ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Хвойные деревья школьного дендропарка»
проект по окружающему миру (1 класс)
Нам захотелось узнать, какие хвойные деревья есть в нашем парке и какую пользу они несут для человека.
Объект и предмет исследования –
Хвойные деревья, произрастающие в школьном дендропарке.
Цель проекта:
Ознакомиться с разнообразием хвойных деревьев в школьном дендропарке, сформировать представления о значении хвойных деревьев в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_hovoynye_derevya_shkolnogo_dendroparka.docx | 130.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Михаленинская основная школа
Варнавинского муниципального района
Нижегородской области
Районная научно-практическая конференция младших школьников
«Я познаю мир»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Хвойные деревья школьного дендропарка»
Автор работы:
Командина Ирина, 7 лет
Научный руководитель:
Тихова Татьяна Евгеньевна-
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Михаленино, 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:
Введение.......................................................................3
1. Подготовка к исследованию…………….............4
2. Основная часть проекта…………………………6
Заключение..................................................................9
Список литературы..................................................10
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Считаем данную тему актуальной , так как мы живём в мире, где создалась плохая экологическая обстановка: загрязнение атмосферы выбросами транспорта, предприятиями, а также загрязнение воды и почвы. С целью её улучшения, с целью облагораживания и был создан школьный дендропарк. Нам захотелось узнать, какие хвойные деревьяесть в нашем парке и какую пользу они несут для человека.
Объект и предмет исследования –
Хвойные деревья, произрастающие в школьном дендропарке.
Цель проекта:
Ознакомиться с разнообразием хвойных деревьев в школьном дендропарке, сформировать представления о значении хвойных деревьев в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Сформировать представления о неразрывной связи человека с природой.
- Формировать знания о хвойных деревьях, их ценности для здоровья.
Воспитательные:
- Прививать любовь к природе.
- Формировать интерес к изучению многообразия видов хвойных деревьев.
Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки.
- Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности.
- Развивать познавательный интерес ко всему нас окружающему.
ГИПОТЕЗА:
Предположим, что такое большое разнообразие видов хвойных деревьев посажено в школьном дендропарке не только для облагораживания территории. Возможно они несут какую- то пользу для человека.
ВОПРОСЫ, НАПРАВЛЯЮЩИЕ ПРОЕКТ:
Основополагающий вопрос:
- Какое значение имеет разнообразие хвойных деревьев школьного дендропарка для здоровья человека?
Проблемный вопрос:
- Могут ли прогулки по дендропарку улучшить самочувствие человека?
Учебный вопрос:
- Какие виды хвойных деревьев можно встретить в школьном дендропарке?
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап – подготовительный
Вводная беседа. Экскурсии по территории школьного дендропарка с целью выявления разновидности хвойных деревьев. Опрос, уточнение личного опыта учащегося, на который может опереться учитель.
2 этап –основной
Анализ ресурсов, сбор и изучение информации о разновидности хвойных деревьев дендропарка. Изучение их пользы для здоровья человека .
Расширение первоначальных детских представлений, накопление и закрепление знаний о хвойных деревьях, которые растут на территории дендропарка через беседы, чтение научной и художественной литературы, просмотра научного видео. Подготовка презентационных материалов о проекте.
3этап - заключительный
Анализ результатов выполнения проекта. Выпуск буклета.
Представление итоговой презентации по проекту «Хвойные деревья школьного дендропарка».
Методы, используемые для реализации цели и задач проекта:
исследовательские: проблемный вопрос, опрос.
словесные: беседы, чтение дополнительной литературы,.
Научная новизна работы
Проведенные нами исследования позволят:
- составить буклет «Хвойные деревья школьного дендропарка»
- ответить на вопрос: Какое значение имеет разнообразие хвойных деревьев школьного дендропарка для здоровья человека?
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для работы с детьми по привитию им бережного отношения к природе и к своему здоровью.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано учащимися для повышения образовательного уровня, учителем для объяснения тем и проведения классного часа и урока окружающего мира.
Участники реализации проекта – учащиеся 1,2 классов
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- Знать какие виды хвойных растений растут на территории школьного дендропарка.
- Какое значение имеет разнообразие хвойных растений для здоровья человека.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
От автора
Мы с классом часто ходим на экскурсии. Каждый раз, проходя через школьный дендропарк, я восхищалась разнообразием деревьев ,которые там посажены.Больше всего меня удивляло то, что в школьном парке много посажено хвойных деревьев. И мне стало интересно, что за виды хвойных деревьев растут на территории парка, и для чего их так много посажено.
Наш проект поможет мне ответить на все мои возникшие вопросы.
Виды хвойных деревьев школьного дендропарка.
Опросив учителя биологии, о том какие виды хвойных растений можно встретить на экскурсии по нашему дендропарку, изучив описание этих деревьев, мы отправились с ними знакомиться.
Ель обыкновенная европейская.
Ель обыкновенная европейская высокое вечнозеленое дерево высотой 30 - 35 (50) м, диаметр кроны 6 - 8 м, диаметр ствола до 1,2 (2,4) м.
Крона конусовидная, компактная или рыхлая.
Кора в молодом возрасте буроватая, гладкая, затем красновато-бурая, чешуйчато-шероховатая.
Хвоя 10-25 мм длиной, толщиной 0,1 см, заостренная или изогнутая. Темно-зеленая.
Ель голубая (колючая).
Дерево высотой 30-40 изредка 50 м, при диаметре ствола 1-2 м, и диаметром кроны 6-12 м.
Кора ствола тонкая, коричнево-серая, грубо шелушащаяся.
Крона стройная, коническая, симметрично пирамидальная, плотно обветвленная.
Хвоинки 1,6-3 см, четырехгранные, шириной 1-1,5 мм .Окраска хвои голубоватая.
Сосна сибирская (кедр).
Сосна сибирская кедровая — хвойное, вечнозеленое крупное стройное, светолюбивое дерево высотой до 40 м.
Имеет стройный ствол, который ветвится выше уровня человеческого роста, покрыт буро-красной или сероватой корой в мелких трещинах.
Хвоя тёмно-зелёная с сизым налётом, длиной 6—14 см, мягкая, трёхгранная, слегка зазубренная, растёт пучками, по пять хвоинок в пучке.
Сосна обыкновенная.
Ствол покрыт красновато-бурой корой, высота может достигать 30—40 м, в диаметре — до 1,5 м. Молодые деревья имеют пирамидальную крону, а с возрастом, по мере устремления ввысь,— широко раскидистую.
Хвоя достигает длины 4-7 см, по форме полуцилиндрическая, зеленого цвета с сизоватым восковым налетом.
Пихта сибирская.
Вечнозелёное дерево до 30 м высотой, с красивой кроной. Ствол вверху цилиндрический, внизу ребристый. Ветви тонкие, у свободно растущих деревьев опускаются почти до самой земли.
Кора гладкая, тонкая, тёмно-серая, с утолщениями, заполненными душистой прозрачной живицей (также называемой «пихтовый бальзам»).
Хвоя не колючая, ароматная, плоская, длиной до 3 см, тёмно-зелёная, блестящая.
Что содержит лесной воздух?
Прогулявшись по нашему дендропарку, мы почувствовали приятный аромат вокруг хвойных деревьев. Изучив ряд энциклопедий, узнали, что в лесном воздухе содержится более 200 летучих биологически активных веществ. Эти вещества оказывают влияние как на физическое, так и на эмоциональное состояние: повышают работоспособность, улучшают умственную активность. После прогулки по таким паркам нормализуется частота пульса, улучшается вентиляция лёгких, повышается содержание гемоглобина в крови и устойчивость организма к инфекциям.
Мы узнали, что деревья выделяют в воздух фитонциды.
Фитонциды — биологически активные вещества, которые выделяют растения. Они способны убивать или подавлять рост и развитие болезнетворных бактерий. Больше всего фитонцидов выделяют: ель, пихта, сосна.
Вдыхая аромат хвои ели, человек не только избавляется от патогенных микроорганизмов и повышает иммунитет. Фитонциды, угнетая развитее болезнетворных бактерий, стимулируют рост полезных человеку микроорганизмов.
А вот сосна поистине лечебное дерево — она обеззараживает воздух, рассеивая в нем фитонцидные летучие вещества.. Эфирные масла сосны, окисляясь кислородом воздуха, выделяют в окружающую атмосферу озон, который оздоровляет организм человека. Особенно целебен он для больных туберкулезом. Благоприятное действие кислорода и озона сочетается с летучими выделениями сосны, облачающими сильными антимикробными свойствами.
Фитонциды сосны убивают возбудителя туберкулёза и кишечную палочку.
Например, общение с кедром особенно поможет ослабленным физически и умственно и тем, кто быстро устает. Заряжаться энергией кедра лучше всего ранним вечером, задолго до заката солнца.
А энергия у пихты мягкая, ею можно заряжаться после полудня в любое время года, но особенно зимой. Ее энергия хорошо действует на людей ослабленных, часто простужающихся, а также на детей и стариков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Работа над проектом была не сложной и интересной. Мы смогли достигнуть поставленной нами цели.
В результате проведённых нами исследований, мы выяснили, что в нашем дендропарке имеется 5 видов хвойных деревьев: ель европейская, пихта сибирская, сосна обыкновенная, сосна сибирская (кедр), ель колючая (голубая).
Так же узнали, что хвойные деревья выделяют биологически активные вещества – это фитонциды. Они благоприятно влияют на здоровье человека и очищают воздух от вредных газов.
В дальнейшем мы продолжим работу по изучению лечебных свойств хвойных деревьев.
Выводы.
По завершению проекта, хочется сделать выводы о том, что прогулка по парку – это средство от депрессии, проблем с сердцем и легкими.
Для неё даже придумали особый термин — лесотерапия. Но, к сожалению, многие забыли об этом. Хочется сказать: гуляйте больше по парку, получайте порции воздушных витаминов! Именно чистый воздух лесных массивов содержит множество полезных веществ!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Т.Иванова, Л.Путинцева Лесная кладовая. Тула, Приокское книжное из-во,1993г.
2. Алексеев Ю.Е., Жмылев П.Ю., Карпухина Е.А. Деревья и кустарники. Энциклопедия природы России. – М.:1997.- 592с.
3. Бобров Р.В. Беседы о лесе.-2-е изд.-М.: Молодая гвардия, 1982.-240с.
4. Школьник Ю. Растения. Полная энциклопедия/ил. А.Воробьева, Ю.Золотарева, Ю.Школьник.- М.:Эксмо,2007г – 256с.
5. Интернет ресурсы:https://www.epochtimes.com.ua/ru/zdorovyi-obraz-zhyzni/progulki-v-lesu-kak-chudesnoe-lekarstvo-ot-100-bolezney-122544,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Хвойные деревья"
Презентация знакомит учащихся с особенностями хвойных деревьев, а также их использованием в хозяйстве. Презентацию можно использовать на уроках по изучению окружающего мира в 1-2 классах....
У р о к технологии в 3 классе на тему: « Работа с разным материалом. Аппликация из иголок хвойных деревьев»
Урок расширяет знания учащихся о значении хвойных деревьев в жизни человека. ...
Конспект урока окружающего мира "Хвойные деревья", 1 класс, "Начальная школа XXIвека"
Конспект урока и презентация по теме "Хвойные деревья", 1 класс, УМК "Начальная школа ХХI века"...
Материал для внеурочной работы по курсу "Введение в исследовательскую деятельность" на тему "Сравнение хвойных деревьев: ель, кедр, пихта"
Материал для внеурочной работы по курсу "Введение в исследовательскую деятельность" на тему "Сравнение объектов по различным признакам"(1 класс).Сравниваются хвоинки данных д...
Материал для внеурочной работы по курсу "Введение в исследовательскую деятельность" на тему "Сравнение хвойных деревьев: ель, кедр, пихта" (занятие 2)
На втором занятии дети исследуют хвоинки по двум признакам: расположение, длина....
Научно - практическая конференция. Исследовательская работа на тему "Хвойные деревья" 3 класс
Исследовательская работа проведена ученицей третьего класса. О пользе хвойных деревьев, хвоинках....
Исследовательский проект "Сердце дерева в бумаге"
Тема: Сердце дерева в бумаге. Исследовательский проект. Тезисы ВЫПОЛНИЛА – Чернявская Ангелина - ученица 2 класса НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ – учитель начальных классов – Сазонова Наталья ...