Рабочая программа по окружающему миру в 4классе. УМК "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа окружающий мир, 4 класс. УМК "Перспектива".Планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по окружающему миру в 4классе. УМК "Перспектива" | 233 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты изучения предмета
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
ученик научится | ученик получит возможность научиться | |||
Человек и природа | -понимать роль России в мировой истории, в воспитании чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; -уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; - осознавать целостность окружающего мира, экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; -способам изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); -устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. –использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,–использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; –определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; –понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; | –использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; –моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; –осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; –выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; –планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Регулятивные Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя); Познавательные Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации; находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников; использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки; Коммуникативные Включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий. Соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем. | Более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка*;Умение использовать позитивную лексику передающую положительные чувства в отношении своей Родины; Доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников общегражданского календаря; Целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы в годовом цикле сезонов; Представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года. Представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в разнообразных культурных формах сезонного труда и праздничных обычаев людей в течение года. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе. Представление о социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе организации и подготовки общих праздничных событий в течение года. Прогнозирование последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья. |
Человек и общество | –узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; –различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; –используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; –оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; | –осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; –ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; –наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны; –проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; | ||
Правила безопасного поведения | - основы безопасности и правила поведения на желез ной дороге. Железнодорожный транспорт. Явления, процессы или объекты, способные в определенных условиях наносить вред здоровью человека непосред ственно или косвенно. Противопожарная безопасность на железной дороге. Безопасное поведение человека на объектах железнодорожного транспорта. Правила и безопасность дорожного движения. | - выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях. |
Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Человек и природа | Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны(климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. | 21час |
Человек и общество | Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп. Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция – Основной закон Российской Федерации.Права ребенка. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Россия на карте, государственная граница России. Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.),города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт),Республика Татарстан — частица России. Родной город Альметьевск, село Елхово. Республика Татарстан: название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. История Отечества. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно- нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. | 47час |
Правила безопасной жизни | Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха врежиме дня; личная гигиена.Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе.Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Правила безопасной жизни по профилактике безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта. | В процессе урока (12 за-нятий) |
ИТОГО | 68 часов |
Тематическое планирование
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Кол во ч. | Основные виды учебной деятельности | Дата | |
Факт | План | ||||
Мы-граждане единого Отечества. Человек и общество. Правила безопасной жизни- 13час | |||||
1 | Общество – это мы. | 1 | Систематизировать представления о необходимости объединения людей в сообщества. Приводить примеры распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и в современных обществах, выявлять общее и различное. Характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп; определять сообщества, в которые человек входит в течение жизни. Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», выявлять общее и различное. | ||
2 | Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. | 1 | Систематизировать представления о российском народе; называть объединяющие факторы, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего края как проявление общенациональной российской солидарности; характеризовать государственную символику России; оформлять Календарь памятных дат. Составить режим дня школьника. Соблюдать, уметь рассказывать о личной гигиене. Анализировать, презентовать, аргументировать | ||
3 | Конституция – Основной закон Российской Федерации. | 1 | Различать права и обязанности приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России ее конституцией; устанавливать соответствие статей конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры; употреблять специальную лексику Конституции, | ||
4 | Права ребёнка. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Номера телефонов экстренной помощи. | 1 | Объяснять связь между правами и обязанностями; обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребенка по мере его взросления. Знать номера телефонов экстренной помощи.Анализировать, презентовать, аргументировать | ||
5 | Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. | 1 | Устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений ее Конституции; объяснять, в чем состоит роль Президента и трех ветвей власти в России; выдвигать предположение о том, зачем необходим независимость трех ветвей власти друг от друга. Называть фамилию, имя, отчество действующего Президента. Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе; | ||
6 | Государственная символика России: герб, флаг гимн. Российский союз равных. Азбука дорожного движения. Маршрут «Школа - дом» | 1 | Презентовать заочное путешествие в одну из республик: показывать ее положение на карте; называть и показывать столицу; составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях; объяснять символический смысл герба и флага. Азбука дорожного движения. Маршрут «Школа - дом»-составить безопасный путь в школу. Анализировать, презентовать, аргументировать | ||
7 | Россия на карте, государственная граница России. | 1 | По карте определять, с какими государствами Россия граничит на суше и на море; показывать на карте государственную границу России; различать границы на суше и на море; называть сопредельные с Россией страны. По карте определять названия столиц; рассказывать о важнейших природных и культурных объектах. | ||
8 | Путешествие за границу России. Ценность здоровья и здорового образа жизни. | 1 | Моделировать ситуации общения с зарубежными сверстниками в соответствии с традициями добрососедства и гостеприимства. Анализировать, презентовать, аргументировать ценность здоровья и здорового образа жизни. | ||
9 | Сокровища России и их хранители. | 1 | Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, названия рек и других водоемов на родном языке; анализировать их содержание. Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. Оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве. | ||
10 | Творческий союз. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. | 1 | Высказывать мотивированное суждение о диалоге культур народов России как способе взаимного духовного и культурного обогащения. Знать, применять, соблюдать правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Анализировать, презентовать, аргументировать | ||
11 | Обобщение по разделу: «Мы-граждане единого Отечества». Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий; выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу. Видеть границы своего знания и незнания. Применять изученные знания и способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. | ||
12 | «Наши проекты. «За страницами учебника» (праздник). | 1 | Использовать источники дополнительной информации, в том числе Интернет, для составления праздника. | ||
13 | Проверочная работа №1 по теме «Мы – граждане единого Отечества». | 1 | Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Применять изученные знания и способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий; выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу. Видеть границы своего знания и незнания. | ||
По родным просторам Человек и природа (21 часов) Правила безопасной жизни | |||||
14/1 | Карта – наш экскурсовод. | 1 | Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу. Работая в паре, изучать условные знаки физической карты России, выделять среди них уже известные. Рассказывать по физической карте о нашей стране. Находить на физической карте России природные объекты, изображенные на фотографиях в учебнике. Анализировать текст учебника, различать информацию, которую можно получить с помощью карты, и ту, которая содержится только в тексте | ||
15/2 | Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). По равнинам и горам. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. | 1 | Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать равнины и горы на карте. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Применять изученные знания и способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Анализировать, презентовать, аргументировать | ||
16/3 | Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). | 1 | Работая в парах, изучать полезные ископаемые разных регионов России (по физической карте), рассказывать о них, соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых. В ходе практической работы изучать образцы полезных ископаемых, описывать их по приведенному в учебнике плану, извлекать информацию из разных источников, в том числе из атласа – определителя. Сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника. Высказывать обоснованные суждения о необходимости бережного использования полезных ископаемых | ||
17/4 | Водоемы, их разнообразие Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Наши реки. Экскурсия. | 1 | Раскрывать значение рек в жизни людей. Составлять схему «Части реки», использовать с этой целью информацию из текста учебника, осуществлять самопроверку. Работая в паре, находить на физической карте России реки, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать реки на карте. Анализировать таблицу «Протяженность рек России», сравнивать реки по протяженности, перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) протяженности. Характеризовать крупнейшие и наиболее известные реки России. Обсуждать особенности и значение главной реки своего края, выражать свое отношение к ней. Кратко характеризовать реку своего края | ||
18/5 | Водоемы, их разнообразие - озеро, использование человеком. Озёра – краса Земли. Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. | 1 | Раскрывать значение озер в жизни людей. Работая в паре, находить на физической карте России озера, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать озера на карте Знать, соблюдать, уметь рассказывать о правилах безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Анализировать, презентовать, аргументировать | ||
19/6 | Водоемы, их разнообразие – море, использование человеком. По морским просторам. | 1 | Различать озера и моря по существенному признаку (море – часть океана). Раскрывать значение морей в жизни людей. Работая в паре, находить на физической карте России моря, упомянутые в тексте и представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать моря на карте. Соотносить моря с океанами, прослеживать по карте связь Балтийского, Черного и Азовского морей с Атлантическим океаном. Сравнивать Белое и Черное моря (на основании информации в учебнике). Обсуждать свои впечатления от пребывания на море. Кратко характеризовать море своего края | ||
20/7 | Природные зоны России: общее представление. (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей.) С севера на юг. Тест | 1 | Работая в паре, сравнивать карту природных зон России и физическую карту России, выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон. Определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте. Анализировать схему нагревания поверхности земли солнечными лучами, на ее основе объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Узнавать природные зоны по фотографиям характерных природных объектов, осуществлять самопроверку. Перечислять основные природные зоны России в правильной последовательности | ||
21/8 | Природные зоны России: общее представление.(климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей.) В ледяной пустыне. | 1 | Находить на карте природных зон России арктические пустыни, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте. Устанавливать причинно – следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны арктических пустынь. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром зоны арктических пустынь. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Читать и обсуждать рассказ «Союз гриба и водоросли» из книги «Зеленые страницы», формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры экологических связей в зоне арктических пустынь. Составлять характерные для этой зоны цепи питания, моделировать их освоенными способами | ||
22/9 | Природные зоны России: общее представление. В холодной тундре. | 1 | Находить на карте природных зон России зону тундры, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте. Устанавливать причинно – следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны тундры. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь. Объяснять сходства и различия. Читать и обсуждать рассказ «Ягель» из книги «Зеленые страницы», формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры экологических связей в тундровом сообществе. Составлять характерные для тундры цепи питания, моделировать их освоенными способами | ||
23/10 | Природные зоны России: общее представление. (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей.) Среди лесов. | 1 | Находить на карте природных зон России лесные зоны, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте. Устанавливать зависимость природы лесных зон от распределения тепла и влаги. В ходе практической работы в группах определять в гербарии растения леса (с помощью атласа - определителя), готовить сообщения о них, презентовать подготовленные сообщения. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром тайги.Сравнивать природу лесных зон с природой тундры. Читать и обсуждать рассказ «Кто – то в теремочке живет?» из книги «Зеленые страницы», формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры экологических связей в лесном сообществе. Составлять характерные для тайги цепи питания, моделировать их освоенными способами | ||
24/11 | Природные зоны России: общее представление. (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей.) В широкой степи. | 1 | Находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей. Рассказывать по карте о зоне степей, учиться показывать ее на карте. Устанавливать зависимость природы лесостепей и степей от распределения тепла и влаги. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями степей, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в степи. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром степей. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. Читать и обсуждать рассказ «Пусть живут на свете удивительные пчелы» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры экологических связей в степном сообществе. Составлять характерные для степи цепи питания, моделировать их освоенными способами | ||
25/12 | Природные зоны России: общее представление. (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей.) В жаркой пустыне. | 1 | Находить на карте природных зон России зоны полупустынь и пустынь, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны. Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями пустынь, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в пустыне. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром пустыни. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей. Приводить примеры экологических связей в пустынном сообществе. Составлять характерные для пустыни цепи питания, моделировать их освоенными способами | ||
26/13 | Природные зоны России: общее представление.(климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей.) У тёплого моря. | 1 | Находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эту зону. Устанавливать зависимость природных условий на Черноморском побережье Кавказа от моря и гор. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями Черноморском побережье Кавказа, Работая в паре, использовать рисунок и текст учебника для характеристики растительного и животного мира Черноморском побережье Кавказа. Сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь. Приводить примеры экологических связей на Черноморском побережье Кавказа. Составлять характерные для этих мест цепи питания, моделировать их освоенными способами. Рассказывать о собственных впечатлениях от посещения города – курорта Сочи и его окрестностей | ||
27/14 | Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Мы – дети родной земли. | 1 | По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России с использованием материалов устного изобразительно – прикладного народного творчества и дополнительных источников информации. Различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и оседлого образа жизни; показывать на карте места традиционного проживания некоторых народов России | ||
28/15 | В содружестве с природой. Экскурсия на перекрёсток. | 1 | Осознание необходимости выполнения правил поведения. | ||
29/16 | Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Правила безопасного поведения в природе. | 1 | Работая в группах, знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах. Высказывать аргументированные суждения об экологических проблемах своего края и способах их решения, оценивать свое реальное участие в природоохранительной деятельности. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. | ||
30/17 | Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. | 1 | Работая в группах, знакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной книги России, обитающими в разных природных зонах. Работая в группах, знакомиться по материалам учебника (карта, текст, таблица) с заповедниками и национальными парками России, обитающими в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. | ||
31/18 | Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве | 1 | Читать и обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края, оценивать их вклад в охрану природы страны Уметь оказывать первую помощь при лёгких травмах( ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Анализировать, презентовать, аргументировать | ||
32/19 | Наши проекты. «За страницами учебника». | 1 | Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее.Использовать источники дополнительной информации, в том числе Интернет. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий; выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу. Видеть границы своего знания и незнания. Применять изученные знания и способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Закрепление темы «По родным просторам». | ||
33/20 | Закрепление темы «По родным просторам». Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. | 1 | Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий; выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу. Видеть границы своего знания и незнания. Применять изученные знания и способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Анализировать, презентовать, аргументировать | ||
34/21 | Проверочная работа №2 по теме «По родным просторам» | 1 | Использовать источники дополнительной информации, в том числе Интернет, для составления проектов. | ||
Путешествие по реке времени. Человек и общество (27часов) | |||||
35/1 | Работа над ошибками. В путь по Реке времени. | 1 | На основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края определять их значимость для сохранения народной памяти. Различать в них поэтический вымысел и реальную историческую основу. Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения. Различать два значения понятия истории. Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории. Определять по дате век события. Называть имена отца истории и родоначальника древнерусского летописания. | ||
36/2 | История Отечества.Важные события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь. Путешествуем с археологами. | 1 | Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике и в местном музее; отмечать их возраст на схеме; узнавать, соотносятся ли эти находки с письменными источниками; сравнивать образ оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири. Рассказывать о роли российских археологов в мировой и отечественной исторической науке. | ||
37/3 | История Отечества. Картины быта, труда, духовно- нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. По страницам летописи. | 1 | Показывать на исторической карте места обитания разных племен; объяснять значения названий славянских племен; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее; сравнивать их и находить общее и различное. | ||
38/4 | История Отечества.Истоки Древней Руси. | 1 | Показывать на карте древние торговые пути; рассказывать о берестяных грамотах; показывать на карте древние русские города. Обозначать на схеме «Река времени» век их первого упоминания в летописи; рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; называть имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства. Обосновывать роль Великого Новгорода и Киева как двух истоков Древнерусского государства. | ||
39/5 | История Отечества. Важные события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Мудрый выбор. | 1 | Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого; объяснять значение преемственности в их государственных поступках; обозначать век (дату) крещения Руси на схеме «Река времени»; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира.. Обсуждать проблему выбора и его последствий. | ||
40/6 | История Отечества. Важные события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Наследница Киевской Руси. | 1 | Составлять схему родственных отношений древнерусских князей; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; перечислять и находить на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу; характеризовать преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира. | ||
41/7 | История Отечества. Москва – преемница Владимира. | 1 | Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков; составлять схему их родственных отношений; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; | ||
42/8 | История Отечества. Начало Московского царства. | 1 | Составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; обозначать имя итальянского зодчего и дату строительства Успенского собора в Московском Кремле на схеме «Река времени»; характеризовать деятельность великого князя Ивана III и царя Ивана Грозного. | ||
43/9 | Важные события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Подвижники Руси и землепроходцы | 1 | Презентовать рассказы об основании сибирских городов; высказыватьмотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках соотечественников | ||
44/10 | История Отечества. На пути к единству. | 1 | Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках людей в переломные моменты истории страны. Показывать на карте поволжские города; называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина | ||
45/11 | История Отечества. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Начало Российской империи. | 1 | Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения ее независимости. Характеризовать архитектурный облик Санкт – Петербурга; объяснять значение названия города; называть имена императрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в Санкт – Петербурге. Сопоставлять деятельность князя Александра Невского и Петра I на западных границах Отечества. | ||
46/12 | История Отечества. «Жизнь – Отечеству, честь – никому!» | 1 | Характеризовать преобразования в жизни страны в после петровскую эпоху; обосновывать значительность деятельности М.В. Ломоносова, А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова; приводить примеры сохранения памяти о них в России и за рубежом; обсуждать социальную значимость названных понятий | ||
47/13 | История Отечества. Важные события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Отечественная война 1812 года. | 1 | Обосновывать роль М. И. Кутузова как народного полководца; характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну; находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г., в дополнительных источниках информации; приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 г. за рубежом; сопровождать рассказ фотографиями, рисунками, поэтическими произведениями русских писателей или собственного сочинения | ||
48/14 | История Отечества. Великий путь. | 1 | Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIX в., в том числе в своем крае. Приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали; отмечать эти даты на схеме «Река времени»; приводить примеры достижения России на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.; рассказывать об участии родственников и земляков в работе российской промышленности XIX в. Сопровождать рассказ фотографиями, копиями документов из семейного архива, рисунками | ||
49/15 | Золотой век театра и музыки. | 1 | Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX в., в том числе в своем крае. Приводить полные названия первых консерваторий; даты создания отмечать на схеме «Река времени»; приводить примеры всемирного признания достижений российского искусства; передавать впечатление от восприятия музыкального произведения отечественного композитора XIX - начала XX в. | ||
50/16 | История Отечества. Охрана памятников истории и культуры. Расцвет изобразительного искусства и литературы. | 1 | Обобщать знания о произведениях великих русских художников и писателей, полученные в начальной школе; характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства, в том числе в своем крае; называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей; приводить сведения о названии и рассказывать о важнейших хранилищахизобразительного искусства; передавать впечатление от восприятия картины отечественного художника XIX - начала XX в. | ||
51/17 | История Отечества. В поисках справедливости. | 1 | Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своем крае; приводить примеры изменения названий городов и улиц; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период | ||
52/18 | История Отечества. Век бед и побед. | 1 | Характеризовать особенности развития страны (в том числе в своем крае); по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период | ||
53/19 | История Отечества. «Вставай, страна огромная!» | 1 | Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны; приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков; по возможности составлять рассказ о членах своей семьи - ветеранах Великой Отечественной войны | ||
54/20 | История Отечества. Трудовой фронт России. | 1 | Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., в том числе своих земляков; раскрывать понятие «трудовой фронт»; по возможности составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов своей семьи во время Великой Отечественной войны | ||
55/21 | История Отечества. Россия –многонациональная страна. «Нет в России семьи такой…» | 1 | Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах; характеризовать документы, воспоминания и реликвии Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. в своей семье; приводить примеры таких документов и реликвий из музеев, в том числе своего края; по возможности; записывать воспоминания старших родственников о военном времени | ||
56/22 | После великой войны. | 1 | Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах; характеризовать документы, воспоминания и реликвии Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. в своей семье; приводить примеры таких документов и реликвий из музеев, в том числе своего края; по возможности записывать воспоминания старших родственников о военном времени | ||
57/23 | Экскурсия в школьный музей Боевой славы. | 1 | Знать героев своего края. Рассказывать о земляках - тружениках , о жизни страны в послевоенное время | ||
58/24 | Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Достижения 1950 – 1970-х годов. | 1 | Характеризовать созидательную деятельность страны в 50 – 70 – е гг. XX в.; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе в своем крае; рассказывать о земляках – тружениках второй половины XX в., в том числе о членах своей семьи | ||
59/25 | Наши проекты. “За страницами учебника”. Практическая работа. | 1 | Использовать источники дополнительной информации, в том числе Интернет, для составления проектов. | ||
60/26 | Проверочная работа №3 по теме «Путешествие по реке времени». | 1 | Применять изученные знания и способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий;. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. | ||
61/27 | Работа над ошибками. Закрепление темы “Путешествие по реке времени” | 1 | Закрепление темы “Путешествие по реке времени”.Работа над ошибками,допущенными впроверочной работе | ||
«Мы строим будущее России» Человек и общество (7 часов) Правила безопасной жизни | |||||
62/1 | Республика Татарстан — частица России. Альметьевск, Елхово - название, основные достопримечатель- ности; музеи, театры, спортивные комплексы Современная Россия. | 1 | Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80 -90 – х гг. XX в. и в первое десятилетие XXI в.; приводить примеры преобразований, в том числе в своем крае | ||
63/2 | Здоровье России. Правила безопасной жизни по профилактике безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта. | 1 | Движение транспорта и пешеходов в особых дорожных условиях. Пользование пригородным транспортом. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека. | ||
64/3 | Москва – столица России. Основные религии народов России: православие. Умная сила России. | 1 | Обсуждать значение понятия «социальная ответственность»; устанавливать зависимость в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок, в том числе в своем крае; характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан; приводить примеры такого сотрудничества, в том числе в своем крае; | ||
65/4 | Родной край – частица России. Особенности труда людей родного края, их профессии. | 1 | Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России; приводить примеры таких явлений и событий, в том числе в своем крае; составлять рассказ о таком событии в сопровождении фотографий, видео – и аудиозаписей, буклетов, публикаций в прессе | ||
66/5 | Годовая контрольная работа | 1 | Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий;. Применять изученные знания и способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. | ||
67/6 | «Брейн – ринг» по разделу: «Мы строим будущее России» Начни с себя! Правила езды на велосипеде, знаки, регулирующие порядок их движения. | 1 | Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников Знать, соблюдать правила езды на велосипеде, знаки, регулирующие порядок их движения. | ||
68/7 | Наши проекты. «За страницами учебника» (экскурсия на объекты нашего села). | 1 | Применять изученные знания и способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. |
Корректировка рабочей программы
№ | Название раздела, темы | Дата по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по "Окружающему миру", 4класс
Рабочая программа , 4класс, Плешаков...
Рабочая программа по окружающему миру ФГОС (Школа 2100) - 4класс
Рабочая программа по окружающему миру, составлена по новым ФГОС второго поколения...
Рабочая программа по окружающему миру в 4классе по программе "Школа России" А.А.Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру в 4классе по программе "Школа России" А.А.Плешакова составлена в соответствии с требованиями ФГОС с УУД....
Рабочая программа по окружающему миру. 4класс. "Школа России"
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 4класс. "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 4класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру для 4класса (Гармония)
Рабочая программа и планирование...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России",4класс
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России",4класс...