31.01.2020 год. Разработка урока по окружающему миру 2 класс "Красная книга"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Урок разработан для обучающихся 2 класса по окружающему миру на тему "Красная книга". Цель урока: познакомить учащихся с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных; рассказать о Красной книге: расширить и углубить знания о редких животных и растениях родного края; воспитывать бережное отношение к природе.познакомить учащихся с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных; рассказать о Красной книге: расширить и углубить знания о редких животных и растениях родного края; воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_om.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа УМК «Школа России».
Тема «Красная книга».
Курс «Окружающий мир 2класс».
Раздел « Природа».
Оборудование: компьютер, Красная книга, картинки и фотографии с изображением растений и животных, занесённых в Красную книгу; презентация, картинки- пазлы, экологические знаки, , фломастеры.
Цели урока: познакомить учащихся с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных; рассказать о Красной книге: расширить и углубить знания о редких животных и растениях родного края; воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты: учащиеся осознают ответственность за сохранение природы; научатся выявлять причины исчезновения изучаемых животных и растений; читать текст учебника и использовать полученную информацию для сообщения.
Ход урока.
1*. Организационный момент.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2*. Актуализация знаний.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету! (Я. Аким)
Учитель:
- О какой планете говорится в стихотворении, которое я прочитала?
- Почему говорится, что она одна?
- Чем наша планета отличается от других?
Давайте рассмотрим эту земную красоту. Слайд № 2
Из класса доносится:
- Помогите, помогите! Спасите!
- Ребята, вы слышите? Кто-то просит о помощи.
- Это я прошу помочь мне.
- А кто ты? (Выходит ученик в костюме женьшеня с сообщением.)
- Я - женьшень. Многолетнее травянистое растение. В переводе с китайского языка означает «человек- корень». Родина - Восточная Азия. Листья по внешнему виду похожи на листья клёна. Цветки мелкие, невзрачные, собраны зонтиком. Плоды- ягоды красного цвета. Корни имеют огромнейшую ценность для медицины. Занесён в Красную книгу. (На слайде женьшень) Слайд № 3
- Ребята, о какой Красной книге сообщило это ценнейшее растение?
( Ответы детей )
3*. Самоопределение к деятельности.
- Предположите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Ответы детей, на слайде
Красная книга). Слайд № 4
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? ( Ответы детей)
- Прочитайте задачи урока в учебнике. ( Узнаем, что такое Красная книга, какие растения и животные в неё внесены, почему они попали в Красную книгу, как их охранять).
4*. Работа по теме урока.
1.Беседа.
- Красная книга, как красный сигнал светофора предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!»
- В 1948 году (это 69 лет назад) учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга. Слайд № 5
Почему книгу назвали Красной? Красный цвет-сигнал опасности. Слайд № 6, 7
Затем (в 1966 году) была издана Международная Красная книга в очень необычном виде. Она как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им! Поэтому она и “одета” в красный переплёт. Хранится эта книга в Швейцарской городе Морже.
А страницы у неё - разноцветные. Слайд № 8
1. На красных страницах поместили тех, кто может исчезнуть в самые ближайшие годы и кого без специальных мер охраны и восстановления не спасти. Слайд № 9,10
2. На жёлтых страницах занесены животные, численность которых ещё пока велика, но неуклонно сокращается. Слайд № 11,12
3. На белых говорится о видах, вообще редких на Земле. Слайд № 13,14
4. А на зелёных - о видах, которые человеку уже удалось спасти. Слайд № 15,16
5. На серых страницах занесены животные, до сих пор мало изучены. Слайд № 17,18
6. На черных страницах занесены животные, которые бесследно исчезли. Слайд № 19,20,21
- Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёные разработали программу спасения. Сейчас уже издано несколько томов Международной Красной книги.
- Учёные подсчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено, стёрто с лица Земли больше двухсот видов животных. По одному в год. В наши дни гибель видов идёт быстрее. И всё потому, что люди, не зная, а часто и попросту не желая признавать законы природы, напористо и грубо вмешиваются в неё.
- В нашей стране также существует такая книга (в 1978 году). Слайд № 22
- Давайте прочитаем об этом на с. 88-89 учебника.
5*.. Физминутка.(стрекоза) Слайд № 23
Утром стрекоза проснулась, подтянулась.
Раз - росой она умылась,
Два – изящно покружилась
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
6*. Работа в парах, по учебнику.
-Ребята, вы хотите узнать, какие виды животных и растений занесены в Красную книгу?
Каждая пара собирает разрезанные картинки (пазлы). По учебнику (стр.89) определяют и называют представителей Красной книги ( Лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль (стерх), зубр - кроме Венериного башмачка).
( На слайдах чередуются фотографии перечисленных представителей Красной книги.) Слайд № 24,25,26,27,28,29,30
Учащиеся рассказывают подготовленные сообщения.
!!! Лотос - священный цветок древних египтян, символ красоты, чистоты, стремления к солнцу, свету. Раскрываясь с рассветом и закрываясь на закате, лотос олицетворяет зарождение солнца. Корень лотоса погружён в илистую почву, стебель тянется сквозь воду. Цветок лотоса не смачивается водой. Занесён в Красную книгу.
!!! Дровосек реликтовый - самый крупный жук фауны России, длиной 65-110мм. Тело чёрное или коричнево-чёрное. В России встречается в Амурской области, в Хабаровском и Приморском краях. Населяет смешанные леса. Численность дровосека сокращается вследствие вырубки лесов. Занесён в Красную книгу.
!!! Белый журавль (стерх) – удивительно красивая и очень редкая птица. Обитает в тундре, лесотундре Якутии. Зимует в Индии, Китае. Занесён в Красную книгу.
!!! Зубр - крупный зверь, массой тела до 1000кг. Голова у зубра большая, с широким лбом и острыми рогами. Этот неуклюжий великан при беге способен развивать огромную скорость, с лёгкостью преодолевает лесные преграды высотой до 2-х метров. В природе зубры живут около 30 лет. На территории России зубры живут в Центральном зубровом питомнике, недалеко от Москвы. Занесён в Красную книгу.
!!! Амурский тигр – в настоящее время это самый крупный представитель семейства кошачьих. У тигра очень красивая густая длинная блестящая полосатая шерсть, мощные острые клыки. Он очень редко встречается в природе, и в зоопарках живёт большее число особей, чем на воле. Занесён в Красную книгу.
- Что объединяет данных животных и растений? (Они занесены в Красную книгу). Значит, они нуждаются в охране.
- Подумайте, о каком представителе Красной книги из перечисленных ранее, мы не услышали из рассказов? ( О Венерином башмачке) Слайд № 31
7*.. Легенда.
Бежала-бежала красавица и обронила башмачок, золотой, с красновато-коричневыми ленточками, и превратился он в прекрасный цветок. Во многих странах мира это растение так и называют – дамская туфелька, девичий башмачок. Венериным он назван в честь древнеримской богини красоты- Венеры. (На слайде фото) Это растение встречается в лесах разных стран, но очень редко бывает многочисленным. Зацветает на 15-17 году жизни.
8*. Беседа.
- Что такое Красная книга?
- Как вы думаете, что стало причиной издания Красной книги? (Ответы детей: под угрозой исчезновения находятся многие виды животных и растений нашей республики).
- Подумайте, почему стали редкими, исчезающими многие растения и животные.
( Ответы детей: истребляют, чрезмерно охотятся, вытаптывают, ломают и срывают…)
- Охрана растений и животных – проблема государственная. Можем ли мы с вами помочь природе, стать ей другом? (Ответы детей: можем, если не будем рвать цветы, ломать деревья, разорять гнёзда…) Слайд № 32,33,34
9*Работа по учебнику, фронтальная работа.
- Наши друзья Надя и Серёжа придумали несколько простых Правил для друзей природы. Подумайте, где мы можем найти эти правила? ( Ответы детей: в учебнике).
!!! Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе!
!!! Не будем ломать ветки деревьев и кустарников.
!!! Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
!!! Не будем обижать лягушек и жаб!
!!! Не будем ловить диких животных и уносить их домой!
( На странице 93 чёрным шрифтом выделены Правила друзей природы. Дети читают хором по рядам. На доску вывешиваю экологические знаки.)
-Какие ещё Правила друзей природы вы можете предложить? ( Ответы детей) Слайд № 35,
10*. Первичное осмысление и закрепление.
Если Я сорву цветок,
Если Ты сорвёшь цветок,
Если Все: и я, и ты,
Если Мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты.
Если только Я и Ты –
Если Мы сорвём цветы!
- Как вы думаете, к кому обращено слово « БЕРЕГИ»? ( Ответы : к нам - людям)
-Бережно относиться необходимо только к занесённым в Красную книгу животным и растениям? ( Ответы детей: ко всему живому на Земле)
11. *Итоги урока. Рефлексия.
-Что такое Красная книга?
-Почему стали редкими, исчезающими многие растения и животные?
-Приведите примеры животных и растений, занесённых в Красную книгу.
-Какие Правила друзей природы мы будем соблюдать?
-Кому было интересно на уроке, всё понятно, частично не понятно, не интересно, всё не понятно? (Дети определяют своё эмоциональное состояние на уроке).
12*.Домашнее задание.
- Нарисуйте экологические значки к придуманным дома Правилам друзей природы.
- Выполните задание в рабочей тетради на стр. 60-61.
-Спасибо за урок! Слайд №36
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по окружающему миру в 3 классе "Красная книга России. Правила поведения в природе"
Цели урока: рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях, животных России;раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые...
Урок по окружающему миру. Тема "Красная книга"
предмет окружающий мир. Тема "Красная книга". Открытый урок....
Урок окружающего мира Тема: «Красная книга. Красная книга республики Коми» 2 класс
Урок окружающего мира содержит презентацию, которая позволяет быстрее усвоить материал, лучше запомнить его содержание....
Урок окружающего мира Тема: «Красная книга. Красная книга республики Коми» 2 класс
Урок окружающего мира содержит презентацию, которая позволяет быстрее усвоить материал, лучше запомнить его содержание....
Открытый урок по окружающему миру " Проект. Красная книга или возьмем под защиту"
Будь природе другом....
Конспект урока по окружающему миру. Тема: Красная книга. 2 класс.
Знакомство с Красной книгой Воронежской области.Красная книга Воронежской области была утверждена постановлением областной администрации в июле 2008 года в целях охраны и учёта на территории обл...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: Красная книга.2 класс. УМК "Школа России"
КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему мируТема: Красная книгаЦели деятельности учителя: формирование представления учащихся о Красной книге и о причинах занесения в нее животных и растений.Планируемые результ...