«Какие бывают растения» 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Урок разработан  для учащихся 2 классов по предмету Окружающий мир (УМК ШКОЛА РОССИИ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh.mir_2klass.docx38.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  «Какие бывают растения» (окружающий мир) во 2 классе

(УМК ШКОЛА РОССИИ)

Дата проведения: 31 октября 2019г.

Цели: Формировать представление о многообразии растений, умение группировать их.

Развивать познавательный интерес, формировать умение выделять и сравнивать признаки этих групп, делать выводы на основании рассуждений.

Воспитывать культуру общения при работе в парах.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, учить замечать и ценить красоту мира растений.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебники, рабочие тетради на печатной основе, презентация к уроку, наглядный и раздаточный материал

№ этапа

Название этапа

Деятельность (слова учителя)

Деятельность(слова учащихся)

Раздаточный материал, оборудование этапа.

Время, необходимое для проведения этапа

1.

Организационный момент

Приветствие учащихся и гостей.

- Доброе утро! Доброе утро солнцу, растениям, птицам! Доброе утро и вашим улыбчивым лицам!

- Ребята, на сегодняшнем уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного, будете работать дружно в группах и уважать мнение друг друга.

Сегс  Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку:

Дом      Со всех сторон открыт,

Он р     Резною крышей крыт.

  Заходи в зеленый дом

  Чудеса увидишь в нем.     (Лес)

- Мы будем путешествовать по лесу. Нужно быть очень внимательными, чтобы увидеть чудеса, происходящие в лесу!                           

Настраиваются на урок, проверка готовности.

Отгадывают загадку.

Картина леса

2.

Актуализа-

ция знаний.

-Ребята, я приготовила для вас  загадки и предлагаю их отгадать.

1.Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Береза)

2.Что же это за девица.

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)

3.Бусы яркие висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

4.Красных  ягод пышный куст

Хороши они на вкус. (Смородина)

5.Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок – и нет цветка. (Одуванчик)

6. Стоят в лугах сестрички –

Золотой глазок,

Белые реснички. (Ромашки)

-Ребята, посмотрите на отгадки и предположите, о чем сегодня мы будем говорить на уроке. Какова будет тема урока?

-Ребята, а что вы знаете про растения? (кластер)

-Вы уже много знаете про растения. Все ли мы знаем про растения? Тогда чему мы посвятим сегодняшний урок?

Цели урока?

Отгадывают загадки.

-Сегодня на уроке мы будем говорить о растениях.

Предположительные ответы детей

Картинки-отгадки

На доске открывается тема урока, написанная в прямоугольнике - основа для добавления сводной таблицы

Записываются предположительные ответы детей(кластер)

Прием «Верные и неверные утверждения» 

-  Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы На каждой парте лежит  осенний листочек,  на обратной стороне в табличке записаны номера с 1 по 7. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Если считаете утверждение « верным»ставите знак «+»,  или «-», если не верите.

Вопросы:

1…растения в лесу можно условно разделить на 3 яруса.

2…у трав мягкие и сочные стебли.

3…деревья бывают лиственные и хвойные.

4…кустарники бывают лиственные и хвойные.

5…у деревьев один толстый стебель.

6… у кустарников несколько стеблей, отходящих от корня.

7…у хвойных растений нет листьев

-  Отложите ваши листочки. Мы вернемся к ним после изучения нового материала и проверим, правильно ли вы думали.

Выполняют работу на карточках (индивидуально)

Заранее заготовленные листочки-карточки.

3.

Работа по теме урока

-Посмотрите на картинки-отгадки на доске и предположите, на какие группы можно поделить растения?

-Растения делятся на деревья, кустарники и травы

Дополняется сводная таблица словами «Деревья» , «Кустарники» и «Травы».

Работа по учебнику.

а) Работа со схемой

-Ребята, как узнать где дерево?

-Давайте нарисуем схему дерева в рабочей тетради на стр.39 №1 и проверим по учебнику (после того, как нарисуют) на стр.56 (схема растений)

- Дальше давайте попробуем схематично изобразить кустарник и травы.

- А теперь давайте проверим, как мы выполнили свою работу по учебнику на стр. 56(проверка схем растений).

-Прочитаем текст на с.56

-Что же мы узнали про деревья, кустарники и травы?

-Теперь я вам предлагаю разделиться на 3 группы.(Учащиеся делятся на группы и выполняют задания на карточках):

1 группа. Определить группу растений (деревья) Найти лишнее и объяснить свой выбор. Докажите.

2 группа. Определить группу растений(кустарники). Найти лишнее и объяснить свой выбор.

3 группа. Определить группу растений( травы) Найти лишнее и объяснить свой выбор.

Слайд на доске.

-Деревья имеют один большой древесный ствол.

Работают  в тетради

Изображают схематично кустарник и травы(У кустарников много тонких древесных стволиков, а у трав мягкие, сочные стебли.

 

Чтение текста в учебнике(У трав, или травянистых растений, стебли мягкие, сочные. У дерева от корня отходит один толстый стебель – ствол.У кустарника несколько довольно тонких стеблей – стволиков.)

Выполняют работу в группах на заготовленных карточках.

Рабочая тетрадь

Учебник

Учебник.

Дополняется сводная таблица (отличия всех растений).

4.

Физкультминутка

Учитель называет различные растения (Рябина, крыжовник, клевер,

шиповник, осина, подорожник, сирень, морковь, тополь, черемуха, орешник,

липа, астра, сосна, жасмин, пшеница). Полным приседом дети показывают

травянистые растения, полуприсед – кустарники, стоят в полный рост –

деревья.

Дети делают зарядку

5.

Продолжение работы по теме урока

Понятие «Ярусы леса»

Работа в рабочей тетради

Практическая работа

Работа в тетради. Самостоятельная работа

- Давайте представим лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхней ступеньке? (деревья)

- Какие растения располагаются ниже? (кустарники)

- И на нижней ступеньке поселим … (травы).

Учёные называют такие ступеньки ярусами леса.

Обратимся к нашим картинкам.

- Как вы думаете, на какие 2 группы можно разделить все деревья?

- Какие деревья и кустарники мы называем лиственными, а какие хвойными?

Прочитайте текст на с 56 (последний абзац)…. Заполните пропуски. В рабочей тетради стр.39 задание 2

У __________________________________ растений листья в виде пластинок.

У___________________________________растений листья в виде хвоинок.

Проверка + -

-А знаете ли вы, что хвойными бывают не только деревья, но и кустарники. Посмотрите на фотографию в учебнике, как называется хвойный кустарник?

- Ребята, вы каждый день встречаете огромное количество растений; в школьном парке, в сквере, в своем саду, на лугу. Многие из них вам хорошо знакомы, их вы знаете, легко угадываете. Скажите, а как вы узнаете растения и определяете их названия?

-Тогда  предлагаю провести эксперимент. Я приготовила вам листья, плоды, цветки деревьев, кустарников и трав, которые растут  рядом с нами, узнаете вы их (работа в парах). На столах лежат Атласы-Определители, к ним мы обратимся , если возникнут трудности с определением .

-Ребята. А какие вы знаете деревья, кустарники и травы своего края? Я предлагаю выполнить  в рабочей тетради задание №3.

Задание №3  Приведите примеры растений (не менее трех в каждой группе)

а)  Деревья:____________________________________________________                

б) Кустарники: _________________________________________________

в) Травы: ______________________________________________________    

-Давайте проверим,  какие деревья вы записали?   --Какие кустарники?  Какие травы?

Дети учатся определять ярусы леса.

-Лиственные и хвойные

Предположительные ответы

-Лиственные имеют листья в виде пластинки, а у хвойных листья в виде

иголочек.

Работа в паре

Чтение учащимися выводов

-Можжевельник

-Мы смотрим дерево это или кустарник, по форме листа, по плодам.

Выполняют практическую работу

Ответы детей.

Дети самостоятельно работают в рабочей тетради.

Ответы детей

Учебник

Рабочая тетрадь

Природный материал: листья клена,  березы, клевер; по иголкам ель; по плодам рябину, шиповник.

Рабочая тетрадь

Работа  по книге

-Куда бы мы ни посмотрели, повсюду увидите растения. Растения живут на лугах, в лесах,  степях и высоко в  горах, в  безводных пустынях, в топких болотах, в реках, в морях.

Давайте  откроем наш учебник на странице 58-59  и  прочитаем о красоте растений.

Материал из учебника

Зеленые растения – дивный наряд Земли. Прекрасны деревья. Клены, березы, ели, сосны своим  пышным, торжественным видом словно призывают нас полюбоваться ими. Прекрасны цветы. В них трепет жизни, раскрывающийся в неисчислимом сочетании оттенков. Изумительны орхидеи и другие  цветы дальних стран. Величавы в своей красоте лилии и розы, цветущие в наших садах. Удивительно хороши и наши луговые, лесные, придорожные цветы: ромашки, колокольчики, ландыши, фиалки. В их скромной красоте таится бесконечное разочарование.

-А кто знает, какую пользу приносят человеку растения, зачем они нужны?

Оценка информации

-Девочка Маша отправилась на этот прекрасный луг и нарвала целый букет цветов для своей мамы. У ее мамы сегодня праздник-День Рождения. Как бы вы оценили поступок девочки?

- Какой вывод из этого можно сделать?

- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. А теперь пришло время вернуться к «Осенним листочкам» и снова ответить на те же вопросы. Проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях. Я снова читаю вопросы. Во второй строке вы ставите нужный знак.  

 - По каким вопросам ваше мнение совпало?

  - По каким вопросам ваше  мнение изменилось? Объясните, почему?

Читает ученик.

-Выделяют кислород, радуют нас своей красотой, дают продукты питания, еще есть лекарственные растения, и растения, из которых  делают ткани.

-Растения надо беречь.

Работают на « Осенних листочках».

Ответы детей

Учебник

6.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Наше виртуальное путешествие в лес на сегодняшнем уроке подходит к концу.

           - Что нового вы узнали на уроке? Что ещё запишем в наш Кластер?

           

- Как   - Какое задание вам больше понравилось?

            - На каком этапе вам прошлось особенно трудно?

- У вас на столах лежат разноцветные листочки. Оцените свою работу на уроке:

- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке, и было интересно! (зеленый)

- Немного затруднялся на уроке, но справлялся! (желтый)

-Мне было трудно! (красный)

Ответы детей

Добавляем в кластер

Дают ответы

Используют сигнальные карты-листочки.

7

Домашнее задание 

1)О    Ответить на вопросы в учебнике стр. 47.

1 уровень. Нарисовать растение и подобрать к нему стихотворение или загадку.

2 уровень. Нарисовать растение и подготовить краткий рассказ о нем.

- Молодцы, ребята.

 Спасибо за урок! Сегодня вас по праву

можно назвать исследователями - друзьями природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Какие бывают растения? Какие бывают животные?"

В презентации дана классификация растений и животных. Она может использоваться на уроках окружающего мира на этапе ознакомления с новым материалом, так же и на этапе закрепления изученного. В презента...

Технологическая карта урока.Окружающий мир.2 класс "Начальная школа XXI века."Растения леса.Какие бывают растения?"

Технологическая карта урока по окружающему миру "Растения леса. Какие бывают растения?"2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Цель:- Познакомить детей с названиями групп растений (дер...

Использование элементов современных педагогических технологий на уроке окружающего мира «Жизнь растений. Какие бывают растения?»

В разработке урока применены современные технологии проблемного обучения, при подготовке к уроку учащимися были проведены исследования...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»...

Какие бывают растения? Какие бывают животные?

Тест по окружающему миру 2 класс...

"Растения леса. Какие бывают растения?"

Цель: Познакомить детей с названиями групп растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе...

«Какие бывают растения, разнообразие растений»

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний о представление о растениях, как отдельном царстве природы, о значении растений в живой природеЗадачи урокаДидактич...