Экскурсия "Путешествие в Росташовский лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)
Сценарий экскурсии экологической направленности с учетом регионального компонента.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий экскурсии экологической направленности с учётом регионального компонента.
«Путешествие в Росташовский лес» (1 класс)
Цель: Систематизировать знания о лесе, уточнить представления о обитателях.
Задачи: знакомить детей с природоохранной деятельностью;
закреплять знание правил поведения в лесу;
формировать умение видеть красоту природы родного края, желание беречь её.
Подготовительная работа: чтение рассказов В.Бианки, М.Пришвина, Г. Снегирёва; показ иллюстраций; загадывание загадок, заучивание стихотворений и песен по теме.
Ход экскурсии.
Перед началом экскурсии проводится беседа о том, как надо вести себя в лесу.
По ходу экскурсии на местах обучающиеся собирают природный материал (шишки, семена, веточки и т.п.) для занятий на уроках технологии.
Учитель:
Лес наш сказочно богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой!
(А. Рождественская.)
Наша экскурсия начинается в сосновом бору. Посмотрите на эти деревья. (Дети рассматривают деревья). Как они называются? (Сосны).
Учитель: Вспомните картины какого художника похожи на этот пейзаж.
- И.Шишкина.
Учитель: Назовите картины художника.
-Утро в сосновом лесу», «Сосны, освещенные солнцем», «Сосновый лес».
Учитель: Как вы думаете, почему в нашем лесу сосны стройные, высокие и ветви у них растут лишь на верхушках?
- Деревья растут близко одно к другому. Они тянутся вверх к солнцу.
Учитель:
В лесу, как в большом доме, есть этажи, их называют ярусами. И на каждом ярусе леса обитают разные виды птиц и зверей. Посмотрите на верхушки сосен – это самый верхний этаж, пятый ярус. Здесь вьют гнёзда иволги и крупные хищные птицы, например ястребы. Кроны деревьев пониже (четвертый ярус) облюбовали другие обитатели леса.
- Отгадайте загадку:
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
- Правильно. Дятел – символ трудолюбия, неутомимости и упорства. Эти птицы находят в лесу самое старое сухое дерево и примерно за две недели выдалбливают глубокое дупло, в котором устраивают себе гнездо. Дятлов называют лесными докторами. У них такой острый слух, что они слышат, где под корой прячутся жуки и личинки насекомых. Крепким клювом дятел долбит ствол дерева и длинным языком достает из-под коры вредителей. В нашем лесу много этих замечательных птиц, поэтому и деревья здесь крепкие и здоровые.
Учитель подводит детей к «Кузнице» дятла, рассказывает о том, как птица, закрепляя шишки в расщелине ствола, разбивает их клювом и достает семена.
Учитель: Рядом с дятлом, на четвертом этаже лесного дома, селятся сороки, белки, куницы.
Большинство певчих птиц вьют гнёзда в подлеске (третий ярус леса), где растут невысокие деревья и кустарники. Назовите певчих птиц, обитающих в наших лесах.
- Соловей, дрозд, синица.
Учитель: Синица гнезда вьет и в сыром ольшанике, и в дубраве и в соснах. Лишь бы было дуплистое дерево. Зимой им приходится тяжело. Чем мы можем им помочь?
- Подкармливать их. Делать кормушки.
Учитель: Кустарники и высокая трава – самый населенный (второй) этаж лесного дома.
- Отгадайте загадки о животных и птицах, обитающих в нашем лесу.
|
|
|
|
Хоть я не молоток - |
|
|
|
|
|
Учитель: расскажите о повадках. Дети выполняют задание.
Учитель: Самый нижний, последний этаж – подстилка. Как вы думаете, почему так называют поверхность земли в лесу? Дети высказывают предположения. Воспитатель обобщает их ответы. Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности земли листья, хвоя, высохшие и сгнившие ветки и стволы деревьев. Здесь самые благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых. Это плодородный слой почвы, необходимый для роста растений и предохраняющий их корни от заморозков и пересыхания.
Предлагаю найти и назвать знакомые травянистые растения. Дети выполняют задание.
Учитель: Посмотрите на это чудо! Обращает внимание детей на папоротник. Папоротники растут во влажных тенистых местах. По народному поверью, папоротник цветет в ночь на Ивана Купалу, а его цветы указывают место, где хранится клад. На самом деле это растение не цветет, а его семена-споры образуют на нижней стороне листьев. Дети рассматривают листья растения.
Отгадайте загадку:
В кустах на опушке
Развешаны избушки,
Птиц в гости зовут.
Гости песни поют. (Кормушки.)
Учитель предлагает развесить кормушки.
Учитель: В селе Росташи живут замечательные люди. Они благоустраивают родники, берегут лес от пожаров, охраняют покой лесных обитателей.
- Как вы думаете, нуждаются ли звери и птицы в охране? От кого и зачем их нужно охранять?
Дети высказывают предположения.
- Многие животные и растения, которые можно увидеть в Росташовском лесу, занесены в Красную книгу. Что же это за книга и зачем в неё заносят животных?
Дети высказывают предположения, учитель обобщает ответы.
Книгу редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений назвали Красной потому, что ее обложка имеет красный цвет – сигнал тревоги. В неё заносят тех животных, которых на Земле осталось очень мало, и, чтобы они совсем не исчезли, надо их охранять, помогать им выжить.
- Знаете ли вы, что в Росташовском лесу обитают совы. Они занесены в Красную книгу? Встречаются здесь и филины, самые крупные представители сов. Гнёзда эти птицы устраивают прямо на земле в лесу или на уступах крутых обрывов. Поэтому так опасны для филинов и низовые пожары, и люди, не задумывающиеся о том, что они могут потревожить покой этих птиц. Вот почему надо охраняют места их обитания. Многие животные внесены в Красную книгу. Бобры у нас появились благодаря организации Хоперского заповедника.
Люди должны беречь окружающую природу – поля, леса, водоёмы. В наших лесах множество озёр, родников, питающих красавицу реку Грач.
В нашей стране принят Закон об охране природы, и его никто не должен нарушать: ни взрослые, ни дети. Давайте еще раз вспомним правила поведения в лесу.
Проводится дидактическая игра «Напоминающие знаки».
Учащиеся рассматривают карточки, на которых изображены нормы и правила поведения в природе, объясняют их природоохранную направленность. Например, ребёнок достаёт из коробки карточку, на которой изображён повреждённый муравейник, и объясняет: «Муравьи приносят пользу лесу, уничтожая личинок насекомых, которые вредят деревьям. Муравейники – жилища муравьёв – нельзя разрушать».
По окончанию игры учитель предлагает ещё раз полюбоваться соснами, выбрать дерево, которое понравилось больше всего, взявшись за руки, обойти вокруг него, сказать ему ласковые слова.
В конце экскурсии учащиеся прощаются с лесом, желают ему всего доброго.
Учитель хвалит ребят за то, что они не потревожили покой лесных обитателей.