«Использование проблемного обучения на уроках «Окружающий мир»
статья по окружающему миру (2 класс)

Травкина Анастасия Сергеевна

В  связи с введением Федерального  государственного образовательного стандарта  (ФГОС) перед педагогами встает задача, какие технологии  использовать в современном уроке, чтобы урок отвечал требованиям, предъявляемым сегодня к подготовке модели выпускника начальной школы. В современных условиях проблемное обучение в начальном общем образовании получает все большее распространение. Суть ее состоит в том, что постановка учебной проблемы и поиск решения осуществляется учениками на уроке посредством выстроенного учителем диалога, который развивает логико-теоретическое и интуитивное мышление учеников. В этом аспекте уроки по изучению младшими школьниками окружающего мира имеют большие возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_travkina.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

  Травкина Анастасия Сергеевна
магистрант группы МНО-15
Государственное общеобразовательное учреждение
высшего образца Республики Крым
Крымский инженерно-педагогический университет
Город Симферополь

«        Использование проблемного обучения на уроках «Окружающий мир»

Актуальность исследования: В  связи с введением Федерального  государственного образовательного стандарта  (ФГОС) перед педагогами встает задача, какие технологии  использовать в современном уроке, чтобы урок отвечал требованиям, предъявляемым сегодня к подготовке модели выпускника начальной школы. В современных условиях проблемное обучение в начальном общем образовании получает все большее распространение. Суть ее состоит в том, что постановка учебной проблемы и поиск решения осуществляется учениками на уроке посредством выстроенного учителем диалога, который развивает логико-теоретическое и интуитивное мышление учеников. В этом аспекте уроки по изучению младшими школьниками окружающего мира имеют большие возможности.

        

Цель исследования: раскрыть сущность использования проблемного обучения на уроках «Окружающий мир».

Изложение основного материала: Основной целью начальной школы являются  условия, в которых младший школьник смог бы «открывать» для себя знания[1].  Данные условия реализует такая педагогическая технология, как проблемное  обучение, которое направленно на развитие личности ученика.

“Проблемное обучение — это обучение, основанное на управлении процессом самостоятельного решения учащихся практических и теоретических задач [2].

Сущность проблемного обучения заключается в том, что учитель либо вообще не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно, при решении особого рода задач, называемых проблемными, что развивает творческий потенциал и познавательную активность учащихся. Поэтому учёные рекомендуют на уроках использовать проблемные ситуации.

Проблемная   ситуация,   стимулируя  мыслительную  деятельность   учащихся   в  процессе  учения, обеспечивает  главные  условия  возникновения   познавательной  потребности, так как она  -  помогает учащимся осознать тему урока[3]. Главное преимущество такого осознания в отличие от простого словесного разъяснения учителя заключается в том, что проблема не ставится из вне, а возникает у самого школьника в процессе его работы. Это ведёт к тому, что мотивы ученика совпадают с целью решения проблемы. И деятельность ученика приобретает активный, целенаправленный характер.

Исследования учёных  показывают, что при создании проблемных ситуаций процесс запоминания оказывается наиболее эффективным. У школьников активизируется познавательная установка, что особенно важно при объяснении нового материала на уроке. Применение на уроке системы проблемных задач и вопросов, требующих сознательных усилий и активных поисков, создаёт  условия    рационального использования непроизвольной и произвольной памяти учащихся в обучении.

На первом этапе усвоение  происходит быстрее в тех случаях, когда даются готовые указания о действиях, но на последующих этапах, когда для решения предлагаются относительно новые задачи и требуется самостоятельно применять знания к их решению, преимущество на стороне тех учащихся, которые обучаются проблемным методом.

Опыт показывает, что имеется уже свыше 20 классификаций проблемных ситуаций. Психологический подход осуществлен А.  М. Матюшкиным. Он разработал классификацию проблемных ситуаций в наиболее общем виде, в основу ее положено действие, которое является главным элементом поведения человека, его деятельности, а также одним из наиболее общих элементов, усваиваемых человеком в  процессе обучения [3]. В зависимости от того, какой из структурных компонентов действия будет представлен  в  проблемной ситуации как неизвестное, возможны три достаточно общих класса проблемных ситуаций.

К первому классу относятся такие, в которых усваиваемым неизвестным является цель (предмет действия). В соответствии с этим А. М. Матюшкин характеризует данный класс проблемных ситуаций как теоретический. Пример. Урок «Окружающий мир». Большинство грызунов питаются твердой растительной пищей, которую они отгрызают и перетирают зубами. Зубы должны истачиваться, «снашиваться», но они всегда одного размера. Чем объяснить, что у бобра, который всю жизнь точит стволы деревьев, зубы не уменьшаются и не тупятся на протяжении всей жизни? (Ответ: зубы грызунов растут на протяжении всей жизни.)

Ко второму классу относятся такие ситуации, в которых усваиваемое неизвестное составляет способ действия. Проблемные ситуации этого рода широко представлены при усвоении многих предметов, предполагающих формирование у учащихся достаточно сложных способов выполнения тех или иных действий (языковых, математических операций, многих практических умений и двигательных навыков).  Пример. Урок русского языка. На доске написано слово «мухоловка». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).

В третий класс входят такие проблемные ситуации, в которых неизвестным являются новые условия действия [3]. Ситуации этого рода чаще всего рассматривались при изучении формирования навыков, то есть на различных этапах тренировки усвоенного действия. Пример. Урок «Окружающий мир». Опыт «Измерение температуры воды». Показания термометра в воде отличаются от показаний температуры после извлечения термометра из воды. Почему показания разные? (Во время нахождения водного термометра вне воды, он дает показания температуры воздуха.).

Такая типология позволяет создать систему последовательных проблемных ситуаций. Все типы проблемных ситуаций имеют различное дидактическое назначение и их можно применять на разных этапах урока.

Анализируя результаты педагогической деятельности, можно сделать вывод, что необходимо планировать уроки так, чтобы обеспечить познавательную активность и самостоятельность учащихся при изучении окружающего мира. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда [6]. Использование проблемного обучения окружающему миру поможет достичь повышения познавательной активности школьников.

Список использованных источников:

1.Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 1970.

2.Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: источники, сущность, перспективы. Москва. Издательство «Знание», 2000 год.

3.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

4.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. Москва. Педагогика, 2000 год.

5.Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу. Львов, 2002 год.

6. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Под общей редакцией В.С. Кукушина - Серия «Педагогическое образование», Москва: ИКЦ «МарТ» Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"

Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...

Проблемное обучение на уроках окружающего мира в начальной школе.

Статья посвещена использованию проблемно-поисовой технологии в обучении оружающему миру...

Статья "Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира"

В статье представлен теоретический материал,  описывающий вопросы технологии и подготовки  проблемного урока- урока "открытия" новых знаний, а также конспект урока по окружающему миру в 4 кл...

Формы, методы, эффективность использования проблемного обучения на уроках русского языка в 1классе.

Проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания...

Использование проблемного диалога на уроках окружающего мира

Конспект урока по окружающему миру 3 класс " Почва.Состав почвы."...

Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира.

Доклад на тему «Применение технологи проблемного обучения на уроках окружающего мира». Методическая тема над которой я работаю – «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮ...