климат)

У. – Вот, Незнайка, какая карта полушарий у нас получилась! Сколько всего материков ребята? (6) Перечислим их (Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида). Ребята, а как по-другому называют материки? (континенты)

Пришлось подсказать первую букву

 — А на каком континенте живём мы? (Евразия)

 -Незнайка спрашивает, верно ли мы разместили континенты? -Как нам выяснить это? (посмотреть на настоящую карту полушарий) Смотрим и у кого не верно исправляем.                       Теперь всё? Наша карта готова? (нет, на ней нет морей и океанов)

У. -Какие знаем океаны? Выходим и показываем. Сколько их? (4) Какой самый большой? (Тихий). Самый маленький? (Северный Ледовитый)

-Какие знаем моря? (перечисляют) Некоторые моря имеют «цветные названия», что это за моря? (Чёрное, Красное, Белое, Жёлтое) Почему им дали такое название? Где они находятся?

Юля: - Белое, потому что оно прозрачное, чистое

У. –Юленька, я всю жизнь прожила у Белого моря и уверяю тебя, оно совершенно не прозрачное и совсем не чистое! Значит Белое - чистое, а Чёрное - грязное? (смеются)

Коля: - А я знаю почему море назвали Красным, я там был, там много красных водорослей и кораллов.

У. –Ребята, давайте вы найдёте ответы дома и на уроке окружающего мира нам расскажете, почему так назвали моря. (здорово, хорошо)

Во время перерыва подошла Катя и спросила, можно ли приготовить ответы в виде презентации - название моря, картинка и почему так назвали. Подошёл Илья и рассказал мне, что знает, почему назвали море Мёртвым, что там плавал. Вода очень солёная и держит человека на плаву.

Шаг 3.

У. -Давайте рассмотрим рисунки на ваших столах. Кто, что узнал на этих рисунках?

На столах у детей цветные иллюстрации из пособия «Загадки природы» Часть 2. Работа №5,6.

Д. –Лес, пустыня, Антарктида, джунгли, Африка.

У. -Кому из вас уже довелось побывать в этих местах? (почти все подняли руки) -Что там было интересного и любопытного? Расскажите об этом в группе.

 -Попробуйте подготовить в группе общий рассказ о разных местах, в которых вы бывали. Где эти места находятся на Земном шаре? Покажите их на карте и на глобусе. Как туда можно добраться из того места, в котором вы живёте?

Даша: - Мы с Лёней были в лесах Санкт-Петербурга, где растут сосны, ели, берёзы. Этот город находится на материке Евразия (показывает материк и город). А ещё я раньше жила в Ставропольском крае в г. Георгиевске и тоже ходила там в лес.

Саша: - Наша группа тоже была в лесах нашего города, добирались, кто на машине, кто на электричке. А я, когда ходила с родителями в лес за грибами в августе, то видела змею и лису.

Юля: - А у нас 2 человека были в Египте в пустыне Сахара – это Африка (показывает на карте Африку, ребята помогают показать пустыню),  1 человек был в столице Москве – это материк Евразия и видел главную достопримечательность – Красную площадь, а Варя недавно приехала из Испании, это тоже Евразия, но страна находится рядом с Африкой и видела там собор Святого Семейства архитектора Гауди.

Элла: - У нас тоже 2 человека были в Египте и видели Фараона из камня, такого, как песок.

Илья: - Мы двое тоже были в Египте в пустыне. Катались на верблюдах, встречали змею.

Ксюша: - А у нас 2 человека побывали в Тунисе, это тоже Африка, где побывали в пустыне Сахара. А остальные были в местных лесах, где видели дятла, белку, кукушку. А я ещё была в Москве проездом и видела на Красной площади собор Василия Блаженного.

У. –Молодцы все, хорошо поработали в группах!

Шаг 4.

У. -А сейчас 3 группы придумывают рассказ от имени жителя Африки, побывавшего в тундре. Из каких мест сам житель? Там, где он живёт — пустыня, саванна, джунгли? (джунгли) Кто будет жителем Африки? А что такое тундра?

У. –Тундра это зона расположенная севернее тайги.  Очень беден растительный и животный мир. Растения это лишайники, из животных можно встретить лемминга, белого медведя, много уток, гусей.

-А остальные 3 группы придумывают рассказ от имени человека, знающего, что такое тайга и попавшего в тропические джунгли. Что такое тайга?

У. –Тайга это хвойные леса, встречаются и болота. Из животных водятся зайцы, олени, грызуны, много пушного зверя. Из птиц – глухари, рябчики, клесты.

Дети не знают, что такое тайга, тундра и степь, поэтому даю краткую характеристику этим зонам. Здорово бы если на столах были бы энциклопедии, дети сами бы прочитали определения этих зон.

Аня:  - Ух ты, в этой тундре всё белым-бело, такой холод! Странно,  у нас медведи чёрные, а здесь белые.

Коля: - Совсем другие животные, другая растительность!

Даша: - Здесь в джунглях жара, совсем другой климат! Много разновидностей растений, поразили животные крокодилы-аллигаторы, змеи.

Юля: - Лианы, пантеры, тигры

Алина: - Шакалы

У. –Ребята, почему так мало рассказали?

Юля:  – Трудно представить, ведь мы там не были.

Аня: - Плохо представляем тайгу и тундру

У. -Кто хочет узнать об этих местах больше? (подняли руки) Узнайте и расскажите нам.

Шаг 5.

У. -Давайте дадим оценку нашему путешествию и своим успехам, т.е. оценим свою деятельность на уроке.  Перед вами лежат аквариумы,  которые нужно заполнить рыбками.

Если вы чувствовали себя комфортно на уроке, и у вас все получалось, запустите в аквариум золотую рыбку; если ПОКА не все удавалось, поселите серебряную  рыбку;  если трудных моментов было много, тогда в вашем аквариуме появится белая рыбка.

2 группы запустили в аквариум золотых рыбок, а 4 группы - серебряных.

-Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые открыли на уроке. Объедините их. Давайте похлопаем друг другу.  Молодцы! Вы замечательно поработали.

Занятие мне и детям очень понравилось! Правда, очень много было подготовки с моей стороны. Постаралась, в каждый шаг включить работу в группах, где в ходе работы  у детей было «собственное дело».  Здорово, что дети в перерыве и после занятия подходили к глобусу, карте и искали материки, города, моря, океаны. И я уверена, что на окружающий мир дети принесут, кто презентации, кто энциклопедии и расскажут нам, что осталось непонятным, но очень интересным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных занятий по окружающему миру совместно с родителями

Данный материал содержит пояснительную записку и конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру "Моя родословная....

Методическая разработка внеклассного занятия "Пожарная безопасность"

Методическая разработка внеклассного занятия «Пожарная безопасность», автор разработки – Лукьянцева А.С., методист МОУДОД «РЦДТ».    Методическая разработка рассчитана на обучающи...

Методическая разработка внеклассного занятия "Мы в ответе за тех, кого приручили"

Методическая разработка внеклассного занятия "Мы в ответе за тех, кого приручили" по книге Г. Троепольского"Белый Бим Черное Ухо" и одноименного фильма С. Ростоцкого...

Методическая разработка внеклассного занятия "Красная книга Кубани"

Цель: познакомить детей с «Красной книгой Кубани».Задачи:1. Познакомить детей с Красной  книгой  Краснодарского края , растениями  и животными, которые в нее внесены;2. Учить дете...

Методическая разработка внеклассного занятия по православной культуре в 1 классе

Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка внеклассного занятия по правос...

Методическая разработка внеклассного занятия по православной культуре в 1 классе

Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка внеклассного занятия по правос...

Методическая разработка внеклассного занятия по окружающему миру "Янтарь - подарок Балтийского моря" 2 класс

На занятии учащиеся познакомятся с уникальным происхождением янтаря, распространении его в мире и на территории России, узнают о применении янтаря в жизни и деятельности человека, об инклюзиях в...