Окружающий мир Где и когда 4 класс Школа России
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)

Махусаева Людмила Викторовна

Окружающий мир Где и когда 4 класс Школа России

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Когда и где?

Слайд 2

12 апреля 1961 года. Ю. А. Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе Мая 1945 года – День Победы. КОГДА?

Слайд 3

Тысячелетие = 10 веков 1 век = 100 лет

Слайд 4

I – 1 II – 2 III – 3 IIII – 4 VI – 5 + 1 = 6 VII – 5 + 2 = 7 VIII – 5 +3 = 8 IX – 10 – 1 = 9 V – 5 X - 10



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

по окружающему миру

в 4 «В» классе

Тема урока: Когда и где?

Цель: познакомить с понятием лента времени.

Задачи: 

Образовательные: сформировать представление об историческом времени  и ввести понятия: век, тысячелетие, эра;

Развивающие: развивать умения работать со схемами и моделями, умения пользоваться римскими цифрами;

Воспитательные: воспитывать интерес к важнейшим событиям прошлого, воспитывать  самостоятельность.

Тип урока: Изучение нового

Методы обучения: Наглядный, словесный

Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Учебный материал: Учебник Окружающий мир 4 класс А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова часть 1

Этап урока

Ход урока

Формируемые УУД

деятельность учителя

деятельность обучающихся

Организационный момент

Здравствуйте, юные историки! Сегодня нас ждет путешествие в глубь времен, и мы узнаем, почему историки так часто задают вопросы «Где?» и «Когда?».

Слушают учителя.

Личностные:

определять общие для всех правила поведения;

Актуализация знаний

Прежде чем мы начнём урок проверим, всё ли вы усвоили на предыдущем уроке. Решим тест на тему «Мир глазами историка».

Слушают учителя. Решают тест по предыдущей теме.

Личностные:

оценивать усеваемое содержание материала

Основная часть

Сегодня мы узнаем, как велось летосчисление в давние времена. Тема сегодняшнего урока «Когда и где?».

Перед нами отрывной календарь. В нем можно найти даты важных исторических событий. Например, 12 апреля 1961 года. Ю. А. Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе; 9 мая 1945 года – День Победы. Какой вопрос можно задать к этим предложениям?

Что общего у этих вопросов?

Что мы называем, отвечая на эти вопросы?

А как быть, если событие произошло сотни, тысячи лет назад? На помощь нам приходят новые слова: «век» и «тысячелетие». Сколько лет составляет век?

Сколько лет составляет тысячелетие?

Сколько веков в тысячелетии?

В истории принято римскими цифрами обозначать века, а арабскими – годы. Рассмотрите ленту цифр на с. 36 учебника. В верхнем ряду записаны арабские цифры, а в нижнем – римские.

У древних римлян цифры были не очень удобные. Единица, двойка, тройка изображались просто палочками – I, II, III (по количеству пальцев соответственно). А пятерка –  это уже пятерня – рука. А чтобы не рисовать четыре пальца и один большой, стали писать вот такой значок V. Надо изобразить четверку, тут уж занимайся арифметикой, вычитай из пяти один – сначала пиши единичку, а за ней пятерку, вот так: IV. Нужна шестерка – значит, прибавляй: пиши сперва пятерку, а единичку следом за ней: VI. Семёрка – это пятерка и две палочки: VII. Восьмерка – прибавляй еще одну: VIII. А девятка? Думаете, надо опять прибавлять? Нет, наоборот, надо вычитать. Десятка у римлян изображалась Х (как две ладони).

Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как разные народы вели счет лет. Открываем страницу 26.

Сколько лет длится I век нашей эры?

Когда начинается II век?

А когда он завершается?

В каком веке мы с вами живем?

Так почему же историки задают вопрос «когда»? Что они хотят знать?

Слушают учителя.

Когда первый человек полетел в космос? Когда отмечался День Победы над фашистской Германией?

Их объединяет вопрос «когда».

12 апреля 1961. Называем число, месяц, год.

Один век – сто лет.

Тысячу лет.

Тысячелетие – 10 веков.

Слушают учителя.

Учащиеся читают статью и рассматривают ленту времени

100 лет.

В 101-м году.

В 200-м году.

Сейчас 2020 год. Это XXI век.

Они хотят знать дату исторического события.

Познавательные:

уметь правильно выразительно читать текст.

Личностные:

оценивать усеваемое содержание материала

Регулятивные:

высказывать своё предположение на основе учебного материала;

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности

Коммуникативные:

владеть диалогической формой речи на уроке.

Познавательные:

проводить классификацию, указывая на основания классификации

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

Регулятивные:

определять и формулировать цель

деятельности на уроке

Коммуникативные:

уметь выражать свои мысли

 

Регулятивные:

высказывать своё предположение;

Познавательные:

проводить классификацию, указывая на основание классификации

Коммуникативные

слушать и понимать речь других

Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль;

Заключительная часть

Послушайте внимательно загадку:

Дорога есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя,

Луга есть – косить нельзя.

В реках, морях воды нет.

Что это?

Верно. Мы открываем следующую страницу урока «Карта - помощница». Какие виды карт вы уже знаете, о чем они могут рассказать?

Что помогает нам ориентироваться по карте?

Сегодня мы познакомимся с другим видом карт – исторической картой. Рассмотрите историческую карту «Взятие Измаила» на с. 39 учебника. Какие условные обозначения вам уже знакомы?

Изучите условные обозначения этой карты. Что в ней особенного?

Что на исторических картах является главным? Что рассказывает историческая карта?

Почему же историки задают вопрос «где»?

1) Где расположена крепость?

2) Как она обороняется изнутри?

3) Сколько входов в крепость? Назови их.

4) Какой вид войска обороняет крепость со стороны реки Дунай?

5) Расскажите, как атакуют колонны, флотилия, артиллерия русского войска.

Это карта.

Карта звездного неба рассказывает о звездах и созвездиях, физическая карта – о поверхности Земли, политическая карта – о государствах.

Условные обозначения.

Обозначения рек, озер, болот. Зеленым цветом показаны участки леса.

Все, что относится к русским войскам, раскрашено красным цветом. А все, что касается турецких войск, показано черным цветом, кроме флотилии, – она голубого цвета.

Главное на исторической карте – цвет и условные обозначения. Историческая карта указывает место, где происходило событие.

Чтобы узнать место, где произошло историческое событие.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Регулятивные:

высказывать своё предположение на основе учебного материала;

Рефлексия

Какое летосчисление принято сейчас в России и других странах?

Какую помощь оказывает историческая карта при изучении исторических событий?

Отвечают на вопрос учителя.

Принято летосчисление от Рождества Христова.

Историческая карта показывает, где происходило это событие и как оно развивалось

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс (Школа России)

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе...

Интегрированный урок "Окружающий мир+русский язык" 2 класс, "Школа России"

Интегрированный урок "Окружающий мир+русский язык" по теме: "Профессии" (окружающий мир), "Закрепление" (русский язык) включает  разнообразные задания по темам: кроссворд, лото, пословицы и погов...

Конспект урока по окружающему миру "Семейный бюджет" 3 класс Школа России

Цель данного урока : познакомить учащихся с понятием "семейный бюджет", "экономика семьи"; развивать у учащихся  представление о структуре семейного бизнеса; воспитывать организованность, бережли...

Проверочная работа по окружающему миру "Организм человека" ( 3 класс, "Школа России")

Задания данной проверочной работы помогут учителю проверить знания учащихся по темам раздела "Организм человека" ....

Урок окружающего мира "Правила вежливости" 2 класс Школа России

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: Правила вежливостиЦели урока:- объяснить целесообразность и обоснованность принятых в общежитии правил; развивать умения анализировать свои по­ступки, обобща...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР "КУЛИКОВСКАЯ БИТВА " 4 класс Школа России

ЦелидеятельностиучителяСоздать условия для ознакомления с деятельностью князя Дмитрия Ивановича; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления учащихся о подвигах з...

Рабочие программы по русскому языку, по литературному чтению, по окружающему миру, по технологии 3 класс "Школа России"

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского яз...