Проект по экологии на тему: «Экологически чистый город глазами ребенка»
проект по окружающему миру

Скокова Юлия Игоревна

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша планета требует защиты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc44.5 КБ
Microsoft Office document icon nod1.doc28 КБ
Microsoft Office document icon nod_2.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon nod3.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по экологии на тему:

 «Экологически чистый город глазами ребенка»

Курган 2017г.

Аннотация проекта:

  1. Вид проекта: Информационно – творческий.
  2. Предметно-содержательная область: природные ценности.
  3. Участники: дети, родители, воспитатели.
  4. Срок реализации: 3 месяца.
  5. По количеству участников: групповой.
  6. Форма предоставления: презентация.

Актуальность проекта:

В настоящее время человек все дальше отдаляется от природы, забывая ее значимость, ценность, красоту, величие. Вырубаются леса, загрязняется воздух, почва, вода, исчезают многие виды животных, птиц, растений, мелеют реки, моря, озера. Неразумно используются природные ресурсы. Огромное количество отходов не перерабатывается, а просто выбрасывается, что тоже отрицательно влияет на почву, воду. В связи с этим проблема сохранения окружающей среды и улучшения экологической обстановки стоит очень остро.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша планета требует защиты. Ребята изучают экологическую ситуацию в природе, климатические условия, флору и фауну. Исследуют экологические проблемы. Наша задача – сделать все возможное, чтобы уменьшить вред, наносимый природе.

В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, убедить в ее значимости.

 

Цель проекта:

Воспитать социально активную личность, способную понимать и любить природу, бережно относиться к ней.

Задачи проекта:

  1. Сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.
  2. Конкретизировать знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни в природе и в городской среде.
  3. Развивать воображение, творчество, коммуникативные навыки в ходе реализации проекта.
  4.  Воспитывать умение прогнозировать последствия своих действий, желание жить в экологически чистом городе.
  5. Привлечение внимания детей и родителей к проблемам экологии.

Описание проекта:

Изучив педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что особые формы работы в направлении экологии просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по экологии в дошкольном учреждении:

  1. Приобщение детей к экологии: изучения экологической ситуации в природе, климатических условий, флоры и фауны, исследование экологических проблем.
  2. Создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике.
  3. Проведение тематически экологических занятий, бесед, дидактических игр с помощью  методической литературы и интернет – ресурсов.
  4. Чтение и заучивание художественной литературы по экологии.

Ожидаемый эффект:

Создание и деятельность такой работы должно способствовать повышению познавательного интереса детей и родителей к вопросам экологии, формированию у детей чувства любви к природе.

В течении работы над проектом будут использованы и оформлены следующие

материалы:

1. Художественная литература (стихи, сказки, загадки, рассказы об экологии).

2. Выставка совместных работ родителей и детей на тему: «Город будущего».

3. Коллективный коллаж: «Растительный и животный мир города будущего».

4. Создание альбома «Экологически чистый город глазами ребенка».

Этапы проведения проекта:

1 этап – подготовительный. На первом этапе осуществляется планирование и сбор информации. (Октябрь)

  • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
  • Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.

2 этап – основной. (Ноябрь)

  • Проведение занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных)
  • Экскурсии по территории детского сада с целью наблюдения за растениями.
  • Выставка совместных работ родителей и детей на тему: «Город будущего».
  • Заучивание стихов, чтение художественной литературы и разгадывание  загадок об экологии.
  • Оформление альбома «Экологически чистый город глазами ребенка».

3 этап – заключительный. (Декабрь)

  • Диагностическое обследование детей, анализ результативности.
  • Представление материалов проекта.
  • Подведение итогов.

Литература:

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты». 2014
  2. Соколова Л.А. «Экологическия тропа детского сада» 2014
  3. Бондаренко Т. М. «Экологическое воспитание детей 5-6 лет».
  4. Каменева Л.А., Матвеева А.К., Маневцова Л.М. «Как знакомить дошкольников с природой»



Предварительный просмотр:

НОД «КАКОЙ ГОРОД НУЖЕН ЛЮДЯМ?»

Цели и задачи:

1. Подвести детей к пониманию необходимости создания экологически чистого города.

2. Вызвать у детей желание создать экологически чистый город.

3. Обобщить представления детей об условиях, необходимых для жизни людей.

Атрибуты: Кукла-инопланетянин, летающая тарелка в виде коробки, в которой подобран бросовый материал, а также материал для ручного труда; картинки, фото, иллюстрации.

Ход занятия

На летающей тарелке с тревожными знаками «прилетает» инопланетянин.

Инопланетянин. Земляне, земляне, приветствую вас!!! Срочно вылетел на ваш сигнал SOS. Что случилось? Чем помочь?

Воспитатель вместе с детьми объясняют ситуацию, показывают иллюстрации, фотографии: много мусора, воздух загрязнен, встречаются бездомные животные.

Инопланетянин. Да, это мне давно уже известно. Я с радостью помогу вам, но без вашего участия мне не справиться! Мне нужны грамотные помощники, которые помогут построить новый город. Вы будете моими помощниками? В первую очередь нужно выбрать место для нашего города. Пока я летел на своей летающей тарелке вокруг Земли, я сделал фотографии некоторых мест. Давайте их посмотрим и решим, где начнем строительство.

Д/И «Место для строительства города будущего».

Ход игры: Воспитатель показывает фотографии (иллюстрации), предлагая то или иное место, а дети рассуждают, подходит оно или нет.)

1. Около вулкана — вокруг горячий загрязненный воздух, плохая почва, много опасности.

2. Океан — нет почвы, в воде человек не может жить — нет кислорода и условий для жизни.

3. Пустыня — очень жарко, нет воды, плохая почва.

4. Снежная вершина горы — плохая почва, холодно, разреженный воздух.

5. В каменной пещере — нет почвы, темно, сыро, холодно.

Дети отвергают предложенные варианты, после чего он в недоумении спрашивает.

Инопланетянин. Что же вам нужно? Вам то холодно, то вам жарко, то воздуха не хватает.

Воспитатель предлагает детям вспомнить условия, необходимые для жизни человека на Земле. Дети по моделям перечисляют и объясняют условия — воздух, тепло, свет, вода, почва.

6. Воспитатель достает еще одну «фотографию», где есть солнце, голубое небо, река, поле, растения.

Может быть, это место вам понравится?

Дети делают вывод, что это место подходит для строительства нового города. Вспоминают профессии, которые необходимы.

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем и строителями, и художниками, и садовниками.

Динамическая пауза «Повтори движения». Выполнять действия, согласно иллюстрациям с профессиями.

Воспитатель: Какой город нужен людям, чтобы он приносил только радость?

Д/И « Какой город нужен людям?»

Ход игры: дети выбирают картинки и с их помощью выстраивают цепочку:

1. чистый воздух;

2. не должно быть грязи и мусора;

3. вокруг много растений и людей, которые будут о них заботиться;

4. все животные ухоженные и имеют свой дом и хозяина;

5. экологически чистый транспорт;

6. условия для интересных дел и развлечений;

7. удобные дома;

8. водоемы с чистой водой.

Воспитатель: Вот мы с вами и договорились, какой город нужен людям и где он должен быть построен. Но мы должны еще многое обсудить. Как сделать в городе воздух чистым и свежим, какие растения и животные там будут жить, какими должны быть улицы и дома, как сделать так, чтобы жить в городе было весело и интересно.



Предварительный просмотр:

НОД «КАК СДЕЛАТЬ ВОЗДУХ В ГОРОДЕ ЧИСТЫМ И СВЕЖИМ?»

Цель: дать детям представление, о том, что нужно для того, чтобы воздух в городе был чистым, а так же  рассказать детям какую роль играют растения в нашей жизни, как они влияют на чистоту воздуха и состояние здоровья человека. Воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух.

Задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
  2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
  3. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
  4. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.
  5. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
  6. Развивать воображение, фантазию, интерес.

Атрибуты: листы бумаги, карандаши, иллюстрации для беседы.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что на прошлом занятии они решили помочь инопланетянину построить экологически чистый город.

Сегодня я предлагаю вам ответить на вопрос: «Как сделать воздух в нашем городе чистым?»

Вначале педагог спрашивает детей о том, для чего нужен воздух вообще. (Чтобы дышать, чтобы быть здоровым, нам нужен чистый воздух.)

Воспитатель. А теперь, дети, подумайте и ответьте, что делает грязным воздух в городе? (Выхлопные газы машин, которые ездят по городу, черный дым из труб на заводах; мало зеленых насаждений; не всегда поливают шоссе, дороги.)

Воспитатель предлагает все ответы зарисовать на листе бумаги (лист делится на две части: в левой части рисуют, что делает воздух грязным в городе). Дети обобщают причины загрязнения воздуха.

Затем воспитатель предлагает детям исправить эти недостатки. Он объясняет детям, что город не может жить без транспорта.

Так как же сделать, чтобы не было выхлопных газов из машин? (Дети предлагают ответы: машины будут ездить на солнечных или электрических батареях.)

Воспитатель и дети рисуют на правой стороне листа машины, которые работают на специальных батареях.

Затем воспитатель объясняет детям, что заводы не могут работать без отходов, и дома в городе отапливают горячей водой, для этого целыми сутками работают специальные печи, поэтому трубы и дымят постоянно.

Как можно исправить этот недостаток? (Строить заводы, все промышленные предприятия за чертой города, установить в трубах специальные очистители (фильтры), также оградить предприятия «зеленым забором» (посадить много деревьев, кустарников).)

Воспитатель и дети делают зарисовки на правой стороне листа.

Воспитатель спрашивает детей: что надо сделать, чтобы в городе был свежий чистый воздух? (Посадить много деревьев, кустарников и цветов, чтобы в городе было много садов, парков, цветников.)

Педагог вместе с детьми делают зарисовки на правой стороне листа. Затем воспитатель напоминает детям, что транспорт в городе необходим: люди ездят на работу, перевозят грузы, поэтому в городе очень много машин на дорогах, много пыли, которая тоже загрязняет воздух.

Как можно уничтожить эту пыль? (Надо поливать дороги поливальными машинами или установить маленькие фонтанчики вдоль дорог, и они будут поливать в солнечные дни дороги автоматически целыми днями, с маленькими перерывами.)

А как можно еще добраться в городе на работу, в детский сад, школу, магазин, если нет машин?

Педагог показывает: на листе бумаги вдоль дороги, тротуара расположены узкие дорожки: «Как вы думаете, для чего эти узкие дорожки?» (Для велосипедов. Они не причинят вреда воздуху.)

Дети с воспитателем делают зарисовки на правой стороне листа. После этого дети еще раз по зарисовке-схеме уточняют, как они сделают в городе воздух чистым.

Затем педагог обращается к детям, чтобы они подумали, как сделать воздух в городе чистым? (Открытые фрамуги, окна, вентиляционные трубы на кухнях, кондиционеры, много комнатных растений и т. д.)

Физминутка

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

провести опыт.

Воспитатель предлагает детям провести эксперимент.

Цель эксперимента. Выяснить, где воздух чище.

Материал. Два листа тонкого картона, вазелин, кисточка, веревка, ножницы, лупа.

Ход эксперимента. С помощью веревки на каждом листе картона сделайте петлю. Листы намажьте слоем вазелина. Один лист повесьте на дереве в детском саду, а другой — возле автомобильной дороги, где проходит много транспорта.

Через сутки снимите листы и внимательно их осмотрите через лупу. Пусть дети убедятся, что лист картона, висевший у дороги, более грязный, чем лист, висевший в саду.

Вывод. Воздух, попадающий к нам в легкие, гораздо чище там, где много деревьев. Именно поэтому их должно быть много в городе.



Предварительный просмотр:

НОД «РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО ГОРОДА БУДУЩЕГО»

Цель: учить детей создавать общую композицию, развивать образное восприятие, воображение, творчество. Воспитывать бережное отношение к природе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Задачи:

1. Формировать умение детей составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на ватмане; работать в коллективе.

2. Развивать мелкую моторику рук посредством выполнения аппликации.

3. Развивать умение аккуратно пользоваться клеем, выполнять работу.

4. Воспитывать желание оказывать помощь товарищам.

5. Закрепить названия растений и животных.

Атрибуты: Кукла-инопланетянин, летающая тарелка в виде коробки; для создания коллажа иллюстрации из книг и журналов, фотографии, рисунки детей, аппликации, клей; для Д/и иллюстрации цепочек питания.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам снова пришел наш гость — инопланетянин Космо, он снова захотел с вами встретиться и поговорить о строительстве нашего города.

Инопланетянин: Ребята, вы мне очень помогли; в прошлый раз мы с вами не только выбрали место для нашего города, но и подумали, как сделать город экологически чистым, интересным для проживания. А сегодня я хочу предложить вам посадить в нашем городе разные растения.

Воспитатель: Какие растения вы хотели бы посадить? (Ответы детей)

Для чего нам нужны растения? (Для красоты, для чистого воздуха, пища для человека и животных, защита от солнца.)

Где они будут расти? (В парках, садах, скверах.)

Как сделать, чтобы растения радовали нас своей красотой круглый год, были всегда зеленые? (Можно в городе построить оранжереи и поместить туда растения.)

Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображениями лекарственных растений (зверобоя, подорожника, ромашки аптечной, тысячелистника, череды).

Ребята, мы с Космо нашли непонятные картинки, это что такое? (Это лекарственные растения.)

Для чего они нужны, как используются? (С помощью этих растений можно лечить разные заболевания, поэтому их и называют лекарственными.)

Ребята, а в нашем городе будут расти лекарственные растения? Где они будут расти? (В специальных оранжереях.)

В нашем городе будут расти фруктовые деревья? Какие? Где? (Варианты ответов: фруктовые сады, парки, будут расти прямо на улице, около домов, на остановках, чтобы люди могли свободно подходить и срывать фрукты.)

Ребята, в нашем городе будут жить животные? Какие? Могут ли хищники бродить по нашему городу? (Варианты ответов: нет, это очень опасно, они будут драться между собой и нападать на человека.)

Куда мы можем поселить животных? (Ответ: в специальный заповедник, где для них будут созданы условия для жизни.)

Какие животные и растения будут находиться в нашем заповеднике, чем они будут питаться? (Вариант ответа: в заповеднике будут произрастать растения, которые будут служить пищей для мелких животных, мелкие животные будут служить пищей для более крупных животных, а они будут кормить хищников.)

Д/И «Цепочки питания»

Давайте составим маленькие цепочки, например: дерево - лист - гусеница -  синица - сова.

Каждый ребенок составляет свою пищевую цепочку; детям, которые затрудняются, предлагают картинки, с помощью которых они могут составить «цепочки питания».

А какие животные будут жить в городе? (В городе будут жить животные, не опасные для человека, будет много певчих птиц, для их питания будут посажены специальные кустарники, развешены и расставлены кормушки.)

Кто будет ухаживать за растениями и животными? (Варианты ответов: специально обученные люди — растениеводы, зоологи, ветеринары.)

Какой красивый город получается у нас, сколько в нем растений, животных! А давайте мы сделаем коллаж «Растения и животные города будущего» и разместим его на карте города? Но сначала не много отдохнем!

Игра «Затейники» (подвижная)

Цели. Учить действовать по сигналу, развивать внимание, ловкость; доставить радость от общения.

Материалы. Карточки с изображениями животных.

Дети свободно располагаются в группе. Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Дети имитируют повадки, движения этого животного. Например: собака, кошка, волк, заяц, медведь, лягушка и т. д.

Дети делятся на группы, выбирают, кто будет делать коллаж с растениями, кто — с животными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

социальный экологический проект "За чистый город"

В работе описывается проведение социального проекта экологического характера....

Исследовательский экологический проект "Чистый город Воркута?"

Чем старше мы становимся, тем чаще задумываемся, почему весной  из крана течёт мутная, рыжая вода? Ученики с помощью опытов, опроса и информации о принципах очистки воды сделали выводы.В наших си...

Проект по экологии "Экологическая проблема города Закаменск"

Исследование проводившихся работ по ликвидации экологической проблемы в г. Закаменск Республики Бурятия....

Исследовательский проект по экологии на тему: «ЧИПСЫ-это вредно и опасно!»

Исследовательский проект по экологии на тему: «ЧИПСЫ-это вредно и опасно!»...

Экологический урок «Чистый город начинается с тебя» 22.05.2022

Цель занятия — повышение уровня экологической культуры школьников.Задачи:● познакомить с основными источниками загрязнения воды, воздуха иземли в городе;● научить способам экономии воды и электр...

Всероссийский экологический конкурс «Я делаю чистый город»

Номинация: «Экологические сказки, стихи и сочинения»...

Всероссийский экологический конкурс «Я делаю чистый город»

Номинация "Экологические плакаты и рисунки"...