Урок окружающего мира потеме "Разнообразие растений"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок предназначен для обучающихся 3 класса.
Задачи урока:
формировать понятия: растения (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
учить распределять растения по группам, пользуясь основными признаками групп;
развивать навык сравнения, сопоставления, формировать доказательность суждений;
воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznoobrazie_rasteniy_3_kl.doc | 993.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по кружающему миру
по программе А.А.Плешакова
3 класс
УМК «Школа России»
Тема: «Разнообразие растений.»
Подготовила:
Коротеева Наталья Николаевна,
учитель начальных классов
филиала МБОУ СОШ
с.Красное в с. Ищеино
2017
Тема. Разнообразие растений. (Слайд 1)
Место урока в теме: изучение и закрепление нового материала
Цель. Знакомить с разнообразием растений, выделить их характерные особенности; расширить представление детей о природе.
Задачи урока:
формировать понятия: растения (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
учить распределять растения по группам, пользуясь основными признаками групп;
развивать навык сравнения, сопоставления, формировать доказательность суждений;
воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: схема “Части растений”, гербарии растений, хрестоматии по ботанике, таблица “Разнообразие растений”, опорная карточка.
Оборудование. Мультимедийный проектор, экран, учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 3клас.Рабочая тетрадь №1 К учебнику, карточки-кроссворды, стакан с водой, почва.
I.Организационный момент.
Приветствие.
Здравствуйте, ребята!. Сегодня у вас очередной урок окружающего мира и надеюсь, что совместная работа доставит нам,как всегда, удовольствие.
Прозвенел звонок для нас,
Всех ребят позвал он в класс.
Чтобы дети не ленились,
С удовольствием трудились,
Всем здоровья пожелаем
И урок наш начинаем.
II.Проверка домашнего задания. (Слайд 2)
1. Вопросы и задания.
- Что такое почва?
- Какой состав имеет почва?
- Докажите, что в почве есть воздух.
- Какие живые существа есть в почве?
- Как образуется почва?
- Охрана почвы.
2. Итог по проверке домашнего задания.
Кроссворд. ( Слайд 3)
- Слой земли, на котором растут растения. (Почва)
- Одна из составных частей почвы (Песок)
- Вещество, повышающее плодородие почвы.(Перегной)
- основное свойство почвы.(Плодородие)
III. Подготовка к восприятию новой темы.
1.На какие две группы можно разделить всю природу? (живую и неживую) (слайд 4)
На какие царства можно разделить всю живую природу? (слайд 5)
А какое царство мы будем сегодня изучать, вы узнаете, когда отгадаете загадку. ( Слайд 6)
2. Мотивация.
Я вам приготовила папку. В нем находится несколько предметов, которые помогут нам определить тему сегодняшнего урока.(Гербарные растения.)
Загадка.
Дышит, растет, а ходить не может.(Растение)
А теперь посмотрите на остальные предметы и назовите их одним словом. (Растения.)
IV. Сообщение темы и цели урока.(Слайд 7)
Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений.
Подготовка к сознательному и активному усвоению новых знаний.
Какие части растений вы знаете?
Корень , стебель , листья, цветок, плод с семенами.
А я сейчас проверю, как вы их знаете!(1 человек у доски, др. проверяют)
IV.Распознавание частей растений. (Карточка «Части растений.») (Слайд 8)
Какие части растения вы можете назвать? (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)
Корень находится в земле, его почти никогда не видно. Корень удерживает растение. Корень находит в земле влагу и питательные вещества и передаёт их верхним частям растений.
Стебель придаёт форму растению. Он держит листья и цветы. Он переносит к ним соки от корня.
Листья есть у каждого растения. Любой лист состоит из черешка, с помощью которого лист прикрепляется к стеблю, и листовой пластинки.
Цветок тоже нужен растениям. У цветка красивые лепестки и приятный аромат. Но это придумано для того, чтобы привлекать не нас, людей, а насекомых. Насекомые слетают на сладкий нектар и при этом переносят с одних цветов на другие пыльцу. То есть опыляют растения. После этого на месте опылённых цветов образуются плоды с семенами.
Плод – это то, что люди ценят больше всего в растениях, внутри плода есть семена. Из них потом вырастают новые растения.
Сегодня мы узнаем о растениях много нового.
А может кто-нибудь из вас знает, как называется наука о растениях?(Ботаника)
Ботаника- это один из разделов биологии. Ученые изучали растения и пришли к выводу, что не все растения похожи на другие, поэтому они разделили их на несколько групп.
А на какие мы сейчас попробуем узнать. Учебник, с.69-71
Посмотрите внимательно на иллюстрации. Это представители каждой группы , попробуйте дать название группе.
Проблема. Сегодня мы узнаем, на какие группы делят ученые – ботаники всё царство растений.
-А как называют ученых, изучающих растения?( Учёные-ботаники)
-Ученые разделили всё царство растений на несколько групп в зависимости от наличия у них частей растений.
V. Объяснение нового материала.
Чтение сообщений учащимися. Заполнение таблицы «Разнообразие растений»(см. приложение)
1.Цветковые растения (Рассматривание гербарных образцов- полынь приморская,шиповник.)
Учитель. - Те растения, у которых есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами называются цветковыми растениями.
Цветковые растения встречались на Земле ещё со времён динозавров. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники. Эти растения населяют практически современную сушу от Арктики до Антарктиды. Значение цветковых растений для человека исключительно велико. Все культурные растения, которые выведены человеком, представители этого отдела. ( Слайд 9)
Работа со слайдом.
Как вы думаете, можно ли дерево назвать цветковым растением?
2.Хвойные растения.
Другая группа растений – хвойные растения.
Какие растения относятся к этой группе? (слайд 10, 11 ,12)
Что общего между цветковыми растениями и хвойными? (слайд 13)
Чем они различаются? (слайд 14) Рассматривание гербарных растений(пихта, лиственница.)
Учитель. – Семена хвойных растений находятся в защищающих их шишках. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена.
VI Физкультминутка (см. приложение)
3. Папоротники. (Слайды 15, 16 )
( рассказывает заранее подготовленный ученик) (Рассматривание растения(папоротника),выращенного в комнатных условиях. )
Папоротник.
Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники.
Слово «порть» означало в старославянском языке «крыло», отсюда и название, напоминающее крылья диковинных птиц.
По размерам папоротник может быть от крошечных растеньиц до 25 метровых древовидных форм.
Листья папоротников рассечены на маленькие, как перья птицы. Молодые листья папоротников скручены в форме улитки.
Папоротники никогда не цветут. У папоротников нет семян. Если взглянуть на нижнюю часть папоротника, то можно увидеть рядами тёмные бугорки. В них находятся споры. С их помощью папоротник размножается.
Вырастить папоротник можно и домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение.
4. Мхи. ( Слайды 17, 18)
( рассказывает заранее подготовленный ученик)
Рассматривание гербарных образцов (мох сфагнум)
МХИ
Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров.
Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по поверхности, а не растут в земле.
На первый взгляд, мхи могут показаться нежными и слабыми. В действительности, они весьма выносливы. Некоторые виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. В лесах они образуют мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.
Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней.
Если внимательно рассмотреть растение, то на верхушке растения можно увидеть невзрачные коричневые или блестящие, как медная проволока, ниточки со вздутиями на конце. Эти вздутия называются коробочками, внутри них развиваются споры. Высыпавшись из коробочки, споры дают начало новым слоям мха.
Герои народных сказок, заблудивших в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса. В самом деле, мох обычно лучше растёт на северной стороне древесных стволов, поскольку, она, как правило, более влажная и тёмная.
Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо.
5. Водоросли.
(рассказывает заранее подготовленный ученик) (Слайд 19 )
Водоросли.
Вы, наверное, замечали, что летом вода в реке или в пруду становится зелёной. «Вода зацвела», - говорят в таком случае. А знаете ли вы, что произошло? В тёплой воде стали быстро размножаться особые растения – водоросли. Они и окрасили воду в зелёный цвет. Если вы рассмотрите воду под микроскопом, то увидите много маленьких зелёных шариков. Это и есть колонии водорослей.
У водорослей отсутствуют основные части растений. Весь их организм состоит из клеток, собранных в слоевище (тело водоросли)
Слово « водоросли» произошло от двух слов: вода и расти. Значит, водоросли, в основном это водные растения. Водоросли – простейшие растения.
Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они в океанах.
По цвету водоросли бывают зеленые, сине- зелёные, бурые и красные.
Зелёные водоросли могут жить на поверхности почвы, но чаще всего в воде. Маленькие водоросли свободно плавают на поверхности воды, а крупные – они прикрепляются ко дну и образуют подводные заросли – настоящие джунгли.
Мелкие водоросли, плавающие у поверхности воды, - пища рачков и других небольших морских животных. Среди водорослей нет ядовитых, поэтому многие животные не прочь полакомиться легко доступной пищей. Они обогащают воду кислородом и очищают её от гнилостных бактерий. Некоторые водоросли, в основном морские, человек использует в пищу, например, морская капуста.
Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки.
-Итак, можно сказать, что у водорослей отсутствуют основные части растений?
-Из чего состоит тело водоросли? (из клеток)
Вывод: Почему растения разделяют на пять групп по признаку части, ведь все растения состоят из частей. Все растения разные, части растений есть не у всех. Водоросли не имеют частей. Мхи имеют только стебель и лист. Папоротники состоят из корня, стебля и листа, но не имеют цветов и плодов. Хвойные растения имеют корень, стебель, лист – хвою и семена, которые созревают в шишках. Только цветковые растения имеют все части.
VII. Это интересно(.Слайд 20)
Опасные растения. ( Слайд 21 )
Борщевик – гигантское растение, высотой 2 метра. Растёт преимущественно по берегам рек. На берегу нашей реки Нечепсухи произрастает в больших количествах. Это растение очень опасное. Его листья могут обжечь кожу человека. Ожог заживает очень долго. Поэтому, это растение трогать нельзя.
VIII. Растения – рекордсмены.22
Водоросли: ( Слайд 23)
- Самые древние растения на Земле.
- Учёные утверждают, что водоросли появились более 500 миллионов лет тому назад.
Ряска: ( Слайд 24)
- Одно из самых маленьких растений.
- На ногте ребёнка может поместиться 1-2 таких растений.
Бамбук: ( Слайд 25)
- Самая высокая трава. Произрастает в Краснодарском крае.
- За каждый день она прибавляет в росте на полметра. Растёт только 40 дней, а иначе бы дотянулась до облаков.
Тыква: (Слайд 26)
- Самый крупный плод.
- Вес достигает более 90 килограммов.
IX Итог урока.
1.Работа в рабочей тетради. Откройте тетради и найдите тему «Разнообразие растений». Определите по картинкам и подпишите, к какой группе относятся эти растения.(РТ с.39 №1)
2. Обобщение результатов работы(Карточка «Да-нет»)
1. Наука о растениях называется ботаника (да)
2. Водоросли -жители воды(да)
3. Мхи можно встретить во влажных местах(да)
4. Представителями хвойных растений являются сосна, ель, кедр, можжевельник (да)
5. У мхов есть корни(нет)
6. Самая малочисленная группа цветковые растения (нет)
7. Водоросли используют в пищу (да )
8. Листья папоротников похожи на перья. (да)
9. Растения делят на водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения и цветковые растения. (да)
10. Ученые выделяют 9 групп растений (нет)
11. Ель –это цветковое растение. (нет)
12. Морская капуста это водоросли (да)
13. Шишка- это плод хвойных растений (да)
14. Роза это цветковое растение. (да)
15. Не у всех растений одинаковое строение.(да)
3. Проверка выполненной работы.(Схема деления растений на группы.Слайд 27. Приложение)
X. Рефлексия.
1. Мне удалось сегодня…
2. Мне понравилось…
З. Меня удивило…
4. Я могу похвалить себя…
XI. Домашнее задание.УЧ. с.69- 70(пересказ); РТ с.41, №3,4.
Приложение.
Проблема.
Сегодня мы узнаем, на какие группы делят ученые– ботаники всё царство растений.
Группа растений | Корень | Стебель | Листья | Размножение | Особенности жизнедеятельности |
Водоросли | |||||
Мхи | |||||
Папоротники | |||||
Хвойные | |||||
Цветковые |
Группа растений | Корень | Стебель | Листья | Размножение | Особенности жизнедеятельности |
Водоросли | - | - | - | Спорами | Живут в основном в воде |
Мхи | - | + | + | Спорами | Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков |
Папоротники | + | + | + | Спорами | Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков |
Хвойные | + | + | + | Семена образуются в шишках | Почти все относятся к вечнозелёным |
Цветковые | + | + | + | Из цветков образуются плоды с семенами | Очень разнообразны и многочисленны |
Группа растений | Корень | Стебель | Листья | Размножение | Особенности жизнедеятельности |
Водоросли | |||||
Мхи | |||||
Папоротники | |||||
Хвойные | |||||
Цветковые |
Группа растений | Корень | Стебель | Листья | Размножение | Особенности жизнедеятельности |
Водоросли | |||||
Мхи | |||||
Папоротники | |||||
Хвойные | |||||
Цветковые |
Физкультминутка.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимали ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Кто из нас вот так шагал –
Не споткнулся,не упал.
Вот мы в лес пришли.
Подосиновик нашли.
Вот грибок, другой грибок.
Положу их в кузовок.
Г р у п п ы
Р А С Т Е Н И Й
В М П Х Ц
О Х А В В
Д И П О Е
О О Й Т
Р Р Н К
О О Ы О
С Т Е В
Л Н Ы
И И Е
К
И
Группа растений | Корень | Стебель | Листья | Цветок | Плод | Семена |
Водоросли | ||||||
Мхи | ||||||
Папоротники | ||||||
Хвойные | ||||||
Цветковые |
Группа растений | Корень | Стебель | Листья | Цветок | Плод | Семена |
Водоросли | ||||||
Мхи | ||||||
Папоротники | ||||||
Хвойные | ||||||
Цветковые |
Группа растений | Корень | Стебель | Листья | Цветок | Плод | Семена |
Водоросли | ||||||
Мхи | ||||||
Папоротники | ||||||
Хвойные | ||||||
Цветковые |
Группа растений | Корень | Стебель | Листья | Цветок | Плод | Семена |
Водоросли | ||||||
Мхи | ||||||
Папоротники | ||||||
Хвойные | ||||||
Цветковые |
Группа растений | Корень | Стебель | Листья | Цветок | Плод | Семена |
Водоросли | ||||||
Мхи | ||||||
Папоротники | ||||||
Хвойные | ||||||
Цветковые |
Группа растений | Корень | Стебель | Листья | Цветок | Плод | Семена |
Водоросли | ||||||
Мхи | ||||||
Папоротники | ||||||
Хвойные | ||||||
Цветковые |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Охрана растений"
Данный урок является 11 уроком в блоке «Растительный мир Земли». Эта тема является логическим продолжением предыдущего материала и тесно связана с последующими уроками. Она воспринимается учащи...
Урок окружающего мира " Деревья, растения, травы. Части растений"
Урок окружающего мира 1 классТемаДеревья, растения, травы. Части растений.Цель: формировать правильное научное понятие «растение»; уточнить понятия «дерево», «кустарник», «травянистое растение»,...
урок окружающего мира "Разнообразие растений"
Урок - исследование. Учитель - сотрудник, дети - исследователи....
Урок окружающего мира "Комнатные растения" 2 класс УМК "Школа России"
Методическая разработка урока "Окружающий мир" для 2 класса по теме "Комнатные растения" Оборудование: живые комнатные растения, предметы для ухода за ними, мультимедийное оборудование,компьютерная п...
урок окружающего мира "Культурные растения моего края" УМК "ПНШ"
Урок окружающего мира.2-ая четверть 2-го класса.«Культурные растения нашего края» Задачи урока: 1. Назвать признаки, отличающие дикорастущие растения от культурных. Познакомить учащихся...
Урок окружающего мира "Охрана растений" 3 класс
Урок «Охрана растений» направлен на обобщение знаний учащихся о значении растений в жизни животных и человека. Урок интегрированный. Используются элементы уроков русского языка (словообразовател...
Урок окружающего мира "Комнатные растения"
Конспект урока по окружающему миру. Есть презентация. Пишите, если надо: soloveva_elena_0@mail.ru...