Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру

Чиброва Светлана Николаевна

Формирование

познавательных УУД на уроках окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_poznavatelnyh_uud.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5

г. Вольска Саратовской области»

«Формирование

познавательных УУД

на уроках окружающего мира»

                             

    Учитель начальных классов   

Чиброва С. Н.

                                                                                 

«Формирование

познавательных УУД на уроках окружающего мира»

Одна из основных задач современной школы – помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это  и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира. Познавательный интерес ребёнка и успешность обучения определяют его полноценное интеллектуальное и физическое развитие.                          Образовательная система «Перспективная начальная школа» предлагает нам много возможностей для  формирования познавательных УУД . В своей работе мы используем:

  • Применение ИКТ;
  • Практические работы;
  • Экскурсии;
  • Работа с хрестоматией;
  • Работа с учебником;
  • Работа с тетрадью.

 Использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетной целью уроков в начальной школе. Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, гласит народная пословица. Компьютерные технологии значительно обеспечивают высокий уровень наглядности.                                                      Работая на данный момент в 1 а и 1 б классе, мы еженедельно проводим совместные уроки в кабинете с мультимедиа.  Незаменимым нашим помощником является диск  «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир .1 класс».  

       При изучении темы «Как растения расселяются на новые места» новый материал объясняет не учитель, а электронный герой.  Дети с интересом  слушали, и старались запомнить все, что он говорит.

    По теме «Как животные готовятся к зиме» перед учащимися возникла проблема «Происходят ли  изменения  осенью в  жизни  животных»,  изображенных на экране. После высказываний детей  был прослушан материал и произведено сравнение.

При выполнении задания «Какие птицы улетают на юг» учащиеся подходили к компьютеру,  щелкали мышкой по птичке, и если она действительно перелетная, то птичка «улетала», а если нет, то оставалась на экране.

Изучая тему «Живая и неживая природа зимой»,  ученики сначала просмотрели фрагмент видеофильма, прочитали текст, помещенный на экране, отгадали загадки о животных. Затем класс был поделен на три группы (по рядам). В группах нужно было обсудить, как готовятся к зиме животные, о которых они только что отгадывали загадки.  После обсуждения дети сравнили свои высказывания с рисунком на экране.

Так же на уроках окружающего мира мы используем собственный презентационный материал.  Например, на обобщающем уроке по теме «Природа весной» была составлена нами презентация.

 Использование  на уроках окружающего мира мультимедиа дает нам возможность добиваться  хороших  результатов.

При проверке домашнего задания «Первоцветы» мы использовали игру «Угадай растение». Детям предстояло самим прочитать загадку или текст о растении, угадать его, и тут же проверить себя.

 По теме «С лукошком за грибами» ребята по очереди выходили к компьютеру, и выполняли задание «Съедобные - несъедобные грибы».                              Практическая работа на уроке окружающего мира имеет не меньшее значение, так как развитие познавательной активности младших школьников в большей степени происходит через сенсорное восприятие окружающего мира. Поэтому уже на первых уроках проводились игры :

          «Что в мешке?», где дети по очереди доставали из мешка предмет (ключ, пуговица и др.) и угадывали его;

        «Что в стакане?», (сок, вода, чай),

        «Определи запах» ( был разрезан сначала огурец, а потом апельсин).  

 При изучении темы «Части растений» дети рассматривали гербарии растений и определяли их части.

Под руководством учителя были проведены длительные  наблюдения «Прорастание семян», «Образование листа из почки».                                         Опыты  « Чистый  ли снег?», «Лед - замерзшая вода?», «Что легче: вода или лёд?»  были выполнены группами учащихся в классе, сделаны соответствующие выводы.  В декабре  мы участвовали в акции «Помоги птицам зимой». На уроке окружающего мира  рассматривали виды кормушек, затем «собрали» кормушку из деталей,  устно придумали свои кормушки. Дома с родителями ребята смастерили столовые  для птиц, и на одном из последующих  уроков окружающего мира вокруг школы мы развесили все сделанные кормушки, насыпали корм. Кормушек получилось очень много, более 20 штук. Самым приятным моментом для ребят было то, что птицы сразу слетались к кормушкам и лакомились  семечками, салом и хлебными крошками. Самыми  активными  участниками  этой акции были ученики 1 а и 1 б класса.

       Экскурсии являются основными формами обучения. В течение текущего года   были проведены  экскурсии:

  • Что нас окружает
  • Растения и их части
  • Жизнь растений осенью
  • Зима пришла
  • Учимся различать деревья и кустарники зимой
  • Жизнь растений весной
  • Лекарственные растения
  • Наш город

Экскурсии проводились с целью наблюдения за изменениями в природе. На них учащиеся учились различать деревья, кустарники, травы. На этих уроках-экскурсиях отрабатывались правила поведения в природе, на улице.                   Работа по учебнику  вызывала не меньший интерес  у ребят. Учебник составлен таким образом, что ребятам самим приходилось добывать на его страницах необходимые знания, и тем самым активизировать свое внимание и наблюдательность.  Детям предстояло работать по его развороту. Учащиеся рассматривали предложенные рисунки и искали ответы на вопросы учителя. Нравилось детям находить различия одного рисунка от другого, например, по теме «Пришла весна», где нужно сравнить природу в разные времена года.            Задания учебника предусматривают многовариантные ответы, что создавало условия для коллективного или группового решения изучаемой проблемы.  Рубрика «Расскажи!» учит рассказывать, развивает речь учащихся.  Творческую  деятельность учащихся активизировали устные сочинения: «Путешествия плодов и семян», «Путешествие снежинки», «Я люблю тебя, лето!»  Очень понравились сочинения детей Владимира Р., Екатерины К., Кирилла К., и многих других ребят.

     Формированию познавательных УУД  учащихся  на уроках окружающего мира способствовала работа с хрестоматией. На первых порах учителю или родителям приходилось самим зачитывать текст с дополнительной информацией. На уроках вначале проводилась работа по содержанию текста, что подготавливало детей к самостоятельному рассказыванию. Во втором полугодии дети сами могли зачитывать предложенные рассказы о природе.   Содержание хрестоматии полностью соответствует учебнику, дополняет и обогащает его. Отрывки из рассказов всемирно известных авторов были очень интересны ребятам.                    С большим интересом дети выполняли задания в тетради. Многие задания  были ориентированы на поисковую деятельность, в процессе которой дети учились самостоятельно выделять основные признаки для классификации животных и  растений. С увлечением учащиеся вырезали и наклеивали картинки грибов, ягод, овощей, лекарственных растений и дорисовывали недостающие. Нравилось ребятам придумывать  знаки для домашних и диких животных, для деревьев и травянистых растений. В тетради вели дневник наблюдений.

        На обобщающем уроке по окружающему миру при проведении теста  ребята показали хорошие результаты, что показало, что вся проделанная нами работа была не напрасна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных компетентностей на уроках окружающего мира

Упражнения в формировании познавательных компетентностей на уроках окружающего миоа в 1 классе...

Формирование познавательного интереса на уроках окружающего мира

В федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования определены основные цели, одна из которых ориентирована на развитие л...

Задания, способствующие формированию познавательных УУД на уроках окружающего мира

Задания, способствующие формированию  познавательных УУД на уроках окружающего мира...

Формирование познавательных УУД на уроках «Окружающего мира» в начальной школе

Для чего мы учим детей? Раньше, мы бы ответили: для того, чтобы они умели читать, считать, вычислять и писать. Но с позиции Федеральных государственных Образовательных Стандартов мы поняли и приняли э...

Выступление на МО "Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира"

Выступление на МО "Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира"...

Выступления на заседаниях ШМО. «Формирование познавательного интереса на уроках Окружающего мира»

       В федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования определены основные цели, одна из которых ориентирована на развитие личности школьни...