Открытый урок "Тундра"
учебно-методическое пособие по окружающему миру (4 класс)

Микшина Эльвира Валерьевна

Урок по предмету "Окружающий мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tundra_4_b.docx129.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Тундра.

Цель урока: 

- сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре;

- рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вине человека;

- продолжить развитие умения читать карту, выявлять связи в природе;

- развитие внимательности, наблюдательности, логического мышления;

- воспитывать любовь к родной природе, познавательный интерес.

Оборудование:  проектор с презентацией

Доска: кластер

Ход урока

 Слайд :

Формула удачи:

 улыбка –

настроение –

 вера в себя –

результат.

 Что можете сказать ?

Настрой на урок.  Давайте улыбнемся друг другу, так как от хорошего настроения зависит наша работа.  

Организационный момент.

Представьте, что если бы сотне художников, живущим в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились бы совсем разные картины. На одной мы увидели бы суровую Арктику, на другой – пышный лес, а на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся: сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое!

Слайд

- Как вы думаете, почему у художников получились бы такие разные, непохожие друг на друга, портреты России? (Ответы детей)

- Если на одной территории одинаковый климат, растительный и животный мир –  ….. (это природная зона)

  1. Проверка домашнего задания:

- С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке?

- Каков климат в данной природной зоне?

- Что такое полярный день? Полярная ночь?

- Какие необычные явления можно наблюдать в зоне арктических пустынь?

- Какая растительность в Арктике? Почему она такая скудная?

- Какие животные обитают в Арктике? Как они приспособились к суровым условиям?

2. Графический диктант.

Если высказывание верно, учащиеся ставят знак «+», если высказывание неверно, то знак «-».

  1. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.
  2. Территория Арктики  имеет коренного населения.
  3. В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.
  4. В ледяной зоне растут кедры, пихты, ели.
  5. В Арктике обитают тюлени, моржи, белые медведи.
  6. Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.
  7. Большое скопление птиц на скалах называют «птичьими рынками».

Слайд критерии оценки

Слайд Ответы: -; -; +; -; +; +; -. (раздать листочки, взаимопроверка..)

Сегодня на уроке мы продолжим с вами путешествие по нашей замечательной  и прекрасной стране. Сейчас вы посмотрите короткий фильм. Будьте внимательно, потому что после просмотра  я буду задавать вопросы по фильму…ФИЛЬМ???

 Сейчас я буду говорить утверждение, если оно верное -  вы хлопаете; нет – качаете головой.

  1. Это природная зона находится на севере нашей страны.
  2. Здесь суровые климатические условия.
  3. В этой природной зоне нет большого разнообразия растительного и животного мира.
  4. Это зона Арктических пустынь.

- В чем я ошиблась? Я уверена, что это арктические пустыни. Докажите, что я не права. Так о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

 - Сформулируйте тему сегодняшнего урока?

Слайд Тундра

Цель урока:

1. Познакомиться с  географическим положением тундры и её климатическими особенностями

2. Узнать, как приспособились растения и животные к суровым условиям

3. Определить  экологические проблемы тундры

- При изучении этой зоны мы будем составлять кластер, он перед вами. Что еще нам поможет при изучении этой зоны? (карта и учебник)

1) Работа с картой природных зон России

        - Посмотрите на карту,   каким цветом показана природная зона тундры?

Слайд карта природных зон. (Тундра  протянулась с запада на восток по всему побережью северных морей. Находится южнее Арктики. Покажите друг другу.

- На стр 84  - 85 учебника прочитайте информацию с карандашом в руке, выберете слова, которые мы запишем  в кластер.

Итак, что вы узнали о тундре?

Слайд заполняем первое окошко…

        

                                                                 

                                                                  Зона тундры

                                   

 

                                                                 

Вывод (сообщение учителя)

        - Тундра – это особая территория. Территория, где господствуют снега, ветра, метели. Слабакам и неженкам жить в тундре трудно.

Послушайте отрывок из рассказа «Письмо матери» Марковой Елены Владимировны.

Тундра произвела на меня мистическое, жуткое впечатление! Мертвая снежная пустыня. В морозном воздухе – еле уловимый гул. И вдруг - такая пурга, что, кажется, рушится мир! Холодный, сухой, колючий ветер Ледовитого океана заморозил меня. Холод, всюду холод: Полярная ночь, когда исчезает СОЛНЦЕ... Разве можно жить без СОЛНЦА? А потом - Полярный день, когда заходящее СОЛНЦЕ, скользнув по горизонту, восходит. И долго нет ЗВЕЗД. Разве можно жить без ЗВЕЗД? А лето очень короткое и прохладное. Сурово там.

- Ещё говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую. Почему снежная, я думаю понятно. А почему мокрая? Провести эксперимент (из-за вечной мерзлоты вода не уходит в землю, из-за недостаточного тепла – не испаряется, вода остаётся на поверхности, поэтому почва влажная, даже мокрая)

        - Ну что ж мы выполнили первую задачу. Но перед тем как продолжить нашу работу, немножко отдохнём.

ФИЗМИНУТКА

Продолжим нашу работу дальше. Нам предстоит выяснить, как в таких суровых условиях выживают растения,  животные и человек.

- Я предлагаю разделиться на 3 группы: БОТАНИКИ, ЗООЛОГИ, ЭКОЛОГИ.

        - Как вы думаете, какое задание получат ботаники? стр 88 Зоологи? стр 88 – 90 Экологи? Стр 90 – 92

 - В группах вы будете работать парами. Вам нужно  составить небольшой  рассказ, в этом вам помогут карточки - помогайки. Каждая пара ищет на стр учебника только информацию для своего рассказа.

 Выступление представителей каждой группы.

- Какие деревья есть в тундре?

 Слайд  – карликовая берёза, карликовая ива

Примерный ответ БОТАНИКОВ

Удивительны карликовая берёза и полярная ива.

Эти деревца _________________________,они прижимаются к ____________.

У поверхности  земли ______________, ветер________________

КЛАСТЕР

  - Какие кустарники растут в тундре?

Слайд – морошка, клюква, брусника, голубика

Также в тундре растут кустарники: клюква, м_______________, б______________, г______________. Они приспособились к ___________ условиям.  Имеют короткие _______________________. Зимой снег укрывает низкорослые растения и защищает  их от __________________и ______________.

КЛАСТЕР

 - Что еще растёт в тундре?

Слайд  - ягель

 _________________________________________ служит основной пищей

для северных оленей.

КЛАСТЕР

Послушаем ЗООЛОГОВ

- Какие птицы прилетать в тундру?

Слайд – серый журавль, серый гусь, лебедь, утки

 На лето в тундру прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики. Здесь птицы ______________ птенцов, а на зиму улетают _________________________________________.

 Слайд   А эти птицы постоянно живут в тундре. Что вы о них узнали?

Постоянно живут в тундре белая куропатка и белая сова. Белая куропатка ___________________птица.  Зимой она питается почками карликовых ________ и _______. А летом ягодами и насекомыми.  Ноги куропатки к зиме покрываются _____________до самых когтей. Это защищает их _________________и позволяет ходить по снегу не _______________.

Белая сова хищная птица. Она охотится на куропаток и__________. Оперение плотное  и хорошо защищает от_________________. Белая сова может долго сидеть на________________, так как на брюхе и лапах густые  и ____________ перья.

Слайд  – кречет

Кречет ______________ и _____________птица. У неё _______________, ______________ оперение. Она охотится на _______________ и ________________.

КЛАСТЕР, НАСЕКОМЫЕ

Слайд  – песец, лемминг  

-Что узнали об этих животных?

Песец - хищный зверёк. Песцы  питаются ______________ и кормят ими свое потомство. Когда леммингов много, песцы рождают много детенышей и когда леммингов мало, рождают детёнышей мало.

Лемминги. Эти маленькие зверьки, они  не впадают в _________. От леммингов зависит жизнь хищных зверьков. Это ___________ и __________.

Слайд  – дикий северный олень, волк

 Замечательный обитатель тундры __________________________________.

У него _____________ мех. Широкие раздвоенные копыта позволяют не _______________ в глубоком снегу и выкапывать из-под снега корм. Живут  олени ____________, так легче защищаться от хищников  и даже  от ___________.

КЛАСТЕР

- А рыба есть в тундре?

Послушаем ЭКОЛОГОВ

 – Какое основное занятие жителей тундры?

Слайд  – оленеводство

 Основное занятие населения тундры - _______________________. Оленеводы круглый год разводят   северных  домашних _______________.

Оленеводы со _____________ оленей перемещаются по тундре  от пастбища к _________________. Ездят люди на оленьих_______________.

Слайда  – добыча нефти и газа

В тундре ведутся поиски и _________________ полезных ископаемых, в первую очередь ________________ и ________.

Слайд  –нарушение поверхности почвы, разлив нефти

 Хозяйственная деятельность человека приносит большой вред. От ______________ и тракторов нарушается поверхность ___________. Для восстановления почвы требуются ______________. Во время добычи ___________ окружающая поверхность сильно ________________.

На оленьих пастбищах исчезает _____________, так как стада вовремя

не ________________________ с одного пастбища на другое.

Большой вред животному миру приносит незаконная  _________________.

КЛАСТЕР

 Вывод учителя.   - Молодцы! Вы  узнали, как приспособились к  суровым условиям жизни растения и животные, определили экологические проблемы тундры. Заполнили кластер, который поможет вам при подготовке д/з

Слайд Домашнее задание  

стр 84 – 92 читать.

Задание на выбор.

  1. Приготовить памятку для путешественников, которые решили отправиться в тундру.
  2. Приготовить сообщение о растении или животном тундры
  3. Нарисовать рисунок о жизни тундры

- А сейчас я хочу проверить,  внимательными вы были на уроке? Положите перед собой синий лист бумаги.   Прочитайте первую строку. Зачеркните лишнее слово.  – Что лишнее? Почему? Кто выполнил верно – ставит +, неверно минус. Вторая строка…. Третья….

Слайд

         Журавли, лебеди, павлины

Болото, мерзлота, пески

Голубика, брусника, земляника

Олень, лемминг, верблюд

Суровая зима, жаркое лето, полярный день.

У кого 5 плюсов ставит себе пятёрку, 4  плюса – четвёрка, 3 плюса – тройка,  меньше -….

Кто поставил себе  пять, четыре …. МОЛОДЦЫ! У кого сложности подойдете ко мне после уроков…

- Ребята, достигнута ли цель нашего урока? Что мы узнали? ..

Выскажите свое мнение об уроке опираясь на фразы

Слайд

1.         Мне было сложно….

2.        Самым удивительным оказалось …

3.         Мне бы хотелось…

Рефлексия.

Ребята,  вы знаете 2018 год – это год волонтерского движения; в начале урока я показала вам небольшой фильм о тундре. Это место, где можно загадать светлое, доброе  желание и оно обязательно исполнится.  Вы побывали в тундре – загадайте желание.

-  А какое желание вы бы загадали, как волонтер, живущий в тундре.

- Какие вы у меня молодцы!!!        

                                                              Зона тундры

                                   

короткий корень

                                                                 

                                                       

                                                              Зона тундры

                                   

короткий корень

                                                                 

                                                       

ФАМИЛИЯ ______________________

1

2

3

4

5

6

7

ФАМИЛИЯ ______________________

1

2

3

4

5

6

7

ФАМИЛИЯ ______________________

1

2

3

4

5

6

7

ФАМИЛИЯ ______________________

1

2

3

4

5

6

7

ФАМИЛИЯ ______________________

1

2

3

4

5

6

7

ФАМИЛИЯ ______________________

1

2

3

4

5

6

7

ФАМИЛИЯ ______________________

1

2

3

4

5

6

7

ФАМИЛИЯ ______________________

1

2

3

4

5

6

7

ФАМИЛИЯ ______________________

1

2

3

4

5

6

7

ФАМИЛИЯ ______________________

1

2

3

4

5

6

7

воробей,  лось, ворона

волк, олень, корова

пчела,  белка,  муха

заяц, белка, лиса

журавли, павлины, лебеди

болото, мерзлота, пески

земляника, голубика,  брусника

олень, лемминг, верблюд

суровая зима, жаркое лето, полярный день.

журавли, павлины, лебеди

болото, мерзлота, пески

земляника, голубика,  брусника

олень, лемминг, верблюд

суровая зима, жаркое лето, полярный день.

журавли, павлины, лебеди

болото, мерзлота, пески

земляника, голубика,  брусника

олень, лемминг, верблюд

суровая зима, жаркое лето, полярный день.

журавли, павлины, лебеди

болото, мерзлота, пески

земляника, голубика,  брусника

олень, лемминг, верблюд

суровая зима, жаркое лето, полярный день.

журавли, павлины, лебеди

болото, мерзлота, пески

земляника, голубика,  брусника

олень, лемминг, верблюд

суровая зима, жаркое лето, полярный день.

журавли, павлины, лебеди

болото, мерзлота, пески

земляника, голубика,  брусника

олень, лемминг, верблюд

суровая зима, жаркое лето, полярный день.

журавли, павлины, лебеди

болото, мерзлота, пески

земляника, голубика,  брусника

олень, лемминг, верблюд

суровая зима, жаркое лето, полярный день.

журавли, павлины, лебеди

болото, мерзлота, пески

земляника, голубика,  брусника

олень, лемминг, верблюд

суровая зима, жаркое лето, полярный день.

журавли, павлины, лебеди

болото, мерзлота, пески

земляника, голубика,  брусника

олень, лемминг, верблюд

суровая зима, жаркое лето, полярный день.

журавли, павлины, лебеди

болото, мерзлота, пески

земляника, голубика,  брусника

олень, лемминг, верблюд

суровая зима, жаркое лето, полярный день.

Удивительны карликовая берёза и полярная ива.

Эти деревца _________________________,они прижимаются к ____________.

У поверхности  земли ______________, ветер________________

Также в тундре растут кустарники: клюква, м_______________, б______________, г______________. Они приспособились к ___________ условиям.  Имеют короткие _______________________. Зимой снег укрывает низкорослые растения и защищает  их от __________________и ______________.

_________________________________________ служит основной пищей

для северных оленей.

Основное занятие населения тундры - _______________________. Оленеводы круглый год разводят   северных  домашних _______________.

Оленеводы со _____________ оленей перемещаются по тундре  от пастбища к _________________. Ездят люди на оленьих_______________.

В тундре ведутся поиски и _________________ полезных ископаемых, в первую очередь ________________ и ________.

Хозяйственная деятельность человека приносит большой вред. От ______________ и тракторов нарушается поверхность ___________. Для восстановления почвы требуются ______________. Во время добычи ___________ окружающая поверхность сильно ________________.

На оленьих пастбищах исчезает _____________, так как стада вовремя

не ________________________ с одного пастбища на другое.

Большой вред животному миру приносит незаконная  _________________.

На лето в тундру прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики. Здесь птицы ______________ птенцов, а на зиму улетают _________________________________________.

Постоянно живут в тундре белая куропатка и белая сова. Белая куропатка ___________________птица. Ноги куропатки к зиме покрываются _____________до самых когтей. Это защищает их _________________и позволяет ходить по снегу не _______________.

Белая сова хищная птица. Она охотится на куропаток и__________. Оперение плотное  и хорошо защищает от_________________. Белая сова может долго сидеть на________________, так как на брюхе и лапах густые  и ____________ перья.

Кречет ______________ и _____________птица. У неё _______________, ______________ оперение. Она охотится на _______________ и ________________.

Песец - хищный зверёк. Песцы  питаются ______________ и кормят ими свое потомство. Когда леммингов много, песцы рождают _____ детенышей и когда леммингов мало, рождают детёнышей __________.

Лемминги. Эти маленькие зверьки, они  не впадают в _________. От леммингов зависит жизнь хищных зверьков. Это ___________ и __________.

Замечательный обитатель тундры __________________________________.

У него _____________ мех. Широкие раздвоенные копыта позволяют не _______________ в глубоком снегу и выкапывать из-под снега корм. Живут  олени ____________, так легче защищаться от хищников  и даже  от ___________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие с дошкольниками на дне "Открытых дверей"

Данное открытое занятие позволяет познакомиться с будущими первоклассниками и ознакомить детей в игровой форме с новой для них учебной деятельностью....

Сценарий выступления "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"

Представлен сценарий выступления группы на празднике День гимназии на тему: "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"....

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»  ...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...