Конспект урока "Посмотри вокруг" 2 класс "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Камаева Анастасия Андреевна

Цели деятельности учителя: знакомство с новым разделом «Путешествия»; с понятиями горизонт, линия горизонта, стороны горизонта; формирование умения обозначать стороны горизонта на схеме.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: понятия горизонт, линия горизонта, стороны горизонта;

уметьобозначать стороны горизонта по схеме.

Личностные:

- проявлять интерес к учебной деятельности;

- уметь высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

 

Тип урока: открытие нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 15.04.2020                                                                               ФИО учителя: Давыдова Наталья Владимировна

Школа: МКОУ СОШ№2                                                           ФИО студента: Камаева Анастасия Андреевна, 46 гр.

Класс: 2 «А»                                                                                         ФИО методиста: Горячева Светлана Леонидовна

Кабинет: 1

                                                     

Конспект  урока  окружающего мира

Тема: «Посмотри вокруг»

Цели деятельности учителя: знакомство с новым разделом «Путешествия»; с понятиями горизонт, линия горизонта, стороны горизонта; формирование умения обозначать стороны горизонта на схеме.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: понятия горизонт, линия горизонта, стороны горизонта;

уметь:  обозначать стороны горизонта по схеме.

Личностные: 

- проявлять интерес к учебной деятельности;

- уметь высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование:  УМК « Школа России»,  «Окружающий мир» Плешакова А.А. учебник для 2 класса, рабочая тетрадь,  презентация, раздаточный материал.

Челябинск, 2020

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

- Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря, и приступим все к работе.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

II.

Актуализация знаний и мотивация

         

Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

 Практический: выполнение проверочной работы

 

Словесный: подводящий диалог

Словесный: монолог учителя

7

мин

- Какой большой раздел мы с вами уже прошли?

- Чтобы проверить ваши знания вы выполните небольшой тест по разделу.

1. Вспомни «волшебные» слова.

а) Напиши, какие ты знаешь слова приветствия:

б) Напиши слова благодарности:

в) Какие ты знаешь слова извинения? Напиши:

2. Верные ли следующие утверждения? Исправь ошибки:

а)  Выходя из автобуса, мальчик должен пропустить девочку вперед;

б) Если мальчик в дверях встретился с девочкой, он должен побыстрее пройти вперед, чтобы не мешать ей;

в) Если девочка несет тяжелую сумку - не мешай, не отвлекай ее.

3. Вспомни, как нужно вести себя за столом. Допиши правила:

а) Не клади ________ на стол;

б) Не ______________ с полным ртом;

в) За едой не _______________;

г) Не вытирай губы ____________, пользуйся __________

(Слова-помощники: руками, читай, салфеткой, локти, разговаривай.)

- Послушайте стих

Я надел рюкзак на плечи,

Посадил туда щеночка.

Мы вернёмся лишь под вечер,

Изучив до уголочка

То, что мы пока не знаем -

За мостом иные тропы!

Смело мы с Дружком ступаем,

Накопить нам надо опыт,

Путешествия по лугу.

Одному, конечно, страшно

И поэтому я другу

Предлагаю быть отважным!

Он в ответ  охотно тявкнул:

«За тобою хоть на Полюс!

За спиной тепло и мягко,

Я совсем не беспокоюсь!»

- Верно! Как вы думаете, какой раздел мы начинаем проходить?

- Как вы думаете, что нового нас ждёт в материалах этого раздела?

- Изучив этот раздел мы узнаем, как выглядит Земля; научимся определять стороны горизонта с помощью компаса; познакомимся с водоёмами нашего края; отправимся в гости к весне; совершим путешествие по родной стране, познакомимся с природой России; узнаем что такое карта и как её читать; побываем на Красной площади в Москве; отправимся в город на Неве – Санкт-Петербург; осуществим плавание по Оке; обойдём вокруг света; познакомимся с новыми странами; совершим путешествие в космос.

- «Общение»

Выполняют проверочную работу по разделу «Общение».

- О мальчике, который люби путешествовать со своей собакой

- «Путешествия»

П.: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с выделением существенных признаков

К: взаимодействие с партнером

П.: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с выделением существенных признаков

К: взаимодействие с партнером

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

3 мин

-Кто догадался или знает тему нашего сегодняшнего урока? Как она звучит?
Тема урока: «Посмотри вокруг» 

-Кто попробует поставить цели на наш урок?

Цель: познакомиться с новым разделом в окружающем мире и с новой теме.

- Тема урока: «Посмотри вокруг»

- Цель: познакомимся с новым разделом в окружающем мире и с новой темой

П: построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: целеполагание

IV. «Открытие» нового знания

Словесный: подводящий диалог

Словесный: монолог учителя

10 мин

- Ребята, что вы знаете о Земле?

- Но всегда ли люди считали, что земля круглая? Уже в древности мудрецы размышляли об этом. Они думали, что Земля – плоский остров, окруженный океаном, а над ним находится купол, по которому движутся Солнце и Луна.

- Также, люди думали, что Земля плоская, стоит на 3-х слонах, а слоны на огромной черепахе, которая плывет по нескончаемому океану. Они так думали только потому, что не понимали, как же Земля может быть круглой, и мы с нее не падаем.

- А как вы думаете, были ли они правы? Послушайте рассказ «Как выгляди Земля», который написали В.Горькова и Ю.Авдеева.

- Так какой же формы Земля?

- В этом люди убедились еще задолго до того, как поднялись в космос. Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морю, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале далеко в море появлялась мачта корабля. Лишь при приближении становился виден весь корабль.

- Прошло  много времени, и люди поняли, что так может быть, только если Земля по форме напоминает шар.

 - Почти пятьсот лет назад отважный капитан Фернан Магеллан, плывя в одном и том же направлении на своем парусном корабле в течение нескольких лет, обогнул Землю и вернулся обратно. Это стало еще одним доказательством шарообразной формы Земли.

- Когда люди начали изучать Землю, ходить в путешествия, изобретать вещи, которые помогали узнать, что-то больше о планете, начали давать названия новым вещам, которые только открыли.

- Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, стали называть «горизонтом».

Горизонт – это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.

- Посмотрите на картинки, что вы видите на горизонте?

- Кто знает, как называется граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью?

- Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта?

- Это сделать невозможно, потому что при движении она будет удаляться, т.е. линия воображаемая.

- Ребята, а кто ходил в путешествие, поднимите руки. Что вы использовали, чтобы не заблудиться?

- Посмотрите, как выглядит компас.

- Но до появления компаса люди тоже путешествовали. Некоторые уходили путешествовать по всей Земле. Как же они возвращались домой?

- Оказывается, они были очень наблюдательны и умели ориентироваться.

- Различали четыре основных направления, которые называли «сторонами света». Сейчас мы называем их «сторонами горизонта».

- То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет, они назвали югом. Оттуда ветер чаще приносит теплый воздух. Противоположное направление, где Солнце никогда не появляется, и откуда дуют холодные ветры, назвали севером.  На востоке Солнце как нам кажется, всходит, на западе заходит. Всё это объединили в схему

Принято на схемах и картах всегда север обозначать вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа.

- Откройте учебники на странице 71.

- Названия сторон света сокращают, посмотрите как. И назовите.

- Это планета, на которой мы живем, она круглая

- Круглая

- Поднялись очень высоко, на луну и увидели землю, что она круглая

- Все вокруг, леса, дома и т.д.

- Линия горизонта

- Да/нет

- Природные явления, карту, компас

- С – север, Ю – юг, З – запад, В – восток, СВ – северо-восток, ЮВ – юго-восток, ЮЗ – юго-запад, СЗ – северо-запад

П: построение речевого высказывания

П: поиск и выделение необходимой информации

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

П: поиск и выделение необходимой информации

П: построение речевого высказывания

П: поиск и выделение необходимой информации

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

П: поиск и выделение необходимой

П: построение речевого высказывания

П: поиск и выделение необходимой информации

Динамическая пауза

1 мин

-Сейчас мы с вами выполним динамическую паузу. (видео)

Выполняют динамическую паузу

V. Первичное закрепление

Словесный: ответы на вопросы обобщающего характера

5 мин

 - Сейчас я вам раздам «Календари природы». Вы должны их вложить в учебник или приклеить в рабочую тетрадь на корочку. Чтобы он всегда у вас был. На каждом следующем уроке окружающего мира мы будем его заполнять.

- Посмотрите на 1 столбик – Дата. Я их уже написала, так как в эти дни у вас проходит окружающий мир.

- Следующий столбик «Облачность», обратите внимание, вместе с табличками у вас есть табличка у условными обозначениями, облачность показывается кружками: облачно – не закрашенный кружок; незначительная облачность: закрашено совсем немного кружка; средняя облачность – закрашено половина кружка; с просветами – закрашено чуть больше половины; сплошная – закрашен весь кружок.

- Следующий столбик – «Осадки». Также есть условные обозначения. Дождь – три точки; снег – снежинка; туман – две горизонтальные линии; иней – перевернутая квадратная скобка; град – закрашенный треугольник; снежная крупа – пустой треугольник; роса – полоска и на ней полуокружность; гололед – перевернутая буква S; метель – перекрещенные стрелочки вверх и вправо.

- Следующий столбик – «Температура». Её мы будем измерять с помощью термометра или посмотрим в интернете, и просто будем записывать. Если минусовая температура – это значит, температура опустилась, если плюсовая – поднялась.

- Далее, столбик – птицы и насекомые, для них также есть условные обозначения.

- Для птиц – галочки. Воробей – красная галочка; голубь – голубая; ворона – синяя: ласточка – черная: синица – желтая; снегирь – красная.

- Для насекомых. Муравей – красный кружок; кузнечик – зеленый; жук – черный; бабочка – оранжевый; пчела – черно-желтый; гусеница – зелено-желтый.

- Чтобы заполнить данный столбик вам следует по дороге в школу обращать внимание на птиц и насекомых, которых вы сможете заметить.

- А сейчас, на сегодняшний день мы с вами заполним первую строчку календаря.

- Итак, мы заполнили первую строчку нашего «Календаря природы» и на последующих уроках продолжим его заполнять, поэтому, вы должны следить за изменениями в природе, пока идете в школу, посмотреть температуру, чтобы мы  с вами заполняли календарь.

Ознакомление с «Календарем природы»

Внимательно слушают, анализирую.

Заполняют «Календарь природы» за первый день

.

П: поиск и выделение необходимой информации

П: построение речевого высказывания

VI.Самостоя-тельная работа с проверкой

Практический: самост.  работа; графическое выполнение работы

8 мин

- Ребята, посмотрите в окно, давайте попробуем определить, где мы находимся, определять мы будем по солнцу, ведь вы тоже очень наблюдательные. Сначала мы определим, где находится север, юг, запад и восток. Сейчас как раз утро и сделать это будет не так уж и сложно.

- Где встает солнце?

- Итак, мы определили, где у нас восток.

- Где сейчас находится солнце, там и будет юг. Противоположные стороны юга и востока будут север и запад.

- Давайте проверим по компасу, правильно ли мы определили стороны горизонта.

- Ребята, все же знают, где находятся ваши дома. Попробуйте определить, где находится ваш дом по отношению к школе. Чтобы проверить, правильно ли вы определили, проверяйте по компасу, который вы можете взять у меня.

- На востоке

Определяют по сторонам горизонта расположение своего дома по отношению к школе

П: поиск и выделение необходимой информации

П: поиск и выделение необходимой информации

П: осознанное построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа, разгадывание загадок

Практический: разгадывание загадок

5 мин

- Отгадайте загадки и ответьте на вопросы.

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она – большущий шар.

(Земля)

- По каким доказательствам мы можем говорить о шарообразности Земли?

- Он и летом и зимой,
Между небом и землёй.
Хоть всю жизнь к нему иди,
Он всё будет впереди.

(Горизонт)

- Что такое горизонт?

- Что такое линия горизонта?

Там где солнце утром всходит,
На ночь где оно заходит,
Там где ветры злые дуют,
И медведи где зимуют,
Каждый школьник должен знать,
Что б в лесу не заплутать.

 (Стороны горизонта)

- Можно ли добраться до линии горизонта?

- Назовите стороны горизонта. 

- Как определить стороны горизонта?

- Земля

- Ее можно обогнуть и все равно вернуться в ту точку из которой отправился или увидеть с космоса

- Горизонт

- Поверхность, которую мы видим вокруг

- Граница горизонта, где земля и небо якобы соприкасаются

- Стороны горизонта

- Нет

- С – север, Ю – юг, З – запад, В – восток, СВ – северо-восток, ЮВ – юго-восток, ЮЗ – юго-запад, СЗ – северо-запад

- По солнцу, компасу, природным явлениям

П: построение рассуждения; осуществление синтеза

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный:  формулирование выводов, обобщений.

2 мин

-Какая была тема нашего урока? Цель?

-Всем спасибо, за урок!

- Тема урока: «Посмотри вокруг»

- Цель: познакомиться с новым разделом и темой

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р: осуществление итогового контроля

Задания для дистанционного обучения:

  1. Выполнить проверочную работу по пройденному разделу

1. Вспомни «волшебные» слова.

а) Напиши, какие ты знаешь слова приветствия:

б) Напиши слова благодарности:

в) Какие ты знаешь слова извинения? Напиши:

2. Верные ли следующие утверждения? Исправь ошибки:

а)  Выходя из автобуса, мальчик должен пропустить девочку вперед;

б) Если мальчик в дверях встретился с девочкой, он должен побыстрее пройти вперед, чтобы не мешать ей;

в) Если девочка несет тяжелую сумку - не мешай, не отвлекай ее.

3. Вспомни, как нужно вести себя за столом. Допиши правила:

а) Не клади ________ на стол;

б) Не ______________ с полным ртом;

в) За едой не _______________;

г) Не вытирай губы ____________, пользуйся __________

(Слова-помощники: руками, читай, салфеткой, локти, разговаривай.)

  1. Прочитать параграф по новой теме «Посмотрит вокруг»
  2. Посмотреть видео-урок «Как определить стороны света с помощью солнца и часов» по ссылке https://youtu.be/2U8bcC5cF84
  3. Определить у себя дома стороны света по солнцу и часам. Зафиксировать наблюдения в тетради.
  4. Определите по солнцу, где находится школа, площадь от вашего дома. Зафиксировать наблюдения в тетради.
  5. Познакомиться с инструкцией заполнения календаря природы через презентацию.

«Календарь природы»

Дата

Облачность

Осадки

Температура

Птицы и насекомые

15.04.

17.04.

22.04.

24.04.

28.04.

30.04.

04.05.

06.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по математике 3 классШкола России

Контроль знаний по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток"...

Аннотации к рабочим программам 2 классШкола России.

Данные аннотации написаны с учетом ФГОС,в каждой аннотации по предмету расписаны УУД....

Конспект урока «Золотое кольцо России» по предмету Окружающий мир в 3 классе. Программа "Школа России"

Цели урока: развивать познавательный интерес, творческую активность;познакомить детей с городами Золотого Кольца России, в частности,  Ростовом Великим и Ярославлем с их достопримечательностями;У...

Конспект урока "Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский" (3 класс, УМК "Школа России")

Цель деятельности учителя: ознакомление с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого кольца Ро...

Конспект урока "Золотое кольцо России. Ростов, Кострома, Иваново" (3 класс, УМК "Школа России")

Цель деятельности учителя: ознакомление с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого кольца Ро...

Конспект урока "Золотое кольцо России. Суздаль, Владимир" (3 класс, УМК "Школа России")

Цель деятельности учителя: ознакомление с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого кольца Ро...