31.01.2020 год. Разработка урока по окружающему миру 2 класс "Красная книга"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Урок разработан для обучающихся 2 класса по окружающему миру на тему "Красная книга". Цель урока: познакомить учащихся с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных; рассказать о Красной книге: расширить и углубить знания о редких животных и растениях родного края; воспитывать бережное отношение к природе.познакомить учащихся с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных; рассказать о Красной книге: расширить и углубить знания о редких животных и растениях родного края; воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_om.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Программа УМК «Школа России».

Тема «Красная книга».

Курс «Окружающий мир 2класс».

Раздел « Природа».

Оборудование: компьютер, Красная книга, картинки и фотографии с изображением растений и животных, занесённых в Красную книгу; презентация, картинки- пазлы, экологические знаки, , фломастеры.

Цели урока: познакомить учащихся с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных; рассказать о Красной книге: расширить и углубить знания о редких животных и растениях родного края; воспитывать бережное отношение к природе.

   Планируемые результаты: учащиеся осознают ответственность за сохранение природы; научатся выявлять причины исчезновения изучаемых животных и растений; читать текст учебника и использовать полученную информацию для сообщения.

                                          Ход урока.

  1*.    Организационный момент.

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

 2*.   Актуализация знаний.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету! (Я. Аким)

Учитель:

- О какой планете говорится в стихотворении, которое я прочитала?

- Почему говорится, что она одна?

- Чем наша планета отличается от других?

Давайте рассмотрим эту земную красоту. Слайд № 2

  Из класса доносится:

        - Помогите, помогите! Спасите!

        - Ребята, вы слышите? Кто-то просит о помощи.

        - Это я прошу помочь мне.        

        - А кто ты? (Выходит ученик в костюме женьшеня  с сообщением.)

        - Я -  женьшень. Многолетнее травянистое растение. В переводе с китайского языка означает «человек- корень». Родина - Восточная Азия. Листья по внешнему виду похожи на листья клёна. Цветки мелкие, невзрачные, собраны  зонтиком. Плоды- ягоды красного цвета.  Корни имеют огромнейшую ценность для медицины. Занесён в Красную книгу.     (На слайде женьшень) Слайд № 3

        - Ребята, о какой Красной книге сообщило это ценнейшее растение?

         ( Ответы детей )

        3*. Самоопределение к деятельности.

      - Предположите, о чём мы будем говорить сегодня  на уроке? (Ответы детей, на слайде

Красная книга). Слайд № 4

         - Какие учебные задачи мы поставим перед собой? ( Ответы детей)

         - Прочитайте задачи урока в учебнике.  ( Узнаем, что такое Красная книга, какие растения и животные в неё внесены, почему они попали в Красную книгу, как их охранять).

      4*. Работа по теме урока.

          1.Беседа.

        -   Красная книга, как красный сигнал светофора предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!»

- В 1948 году (это 69 лет назад) учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга. Слайд № 5

 Почему книгу назвали Красной?  Красный цвет-сигнал опасности. Слайд № 6, 7

Затем (в 1966 году) была издана Международная Красная книга в очень необычном виде. Она как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им! Поэтому она и “одета” в красный переплёт. Хранится эта книга в Швейцарской городе Морже.

А страницы у неё - разноцветные. Слайд № 8

1. На красных страницах поместили тех, кто может исчезнуть в самые ближайшие годы и кого без специальных мер охраны и восстановления не спасти. Слайд № 9,10

2. На жёлтых страницах занесены животные, численность которых ещё пока велика, но неуклонно сокращается. Слайд № 11,12

3. На белых говорится о видах, вообще редких на Земле. Слайд № 13,14

4. А на зелёных - о видах, которые человеку уже удалось спасти. Слайд № 15,16

5. На серых страницах занесены животные, до сих пор мало изучены. Слайд № 17,18

6. На черных страницах занесены животные, которые бесследно  исчезли. Слайд № 19,20,21

- Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёные разработали программу спасения. Сейчас уже издано несколько томов Международной Красной книги.

- Учёные подсчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено, стёрто с лица Земли больше двухсот видов животных. По одному в год. В наши дни гибель видов идёт быстрее. И всё потому, что люди, не зная, а часто и попросту не желая признавать законы природы, напористо и грубо вмешиваются в неё.

- В нашей стране также существует такая книга (в 1978 году). Слайд № 22

- Давайте прочитаем об этом на с. 88-89 учебника.

5*.. Физминутка.(стрекоза)  Слайд № 23

              Утром стрекоза проснулась, подтянулась.

              Раз - росой она умылась,

              Два – изящно покружилась

              Три – нагнулась и присела,

               На четыре – улетела.

              У реки остановилась,

               Над водою закружилась.

             

6*.   Работа в парах, по учебнику. 

          -Ребята, вы хотите узнать, какие виды  животных и растений  занесены в Красную          книгу?

         Каждая пара собирает разрезанные картинки (пазлы). По учебнику (стр.89) определяют и называют представителей Красной книги ( Лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль (стерх), зубр - кроме Венериного башмачка).

         ( На слайдах чередуются фотографии перечисленных представителей Красной книги.)   Слайд № 24,25,26,27,28,29,30

         Учащиеся рассказывают подготовленные сообщения.

       !!!  Лотос - священный цветок древних египтян, символ красоты, чистоты, стремления к солнцу, свету. Раскрываясь с рассветом и закрываясь на закате, лотос олицетворяет зарождение солнца. Корень лотоса погружён в илистую почву, стебель тянется сквозь воду. Цветок лотоса не смачивается водой. Занесён в Красную книгу.

       !!! Дровосек реликтовый - самый крупный жук фауны России, длиной 65-110мм. Тело чёрное или коричнево-чёрное. В России встречается в Амурской области, в Хабаровском и Приморском краях. Населяет смешанные леса. Численность дровосека сокращается вследствие вырубки лесов. Занесён в Красную книгу.

        !!! Белый журавль (стерх) – удивительно красивая и очень редкая птица. Обитает в тундре, лесотундре Якутии. Зимует в Индии, Китае. Занесён в Красную книгу.

        !!! Зубр - крупный зверь, массой тела до 1000кг. Голова у зубра большая, с широким лбом и острыми рогами. Этот неуклюжий великан при беге способен развивать огромную скорость, с лёгкостью преодолевает лесные преграды высотой до 2-х метров. В природе зубры живут около 30 лет. На территории России зубры живут в Центральном зубровом питомнике, недалеко от Москвы. Занесён в Красную книгу.

       !!! Амурский тигр – в настоящее время это самый крупный представитель семейства кошачьих. У тигра очень красивая густая длинная блестящая полосатая шерсть, мощные острые клыки. Он очень редко встречается в природе, и в зоопарках живёт большее число особей, чем на воле. Занесён в Красную книгу.

                - Что объединяет данных животных и растений? (Они занесены в Красную книгу). Значит, они нуждаются в охране.

        -  Подумайте, о каком представителе Красной книги из перечисленных ранее, мы не услышали из рассказов? ( О Венерином башмачке) Слайд № 31

7*.. Легенда.

        Бежала-бежала красавица и обронила башмачок, золотой, с красновато-коричневыми ленточками, и превратился он в прекрасный цветок. Во многих странах мира это растение так и называют – дамская туфелька, девичий башмачок. Венериным он назван в честь древнеримской богини красоты- Венеры. (На слайде фото) Это растение встречается в лесах разных стран, но очень редко бывает многочисленным. Зацветает на 15-17 году жизни.

8*. Беседа.

          - Что такое  Красная книга?

         - Как вы думаете, что стало причиной издания Красной книги? (Ответы детей: под угрозой исчезновения находятся многие виды животных и растений нашей республики).

           - Подумайте, почему стали редкими, исчезающими многие растения и животные.

           ( Ответы детей: истребляют, чрезмерно охотятся, вытаптывают, ломают и срывают…)

           - Охрана растений и животных – проблема государственная. Можем ли мы с вами помочь природе, стать ей другом? (Ответы детей: можем, если не будем рвать цветы, ломать деревья, разорять гнёзда…) Слайд № 32,33,34

9*Работа по учебнику, фронтальная работа.

           - Наши друзья Надя и Серёжа придумали несколько простых Правил для друзей природы. Подумайте, где мы можем найти эти правила? ( Ответы детей: в учебнике).

          !!! Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе!

          !!! Не будем ломать ветки деревьев и кустарников.

          !!! Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

          !!! Не будем обижать лягушек и жаб!

          !!! Не будем ловить диких животных и уносить их домой!

            ( На странице 93 чёрным шрифтом выделены Правила друзей природы. Дети читают хором по рядам.  На доску вывешиваю экологические знаки.)

            -Какие ещё Правила друзей природы вы можете предложить? ( Ответы детей) Слайд № 35,

                     

10*. Первичное осмысление и закрепление.

                Если Я сорву цветок,

                Если Ты сорвёшь цветок,

                Если Все: и я, и ты,

                Если Мы сорвём цветы,

                То окажутся пусты

                И деревья, и кусты…

                И не будет красоты,

                И не будет доброты.

                Если только Я и Ты –

                Если Мы сорвём цветы!

           

              - Как вы думаете, к кому обращено  слово « БЕРЕГИ»? (  Ответы : к нам - людям)

              -Бережно относиться необходимо только к занесённым в Красную книгу животным и растениям? ( Ответы детей: ко всему живому на Земле)            

11. *Итоги урока. Рефлексия.

               -Что такое Красная книга?

                -Почему стали редкими, исчезающими многие растения и животные?

                -Приведите примеры животных и растений, занесённых в Красную книгу.

                -Какие Правила друзей природы мы будем соблюдать?

                -Кому было интересно на уроке, всё понятно, частично не понятно, не интересно, всё не понятно? (Дети определяют своё эмоциональное состояние на уроке).

               

12*.Домашнее задание.

                 -  Нарисуйте экологические значки к придуманным дома Правилам друзей природы.

                 - Выполните задание в рабочей тетради на стр. 60-61.

                 -Спасибо за урок! Слайд №36

         

       

       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру в 3 классе "Красная книга России. Правила поведения в природе"

Цели урока: рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях, животных России;раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые...

Урок по окружающему миру. Тема "Красная книга"

предмет окружающий мир. Тема "Красная книга". Открытый урок....

Урок окружающего мира Тема: «Красная книга. Красная книга республики Коми» 2 класс

Урок окружающего мира содержит презентацию, которая позволяет быстрее усвоить материал, лучше запомнить его содержание....

Урок окружающего мира Тема: «Красная книга. Красная книга республики Коми» 2 класс

Урок окружающего мира содержит презентацию, которая позволяет быстрее усвоить материал, лучше запомнить его содержание....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: Красная книга. 2 класс.

Знакомство с  Красной книгой Воронежской области.Красная книга Воронежской области была утверждена постановлением областной администрации в июле 2008 года в целях охраны и учёта на территории обл...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: Красная книга.2 класс. УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему мируТема: Красная книгаЦели деятельности учителя: формирование представления учащихся о Красной книге и о причинах занесения в нее животных и растений.Планируемые результ...