Конспект урока окружающего мира, УМК "Перспектива", 3 класс "Дом не велик, а стоять не велит"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с традициями народа по ведению хозяйства; формирование представлений о внутреннем строе семьи.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать правила управления домашним хозяйством, отраженные в народных пословицах и традициях;
- знать о внутреннем строе семьи, её главе, роли каждого члена семьи в повседневной жизни, правилах семейного застолья;
- уметь соотносить старинные и современные традиции управления домашним хозяйством.
Личностные:
- уметь признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
- уметь осознавать важность навыков трудолюбия и уважительного, внимательного, милосердного отношения друг к другу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 05.04.2019. | ФИО учителя: Чебыкина Т.И.______ | |
Школа: 104 | ФИ студента: Хабибуллина К. | |
Класс: 3 «М» | ФИО методиста: Боева С.З._______ | |
Кабинет: 314 |
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Тема: «Дом не велик, а стоять не велит»
Цели деятельности учителя: ознакомление с традициями народа по ведению хозяйства; формирование представлений о
внутреннем строе семьи.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать правила управления домашним хозяйством, отраженные в народных пословицах и традициях;
- знать о внутреннем строе семьи, её главе, роли каждого члена семьи в повседневной жизни, правилах семейного застолья;
- уметь соотносить старинные и современные традиции управления домашним хозяйством.
Личностные:
- уметь признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
- уметь осознавать важность навыков трудолюбия и уважительного, внимательного, милосердного отношения друг к другу.
Тип урока: «открытие нового знания»
Оборудование: учебник УМК «Перспектива» Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 3 класс. Ч. 2., рабочая тетрадь, презентация Power Point 97-2003, раздаточный материал: карточки для групповой работы.
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя Психологический настрой |
| - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Александровна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира, садитесь. - Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? - Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое хорошее настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке. А вот какие это будут открытия, большие или маленькие, зависит только от вас и у каждого они будут свои. - Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. | Приветствуют учителя. Потому что вы хотели с нами встретиться. Может быть, потому что скоро каникулы? Настраиваются на работу. | Л: самоопределение к деятельности К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Актуализация знаний и мотивация Наглядный: презентация Словесный: учебный диалог Словесный: учебный диалог | 4-5 мин | - Для начала, давайте вспомним, какая была тема вашего прошлого урока? - Почему при встрече с друг другом мы говорим: «Здравствуйте»? - Расскажите мне, что же такое здоровье? - Замечательно. А какую чистоту необходимо соблюдать для здоровья? - Почему народный опыт советует жить по солнышку? - Молодцы, если будете соблюдать эти небольшие правила, ваш организм скажет вам только «Спасибо», а я желаю вам крепкого здоровья! - У нас на уроке сегодня присутствуют друзья Аня и Ваня. А как вы думаете, почему Аня одета в русский народный костюм? Потому что, ребята, не так давно Аня побывала в гостях у бабушки Маруси. Вернувшись в город, Аня поделилась с Ваней своими впечатлениями от сельского туризма. Из рассказа девочки Ваня понял, что бабушка Маруся живет в большом красивом доме, в котором имеют место быть большак, большуха. Несколько раз за день Аня принимала участие в трапезе, и случалось в семье несколько упруг. В рассказе Ани, Ване были непонятны некоторые слова, какие? Известно ли вам значение этих слов? Есть ли у вас желание узнать значение этих слов и помочь Ване понять рассказ Ани? А чтобы понять их смысл, нам предстоит разобраться в хозяйстве старинного дома. | Тема прошлого урока «Здоровью цены нет» Желаем здоровья. Главное богатство человека. Здоровыми должны быть и тело, и душа, и дух человека. Чередовать труд и отдых. Телесная чистота. Одеваться по погоде. Кушать в меру. Много двигаться нужно. Чтобы жить и работать равномерно, чтобы не надорваться. И это полезно. Рано просыпаться и не поздно засыпать. Предположения детей. Называют слова: большак, большуха, трапеза, упруг. | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью П: подведение под понятие |
III. Постановка учебной задачи Наглядный: презентация Словесный: учебный диалог | 4-5 мин | - Предположите тему урока. - Прочитайте тему нашего урока. - Как вы понимаете эту фразу? - Даже если дом не большой – каждому члену семьи найдется дело по хозяйству, дела никому не позволят сидеть без дела - Какие цели поставим на урок? | Предположения детей. Ответы детей. Узнать об особенностях хозяйства в доме, познакомиться со старыми словами. | П: подведение под понятие К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Р: планирование учебной деятельности. |
IV. Открытие нового знания Словесный: слово учителя Наглядный: презентация Словесный: учебный диалог Практический: упражнение Словесный: рассказ | 7-8 мин | Наши предки пользовались книгой «Домострой». Как вы думаете, зачем нужна была эта книга? Ребята, чтобы узнать, чему учила наших предков эта книга, давайте обратим внимание на стр.72, она у вас должна быть открыта и прочитаем, как же нам объясняет это определение Умный Совенок. - Как же нам объяснил это слово Совенок? - Ребята, вы помните, какие слова были не понятны Ване из разговора с Аней о деревне? - Предлагаю вам помочь Ване разобраться, что же Аня имела ввиду. Поможем? - Для этого прочитаем продолжение большого текста в учебнике, а затем ответим на вопрос, что же значат все эти слова. - Начинаем читать по цепочке. - Теперь у вас на столах лежат карточки со словами, значение которых вы узнали, прочитав текст. Вам нужно записать как вы поняли, что эти слова значат. Работ вы будете в группе. Перед началом повторим правила работы в группе. (Большак, большуха, упруг). - Закончили. Сейчас вам нужно проверить по образцу правильно ли вы поняли значение слов. - У кого правильно определено значение слов? - Молодцы. - Как зовут главу семьи? - Строгий ее взгляд и доброе сердце берегут домашний очаг. Кто же это? Кого называли в старину большухой? - Давайте с вами разберемся, что входило в обязанности «большухи», рассмотрите картинки, они вам помогут ответить на вопрос. - А как вы думаете, помогали дети вашего возраста своим родителям по хозяйству? В чем заключалась их помощь? - В тексте говорится, что семья была очень трудолюбивая, они дружно трудились, чередуя труд и отдых. Как же называлось время от одной передышки до другой? Сколько времени он занимал? Прочитайте, пожалуйста, что об этом говорится в тексте - Чем же занималась семья во время передышек? - Ребята, у нас осталось еще одно слово, значения которого нам не известно, что это за слово? Что бы узнать, что это такое, предлагаю поработать с распечаткой из словаря С.И. Ожегова и ответить мне на вопрос, что же такое трапеза? ТРАПЕЗА - 1. Общий стол для приёма пищи в монастыре. 2. Приём пищи, еда в монастыре. - Давайте узнаем, какие обычаи существовали русских семьях за столом на с. 74 – 75 учебника. - А какие правила поведения и обычаи за столом существуют в ваших семьях? - Мы можем сделать сказать о том, что правила в старинных и современных семьях… | Читают. Книга «Домострой» - это книга, которая учила наших предков тому, как управлять хозяйством в доме. Да. Да. Читают текст. Слушают задание. Объединяются в группы. Не шуметь. Когда один говорит все слушают. Отвергаешь – предлагай. Большак. Большуха Маму Рассматривают экспонаты на слайде Помогали маме, папе, ухаживали за животными и т.д. Упруг, длился от двух до четырех часов. В старину народ гулял, в хороводе танцевал, песни пели и играли. Читают определение из словаря С.И. Ожегова. Читают текст в учебнике. Ответы детей. Похожи. | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью П: поиск и выделение необходимой информации П: осознание познавательной задачи К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью П: осознание познавательной задачи |
Динамическая пауза | 1 мин | Буратино повернулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел, Монетки, видно, не нашел. Чтоб монетки нам достать, Надо на носочки встать. | Выполняют движения вместе с учителем. | |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный: учебный диалог Практический: упражнение | 4-5 мин | - Сейчас Вам нужно выполнить задание № 2 в рабочей тетради. - Прочитайте задание. - Приступайте к работе. У вас на выполнение 2 минуты. - Ребята, кто хочет поделиться тем, что написал. - Молодцы. | Читают задание. Кратко опиши свои повседневные обязанности по дому. | П: осознание познавательной задачи К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: упражнение | 4-5 мин | - Выполним самостоятельную работу №1. Что вам необходимо выполнить? - Выполняйте задание, даю вам 5 минут. - Обменяйтесь тетрадями для проверки. - Продиктуйте (кто-то один), что у вас получилось. - У кого есть ошибки исправьте. - Какой вывод вы можете сделать? - У кого нет ошибок, какой вывод можете сделать вы? Молодцы! | Записать, как управляют домашним хозяйством в культуре народов твоего края. Нужно повторить материал. Мы все хорошо усвоили. | К: согласованно выполнять совместную деятельность Л: самооценка |
VII. Включение в систему знаний Наглядный: презентация Словесный: учебный диалог | 7-8 мин | - Ребята, а теперь возвращаемся в начало урока. Вспомните впечатления, которыми делилась Аня с Ваней от поездки к бабушке, мы обещали ему помочь. - Помогли мы Вани решить проблему, теперь ему и вам понятно с кем общалась Аня, какие обычаи существовали в русских семьях? -А похоже ли управление делами в современных семьях, на порядок ведения дел в старинной избе, чем? | Да. Ответы детей. | П: извлекать необходимую информацию из текстов К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
VIII. Рефлексия по продукту деятельности Словесный: учебный диалог Словесный: слово учителя | 2-3 мин | - Вспомним, как называлась тема нашего урока? - Какую цель мы ставили? Достигли ли мы её? - Чем знание правил ведения хозяйства в старину может помочь в настоящее время? - Какие из обычаев ведения хозяйства в старину вы перевели бы в свою семью? Почему? - Молодцы, ребята, я очень рада вашей работой на уроке. Запишите домашнее задание. Вам нужно прочитать страницы 72-75 учебника, в рабочей тетради сделать № 3 и № 4. - А сейчас я вас попрошу проверить свои знания по усвоению нового материала. Для этого вы заполните оценочный лист. Оценочный лист Урок: окружающий мир Фамилия, имя: Самоанализ 1.Закончите предложение: Для того, чтобы составить рассказ о правильном ведении домашнего хозяйства на Руси, нужно знать_______________________________________________________________________________ _____________________________________________ Самооценка 2.Подчеркните нужное для себя: Я (очень, не очень) довольна (доволен) тем, что могу выполнить правильно учебное задание (самостоятельно, при небольшой помощи учителя, одноклассников). Для своего саморазвития по теме, я использую __________________________________________________________________________________ | Дом не велик, а стоять не велит. Да. Отвечают на вопросы учителя. Записывают домашнее задание. Проводят самоанализ своей деятельности. | П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Л: самооценка Л: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока окружающего мира в 4 классе "Екатерина Великая"
Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Екатерина Великая"...
Конспект урока окружающего мира 3 скласс Великий круговорот жизни.
Тема: Великий круговорот жизни...
Конспект урока окружающего мира "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс УМК "Перспектива"
План-конспект урока окружающего мира (4 класс)Тема: Великая Отечественная война и Великая победаЦель: формировать представления о Великой Отечественной войнеПланируемые результаты:Предметные:-Уметь ра...
Конспект урока окружающего мира "Великая Война и Великая Победа" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя: · формирование понимания особой роли России в мировой истории;· формировани...
Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Великий Новгород"
Урок формирования новых знаний, в ходе урока дети знакомятся с историей Новгорода, узнают об основных достопримечательностях этого города....
Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечестве...
Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Города-герои, города воинской славы" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Города-герои, города воинской славы». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечеств...