Урок-исследование "Почему корабли не тонут?"
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс)
Тема: Почему корабли не тонут?
Предмет: Окружающий мир
Класс:1
Цель: исследовать предметы, погружаемые в воду, с целью определения их плавучести, действие на них выталкивающей силы
Задачи:
1.формировать умение на основе собственных представлений и опыте формулировать гипотезы, подтверждать и опровергать свои предположения опытным путем, обобщать результаты проведенного исследования.
2. развивать любознательность, потребность в познании нового, неизвестного.
3. воспитывать чувство коллектива, взаимопомощи, умение работать в группах.
Планируемые результаты:
Познавательные: формирование представлений о плавучести, о выталкивающей силе, плотности предметов из разных материалов.
Регулятивные: прогнозировать, исследовать и обобщать сведения о погружении или плавучести предмета; доказывать свои предположения.
Коммуникативные: организовать работу в группах (учить договариваться, находить общее решение, аргументировать, убеждать и уступать), отрабатывать правила групповой работы.
Личностные: -формировать потребность самостоятельно подтверждать и опровергать свои предположения опытным путем.
Оборудование: карта мира, контейнер с водой, кусочек металла, металлическая чашка, две пластиковые ёмкости от киндер-сюрприза
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
почему корабли не тонут? | 275.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Почему корабли не тонут?
Предмет: Окружающий мир
Класс:1
Цель: исследовать предметы, погружаемые в воду, с целью определения их плавучести, действие на них выталкивающей силы
Задачи:
1.формировать умение на основе собственных представлений и опыте формулировать гипотезы, подтверждать и опровергать свои предположения опытным путем, обобщать результаты проведенного исследования.
2. развивать любознательность, потребность в познании нового, неизвестного.
3. воспитывать чувство коллектива, взаимопомощи, умение работать в группах.
Планируемые результаты:
Познавательные: формирование представлений о плавучести, о выталкивающей силе, плотности предметов из разных материалов.
Регулятивные: прогнозировать, исследовать и обобщать сведения о погружении или плавучести предмета; доказывать свои предположения.
Коммуникативные: организовать работу в группах (учить договариваться, находить общее решение, аргументировать, убеждать и уступать), отрабатывать правила групповой работы.
Личностные: -формировать потребность самостоятельно подтверждать и опровергать свои предположения опытным путем.
Оборудование: карта мира, контейнер с водой, кусочек металла, металлическая чашка, две пластиковые ёмкости от киндер-сюрприза
Этапы проведения урока:
I. Актуализация знаний.
-Ребята, посмотрите на карту мира.
-Скажите, пожалуйста, что изображено на карте голубым цветом?
-Сколько океанов вам известно?
-Кто из вас может выйти к доске и показать океаны на карте?
-Ребята, что занимает бОльшую площадь на нашей планете суша или вода?
-Ребята, подскажите, на чем можно путешествовать по воде?
-Из каких материалов строят корабли?
II. Мотивация.
-Мы с вами на прошлом уроке проводили исследование - выясняли плавучесть предметов, изготовленных из разных материалов.
-Опытным путем вы доказали, что предметы, изготовленные из металла…. (тонут)
-Ребята, так почему же большие корабли, сделанные из металла, перевозящие тяжелые грузы, людей плавают и не тонут?
-Сегодня мы с вами попытаемся найти ответ на этот вопрос.
-Итак, тема нашего исследования-«Почему корабли не тонут?»
III. Исследование.
-Ребята, а как бы вы ответили на этот вопрос?
-Давайте выдвинем гипотезы, ваши предположения и запишем их на облачках.
-Сформулируйте цель нашего урока.
-Итак, посмотрите, сколько разных мнений, гипотез у нас получилось. И как же нам узнать какая из ваших гипотез верная?
-Верно, проверить. Провести небольшое исследование.
-Вы сегодня будете исследователями, наш класс – исследовательская лаборатория и сидите вы сегодня как ученые, по группам.
-У каждой группы на партах лежат Рабочие листы №1 и №2, Внимательно прочитайте задание и, следуя инструкции, выполните опыт, заполните лист №1. Внимательно прочитайте текст в Рабочем листе №2. Сделайте вывод по результатам нашего исследования, расскажите, о том, что узнали классу. Итак, ученые начинайте свою исследовательскую работу.
IV. Работа в группах.
V. Обмен информацией.
-Давайте послушаем выступления наших групп.
-Ребята поделятся с вами знаниями, которые они приобрели, вы слушайте внимательно, можете задавать вопросы после выступления.
-Итак, какие причины узнала первая группа - Почему же корабли не тонут?
-1.Все дело в выталкивающей силе – Архимедовой силе, в честь ученого Архимеда, который впервые догадался о ее существовании. Она действует на корабль.
2.Корабли не тонут, потому что воздух внутри него держит его на плаву, внутри корабля много пустых, заполненных воздухом помещений.
Текст про Мертвое море
-Какие причины узнала вторая группа.
1. Корабли не тонут, потому что все дело в особой продолговатой форме, чем-то напоминающей тарелку, когда корабль наклоняется в бок он волей – неволей стремиться выпрямиться, как игрушка- Неваляшка.
2.Корабли не тонут, потому что у них есть ватерлиния – отметка, до которой можно загружать судно, она всегда должна находиться над водой!
Текст о секретах строения кораблей
VI. Связывание информации.
-Давайте вернемся к нашей теме, какой вопрос мы исследовали?
-Какую цель мы ставили перед собой?
-Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели?
-Хорошо. Давайте подведем итог, еще раз озвучим причины, по которой корабли не тонут.
-Молодцы. А теперь посмотрите на ваши гипотезы, чье мнение подтвердилось, кто из вас был прав.
VII. Рефлексия.
-Где нам могут пригодиться полученные сегодня знания?
-Что для вас было самым интересным, запоминающимся?
-Наш урок- исследование подошел к концу. Спасибо за работу.
РАБОЧИЙ ЛИСТ №1
Задание: Проведите опыт в группе.
Ход опыта
- Проверьте все необходимое для опыта: контейнер, кусочек металла, металлическая чашка
- Возьмите кусочек металла и опустите его в воду. Понаблюдайте. Что произошло?
- Возьмите металлическую чашку и опустите её в воду. Понаблюдайте, что произошло. Сделайте выводы на рабочем листке №1.
Заключение
1. Мы проводили опыт с _____________________предметами.
2. Кусочек металла __________, потому что не имеет особой______________________________.
3. Металлическая чашка______________, потому что имеет особую продолговатую ________________.
4. Прочитайте текст о секретах строения кораблей на рабочем листке №2, приготовьте текст выступления от группы
РАБОЧИЙ ЛИСТ №1
Задание: Проведите опыт в группе.
Ход опыта
- Проверьте все необходимое для опыта: контейнер с водой, две пластиковые ёмкости от киндер-сюрприза.
- В одну пластиковую ёмкость наберите воды. Вторую ёмкость оставьте пустой.
- Обе ёмкости опустите в воду. Понаблюдайте. Что произошло?
- Надавите на пустую ёмкость, пытаясь погрузить её полностью в воду. Что вы чувствуете? Сделайте выводы на рабочем листке №1.
Заключение
- Мы проводили опыт с ____________________одна из которых была_с______________, другая___________________.
- Мы сделали вывод, что емкость с водой ____________, а плавает емкость заполненная _______________________.
- На ёмкость действует__________________, которая выталкиваете его наверх. Эту силу называют выталкивающей.
- Внутри корабля тоже есть пространство, заполненное ______________. Воздух выталкивает корабль из воды.
- Прочитайте текст о мертвом море на рабочем листке №2, приготовьте текст выступления от группы.
РАБОЧИЙ ЛИСТ №2
Задание: Прочитай текст. Обсудите в группах полученную информацию. Приготовьте выступление от группы.
Мертвое море.
Мёртвое море находится на Ближнем Востоке. Климат в районе Мертвого моря - уникальный и очень полезный для здоровья. Здесь построено несколько санаториев, куда приезжают лечиться люди из разных стран мира.
Вода в море не просто солёная - она почти в 10 раз соленее воды в океане! Никакая жизнь в Мёртвом море невозможна.
Купаются в Мёртвом море с особой осторожностью, хотя утонуть в нём нельзя: из-за большого содержания соли вода в море очень тяжёлая и буквально выталкивает на поверхность. Но, если вода попадёт в глаза: это почти то же, что сыпануть в них солью!
План ответа группы:
- Мы изучали текст о ___________________________________
- Мы узнали, что___________________________________________
- Самое интересное_________________________________________
- Мы пришли к выводу, что корабли не тонут, потому что соленая вода___________________________их на поверхность.
РАБОЧИЙ ЛИСТ №2
Задание: Прочитай текст. Обсудите в группах полученную информацию. Приготовьте выступление от группы.
Секреты строения корабля.
Корабли строят так, чтобы они в воде не утонули. У них есть грузовая ватерлиния – это отметка, до которой можно загружать судно, она всегда находится над водой. Если она видна над поверхностью воды, то беспокоиться не стоит. Если линия скрылась под водой – вероятность его затопления возрастает.
Днище корабля специально делают продолговатой формы, чем-то напоминающую глубокую тарелку. Когда корабль наклоняется вбок, он волей-неволей стремится опять выпрямиться.
Корабли строят так, чтобы они в воде не тонули.
План ответа группы:
1. Из изучали текст о ___________________________________
2. Мы узнали, что______________________________________
3. Самое интересное____________________________________
4. Мы пришли к выводу, что корабли не тонут, потому что имеют __________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка.4 класс. Развитие речи. Изложение "Муравьишкин корабль"
Активизирование и стимулирование интереса к занятиям через формирование самооценки и самоконтроля.Урок отличается тем, что при работе с текстом изложения используется Таблица оценки плана текста...
Объёмная и подвижная аппликация. «Воспоминания о море». Корабль и парусник. Техника оригами.
Цель: 1. Развивать умения работать с бумагой техникой оригами. 2. Развивать эстетический вкус учащихся. 3. Познакомить учащихся с одни...
Русский язык Словарная работа (корабль, корзина)
Этимологический анализ слова "корабль" (кора - корыто - корзина) способствует осознанному пониманию значения и орфографии слова....
Урок окружающего мира, 4 класс "Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени. Из книжной сокровищницы Древней Руси."
Главной целью урока было познакомить с историей появления письменности, создания первых книг, с первопечатником Иваном Федоровым, расширять представления учащихся об источнике знаний – книге. Исполдь...
Мы - команда одного корабля.
Мероприятие нацелено на введение младшего школьника в социальный мир; обогощает опыт толерантного взаимодействия, способствует воспитанию социальных чувств и формированию умения достойно жить, развива...
Почему корабли не тонут?
Презентаци исследовательской работы с проведением опыта и выводами для учащихся начальной школы...
Внеклассное мероприятие для мальчиков. Игра "Два корабля"
Кто не любил в детстве играть в "Морских пиратов" или "Разбойников". На 23 февраля предложите поиграть мальчишкам в одну из таких игр. Воспользуйтесь моим сценарием, не пожалеете! У нас это по...