ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Хвойные деревья школьного дендропарка»
проект по окружающему миру (1 класс)

Татьяна Евгеньевна Тихова

Нам захотелось узнать, какие хвойные деревья есть в нашем парке и какую пользу они несут для человека.
 

Объект и предмет исследования

Хвойные деревья, произрастающие в школьном дендропарке.

Цель проекта:

Ознакомиться с разнообразием хвойных деревьев в школьном дендропарке, сформировать представления о значении хвойных деревьев в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михаленинская основная школа

Варнавинского муниципального района

Нижегородской области

Районная научно-практическая конференция младших школьников

«Я познаю мир»

C:\Users\User\Desktop\DSC00068.JPG

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Хвойные деревья школьного дендропарка»

Автор работы:

Командина Ирина, 7 лет

Научный руководитель:

Тихова Татьяна Евгеньевна-

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Михаленино, 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:

Введение.......................................................................3

1. Подготовка к исследованию…………….............4

2. Основная часть проекта…………………………6

Заключение..................................................................9

Список литературы..................................................10

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

Считаем данную тему актуальной , так как мы живём в мире, где создалась плохая экологическая обстановка: загрязнение атмосферы выбросами  транспорта, предприятиями, а также загрязнение воды и почвы. С целью её улучшения, с целью облагораживания  и был создан школьный дендропарк.  Нам захотелось узнать, какие хвойные деревьяесть в нашем парке и какую пользу они несут для человека.

Объект и предмет исследования –

Хвойные деревья, произрастающие в школьном дендропарке.

Цель проекта: 

Ознакомиться с разнообразием хвойных деревьев в школьном дендропарке, сформировать представления о значении хвойных деревьев в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта
          Образовательные: 

  • Сформировать представления о неразрывной связи человека с природой.
  • Формировать знания о хвойных деревьях, их ценности для здоровья.

Воспитательные: 

  • Прививать любовь к природе.
  • Формировать интерес к изучению многообразия видов хвойных деревьев.


Развивающие: 

  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности.
  • Развивать познавательный интерес ко всему нас окружающему.

ГИПОТЕЗА:

Предположим, что такое большое разнообразие видов хвойных деревьев посажено в школьном дендропарке не только для облагораживания территории. Возможно они несут какую- то пользу для человека.

ВОПРОСЫ, НАПРАВЛЯЮЩИЕ  ПРОЕКТ:

Основополагающий вопрос:

  • Какое значение имеет разнообразие хвойных деревьев  школьного дендропарка для здоровья человека?


Проблемный вопрос:

  • Могут ли прогулки по дендропарку улучшить самочувствие человека?


Учебный вопрос:

  • Какие виды хвойных деревьев можно встретить в школьном дендропарке?

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


I этап – подготовительный

Вводная беседа. Экскурсии по территории школьного дендропарка с целью выявления разновидности хвойных деревьев. Опрос, уточнение личного опыта учащегося, на который может опереться учитель. 

2 этап –основной

Анализ ресурсов, сбор и изучение информации о разновидности хвойных деревьев дендропарка. Изучение их пользы для здоровья человека . 

 Расширение первоначальных детских представлений, накопление и закрепление знаний о хвойных деревьях, которые растут на территории дендропарка через беседы, чтение научной  и художественной литературы, просмотра научного видео. Подготовка презентационных материалов о проекте. 

3этап - заключительный
Анализ результатов выполнения проекта. Выпуск буклета.
Представление итоговой презентации по проекту «Хвойные деревья школьного дендропарка». 

Методы, используемые для реализации цели и задач проекта:

исследовательские: проблемный вопрос, опрос.

словесные: беседы, чтение дополнительной литературы,.

Научная новизна работы

Проведенные нами исследования позволят:

  • составить буклет «Хвойные деревья школьного дендропарка»
  • ответить на вопрос: Какое значение имеет разнообразие хвойных деревьев  школьного дендропарка для здоровья человека?

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для работы с детьми по привитию им бережного отношения к природе и к своему здоровью.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано учащимися  для повышения образовательного уровня, учителем для объяснения тем и проведения классного часа и урока окружающего мира.

Участники реализации проекта – учащиеся 1,2 классов

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  1. Знать какие виды хвойных растений растут на территории школьного дендропарка.
  2. Какое значение  имеет разнообразие хвойных растений  для здоровья человека.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

От автора

Мы с классом часто ходим на экскурсии. Каждый раз, проходя через школьный дендропарк, я  восхищалась разнообразием деревьев ,которые там посажены.Больше всего меня удивляло то, что в школьном парке много посажено хвойных деревьев. И  мне стало интересно, что за виды хвойных деревьев растут на территории парка, и для чего их так много посажено.

 Наш проект поможет мне ответить на все мои возникшие  вопросы.

Виды хвойных деревьев школьного дендропарка.

Опросив учителя биологии, о том какие виды хвойных растений  можно встретить на экскурсии по нашему дендропарку, изучив описание этих деревьев,  мы отправились с ними знакомиться.


Ель обыкновенная европейская.

Ель обыкновенная европейская высокое вечнозеленое дерево высотой 30 - 35 (50) м, диаметр кроны 6 - 8 м, диаметр ствола до 1,2 (2,4) м.

Крона конусовидная, компактная или рыхлая.

Кора в молодом возрасте буроватая, гладкая, затем красновато-бурая, чешуйчато-шероховатая.

Хвоя 10-25 мм длиной, толщиной 0,1 см, заостренная или изогнутая. Темно-зеленая.

Ель голубая (колючая).

Дерево высотой 30-40 изредка 50 м, при диаметре  ствола 1-2 м,  и диаметром кроны 6-12 м.

Кора ствола тонкая, коричнево-серая, грубо шелушащаяся.

Крона стройная, коническая, симметрично пирамидальная, плотно обветвленная.

Хвоинки 1,6-3 см, четырехгранные, шириной 1-1,5 мм .Окраска хвои голубоватая.

Сосна сибирская (кедр).

Сосна сибирская кедровая — хвойное, вечнозеленое крупное стройное, светолюбивое дерево высотой до 40 м.

Имеет стройный ствол, который ветвится выше уровня человеческого роста, покрыт буро-красной или сероватой корой в мелких трещинах.

Хвоя тёмно-зелёная с сизым налётом, длиной 6—14 см, мягкая, трёхгранная, слегка зазубренная, растёт пучками, по пять хвоинок в пучке.

Сосна обыкновенная.

 Ствол покрыт красновато-бурой корой, высота может достигать 30—40 м, в диаметре — до 1,5 м. Молодые деревья имеют пирамидальную крону, а с возрастом, по мере устремления ввысь,— широко раскидистую.

 Хвоя достигает длины 4-7 см, по форме полуцилиндрическая, зеленого цвета с сизоватым восковым налетом.

Пихта сибирская.
Вечнозелёное дерево до 30 м высотой, с красивой кронойСтвол вверху цилиндрический, внизу ребристый. Ветви тонкие, у свободно растущих деревьев опускаются почти до самой земли.

Кора гладкая, тонкая, тёмно-серая, с утолщениями, заполненными душистой прозрачной живицей (также называемой «пихтовый бальзам»).

 Хвоя не колючая, ароматная, плоская, длиной до 3 см, тёмно-зелёная, блестящая.

Что содержит лесной воздух?

Прогулявшись по нашему дендропарку, мы почувствовали приятный аромат вокруг хвойных деревьев. Изучив ряд энциклопедий, узнали, что в лесном воздухе содержится более 200 летучих биологически активных веществ. Эти вещества оказывают влияние как на физическое, так и на эмоциональное состояние: повышают работоспособность, улучшают умственную активность. После прогулки по таким паркам нормализуется частота пульса, улучшается вентиляция лёгких, повышается содержание гемоглобина в крови и устойчивость организма к инфекциям.

Мы узнали, что деревья выделяют в воздух фитонциды.

Фитонциды — биологически активные вещества, которые выделяют растения. Они способны убивать или подавлять рост и развитие болезнетворных бактерий. Больше всего фитонцидов выделяют: ель, пихта, сосна.

Вдыхая аромат хвои ели, человек не только избавляется от патогенных микроорганизмов и повышает иммунитет. Фитонциды, угнетая развитее болезнетворных бактерий, стимулируют рост полезных человеку микроорганизмов. 

А вот сосна поистине лечебное дерево — она обеззараживает воздух, рассеивая в нем фитонцидные летучие вещества.. Эфирные масла сосны, окисляясь кислородом воздуха, выделяют в окружающую атмосферу озон,   который   оздоровляет организм человека. Особенно целебен он для больных туберкулезом. Благоприятное действие кислорода и озона сочетается с летучими выделениями сосны, облачающими сильными антимикробными свойствами.

Фитонциды сосны убивают возбудителя туберкулёза и кишечную палочку.

Например, общение с кедром особенно поможет ослабленным физически и умственно и тем, кто быстро устает. Заряжаться энергией кедра лучше всего ранним вечером, задолго до заката солнца.

 А энергия у пихты мягкая, ею можно заряжаться после полудня в любое время года, но особенно зимой. Ее энергия хорошо действует на людей ослабленных, часто простужающихся, а также на детей и стариков. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 Работа над проектом была не сложной и интересной. Мы смогли достигнуть поставленной  нами цели.

В результате проведённых нами исследований, мы выяснили, что в нашем дендропарке имеется 5 видов хвойных деревьев:  ель европейская, пихта сибирская, сосна обыкновенная, сосна сибирская (кедр), ель колючая (голубая).  

Так же узнали, что  хвойные деревья выделяют  биологически активные вещества – это фитонциды. Они  благоприятно влияют на здоровье человека и очищают воздух от вредных газов.

В дальнейшем мы продолжим работу по изучению лечебных свойств хвойных деревьев.

Выводы.

По завершению проекта, хочется сделать выводы о том, что прогулка по парку – это средство от депрессии, проблем с сердцем  и легкими.

Для неё даже придумали особый термин — лесотерапия. Но, к сожалению, многие забыли об этом. Хочется сказать: гуляйте больше по парку, получайте порции воздушных витаминов! Именно чистый воздух лесных массивов содержит множество полезных веществ!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Т.Иванова, Л.Путинцева Лесная кладовая. Тула, Приокское книжное из-во,1993г.

2. Алексеев Ю.Е., Жмылев П.Ю., Карпухина Е.А. Деревья и кустарники. Энциклопедия природы России. – М.:1997.- 592с.
3. Бобров Р.В. Беседы о лесе.-2-е изд.-М.: Молодая гвардия, 1982.-240с.
4. Школьник Ю. Растения. Полная энциклопедия/ил. А.Воробьева, Ю.Золотарева, Ю.Школьник.- М.:Эксмо,2007г – 256с.

5. Интернет ресурсы:https://www.epochtimes.com.ua/ru/zdorovyi-obraz-zhyzni/progulki-v-lesu-kak-chudesnoe-lekarstvo-ot-100-bolezney-122544,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Хвойные деревья"

Презентация знакомит учащихся с особенностями хвойных деревьев, а также их использованием в хозяйстве. Презентацию можно использовать на уроках по изучению окружающего мира в 1-2 классах....

У р о к технологии в 3 классе на тему: « Работа с разным материалом. Аппликация из иголок хвойных деревьев»

       Урок расширяет знания учащихся о значении хвойных деревьев             в жизни человека. ...

Конспект урока окружающего мира "Хвойные деревья", 1 класс, "Начальная школа XXIвека"

Конспект урока и презентация по теме "Хвойные деревья", 1 класс, УМК "Начальная школа ХХI века"...

Материал для внеурочной работы по курсу "Введение в исследовательскую деятельность" на тему "Сравнение хвойных деревьев: ель, кедр, пихта"

Материал для внеурочной работы по курсу "Введение в исследовательскую деятельность" на тему "Сравнение объектов по различным признакам"(1 класс).Сравниваются хвоинки данных д...

Научно - практическая конференция. Исследовательская работа на тему "Хвойные деревья" 3 класс

Исследовательская работа проведена ученицей третьего класса. О пользе хвойных деревьев, хвоинках....

Исследовательский проект "Сердце дерева в бумаге"

Тема: Сердце дерева в бумаге. Исследовательский проект. Тезисы ВЫПОЛНИЛА – Чернявская Ангелина - ученица 2 класса НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ – учитель начальных классов – Сазонова Наталья ...