Программа проектной деятельности по предмету окружающий мир «Красная книга Югры»
проект по окружающему миру
Программа проектной деятельности по предмету окружающий мир
«Красная книга Югры»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аттестационное задание №18
Проектная деятельность в процессе внеурочной работы по предмету
Выполнила:
Муртазина Лилия Мавлидзяновна,
учитель начальных классов
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №3
имени А.А. Ивасенко» г. Нефтеюганска
Программа проектной деятельности по предмету окружающий мир
«Красная книга Югры»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Красная книга Югры» способствует становлению экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе, духовно - нравственному развитию, формированию основ гражданской идентичности, пониманию и усвоению моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе. Программа реализуется с учетом требований образовательной программы «Начальная школа 21 век», Федеральных государственных стандартов начального общего образования. Современному человеку необходимо гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, решать проблемы, генерировать новые идеи. Для успешной социализации в обществе ему необходимо и освоение коммуникативных умений, умение сотрудничать и работать в группах. Ориентация на знания сменяется компетентностно-ориентированным подходом к образованию. Одной из образовательных технологий, поддерживающих такой подход, является метод проектов.
Отличительная особенность данной программы является то, что в процессе освоения программного материала обучающиеся выполняют предлагаемые задания по определению круга проблем, связанных с объектом собственного исследования, с выдвижением гипотез, которые впоследствии должны быть аргументированы, подтверждены или опровергнуты. Новизна программы заключается в поиске средств, способов организации учебного процесса, в ходе которого произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний и применение их в самостоятельной читательской деятельности.
Работа над проектом создает условия для самостоятельного приобретения знаний при помощи других учебных дисциплин, опыта взрослых (учителей, родителей). Это позволит учащимся получить специальные знания и умения по систематизации информации, оформлению и демонстрации презентации средствамиPowerPoint.,
Программа обеспечивает интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся, способствует формированию навыков творческого подхода к умениям выполнять сообщения, презентации, отчёты, предъявлять результат своего труда.Обучение основывается на следующих педагогических принципах: Личностно-ориентированный подход (признание самобытности и уникальности каждого занимающегося). Свобода выбора решений и самостоятельности в их реализации. Сотрудничество и ответственность. Интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы. Природосообразности (учитывается возраст обучающегося), а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности.
Возраст обучающихся | Сроки освоения программы | Объём программы | Количество часов в неделю | Продолжительность занятий |
7-11 лет | 1год | 34 | 1 | 40 мин |
Цель программы: создание единого ценностно - смыслового пространства путем вовлечения участников в совместную деятельность для развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся.
Задачи:
1.Расширить свой кругозор по окружающему миру по темам: "Животные", "Редкие виды животных и растений России" и узнать о животных и растениях, которым грозит опасность исчезновения. Познакомиться с содержанием Красной книги.
2.Доказать необходимость защиты животных и растений; то, что природа действительно находится в опасности по вине человека, вспомнить правила поведения в природе.
3.Развитие умений и навыков исследовательского поиска, дать представление о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; обработки результатов и их презентации.
4.Повышение самооценки учащихся благодаря достижению поставленной цели и полученных результатов.
Учебно- тематический план
Этап | Часы на теоретические занятия | Часы на практические занятия | Всего часов |
Организационно-подготовительный этап проектной деятельности. | 2 | 3 | 5 |
Основной этап проектной деятельности. | 8 | 19 | 27 |
Заключительный этап проектной деятельности. | 1 | 1 | |
Рефлексия | 1 | 1 | |
Итого | 10 | 24 | 34 |
Результаты освоения программы
Личностные универсальные учебные действия | У обучающегося будут сформированы:
|
Регулятивные универсальные учебные действия | Обучающийся научится:
|
Познавательные универсальные учебные действия | Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
|
Коммуникативные универсальные учебные действия | Обучающийся научится:
|
В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, исследовательский, эвристический.
Программа предусматривает использование индивидуальную и групповую формы учебной работы с обучающимися. Обучение предусматривает следующие виды контроля:
1.Вводный,который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков пройденной темы.
2. Рубежный,который проводится после каждого блока и в середине года.
3. Итоговый контроль проводится после завершения всего учебного года.
-защита исследовательского или творческого проекта экологического содержания с заполнением карты оценки проекта;
- диагностическая карта, анкетирование.
Содержание программы
Этап | Теория | Практика |
Организационно-подготовительный этап проектной деятельности. | - Понятие проекта. -Термины обязательных элементов проектной деятельности -Структуру проектной деятельности (девятиэкранка). | -Алгоритм работы над проектом (девятиэкранкой). -Критерии оценивания проекта. -Основные этапы выполнения творческого проекта. -Определение и обоснование темы проекта. -Цели и задачи проекта. -Набор первоначальных идей. |
Основной этап проектной деятельности. | Организация и планирование практической части проекта: - необходимость изучения материалов | -Поиск материалов, -Сходство и различие сказок народов России. -Культура, быт, образ жизни, разных народов. |
Заключительный этап проектной деятельности. | -Понятие презентации, ее назначение и области использования -Алгоритм, формы выступления | Оформление результатов проектной деятельности. Подведение итогов и реклама изделия. Защита проекта. |
Рефлексия | Понятие и знание критерий оценки проекта | Оценивание своей работы по критериям и требованиям. |
Методическое обеспечение
Предусмотрены различные формы и методы работы, основанные на психовозрастных особенностях младших школьников: игра, беседа, тренинг, практикум, диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности: от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Для реализации данной программы мною разработана тетрадь(приложение№5)и диагностическая карта отслеживания результатов (приложение №2).
Календарно – тематическое планирование
№ | Этап | Кол-во часов | Тема | Элементы содержания, деятельность обучающихся | Дата | |
планируемая | фактическая | |||||
1-2 | Организационно-подготовительный этап проектной деятельности. 5 ч | 2 | Вводное занятие. Выбор и разработка темы проекта. | Банк идей. Определить цели и задачи проекта, этапы и сроки работы над ними. Рефлексия. | ||
3-4 | 2 | Животные и растения ХМАО Югры. | Подбор книг для выставки «Животные и растения ХМАО-Югры». Презентация любимой книги. | |||
5 | 1 | Презентация темы проекта | Защитить выбор темы и обосновать. | |||
6 | Основной этап проектной деятельности. 27 часов. Конечный результат – Конкурс проектов « Сказки народов России» | 1 | Экскурсия в природу «В гости к осени» для наблюдения за сезонными изменениями в природе. | По результатам экскурсии заполни таблицу в рабочей тетеради. | ||
7-8 | 2 | Рыбный промысел коренных народов Югры. | Задание в тетради. «Путешествие по ХМАО Югре». Игра «Рыбалка» | |||
9-14 | 6 | Животные ХМАО-Югры. | Сбор копилок «Зайцы». «Лисы». «Лоси». «Волки». «Медведи». Работа в тетради. Исследование объектов. Составление паспарта животного (ТРИЗ). | |||
15-20 | 6 | Растения ХМАО-Югры. | Работа в тетради. Подпиши растения своего края. Сбор копилок «Растения ХМАО-Югры». Исследование объектов (ТРИЗ). Создание индивидуальных презентаций. | |||
21-22 | 2 | Птицы ХМАО-Югры. | Сбор копилок «Птицы ХМАО-Югры». Исследование объектов (ТРИЗ). Создание индивидуальных презентаций. | |||
23-28 | 6 | По страницам Красной книги. | Составление устных сообщений на основе собранных копилок. Задание в тетради. Выполни рисунок, напиши сообщение «По страницам Красной книги». | |||
29 | 1 | Заповедники и охранные зоны Югры. | Создание буклета «Заповедники и охранные зоны Югры». | |||
30 | 1 | Правила поведения в лесу | Создание буклета «Правила друзей природы». | |||
31-32 | 2 | Оформление альбома «Красная книга Югры» | КТД (на основе собранных копилок, создание «Красной книги Югры»). | |||
33 | Заключительный этап проектной деятельности. | 1 | Презентация проектов -исследовательских; -творческих; -социально-занчимых. | Предъявление конечного продукта. | ||
34 | Рефлексия. | 1 | Анализ проделанной работы. | Оценивание своей работы по критериям и требованиям. Заполнение индивидуальную карту рейтинговой оценки проекта обучающегося |
Календарно – тематическое планирование (проектная деятельность)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание | ||
теор. | практ | план | Факт | |||
1 | Вводное занятие. Выбор и разработка темы проекта. | 1 | 1 | |||
2 | Животные и растения ХМАО Югры. | 2 | ||||
3 | Презентация темы проекта | 1 | ||||
4 | Экскурсия в природу «В гости к осени» для наблюдения за сезонными изменениями в природе. | 1 | ||||
5 | Рыбный промысел коренных народов Югры. | 2 | ||||
6 | Животные ХМАО-Югры. | 6 | ||||
7 | Растения ХМАО-Югры. | 6 | ||||
8 | Птицы ХМАО-Югры. | 2 | ||||
9 | По страницам Красной книги. | 6 | ||||
10 | Заповедники и охранные зоны Югры. | 2 | ||||
11 | Правила поведения в лесу. | 1 | ||||
12 | Оформление альбома «Красная книга Югры» | 1 | 1 | |||
13 | Репетиция презентации проекта | |||||
14 | Презентация проекта на фестивале проектов ОУ | 1 | ||||
15 | Анализ проделанной работы. Пожелания для себя. | 1 |
Список литературы для учащихся
- А.В. Тихонов " Животные России "Красная книга". 2009 год
- «Красная книга Югры». 2013 г.
- Информация и картинки, взятые из интернета.
- DVD-диск (документальный видеофильм) "Живая природа" репортаж - Н. Дроздова. 2008 год.
подпись расшифровка подписи
«____» ______________ 2017г
Приложение№1
Критерии оценивания проекта
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Критерии оценки | Самооценка | Оценка педагога | Оценка одноклассников | |
1. Достигнутый результат (из 5 баллов) | ||||
2. Оформление проекта (из 5 баллов) | ||||
Защита проекта | 3. Представление (из 5 б.) | |||
4. Ответы на вопросы | ||||
Процесс проектирования | 5. Способ приобретения знаний | |||
6. Творчество (из 5 баллов) | ||||
7. Практическая деятельность(из 5баллов) | ||||
8. Умение работать в команде (из 5 баллов) | ||||
Итого | ||||
Среднеарифметическая величина | ||||
35 из 40 «5» 30 из 40 «4» от 20 до 30 «3» менее 20 «2» | . ОЦЕНКА |
Критерии оценивания проекта
Критерий постановки цели, гипотезы, планирование путей её достижения (максимум 3 балла) | |
Цель не сформирована | 0 |
Цель определена, но план её достижения отсутствует | 1 |
Цель определена, дан краткий план её достижения | 2 |
Цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения | 3 |
Критерий глубины раскрытия темы проекта (максимум 3 балла) | |
Тема проекта не раскрыта | 0 |
Тема проекта раскрыта фрагментарно | 1 |
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы. | 2 |
Тема проекта раскрыта, исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы | 3 |
Критерий разнообразия источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла) | |
Использована неподходящая информация | 0 |
Большая часть представленной информации не относится к теме работы | 1 |
Работа содержит незначительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников | 2 |
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников | 3 |
Критерий личной заинтересованности автора, творческий подход к работе (максимум 3 балла) | |
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора | 0 |
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода | 1 |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества | 2 |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта | 3 |
Критерий соответствия требованиям оформления письменной части (максимум 3 балла) | |
Письменная часть проекта отсутствует | 0 |
В письменной части работы отсутствуют установленныеправилами порядок и чёткая структура, допущены серьёзные ошибки в оформлении | 1 |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать её соответствующую структуру | 2 |
Работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами | 3 |
Критерий качества проектного продукта (максимум 3 балла) | |
Проектный продукт отсутствует | 0 |
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) | 1 |
Продукт не полностью соответствует требованиям качества | 2 |
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) | 3 |
Приложение №2
Диагностическая карта отслеживания результатов
Объект оценки | Высокий 3 | Средний 2 | Низкий 1 | инструмент | |
Экологические знания | Знания о содержании «Красной книги Югры». | Знает содеражние «Красной книги Югры». | Частично знает содеражние «Красной книги Югры». | Не знает содеражние «Красной книги Югры». | Комплексные работы, проектные задачи (экспертные листы,)олимпиады, листы рефлексии |
Знания об особенности природы и фауны Югры. | Знает особенности природы и фауны Югры. | Частично знает особенности природы и фауны Югры. | Не знает особенности природы и фауны Югры. | ||
Знает правила поведения в природе. | Знает правила поведения в природе. | Частично знает правила поведения в природе. | Не знает правила поведения в природе. | ||
Итого | 12-10 Высокий уровень | 8-9 Средний уровень | 7-4 Низкий уровень | ||
Экологическая деятельность понимать и оценивать духовные ценности, которые несёт в себе художественная литература ость | Способность гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознавать свое место в Природе. | Способен гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознавать свое место в Природе. | С помощью взрослого способен гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознавать свое место в Природе. | Не способен гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознавать свое место в Природе. | Электронный мониторинг успешности ребенка( акции, творческие и исследовательские проекты, передачи ит. д\ |
Умение правильно анализировать, сопоставлять, высказывать или описывать свое мнение по теме проекта. | Самостоятельно участвует в анализе полученной информации по теме проекта. | Иногда участвует в в анализе полученной информации по теме проекта. (с помощью взрослого, одноклассника) | Не принимает участие в анализе полученной информации по теме проекта. | ||
Применение экологических знаний. | Самостоятельно применяет экологические знания. на практике | С помощью взрослого, одноклассника применяет экологические знания. | Не применяет экологические знания. | ||
Итого | 21-19 Высокий уровень | 14-11 Средний уровень | 7-10 Низкий уровень |
Приложение№3
1.Лист планирования 2. Лист самооценки
Что планировали? | Что сделали? |
| |
| |
Вывод (что получилось хорошо, а что не получилось и почему?) |
Критерии | Оценка (в баллах) | ||
1 Не умеем | 2 затрудняемся | 3 умеем | |
Умеем работать в группе (договариваться, приходить к общему мнению, слушать и слышать товарища). | |||
Умеем планировать действия группы по выполнению проектной задачи. | |||
Умеем распределить роли по выполнению заданий. | |||
Умеем ставить задачу так, чтобы она стала понятна всем. | |||
Умеем найти необходимую информацию различными способами. | |||
Умеем задавать вопросы. | |||
Умеем выделить то, что у нас не получилось. | |||
Умеем скорректировать свою работу. | |||
Умеем доказательно (обоснованно) высказать свою точку зрения | |||
3.Лист эксперта
№ | Предметные результаты | Оценка (в баллах) | Метапредметные результаты | Оценка (в баллах) | |||||
1. | Умение работать с текстом: -находить и выделять ключевые слова в данном тексте. | 1 Не умеют | 2 затрудняются | 3 умеют | Умение работать в группе (договариваться, приходить к общему мнению, слушать и слышать товарища). | 1 Не умеют | 2 затрудняются | 3 умеют | |
2. | Умение собирать копилку с целью получения необходимой информации. | Умение планировать действия группы по выполнению проектной задачи. | |||||||
3. | Умение исследовать объект природы.. | Умение распределить роли по выполнению заданий. | |||||||
4. | Умение работать с таблицами. | Умение ставить задачу так, чтобы она стала понятна всем. | |||||||
5. | Умение составлять паспорт животного. | Умение найти необходимую информацию различными способами. | |||||||
6. | Умение составлять небольшие устные сообщения на основе собранных копилок. | Умение задавать вопросы. | |||||||
7. | Умение создавать презентацию для устного сообщения. | Умение выделить то, что не получилось. | |||||||
8. | Умения составлять правила поведения в природе | Умение скорректировать свою работу. | |||||||
9. | Умение оформлять творческие работы. | Умение доказательно (обоснованно) высказать свою точку зрения | |||||||
Вывод: | «+» | «-» | |||||||
4. Оценочный лист презентации конечного продукта
Критерии оценивания: 1 –не умеют; 2-умеют
Группа | Уверенно держаться во время представления конечного продукта | Чётко и понятно представлять конечный продукт | Использовать различные средства наглядности при выступлении | Оригинальность представления конечного продукта | Отвечать на заданные вопросы |
1 | |||||
2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир. Красная книга России.
http://www.biodat.ru/http://www.apus.ru/...
Презентация по окружающему миру "Красная Книга. Хищные птицы"
Данная презентация предназначена для 4 класса....
Урок окружающего мира "Красная книга России"
Конспект урока по окружающему миру "Красная книга России" по программе "Перспективная начальная школа"....
Конспект урока по окружающему миру "Красная книга" 2 класс.
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса....
Проект "Красная книга Югры. Журавли"
В проектной работе собран и проанализирован материал о журавлях, обитающих в Югре....
Проектная работа по окружающему миру "Красная книга Московской области"
Проект по теме "Красная книга Московской области" был выполнен ученицей 3 класса. В книгу-альбом вошли растения и животные Московской области, взятые под охрану. Рисунки для альбома выполнен...
Презентация по предмету ОКРУЖАЮЩИЙ МИР "Красная книга" .
Презентация по предмету ОКРУЖАЮЩИЙ МИР "Красная книга" была подготовлени для учеников 2 класса....