КВН "ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ"
методическая разработка по окружающему миру
Целью мероприятия было вызвать интерес к окружающему миру, формировать представление о жизни пернатых друзей, приспособленности к среде обитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КВН «Птицы – наши друзья»
Цель КВН – закрепить знание названий пернатых друзей, которые зимуют в нашем городе, уметь различать их по внешнему виду, знать повадки птиц и приспособленность их к среде обитания.
Задачи: вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о природе, расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания; обогащать словарный запас, развивать связную речь, учить детей давать полные ответы на вопросы; воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану; активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление (учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения).
Подготовительный этап: чтение книг В. Бианки «Синичкин календарь», «Лесные домишки», «Лесная газета» и др., знакомство с зимующими птицами нашего края, изготовление кормушек, подготовка материала для КВН, наблюдение за зимующими птицами на прогулке.
Активизация словаря: зимующие птицы, нахохлившись, клест-еловик, свиристель, свои замашки, стрекочет, суждено дышать, сохранимся.
Оборудование: подбор книг для выставки, кассета с пением птиц, нарисованная кормушка, 9 видов зимующих птиц (плакаты), эмблемы «Синицы», «Снегири», пословицы и поговорки (из 2-х частей), игра «Веселый художник» (гуашь, кисти, повязки, маркер).
Ход игры
I. Вступительная часть. Представление команд.
Ведущая. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в Клубе Веселых и Находчивых.
Прежде чем мы начнем игру, мне хотелось бы обратить внимание на слайды и выставку книг. Все это о живой природе, о братьях наших меньших, а именно о птицах, о которых мы сегодня и поговорим, а жить на нашей планете без птиц было бы ох как скучно! Как веселит глаз дивная расцветка их оперения! Как радует слух их чудесное пение, которое оживляет наши поля, сады и леса, доставляя людям истинное наслаждение, способно улучшить настроение. Птиц называют властелинами воздуха. Они повсюду – нет на нашей планете такого уголка, в котором бы ни разу не побывали крылатые странники. Птицы в океане и над океаном, в горах и над самыми высокими вершинами, в пустынях и над ними. Всего на земном шаре насчитывается около 8600 видов пернатых.
Послушайте стихотворение Дерево, цветок, трава и птица… Карина
Песня У дороги чибис
Ведущая. Команды 2, 3, 4 классов собрались вместе, чтобы в соревновательной форме показать свое остроумие, находчивость и умения.
Позвольте представить членов нашего уважаемого жюри (представление жюри). Они по достоинству оценят ваше мастерство.
Позвольте спросить, болельщики на месте?!
- Представление команд: (жюри может оценивать до 5 баллов)
Дятлы, Синицы, Воробьи, Снегири.
II. Конкурсная программа.
1. Р а з м и н к а «Бей ответом прямо в цель».
Ведущая. А сейчас у нас небольшая разминка. Команды должны будут ответить на вопросы по очереди, то есть «Бей ответом прямо в цель»!
– Какая птица выше всех летает. (орел.)
– Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди зимы? (клёст.)
–Какая птица выводит птенцов в дождь? (лебедь)
– Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (одинаковая.)
– Какая птица является ближайшей родственницей снегурочки? (снегирь.)
– Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания? (сова.)
– Какая птица дала название мужской рубашке? (сорока, рубашка – сорочка.)
– Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (скворец.)
– У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)
– Где зимуют синица и трясогузка? (Синица – в наших краях, трясогузка улетает в теплые края.)
– В какое время суток добывают себе корм ворона и сова? (Ворона – утром и днем, сова – ночью.)
– Какой клюв у дятла и клеста? (У клеста – крестообразный, у дятла – большой и крепкий.)
– Чем отличаются гнезда вороны и кукушки? (кукушка не вьет гнезда.)
– Что птицам страшнее – голод или холод? (голод.)
– Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (куропатки, тетерева, рябчики, глухари.)
– Какого числа отмечается международный день птиц? (1 апреля.)
- Какие птицы едят грибы? (глухари)
- Кто из птиц, живущих в наших лесах, самый лучший древолаз? Даже умеет ходить вниз головой! (поползень)
- У какой птицы самое крупное яйцо? (у страуса)
- Кто из птиц летать не умеет, но зато плавает не хуже рыбы? (пингвин)
Ведущая. Пока жюри подводит первые итоги, отгадайте загадку:
В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей. (кормушка)
Показать кормушку – победительницу в конкурсе кормушек.
Послушайте стихотворение Покормите птиц зимой! Данил, Даша Ф., Лиза, Юля
Члены жюри объявляют, сколько баллов получили команды.
2. На картинках указать тех птиц, которых не встретим у нас зимой.
3. К о н к у р с юных корреспондентов «Сельские новости».
Ведущая. Вот на эту кормушку сейчас будут прилетать зимующие птицы, а мы послушаем сельские новости, которые подготовили наши корреспонденты.
Обратите внимание, что все птицы разлетелись, а какие должны прилететь на кормушку, каждая команда по очереди находит по описанию.
● В понедельник мы положили в кормушку крошки хлеба, семечки подсолнуха, сало и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки склевали, а рябину не тронули. Кто это? (дети ищут и вставляют в кормушку – воробьи.)
● Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но семечки склевали (синичка ).
● В среду прилетели небольшие пушистые птички, с красными грудками, с белой полоской на темно-синих крыльях, они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины (снегири ).
● В четверг на кормушке обедали большая птица в
берете ярко-красном,
В черной курточке атласной?
Постучал – сало поклевал (Дятел.)
(сороки).
И для болельщиков вопрос!
● А в пятницу на кормушке побывали непоседы пестрые,
птицы длиннохвостные,
птицы говорливые,
самые болтливые. Посидели, поболтали, что осталось доклевали! (сороки)
Ведущая. Молодцы, каждая команда рассказала о зимующих птицах, мы узнали много нового. Пока жюри подводит итоги, проведем физкультминутку.
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья сложили назад.
4. К о н к у р с к а п и т а н о в.
Капитаны должны указать угощение, которое не следует давать птицам. На столе у жюри
Ведущая. Какой же счет у наших команд? Соревнование команд продолжается.
5. Ко н к у р с знатоков пословиц и поговорок.
Следующий конкурс для самых внимательных на лучшие знания пословиц и поговорок, которые нужно будет соединить между собой. Я раздаю каждой команде первые части пословиц, а вторую часть нужно будет подобрать по смыслу.
1. Слово не воробей… (вылетит – не поймаешь).
2. Лучше синица в руках, чем… (журавль в небе).
3. Всяк кулик свое… (болото хвалит).
4. Старого воробья на мякине… (не проведешь).
5. Сорока весть на хвосте... (принесла).
6. • Пуганая ворона и (куста боится).
7. Всякая птица своим пером… (гордится).
8. У каждой пташки – свои… (замашки).
10. Вороне соколом… (не быть).
11. Мала синичка, да… (коготок остер).
12. Всякая птица своим клювом… (сыта).
6. Конкурс «Почему мы так говорим?»
Глухая тетеря (когда глухарь поёт, то ничего не слышит)
Ходить гоголем (гоголь – дикая утка, ходит важно)
Как с гуся вода (вода стекает без следа)
Надутый индюк (сердится, обижается)
Жюри подводит итог.
Ведущая. А сейчас надо будет назвать каждой команде по очереди приметы, касающиеся наших зимующих птиц.
7. Конкурс «Живые барометры»
– Если запел снегирь, а сорока лезет под стреху, – знай, быть вьюге.
– Если же воробьи забираются в хворост и с утра пищат синицы, жди усиления мороза.
– Если вороны устраивают в небе хороводы – быть снегопаду, садятся на землю – жди оттепели.
– Если ворон на нижних ветвях деревьев – значит, скоро поднимется ветер.
– Каркают вороны всей стаей – к морозу.
– Воробьи дружно расчирикались – будет оттепель.
– Ворон летит – на ветер, каркает – к дождю.
– Мелкие птички собираются в кучу – к дождю.
– Сова кричит – на холод.
– Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме.
– Ворона кричит зимой – к метели.
– Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
– Птицы перед теплом садятся на верхушки деревьев.
– Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороза.
– Снегирь зимою поет – на снег, вьюгу и слякоть.
1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды. ( к дождю).
2. Ласточки летают то вверх, то вниз. ( жди бури).
3. Стрижи летают низко и с криком. ( к дождю)/
4. Воробьи прячутся под крышу. ( к буре).
5. Снегирь под окнами чирикает. ( к оттепели).
6. Голуби воркуют, кукушки кукуют. ( к тёплой погоде)
7. Воробьи купаются в песке. ( к тёплой погоде).
8. Вороны садятся на верхушке деревьев. (перед морозом).
9. Вороны садятся на снег (к оттепели).
10. Чайки ходят по песку
Моряку сулят тоску,
Села чайка на воду,
Жди…( хорошую погоду).
Ведущая. Радует, что команды знают много примет. Пока жюри подводит итоги
Следующий наш конкурс выявит команду, которая лучше знает сказки, в которых участвуют птицы.
8. Конкурс сказок (пишут названия на листах)
Ласточка
(«Дюймовочка» Г.Х. Андерсен)
Воробей
(Чуковский «Тараканище»)
Утенок
(« Гадкий утенок» Г.Х.Андерсен)
Галчонок
(«Дядя Федор, пес и кот» Успенский) .
Петушок
(«Сказка о золотом петушке» Пушкин)
Гусь
(«Чудесные приключения Нильса с дикими гусями»Г.Х. Андерсен)
Соловей
(«Соловей» Г.Х.Андерсен)
Ворон
(«Снежная королева» Г.Х. Андерсен)
Дадим возможность командам вспомнить сказки, и пока они готовятся будем отгадывать загадки.
К о н к у р с загадок (со зрителями).
Кто летает, кто стрекочет,
Рассказать нам новость хочет? (сорока.)
Кто присел на толстый сук
И стучит: тук-тук, тук-тук? (дятел.)
Что за птица – мороза не боится,
Хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде? (клест.)
Грудка ярче, чем заря, у кого? (У
снегиря.)
Северные гости.
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки! (свиристели.)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (воробей.)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь: кружат двадцать пар
И кричат: кар! кар!
Он по-рабочему одет –
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка. (дятел.)
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой свалиться —
Два могучие крыла
У хозяина...
(Орла)
Прилетел к нам, наконец,
Самый лучший наш певец.
Песен в мире нет нежней
Тех, что дарит... (соловей).
На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец.)
Встали братья на ходули,
Ищут корма на пути.
На бегу ли, на ходу ли,
Им с ходулей не сойти. (Журавль.)
Не ворона, не синица -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу: «Ку-ку». (Кукушка.)
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не залезли кошки. (Скворечник.)
Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать. (Кормушка.)
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка.
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь.)
В болоте плачет,
А из болота не идет. (Кулик.)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка.)
9. Профессии птиц
Какую птицу называют лесным доктором? дятел
Кто может работать почтальоном? голубь
Назовите птицу по профессии певец. соловей
Кто вместо М. Галкина может выступать пародистом? Скворец или попугай
Птица-кашевар из детского стишка. (сорока.) для болельщиков
III. Правила обращения с птицами.
Ведущая. Пока жюри подводит итоги, ответим на вопросы.
– Чем же полезны человеку птицы? (уничтожают вредителей, полезны пением и общением, как объект промысла.)
– А наносит ли вред птицам человек, какой?
– Какие же правила надо соблюдать каждому из нас?
● Не разорять гнезда.
● Не ловить и не убивать.
● Не трогать яйца и птенцов.
● Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голод.
● Делать кормушки.
● Охранять от вредителей (кошки, собаки, серые вороны и т. д.)
● Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена березы, ольхи, репейника, ягоды рябины, калины, семена от арбузов, дынь и т. д.).
Игра «Прилетели птицы».
Я сейчас буду называть только птиц, но, если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то можно топать или хлопать. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
…………………
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны
…………………..
Прилетели птицы:
Голуби, куницы,
…………………..
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи.
……………………
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки
И даже ватрушки.
…………………….
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
……………………
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
IV. Итог.
Ведущая. Вот и подошел к концу наш КВН. Спасибо всем, кто принял в нем участие. На прощание хочу сказать еще несколько слов о пернатых. Ученые подсчитали общее число птиц на Земле. Их примерно 100 млрд, то есть всего по 20 (клювов) на человека.
Вы знаете, что:
1. Из каждого 10-го зимой погибает 9.
2. Птенцы одной синицы, погибшей за зиму, могли бы уничтожить до 1 080 000 насекомых.
3. Что насекомоядные птицы (синицы) не выносят и дня голодания.
4. Зимующие птицы, наевшись, не садятся спать или отдыхать, как куры, а с еще большей энергией начинают искать насекомых.
Ведущая. А сейчас жюри объявит победителей (вручение грамот).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Птицы - наши друзья.
Презентацию можно показать детям в 1 классе на уроке, на внеклассном мероприятии для ознакомления с птицами родного края, их повадками, питанием, местах проживания....
Презентация "Птицы - наши друзья"
Каждый год в нашей школе проходит неделя экологии. В этом году наш класс представлял презентацию "Птицы наши друзья"....
конспект устного журнала "Птицы - наши друзья"
Данное мероприятия проводится для учащихся начальной школы. Детей ждут разнообразные конкурсы, кроссворды. В ходе мероприятия дети знакомятся с птицами, узнают, как им помочь зимой....
Внеклассное мероприятие "Птицы - наши друзья"
Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков экологической направленности с обучающимися начальных классов. Главная ме...
Классный час "Животные - наши друзья"
Цель данного мероприятия: привить любовь и ответственное отношение к "братьям нашим меньшим"...
Птицы - наши друзья
Методическая разработка...
Птицы - наши друзья
Актуализировать знания детей о птицах...