Открытый урок "Тундра"
учебно-методическое пособие по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Тундра.
Цель урока:
- сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре;
- рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вине человека;
- продолжить развитие умения читать карту, выявлять связи в природе;
- развитие внимательности, наблюдательности, логического мышления;
- воспитывать любовь к родной природе, познавательный интерес.
Оборудование: проектор с презентацией
Доска: кластер
Ход урока
Слайд :
Формула удачи:
улыбка –
настроение –
вера в себя –
результат.
Что можете сказать ?
Настрой на урок. Давайте улыбнемся друг другу, так как от хорошего настроения зависит наша работа.
Организационный момент.
Представьте, что если бы сотне художников, живущим в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились бы совсем разные картины. На одной мы увидели бы суровую Арктику, на другой – пышный лес, а на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся: сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое!
Слайд
- Как вы думаете, почему у художников получились бы такие разные, непохожие друг на друга, портреты России? (Ответы детей)
- Если на одной территории одинаковый климат, растительный и животный мир – ….. (это природная зона)
- Проверка домашнего задания:
- С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке?
- Каков климат в данной природной зоне?
- Что такое полярный день? Полярная ночь?
- Какие необычные явления можно наблюдать в зоне арктических пустынь?
- Какая растительность в Арктике? Почему она такая скудная?
- Какие животные обитают в Арктике? Как они приспособились к суровым условиям?
2. Графический диктант.
Если высказывание верно, учащиеся ставят знак «+», если высказывание неверно, то знак «-».
- Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.
- Территория Арктики имеет коренного населения.
- В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.
- В ледяной зоне растут кедры, пихты, ели.
- В Арктике обитают тюлени, моржи, белые медведи.
- Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.
- Большое скопление птиц на скалах называют «птичьими рынками».
Слайд критерии оценки
Слайд Ответы: -; -; +; -; +; +; -. (раздать листочки, взаимопроверка..)
Сегодня на уроке мы продолжим с вами путешествие по нашей замечательной и прекрасной стране. Сейчас вы посмотрите короткий фильм. Будьте внимательно, потому что после просмотра я буду задавать вопросы по фильму…ФИЛЬМ???
Сейчас я буду говорить утверждение, если оно верное - вы хлопаете; нет – качаете головой.
- Это природная зона находится на севере нашей страны.
- Здесь суровые климатические условия.
- В этой природной зоне нет большого разнообразия растительного и животного мира.
- Это зона Арктических пустынь.
- В чем я ошиблась? Я уверена, что это арктические пустыни. Докажите, что я не права. Так о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока?
Слайд Тундра
Цель урока:
1. Познакомиться с географическим положением тундры и её климатическими особенностями
2. Узнать, как приспособились растения и животные к суровым условиям
3. Определить экологические проблемы тундры
- При изучении этой зоны мы будем составлять кластер, он перед вами. Что еще нам поможет при изучении этой зоны? (карта и учебник)
1) Работа с картой природных зон России
- Посмотрите на карту, каким цветом показана природная зона тундры?
Слайд карта природных зон. (Тундра протянулась с запада на восток по всему побережью северных морей. Находится южнее Арктики. Покажите друг другу.
- На стр 84 - 85 учебника прочитайте информацию с карандашом в руке, выберете слова, которые мы запишем в кластер.
Итак, что вы узнали о тундре?
Слайд заполняем первое окошко…
Зона тундры
Вывод (сообщение учителя)
- Тундра – это особая территория. Территория, где господствуют снега, ветра, метели. Слабакам и неженкам жить в тундре трудно.
Послушайте отрывок из рассказа «Письмо матери» Марковой Елены Владимировны.
Тундра произвела на меня мистическое, жуткое впечатление! Мертвая снежная пустыня. В морозном воздухе – еле уловимый гул. И вдруг - такая пурга, что, кажется, рушится мир! Холодный, сухой, колючий ветер Ледовитого океана заморозил меня. Холод, всюду холод: Полярная ночь, когда исчезает СОЛНЦЕ... Разве можно жить без СОЛНЦА? А потом - Полярный день, когда заходящее СОЛНЦЕ, скользнув по горизонту, восходит. И долго нет ЗВЕЗД. Разве можно жить без ЗВЕЗД? А лето очень короткое и прохладное. Сурово там.
- Ещё говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую. Почему снежная, я думаю понятно. А почему мокрая? Провести эксперимент (из-за вечной мерзлоты вода не уходит в землю, из-за недостаточного тепла – не испаряется, вода остаётся на поверхности, поэтому почва влажная, даже мокрая)
- Ну что ж мы выполнили первую задачу. Но перед тем как продолжить нашу работу, немножко отдохнём.
ФИЗМИНУТКА
Продолжим нашу работу дальше. Нам предстоит выяснить, как в таких суровых условиях выживают растения, животные и человек.
- Я предлагаю разделиться на 3 группы: БОТАНИКИ, ЗООЛОГИ, ЭКОЛОГИ.
- Как вы думаете, какое задание получат ботаники? стр 88 Зоологи? стр 88 – 90 Экологи? Стр 90 – 92
- В группах вы будете работать парами. Вам нужно составить небольшой рассказ, в этом вам помогут карточки - помогайки. Каждая пара ищет на стр учебника только информацию для своего рассказа.
Выступление представителей каждой группы.
- Какие деревья есть в тундре?
Слайд – карликовая берёза, карликовая ива
Примерный ответ БОТАНИКОВ
Удивительны карликовая берёза и полярная ива.
Эти деревца _________________________,они прижимаются к ____________.
У поверхности земли ______________, ветер________________
КЛАСТЕР
- Какие кустарники растут в тундре?
Слайд – морошка, клюква, брусника, голубика
Также в тундре растут кустарники: клюква, м_______________, б______________, г______________. Они приспособились к ___________ условиям. Имеют короткие _______________________. Зимой снег укрывает низкорослые растения и защищает их от __________________и ______________.
КЛАСТЕР
- Что еще растёт в тундре?
Слайд - ягель
_________________________________________ служит основной пищей
для северных оленей.
КЛАСТЕР
Послушаем ЗООЛОГОВ
- Какие птицы прилетать в тундру?
Слайд – серый журавль, серый гусь, лебедь, утки
На лето в тундру прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики. Здесь птицы ______________ птенцов, а на зиму улетают _________________________________________.
Слайд А эти птицы постоянно живут в тундре. Что вы о них узнали?
Постоянно живут в тундре белая куропатка и белая сова. Белая куропатка ___________________птица. Зимой она питается почками карликовых ________ и _______. А летом ягодами и насекомыми. Ноги куропатки к зиме покрываются _____________до самых когтей. Это защищает их _________________и позволяет ходить по снегу не _______________.
Белая сова хищная птица. Она охотится на куропаток и__________. Оперение плотное и хорошо защищает от_________________. Белая сова может долго сидеть на________________, так как на брюхе и лапах густые и ____________ перья.
Слайд – кречет
Кречет ______________ и _____________птица. У неё _______________, ______________ оперение. Она охотится на _______________ и ________________.
КЛАСТЕР, НАСЕКОМЫЕ
Слайд – песец, лемминг
-Что узнали об этих животных?
Песец - хищный зверёк. Песцы питаются ______________ и кормят ими свое потомство. Когда леммингов много, песцы рождают много детенышей и когда леммингов мало, рождают детёнышей мало.
Лемминги. Эти маленькие зверьки, они не впадают в _________. От леммингов зависит жизнь хищных зверьков. Это ___________ и __________.
Слайд – дикий северный олень, волк
Замечательный обитатель тундры __________________________________.
У него _____________ мех. Широкие раздвоенные копыта позволяют не _______________ в глубоком снегу и выкапывать из-под снега корм. Живут олени ____________, так легче защищаться от хищников и даже от ___________.
КЛАСТЕР
- А рыба есть в тундре?
Послушаем ЭКОЛОГОВ
– Какое основное занятие жителей тундры?
Слайд – оленеводство
Основное занятие населения тундры - _______________________. Оленеводы круглый год разводят северных домашних _______________.
Оленеводы со _____________ оленей перемещаются по тундре от пастбища к _________________. Ездят люди на оленьих_______________.
Слайда – добыча нефти и газа
В тундре ведутся поиски и _________________ полезных ископаемых, в первую очередь ________________ и ________.
Слайд –нарушение поверхности почвы, разлив нефти
Хозяйственная деятельность человека приносит большой вред. От ______________ и тракторов нарушается поверхность ___________. Для восстановления почвы требуются ______________. Во время добычи ___________ окружающая поверхность сильно ________________.
На оленьих пастбищах исчезает _____________, так как стада вовремя
не ________________________ с одного пастбища на другое.
Большой вред животному миру приносит незаконная _________________.
КЛАСТЕР
Вывод учителя. - Молодцы! Вы узнали, как приспособились к суровым условиям жизни растения и животные, определили экологические проблемы тундры. Заполнили кластер, который поможет вам при подготовке д/з
Слайд Домашнее задание
стр 84 – 92 читать.
Задание на выбор.
- Приготовить памятку для путешественников, которые решили отправиться в тундру.
- Приготовить сообщение о растении или животном тундры
- Нарисовать рисунок о жизни тундры
- А сейчас я хочу проверить, внимательными вы были на уроке? Положите перед собой синий лист бумаги. Прочитайте первую строку. Зачеркните лишнее слово. – Что лишнее? Почему? Кто выполнил верно – ставит +, неверно минус. Вторая строка…. Третья….
Слайд
Журавли, лебеди, павлины
Болото, мерзлота, пески
Голубика, брусника, земляника
Олень, лемминг, верблюд
Суровая зима, жаркое лето, полярный день.
У кого 5 плюсов ставит себе пятёрку, 4 плюса – четвёрка, 3 плюса – тройка, меньше -….
Кто поставил себе пять, четыре …. МОЛОДЦЫ! У кого сложности подойдете ко мне после уроков…
- Ребята, достигнута ли цель нашего урока? Что мы узнали? ..
Выскажите свое мнение об уроке опираясь на фразы
Слайд
1. Мне было сложно….
2. Самым удивительным оказалось …
3. Мне бы хотелось…
Рефлексия.
Ребята, вы знаете 2018 год – это год волонтерского движения; в начале урока я показала вам небольшой фильм о тундре. Это место, где можно загадать светлое, доброе желание и оно обязательно исполнится. Вы побывали в тундре – загадайте желание.
- А какое желание вы бы загадали, как волонтер, живущий в тундре.
- Какие вы у меня молодцы!!!
Зона тундры
короткий корень
Зона тундры
короткий корень
ФАМИЛИЯ ______________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ФАМИЛИЯ ______________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ФАМИЛИЯ ______________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ФАМИЛИЯ ______________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ФАМИЛИЯ ______________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ФАМИЛИЯ ______________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ФАМИЛИЯ ______________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ФАМИЛИЯ ______________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ФАМИЛИЯ ______________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ФАМИЛИЯ ______________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
воробей, лось, ворона волк, олень, корова пчела, белка, муха заяц, белка, лиса | |
журавли, павлины, лебеди болото, мерзлота, пески земляника, голубика, брусника олень, лемминг, верблюд суровая зима, жаркое лето, полярный день. | журавли, павлины, лебеди болото, мерзлота, пески земляника, голубика, брусника олень, лемминг, верблюд суровая зима, жаркое лето, полярный день. |
журавли, павлины, лебеди болото, мерзлота, пески земляника, голубика, брусника олень, лемминг, верблюд суровая зима, жаркое лето, полярный день. | журавли, павлины, лебеди болото, мерзлота, пески земляника, голубика, брусника олень, лемминг, верблюд суровая зима, жаркое лето, полярный день. |
журавли, павлины, лебеди болото, мерзлота, пески земляника, голубика, брусника олень, лемминг, верблюд суровая зима, жаркое лето, полярный день. | журавли, павлины, лебеди болото, мерзлота, пески земляника, голубика, брусника олень, лемминг, верблюд суровая зима, жаркое лето, полярный день. |
журавли, павлины, лебеди болото, мерзлота, пески земляника, голубика, брусника олень, лемминг, верблюд суровая зима, жаркое лето, полярный день. | журавли, павлины, лебеди болото, мерзлота, пески земляника, голубика, брусника олень, лемминг, верблюд суровая зима, жаркое лето, полярный день. |
журавли, павлины, лебеди болото, мерзлота, пески земляника, голубика, брусника олень, лемминг, верблюд суровая зима, жаркое лето, полярный день. | журавли, павлины, лебеди болото, мерзлота, пески земляника, голубика, брусника олень, лемминг, верблюд суровая зима, жаркое лето, полярный день. |
Удивительны карликовая берёза и полярная ива. Эти деревца _________________________,они прижимаются к ____________. У поверхности земли ______________, ветер________________ |
Также в тундре растут кустарники: клюква, м_______________, б______________, г______________. Они приспособились к ___________ условиям. Имеют короткие _______________________. Зимой снег укрывает низкорослые растения и защищает их от __________________и ______________. |
_________________________________________ служит основной пищей для северных оленей. |
Основное занятие населения тундры - _______________________. Оленеводы круглый год разводят северных домашних _______________. Оленеводы со _____________ оленей перемещаются по тундре от пастбища к _________________. Ездят люди на оленьих_______________. |
В тундре ведутся поиски и _________________ полезных ископаемых, в первую очередь ________________ и ________. |
Хозяйственная деятельность человека приносит большой вред. От ______________ и тракторов нарушается поверхность ___________. Для восстановления почвы требуются ______________. Во время добычи ___________ окружающая поверхность сильно ________________. На оленьих пастбищах исчезает _____________, так как стада вовремя не ________________________ с одного пастбища на другое. Большой вред животному миру приносит незаконная _________________. |
На лето в тундру прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики. Здесь птицы ______________ птенцов, а на зиму улетают _________________________________________. |
Постоянно живут в тундре белая куропатка и белая сова. Белая куропатка ___________________птица. Ноги куропатки к зиме покрываются _____________до самых когтей. Это защищает их _________________и позволяет ходить по снегу не _______________. Белая сова хищная птица. Она охотится на куропаток и__________. Оперение плотное и хорошо защищает от_________________. Белая сова может долго сидеть на________________, так как на брюхе и лапах густые и ____________ перья. |
Кречет ______________ и _____________птица. У неё _______________, ______________ оперение. Она охотится на _______________ и ________________. |
Песец - хищный зверёк. Песцы питаются ______________ и кормят ими свое потомство. Когда леммингов много, песцы рождают _____ детенышей и когда леммингов мало, рождают детёнышей __________. Лемминги. Эти маленькие зверьки, они не впадают в _________. От леммингов зависит жизнь хищных зверьков. Это ___________ и __________. |
Замечательный обитатель тундры __________________________________. У него _____________ мех. Широкие раздвоенные копыта позволяют не _______________ в глубоком снегу и выкапывать из-под снега корм. Живут олени ____________, так легче защищаться от хищников и даже от ___________. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие с дошкольниками на дне "Открытых дверей"
Данное открытое занятие позволяет познакомиться с будущими первоклассниками и ознакомить детей в игровой форме с новой для них учебной деятельностью....
Сценарий выступления "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"
Представлен сценарий выступления группы на празднике День гимназии на тему: "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"....
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»
Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий» ...
Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс
Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...
Конспект открытого урока "Великие географические открытия"
Великие географические открытия...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....