Кейс-урок
план-конспект урока по окружающему миру

Медведева Валентина Васильевна

Работа в группах по ссылке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа по ссылкам34.96 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок окружающего мира.

Класс: 3

Программа: Гармония.

Авторы: О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин

Тема: Её величество – вода.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

,,,

О люди, мыслю я, у всех у нас

Есть мать одна - по имени Природа!

У неё для всех хватает доброты.

И мы живем, запечатлев навеки,

В душе ее прекрасные черты –

Поля, леса, луга, моря и реки.

  1. Актуализация знаний.

С чего начинаешь ты утро каждого дня? (ответы детей)

После сна и зарядки идешь к умывальнику. Спокойно открываешь кран… И вот она — вода. Привычное для нас вещество, и, даже, немного обычное.

Посмотрев фрагмент, думаю, вы легко догадаетесь, чему будет посвящена работа на нашем сегодняшнем уроке? 

Видеоряд «Великая тайна воды».

Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?

Прослушиваю варианты. Объявляется тема.

Итак, мы будем говорить о воде. На нашей планете есть бесценное сокровище, настоящий дар. Этот дар – вода. Такой увидели бы Землю инопланетяне, если бы подлетали к ней на своем космическом корабле.

Лазурные воды мирового океана очень хорошо видны из космоса, что придает ей благородный голубой цвет. Именно поэтому ее ласково называют голубой планетой.

Возможна ли еще где-нибудь жизнь во Вселенной, кроме Земли? Возможна. Вселенная настолько огромна и в ней столько планет, на которых может возникнуть жизнь, что это и представить сложно. Просто человечество ещё недостаточно развито в техническом плане, чтобы найти жизнь на другой планете.

Обратите внимание на эпиграф к уроку. Прочитайте его. Откуда же появилась жизнь на нашей планете? (Из воды)

Значит, раз на других планетах жизнь пока не найдена, какого главного вещества на них нет? (Воды)

Давайте перенесемся на несколько лет, или десятков лет вперед. Обнаружена жизнь на другой планете, в другой Галактике! Но появилась она не из воды, а из другого источника. Воды на планете нет.  Но инопланетные гости поражены возможностями этого необычного вещества. У них есть планы на использование воды. И нас просят рассказать о самом главном веществе – воде.

Знаем мы достаточно много, но рассказать должны главное. О чем начнем разговор? (О свойствах, состояниях, как люди научились использовать воду, к чему приводит такое использование.)

План записывается на доске.

  1. Организация работы с кейсами.

Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 4 группы.  Каждая группа подготовит  свое сообщение, связанное с нашей темой.

1 группа называется: Историки. Участники расскажут нам о том, как издавна пользовались водой люди.

2 группа: Исследователи. Эта группа поможет разобраться в свойствах воды.

3 группа: Экологи нам поведают о способах сохранения этой бесценной жидкости.

4 группа: Синоптики расскажут нам о превращениях воды.

На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика.  Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем по  10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку.  Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.

Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа

           

           

       

2-я группа

3-я группа

4-я группа

  1. Кейсы.

Кейс №1.

Источник №1: Учебник О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2010. Стр. 77-79

Источник №2: Первый водопровод на Руси появился в 15 веке и был предназначен для поставки воды в Кремль (Москва). Обычно русские города возводились вблизи источников воды, поэтому самым распространенным способом водоснабжения было получение воды из них, а также из колодцев, прудов и подземных источников. Первый централизованный водопровод в России появился в 1804 году в Москве. Постепенно появлялись данные системы и в других городах. Качество воды было очень низким и способствовало распространению болезней.

 Сейчас водопроводы прокладывают в основном закрытым способом: бурят траншею, а затем прокладывают там трубы.

http://www.drilling-spb.ru/articles/info-6.html 

Источник №3: Сейчас уже трудно себе представить, как люди могли обходиться без водопроводных кранов. Но так было. В первые годы нашей эры в больших городах были построены системы водоснабжения, но, конечно, без кранов. По многочисленным желобам (углубление) вода постоянно текла в городские бассейны. Если же там появлялись излишки воды, то они просто переливались через край бассейна и уходили в землю. В те времена никому даже не приходило в голову экономить запасы воды.

 Устройство, способное преграждать путь воде, было создано, лишь, когда изобрели водопроводные трубы. Самый простой тип крана и сегодня широко применяется в самоварах.

http://vse-znat.ru/istoriya_poleznich_veschey/istoriya_vodoprovodnogo_krana.html 

Источник №4: Человеческая мысль не стояла на месте и развитие водопроводов продолжалось. Сотню лет назад люди и представить не могли ныне существующий уровень комфорта, который сегодня доступен практически любому.

Даже после Великой Отечественной войны водопровод в доме был в диковинку и являлся гордостью его владельцев. Вспомним строчку из известного стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»: «А у нас водопровод, Вот!».

http://www.sterminal.ru/history.htm 

Источник №5:

 Загадки.

№1 Если речка по трубе,

       Прибегает в дом к тебе

       И хозяйничает в нем -

       Как мы это назовём?...(водопровод)

№2 Мойдодыру я родня,

Отверни скорей меня:

И холодною водою

Живо я тебя умою....(водопроводный кран)

http://www.mammy-pappy.ru/zagadki/431-zagadki-o-dome.html 

Источник №6:

Выроешь колодец глубоко, будет вода стоять высоко.

Под лежачий камень вода не течет.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

http://www.svdisk.ru/poslovitsyi-i-pogovorki-o-vode.html 

Кейс №2.

Источник №1: Учебник О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2010. Стр. 80, 82-83.

Источник №2.

Учебник А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. Окружающий мир. 2 класс. Часть 1. М.: Баласс, 2011, стр. 14-15.

        

Источник №3.

Какова прозрачность воды?

Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?

В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Какого цвета вода? Какой опыт помогает определить цвет воды?

Можно ли сказать, что вода синяя? Серая? Зеленая? Желтая? Красная? Белая?

Какой же цвет воды?

Вода - растворитель.

Какой опыт поможет это заметить?

Вода - растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

Каков запах воды?

Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.

А чем пахнет чистая вода?

Вывод: вода не имеет запаха.

Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды?

Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность?

Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?

Во всех этих случаях появляется одно и то же свойство воды.

Какое?

Вывод: вода течет (свойство - текучесть).

http://festival.1september.ru/articles/574831/ 

Источник №4:

Пролитую воду не соберешь.

Много с тех пор воды утекло.

Воду в ступе толочь - вода и будет.

Источник №5:

Морская вода на вкус горьковато-солёная, неприятная для питья. Солёный вкус морской воде придаёт входящая в её состав поваренная соль — та соль, которую мы употребляем для еды.

Если бы мы могли выпарить все океаны, то дно их покрылось бы слоем соли толщиной в 60 метров. Во многих странах часто добывают соль на берегу моря, выпаривая морскую воду в небольших бассейнах.

При замерзании морской воды в лёд превращается только сама вода. Соли вымораживаются на поверхности льдины, где образуют кристаллы затейливого узора — «ледяные цветы», либо образуют внутри льдов капельки рассола. Таким образом, лёд получается почти пресным. Нередко этим пользуются мореплаватели, чтобы запастись пресной водой при плавании в полярных морях.

http://www.xliby.ru/nauchnaja_literatura_prochee/morja_i_okeany/p3.php 

Кейс №3.

Источник №1: Учебник О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2010. Стр. 80-81.

Источник №2:

Река Дон относится к рекам со средним количеством загрязнений, на некоторых участках – сильнозагрязненная.

Основными загрязнителями являются сточные воды и промышленные предприятия. Большинство предприятий не имеют очистных сооружений и сбрасывают отходы в канализацию. На загрязненность воды в реке Дон оказывает влияние перенос вредных и загрязняющих веществ из других рек. А также транспортные перевозки по реке Дон.

Можно сделать вывод о том, что, если такое отношение к нашим водным ресурсам будет продолжаться и дальше, то река Дон через несколько лет превратиться в одно сплошное болото!

http://donlandru.ru/?page=zagrjaznjo12.php 

Источник №3:

6 основных причин загрязнения воды.

Сточные воды.

Бытовые сточные воды, промышленные стоки нередко содержат синтетические моющие средства, которые попадают в реки и моря. Ежегодно в водные источники попадают тысячи химических веществ, действие которых на окружающую среду заранее не известно.

Кислотные дожди возникают в результате попадания в атмосферу отработанных газов, выпускаемых металлургическими предприятиями, тепловыми электростанциями, нефтеперерабатывающими заводами, а также другими промышленными предприятиями и автомобильным транспортом.

Твердые отходы.

Утечка нефти.

Нефть, пролитая в морскую воду, оказывает много неблагоприятных воздействий на жизнь моря. Прежде всего, гибнут птицы: тонут, перегреваются на солнце или лишаются пищи. Нефть ослепляет живущих в воде животных-тюленей, нерпу. Она уменьшает проникновение света в замкнутые водоемы и может повышать температуру воды.

Часто сложно установить источник загрязнения воды – это может быть выброс вредных веществ предприятием, или загрязнение из-за сельскохозяйственных или промышленных работ.

Тепловое загрязнение воды вызывается тепловыми или атомными электростанциями.

В условиях теплового загрязнения, как правило, наблюдается сильное разрастание водорослей, но вымирание других живущих в воде организмов.

http://www.ecology.md/section.php?section=news&id=4391 

Источник №4:

В быту чаще всего используются следующие способы очистки воды: кипячение, вымораживание, отстаивание, фильтрация.

Кипячение.

Это, пожалуй, самый распространенный и доступный способ очистки воды в быту. Жидкость необходимо кипятить около 15 минут, затем она должна остыть и отстояться.

Вымораживание.

Необходимо заполнить подходящую емкость жидкостью, накрыть ее крышкой и поставить в морозильник. Считается, что чистая вода замерзает самая первая. Ее и необходимо употреблять человеку. Ту же жидкость, которая не замерзла, необходимо вылить.

Отстаивание.

Некоторые пытаются обезопасить воду в быту методом отстаивания. В подходящую по размеру емкость наливается вода, через минут 5-10 емкость накрывается крышкой, чтобы внутрь не попала пыль. Такую воду можно пить через 7 часов. Пить можно только верхнюю часть воды, в остальной будут содержаться вредные вещества и примеси.

Фильтрование.

Это, пожалуй, один из самых современных и эффективных способов очистки воды в быту. Воду пропускают через специально разработанный фильтр.

Источник №5:

Очень хочется верить, что люди еще повзрослеют,

Чтоб источник всей Жизни на этой земле сохранят,

И в бездонном пространстве планета Земля голубая,

Будет также сиять, как и тысячелетья назад.

http://aqua-in-life.ru/2012/09/stichi-pro-vody/ 

Правила чистой воды.

1. Ты любишь реку Дон, ты хочешь купаться в чистой реке и пить чистую воду, поэтому никогда не бросишь на берегу или в воду мусор и разные отходы.

2. Ты никогда не будешь мыть свою машину в реке.

3. Ты знаешь, что распахивать землю можно только в двухстах метрах от берега реки, и не позволишь это делать другим. Ведь это водоохранная зона.

4. Ты будешь бороться за то, чтобы в сельской местности как можно меньше использовались удобрения (или вообще не использовались), чтоб они ни в каких количествах не попадали в воду. Ведь это наше здоровье.

5. Ты научишься экономить воду, не лить её зимой и летом. Иначе мы вынуждены будем её вскоре покупать.

6. Сбережём чистую воду – сбережём  здоровье.

7. Помни: загрязнение водоёмов - государственное преступление. Давайте беречь чистую воду, наш чудесный Дон.

http://vshodi-nagaibak.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=31&Itemid=33 

Кейс №4:

Источник №1: Учебник О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2010. Стр. 80-81.

Источник №2:

Туман — это облако у поверхности земли. Нет никакой разницы между туманом и облаком в небе. Когда облако находится у поверхности земли или моря, мы называем его «туман».

Обычно туман образуется по ночам и рано утром в низинах и над водоемами.

Туманы чаще бывают осенью, когда воздух охлаждается быстрее, чем земля или вода. При соприкосновении прохладного воздуха с теплым и образуется туман. Как правило, городские туманы гуще сельских. Городской воздух полон пыли и сажи, которые, соединяясь с частичками воды, образуют плотное покрывало.

http://potomy.ru/world/440.html 

Источник №3:

Как образуется роса?

Из-за охлаждения воздуха водяной пар на объектах вблизи земли превращается в капли воды. Это происходит обычно ночью. В пустынных регионах роса является важным источником влаги для растительности.

http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=e7148e59-6713-431e-8945-a42539d92966 

Источник №4:

РОСА – если к утру выпадает много росы, значит день будет солнечным и ясным, а если мало росы, день будет дождливым.

Обильная роса считается свидетельством того, что в этом месте на большой глубине проходят подземные воды, значит можно смело рыть колодец, не ошибетесь.

Считается, что росы, выпадающие с 4 августа, обладают волшебной силой, и если умоешься такой росой, кожа станет гладкой и шелковистой.

http://www.virtualern.com/pedia-514.htm 

Источник №5:

Если солнце всходит в тумане, днем будет тихо и душно.

Иней на деревьях — к морозам, туман — к оттепели.

Сильные росы — к плодородию, а частые туманы обещают урожай грибов.

Лежит пушистый иней – к ясной погоде.

Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.

http://shortwisdom.ru/omens/48 

http://shortwisdom.ru/omens/21 

Источник №6:

№1 Серебристой бахромой

На ветвях висит зимой.

А весною на весу

Превращается в росу.

http://zagadochki.ru/zagadki-pro-iney-s-otvetami.html 

№2 Утром бусы засверкали,

Всю страну собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем — не найдём.

http://riddle-middle.ru/zagadki?answer=%D0%EE%F1%E0 

№3 Сквозь густую пелену

Ничего я не пойму.

Дом, деревья, водоем

Серый гость накрыл плащом.

http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-pro-javlenija-prirody/zagadki-pro-tuman.html 

Источник №7:

Иней - вода в твердом виде, выделившаяся из воздуха на поверхность почвы, растений и т. д., как роса — вода, выделившаяся таким же образом в жидком виде. И действительно, в ясные и тихие ночи, когда температура поверхности упадет ниже 0°, выделяется иней вместо росы, при таких же условиях, как и последняя.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/45235/Иней 

  1. Работа в группах.

Учитель выполняет роль консультанта.

  1. Физминутка.
  2. Презентация выступлений.

Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, а остальные попробуют представить себя в роли инопланетных гостей, которым не знакомо презентуемое вещество. И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы землянам.

  1. Подведение итогов. Оценивание.

Итоги подводятся после выступления каждой группы.

Наш урок подошел к концу. На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили? Какое же это вещество – вода? Как к нему нужно относиться?

  1. Рефлексия.

Закончить урок я хочу такими словами:

Что такое вода? Минерал не имеющий цвета,

Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –

Это главное таинство, главное чудо Планеты,

Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.

У вас на столах лежат капельки. Прошу выбрать одну из них и показать мне.

Голубую, если урок понравился и вы во всем разобрались; зеленую, если урок понравился, но кое-что было непонятно; желтую, если урок не понравился, вы ничего не поняли.

Какая красивая и чистая получилась у нас водная гладь. Мне понравилось с вами работать. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс-урок окружающего мира Здоровый образ жизни

Кейс-урок окружающего мира Здоровый образ жизни. Разработка урока 3 класс УМК Школа России...

Кейс - урок по окружающему миру на тему: "Природная зона тайги" 4 класс

4. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.Работа по группам.А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой ...

Кейс - урок "Как устроен организм человека" - 15.01.2015 г.

Представлен кейс- урок по теме "Как устроен  организм человека". Открытие новых знаний проводится по 7 кейсам....

КЕЙС – УРОК УМК «Школа России» Урок окружающего мира

Цель: обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира. Планируемые результаты:Личностные: формировать мотивации к учению и целенаправленной познаватель...

КЕЙС – УРОК УМК «Перспективная начальная школа» Урок окружающего мира по теме: Обобщение по теме: «Органы чувств».

Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....

КЕЙС – УРОК УМК «Перспективная начальная школа» Урок окружающего мира.Обобщение по теме: «Органы чувств».

Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....