Урок окружающего мира 4 класс. Здоровье человека. Режим дня школьника (УМК НШ 21 века)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Волкова Наталья Александровна

Урок даёт понятие о здоровом образе жизни, знакомит учащихся с режимом дня, обеспечивающем здоровье человека, учит составлять распорядок дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Конспект урока по окружающему миру

в 4 классе

тема урока:

«Здоровье человека. Режим дня школьника»

 

                                                                             

подготовила

                                                          учитель начальных классов

                                                                             Волкова Наталья Александровна

                                                                                         

г. Энгельс

2019

Тема: «Здоровье человека. Режим дня школьника».

Дидактическая цель: 

● создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии уровневой дифференциации.

Тип урока:

урок – открытия нового знания.

Задачи:

1) Образовательная:

● дать понятие о здоровом образе жизни;

● познакомить учащихся с режимом дня, обеспечивающем здоровье человека;

● научить составлять распорядок дня.

2) Развивающая:

● оптимизировать процесс обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс;

● развивать творческие способности, память, внимание, воображение познавательный интерес.

3) Воспитательная:

● Воспитывать осознание того, что для человека важен здоровый образ жизни.

 Методы обучения:

словесный, наглядный, практический, объяснительно - иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности:

● фронтальная работа;

● парная;

● групповая;

● индивидуальная;

● коллективная.

 Средства обучения: 

● (у учителя) мультимедийный проектор, компьютер, презентация, доска;

● (у учащихся) учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь «Окружающий мир», режим дня школьника (раздаточный материал), листы формата А4, клей-карандаш.

Ход урока (технологическая карта)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

2

3

4

 I.Самоопределение к деятельности (организационный момент).

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 

III.Постановка учебной задачи.

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

V.Первичное закрепление.

VI.Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону.

VII.Рефлексия деятельности

(итог урока)

Включение в деловой ритм.

Устное сообщение учителя.

1.-Сегодня  мы начинаем изучение нового раздела курса «Окружающий мир». О чем пойдет наш разговор, вы скажите, отгадав загадку.

Хорошо если есть его много.

Но за деньги его не купить,

Не страшна с ним любая дорога,

С ним приятно и весело жить.

А когда его вдруг не хватает,

Атакует ужасный недуг,

Процедуры нам врач назначает,

И мрачнеет природа вокруг.                                                            

2.-О чем мы сегодня с вами будем вести разговор?

-Определите тему урока.

-Какие цели поставим?

 

 

 

1.Беседа о здоровье.

-Каждый день мы говорим и слышим слова с корнем

«-здрав-» («-здоров-»)

-Назовите их.

2.Немецкий философ Артур Шопенгауэр сказал:

«Здоровый нищий богаче короля».

-Как вы объясните это высказывание?

                                                                                   

 

-И это понятно: здоровье – самое ценное богатство каждого человека. Можно купить машину, дом, компьютер и другие вещи. Здоровье купить нельзя! Здоровый человек даже несчастья и неприятности переносит легче. А больной приносит страдания близким людям – они беспокоятся, переживают за его состояние.

Но особенно необходимо отдыхать мозгу. Почему?

 

 -Чтобы на следующий день человек чувствовал себя бодрым, мог хорошо работать. При недосыпании падает работоспособность. Систематическое недосыпание опасно – страдает нервная система. Он становится рассеянным, часто делает ошибки, во время работы быстро устает, у него плохое настроение. Сон должен быть не только продолжительным, но и глубоким.

-Что для этого необходимо?

 

-Возьмите карточку, выберите правильное высказывание.

-Итак, чтобы обеспечить себе крепкий сон, необходимо соблюдать простые правила.

 

Проблемный вопрос.

-А что значит здоровый человек?

-А можно ли назвать здоровым толстяка, у которого вроде бы ничего не болит, но для которого подняться с одного этажа на другой – уже тяжелый труд?

-А здоров ли тот человек, который не делает по утрам зарядку, ходит вяло, ссутулившись, вместо прогулки часами сидит у телевизора, компьютера, а затем жалуется на головную боль, плохое зрение.

-Значит, здоровье означает не только отсутствие в организме какого – либо заболевания, но и хороший уровень физического развития человека, и его хорошее эмоциональное состояние.

 

-Обратите внимание, какое определение здоровья дает «Толковый словарь» Ожегова: «Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие».

-Какие эмоции испытывает здоровый человек?

-Выберите верный ответ из предложенных вариантов.

-Заботиться о своем здоровье может и должен каждый человек.

1.-Что помогает человеку поддерживать свое здоровье?

-Вам уже знакомо понятие «режим дня».

-Что оно обозначает?

-Нужно ли соблюдать режим дня? Почему?

-Правильно составленный режим дня помогает поддерживать здоровье человека.

-Выбери правильный ответ

2.-Я предлагаю вам составить режим дня младшего школьника.

-Рассмотрите рисунки и определите, какие условия нужно учесть при составлении режима дня.

3.Практическая работа «Составление режима дня»

-Перед вами лежат карточки-полоски, на которых указаны режимные моменты.

Ваша задача – составить режим дня ученика 4 класса.

-Обратите внимание на то, в какую смену учится школьник, для которого вы составляете расписание.

-Сравните свою работу с образцом.

-Конечно, каждый школьник вносит в этот режим свои изменения и дополнения, но самое главное – режим должен выполняться.

Вывод:

-Докончи фразу: «Одно из главных условий сохранения здоровья – это …..

  • Физминутка.  Игра «Вот так!»

-Как живешь?

-Как утром встаешь?

-Как чистишь зубы?

-Как умываешься?

-Как улыбаешься?

-Как за руками ты следишь?

-Как от инфекции бежишь?

-Молодцы!

Нормальные значения компонентов режима дня.

Беседа о здоровом сне.

-Всем людям и животным на Земле нужен сон, чтобы восполнить энергию, которую организм израсходовал за день. Отдых нужен всем органам – мышцам, сердцу, желудку, печени и др.

1.-Какие факторы укрепляют здоровье?

2.Игра «Доскажи словечко»

  • Чтобы здоровье было в порядке,

              Не забывайте вы о …..

-Какой секрет скрыт в этих словах?

  • Руки тщательно я мыла,

Извела кусок весь …..

-А это что за секрет?

  • Чтобы вам не уставать

Активно надо …..

-О каком секрете речь?

  • Очень полезно для всех

Шутки, радость и веселый …..

-А это про какой секрет?

  • В жизни всем необходимо

Соблюдение … режима

-О каком секрете говорится?

3.Завершая урок, хочу прочитать вам строки из стихотворения С.Я.Маршака.

«Желаю вам цвести, расти, копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути – главнейшее условие».

-Какую цель мы поставили?

-Зачем нужен режим дня?

-Принесет ли пользу режим дня, если его сегодня выполнять, завтра – нет, потом опять выполнять, потом опять сделать перерыв в его выполнении?

Вывод:

-Удалось ли вам познакомиться с примерным режимом дня школьника?

-А теперь каждый из вас может составить свой режим дня.

4.-Возьмите смайлик и оцените свое эмоциональное состояние (справился, сомневался, не справился)

-Что нового узнали на уроке?

-Что понравилось?

-Что больше всего запомнилось?

-А что показалось трудным?

5.Оценки.

6.Домашнее задание (по выбору):

  • Учебник, с.50-53 прочитать,составить и записать свой режим дня;
  • Составить кроссворд по теме «Здоровье человека»
  • Нарисовать свой режим дня

 Подготовка класса к работе.

 

-Здоровье.

-О правилах здоровой жизни, о том, от чего зависит здоровье человека. Что такое режим дня, как правильно работать и отдыхать.

Слайд №1

 

 

-«Здравствуйте!», «как ваше здоровье?», «Доброго здоровья!», «Будьте здоровы!»

Слайд №2

Ответы детей.

(Лучше быть здоровым, хоть и бедным, чем богатым, но больным.

Здоровье важнее богатства).

Слайд №3                                                                    

 

 

-Головной мозг, нервная система руководит работой всего нашего организма.

 

 

-Вовремя ложиться спать, правильно вести себя перед сном.

Работа в группах

 

Чтение правил (с.53)

 

 

Ответы детей (если человек не болеет, значит у него хорошее здоровье)

-Нельзя.

 -Нет, такого человека нельзя назвать здоровым.

Демонстрация слайда №3 (2 часть)

 

   Слайд №4 (радость, восхищение, восторг, любовь)

 

Ответы детей.

-Это форма организации деятельности человека в течение суток

Слайд №5

Ответы детей

Слайд №8

Работа по учебнику (с.51)

Чтение подсказок.

 Слайд №9

Работа в парах.

Учащиеся работают с раздаточным материалом.

Демонстрация слайда№6

Чтение рубрики «Обрати внимание» (с.52)

-Правильно составленный режим дня и его соблюдение.

Демонстрация слайда №7 (чтение по цепочке)

1.Четкий и правильный режим дня.

2.Здоровый сон.

Слайд №10

зарядке

движение

мыла

гигиена

отдыхать

полноценный отдых

смех

положительные эмоции

режим дня

Ответы учащихся.

 -Режим дня необходимо выполнять постоянно, только тогда он окажет свое положительное влияние на жизнь и здоровье человека.

-Да.

 

Ответы учащихся.

 

 

Слайд №11

 

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные-моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; коммуникативные-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные-умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

 Используемые источники:

1) Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для  учащихся общеобразовательных учреждений. 1 ч. – М.: Вентана-Граф, 2015.

2) Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2015.

3) Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 4 класс. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Как узнать человека" 4 класс

Презентация к уроку  окружающего мира "Как узнать человека" 4 класс...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Урок окружающего мира«Природа и человек», проведенный в соответствии с требованиями ФГОС НОО в 1 классе Л.В.Занкова

Организовать деятельность учащихся, направленную на развитие умения наблюдать за объектами природы и объектами, сделанными человеком из природных материалов;способствовать расширению представлений уча...

Презентация к уроку окружающего мира "Строение тела человека" 2 класс

Презентация к уроку окружающего мира "Строение тела человека" 2 класс. Ученики знакомятся со строением тела человека, учатся распознавать внутреннее и внешнее строени организма....

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока окружающего мира "Строение тела человека" и мультимедийная презентация) 2 класс

Тема урока: «Строение тела человека»Цели урока: познакомить с внешним и внутренним строением тела че¬ловека, основными внутренними органами и их функциями; нау¬чить определять местонахождение основных...

Урок окружающего мира по теме "Человек и его внутренний мир" Программа "Школа 2100" 4 класс

Урок окружающего мира по теме "Человек и его внутренний мир" Программа "Школа 2100" 4 класс...