Наши пернатые друзья
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Беспалова Наиля Рустамовна

Привить любовь к природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_na_temu_nashi_pernatye_druzya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Наши пернатые друзья»

Цели: познакомить учащихся с многообразием пернатых; научить выделять признаки сходства и различия у птиц; формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Оборудование: фотографии и рисунки птиц, карточки с заданиями, презентация «Наши пернатые друзья», запись «Голоса птиц».

Ход классного часа

1.        Вступительная часть.

Учитель. Ребята, давайте отправимся с вами за чудесами!

Читает учитель.

Что ни шаг, то для вас новое чудо!

 Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж  деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

 Другое - пчелой забралось на цветок,

А третье - лягушкою скок в ручеек.

 Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

 Ответы искать под зеленым шатром.

Учитель. Тема нашего классного часа спрятана в загадке.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это... (птица).

2.        Знакомство с многообразием названий птиц.

Учитель. Птицы везде - над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе  очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.

Звучит запись «Голоса птиц».

Учитель (продолжает рассказ). Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

  • Синь-синь! — посвистывает синица.
  • Чи-чи! Чи-чи! - вторит ей чиж.
  • Гра-гра! - представляется грач.
  • Сквор-сквор! - поют скворцы.
  • Ку-ку! Ку-ку! - зовет кукушка.

Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились у людей при взгляде на птиц.

Помните, ребята, что нельзя разорять гнезда птиц, стрелять в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.

Конкурс: «Разминка».

Учитель задает вопросы командам по очереди. На обдумывание дается 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда.

Вопросы:

  • Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи.)
  • Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты.)
  • Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики.)
  • Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек.)
         
    -Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников?

(Сорокопут.)

  • У каких птиц самцы красные, а самки зеленые? (У клестов.)
  • Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка.)

  • Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Сорочье гнездо плоское, а воронье - круглое с крышкой.)
  • Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? (Береговая ласточка, щурка, зимородок.)
  • Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи.)
  • Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус.)
  • Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж.)
  • Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри.)
  • Почему глухаря называют так: глухарь? (Во время токования птица ничего не слышит.)

Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок.)

 Конкурс: «Птичьи разговоры».

Команды получают карточки:

Гуси        крякают

Соловьи        кричат

Журавли        гогочут

Утки        свистят

Вороны        ухают

Ласточки                         воркуют

Голуби        каркают

Синицы        щебечут

Совы        пищат

Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает. Побеждает команда, которая первой даст верные ответы.

Ответы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.

 Конкурс: «Птичьи профессии».

Учитель. А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?

Капитаны команд получают карточки:

Птица-рыболов        соловей

Птица-плотник        ласточка

Лесная кошка        поползень

Птица-строитель        баклан

Птица-акробат        иволга

Пернатый солист        кукушка

Ночной хищник        дятел

Легкомысленная мамаша           сова

Капитаны команд должны соединить стрелками признаки и названия птиц.

Ответ: Птица-рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море.

Птица-плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица-строитель (ласточка). Самым искусным строителем считают ласточку. Гнезда ласточек-саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.

Птица-акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.

Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка - самая трепетная и самая звонкая».

Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком.

Легкомысленная мамаша (кукушка).

 Игра «Прилетели птицы».

Учитель. А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи... (Дети хлопают.)

 Учитель. Что неправильно, почему?

Ученики. Мухи - это насекомые.

 Учитель. Продолжим.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны. (Дети хлопают).

Учитель. Начинаем снова.

Прилетели птицы:

Голуби, куницы. (Дети хлопают).

 Учитель. Продолжим.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки. (Дети хлопают).

Учитель.  

 Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

    Чибисы, чижи,

     Аисты, кукушки,

   Даже совы-сплюшки,

   Лебеди, скворцы.

   -Все вы молодцы!

Презентация  «Наши пернатые друзья».

Конкурс: «Почтовый ящик».

Учитель. Ребята, на наш адрес пришли письма. Угадайте, кто их написал.

Учитель читает письмо-описание для каждой команды, учащиеся должны отгадать птицу.

Описание первое:

«У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?»

Ответ: синица.

Описание второе:

«Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?»

Ответ: поползень.

Описание третье:

Сероспинный, красногрудый,

В зимних рощах обитаю,

Не боюся я простуды,

С первым снегом прилетаю.

Ответ : снегирь.

 Описание четвертое:

«Ростом я покрупнее воробья и одет гораздо наряднее. Самое удивительное в моей наружности – это чудесный клюв. Он очень острый, крючковатый, загнутый не книзу, а в разные стороны. Такой клюв больше походит на кривые щипцы. Мне никакой мороз не страшен. И еды полно в спелых шишках. Я вью гнездо и вывожу птенцов зимой, в лютые морозы.»

Ответ: клест

Учитель. Каждую весну ребята могут строить домики для птиц, а зимой – кормушки и подкармливать птиц.

Стихотворение «Покормите птиц!» Я Яшин (читает ученик).

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поле чудес "Наши пернатые друзья"

Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру...

наши пернатые друзья в зимнее время

занятие о зимующих птицах...

Викторина "Наши пернатые друзья"

Данный материал может быть использован на уроках окружающего мира по теме "Наши пернатые друзья", а также во внеклассной работе по расширению знаний детей о птицах....

4 класс. Наши пернатые друзья

Цель:- создать атмосферу доброжелательности, веселья;- обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитыватьбережное к ним отношение;-выявить познавательные интересы детей и развива...

Викторина "Наши пернатые друзья"

Викторина представлена презентацией....

Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!»

Аннотация: Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!» Цель – закрепить знание названий пернатых друзей, которые зимуют в нашем городе, уметь различать их по ...

Конкурс «Наши пернатые друзья»

А вы знаете, что и у скворца, и у соловья, и у зарян­ки, и у пеночки есть свой праздник - День птиц. (Меж­дународный день птиц отмечается 1 апреля.) В это время начинают возвращаться в родные ...