Конспект урока окружающего мира, УМК "Перспектива", 3 класс "Дом не велик, а стоять не велит"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Хабибуллина Ксения Александровна

Цели деятельности учителя: ознакомление с традициями народа по ведению хозяйства; формирование представлений о внутреннем строе семьи.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать правила управления домашним хозяйством, отраженные в народных пословицах и традициях;
  • знать о внутреннем строе семьи, её главе, роли каждого члена семьи в повседневной жизни, правилах семейного застолья;
  • уметь соотносить старинные и современные традиции управления домашним хозяйством.

Личностные:

  • уметь признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • уметь осознавать важность навыков трудолюбия и уважительного, внимательного, милосердного отношения друг к другу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 05.04.2019.

ФИО учителя: Чебыкина Т.И.______

Школа: 104

ФИ студента: Хабибуллина К.

Класс: 3 «М»

ФИО методиста: Боева С.З._______

Кабинет: 314

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: «Дом не велик, а стоять не велит»

Цели деятельности учителя: ознакомление с традициями народа по ведению хозяйства; формирование представлений о

внутреннем строе семьи.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать правила управления домашним хозяйством, отраженные в народных пословицах и традициях;
  • знать о внутреннем строе семьи, её главе, роли каждого члена семьи в повседневной жизни, правилах семейного застолья;
  • уметь соотносить старинные и современные традиции управления домашним хозяйством.

Личностные:

  • уметь признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • уметь осознавать важность навыков трудолюбия и уважительного, внимательного, милосердного отношения друг к другу.

Тип урока: «открытие нового знания»

Оборудование: учебник УМК «Перспектива» Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 3 класс. Ч. 2., рабочая тетрадь, презентация Power Point 97-2003, раздаточный материал: карточки для групповой работы.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Психологический настрой

  1. мин

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Александровна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира, садитесь.

- Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

- Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое хорошее настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке. А вот какие это будут открытия, большие или маленькие, зависит только от вас и у каждого они будут свои.

- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

Приветствуют учителя.

Потому что вы хотели с нами встретиться.
Потому что наступила настоящая весна.
Сегодня светит солнце.

Может быть, потому что скоро каникулы?

Настраиваются на работу.

Л: самоопределение к деятельности

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: презентация

Словесный:

учебный диалог

Словесный:

учебный диалог

4-5 мин

- Для начала, давайте вспомним, какая была тема вашего прошлого урока?

- Почему при встрече с друг другом мы говорим: «Здравствуйте»?

- Расскажите мне, что же такое здоровье?

- Замечательно. А какую чистоту необходимо соблюдать для здоровья?

- Почему народный опыт советует жить по солнышку?

- Молодцы, если будете соблюдать эти небольшие правила, ваш организм скажет вам только «Спасибо», а я желаю вам крепкого здоровья!

- У нас на уроке сегодня присутствуют друзья Аня и Ваня. А как вы думаете, почему Аня одета в русский народный костюм?

Потому что, ребята, не так давно Аня побывала в гостях у бабушки Маруси. Вернувшись в город, Аня поделилась с Ваней своими впечатлениями от сельского туризма. Из рассказа девочки Ваня понял, что бабушка Маруся живет в большом красивом доме, в котором имеют место быть большак, большуха. Несколько раз за день Аня принимала участие в трапезе, и случалось в семье несколько упруг. В рассказе Ани, Ване были непонятны некоторые слова, какие?

Известно ли вам значение этих слов?

Есть ли у вас желание узнать значение этих слов и помочь Ване понять рассказ Ани?

А чтобы понять их смысл, нам предстоит разобраться в хозяйстве старинного дома.

Тема прошлого урока «Здоровью цены нет»

Желаем здоровья.

Главное богатство человека. Здоровыми должны быть и тело, и душа, и дух человека.

Чередовать труд и отдых. Телесная чистота. Одеваться по погоде. Кушать в меру. Много двигаться нужно.

Чтобы жить и работать равномерно, чтобы не надорваться. И это полезно. Рано просыпаться и не поздно засыпать.

Предположения детей.

Называют слова: большак, большуха, трапеза, упруг.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: подведение под понятие

III. Постановка учебной задачи

Наглядный: презентация

Словесный: учебный диалог

4-5 мин

- Предположите тему урока.

- Прочитайте тему нашего урока.

- Как вы понимаете эту фразу?

- Даже если дом не большой – каждому члену семьи найдется дело по хозяйству, дела никому не позволят сидеть без дела

- Какие цели поставим на урок?

Предположения детей.

Ответы детей.

Узнать об особенностях хозяйства в доме, познакомиться со старыми словами.

П: подведение под понятие

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: планирование учебной деятельности.

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя

Наглядный: презентация

Словесный: учебный диалог

Практический:

упражнение

Словесный: рассказ

7-8 мин

Наши предки пользовались книгой «Домострой». Как вы думаете, зачем нужна была эта книга?

Ребята, чтобы узнать, чему учила наших предков эта книга, давайте обратим внимание на стр.72, она у вас должна быть открыта и прочитаем, как же нам объясняет это определение Умный Совенок.

- Как же нам объяснил это слово Совенок?

- Ребята, вы помните, какие слова были не понятны Ване из разговора с Аней о деревне? 

- Предлагаю вам помочь Ване разобраться, что же Аня имела ввиду. Поможем?

- Для этого прочитаем продолжение большого текста в учебнике, а затем ответим на вопрос, что же значат все эти слова.

- Начинаем читать по цепочке.

- Теперь у вас на столах лежат карточки со словами, значение которых вы узнали, прочитав текст. Вам нужно записать как вы поняли, что эти слова значат.

Работ вы будете в группе. Перед началом повторим правила работы в группе.

(Большак, большуха, упруг).

- Закончили. Сейчас вам нужно проверить по образцу правильно ли вы поняли значение слов.

- У кого правильно определено значение слов?

- Молодцы.

- Как зовут главу семьи?

- Строгий ее взгляд и доброе сердце берегут домашний очаг. Кто же это? Кого называли в старину большухой?

- Давайте с вами разберемся, что входило в обязанности «большухи», рассмотрите картинки, они вам помогут ответить на вопрос. 

- А как вы думаете, помогали дети вашего возраста своим родителям по хозяйству? В чем заключалась их помощь?

- В тексте говорится, что семья была очень трудолюбивая, они дружно трудились, чередуя труд и отдых. Как же называлось время от одной передышки до другой? Сколько времени он занимал? Прочитайте, пожалуйста, что об этом говорится в тексте

- Чем же занималась семья во время передышек?

- Ребята, у нас осталось еще одно слово, значения которого нам не известно, что это за слово?

Что бы узнать, что это такое, предлагаю поработать с распечаткой из словаря С.И. Ожегова и ответить мне на вопрос, что же такое трапеза?

ТРАПЕЗА - 1. Общий стол для приёма пищи в монастыре. 2. Приём пищи, еда в монастыре.

- Давайте узнаем, какие обычаи существовали русских семьях за столом на с. 74 – 75 учебника.

- А какие правила поведения и обычаи за столом существуют в ваших семьях?

- Мы можем сделать сказать о том, что правила в старинных и современных семьях…

Читают.

Книга «Домострой» - это книга, которая учила наших предков тому, как управлять хозяйством в доме.

Да.

Да.

Читают текст.

Слушают задание.

Объединяются в группы.

Не шуметь. Когда один говорит все слушают. Отвергаешь – предлагай.

Большак.

Большуха

Маму

Рассматривают экспонаты на слайде

Помогали маме, папе, ухаживали за животными и т.д.

Упруг, длился от двух до четырех часов.

В старину народ гулял, в хороводе танцевал, песни пели и играли.

Читают определение из словаря С.И. Ожегова.

Читают текст в учебнике.

Ответы детей.

Похожи.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: поиск и выделение необходимой информации

П: осознание познавательной задачи

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: осознание познавательной задачи

Динамическая пауза

1 мин

Буратино повернулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Монетки, видно, не нашел.

Чтоб монетки нам достать,

Надо на носочки встать.

Выполняют движения вместе с учителем.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: учебный диалог

Практический: упражнение

4-5 мин

- Сейчас Вам нужно выполнить задание № 2 в рабочей тетради.

- Прочитайте задание.

- Приступайте к работе. У вас на выполнение 2 минуты.

- Ребята, кто хочет поделиться тем, что написал.

- Молодцы.

Читают задание.

Кратко опиши свои повседневные обязанности по дому.

П: осознание познавательной задачи

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: упражнение

4-5 мин

- Выполним самостоятельную работу №1. Что вам необходимо выполнить?

- Выполняйте задание, даю вам 5 минут.

- Обменяйтесь тетрадями для проверки.

- Продиктуйте (кто-то один), что у вас получилось.

- У кого есть ошибки исправьте.

- Какой вывод вы можете сделать?

- У кого нет ошибок, какой вывод можете сделать вы?

Молодцы!

Записать, как управляют домашним хозяйством в культуре народов твоего края.

Нужно повторить материал.

Мы все хорошо усвоили.

К: согласованно выполнять совместную деятельность

Л: самооценка

VII. Включение в систему знаний

Наглядный: презентация

Словесный: учебный диалог

7-8 мин

- Ребята, а теперь возвращаемся в начало урока. Вспомните впечатления, которыми делилась Аня с Ваней от поездки к бабушке, мы обещали ему помочь.

- Помогли мы Вани решить проблему, теперь ему и вам понятно с кем общалась Аня, какие обычаи существовали в русских семьях?

-А похоже ли управление делами в современных семьях, на порядок ведения дел в старинной избе, чем? 

Да.

Ответы детей.

П: извлекать необходимую информацию из текстов

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

VIII. Рефлексия по продукту деятельности

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

2-3 мин

- Вспомним, как называлась тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили? Достигли ли мы её?

- Чем знание правил ведения хозяйства в старину может помочь в настоящее время?

- Какие из обычаев ведения хозяйства в старину вы перевели бы в свою семью? Почему?

- Молодцы, ребята, я очень рада вашей работой на уроке. Запишите домашнее задание. Вам нужно прочитать страницы 72-75 учебника, в рабочей тетради сделать № 3 и № 4.

- А сейчас я вас попрошу проверить свои знания по усвоению нового материала. Для этого вы заполните оценочный лист.

Оценочный лист

Урок: окружающий мир

Фамилия, имя:

Самоанализ

1.Закончите предложение:

Для того, чтобы составить рассказ о правильном ведении домашнего хозяйства на Руси, нужно

знать_______________________________________________________________________________

_____________________________________________

Самооценка

2.Подчеркните нужное для себя:

Я (очень, не очень) довольна (доволен) тем, что могу выполнить правильно учебное задание

(самостоятельно, при небольшой помощи учителя, одноклассников).

Для своего саморазвития по теме, я использую

__________________________________________________________________________________

Дом не велик, а стоять не велит.

Да.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают домашнее задание.

Проводят самоанализ своей деятельности.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: самооценка

Л: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира в 4 классе "Екатерина Великая"

Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Екатерина Великая"...

Конспект урока окружающего мира "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока окружающего мира (4 класс)Тема: Великая Отечественная война и Великая победаЦель: формировать представления о Великой Отечественной войнеПланируемые результаты:Предметные:-Уметь ра...

Конспект урока окружающего мира "Великая Война и Великая Победа" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: ·        формирование понимания особой роли России в мировой истории;·        формировани...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Великий Новгород"

Урок формирования новых знаний, в ходе урока дети знакомятся с историей Новгорода, узнают об основных достопримечательностях этого города....

Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечестве...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Города-герои, города воинской славы" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Города-герои, города воинской славы». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечеств...