Не даром помнит вся Россия
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Котова Олеся Ивановна

Конспект урока. Война 1812 года. Окружающий мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отечественная война 1812 года

Конспект урока по предмеру «Окружающий мир» 4 класс

Цель: Расширение и систематизация  и углубление знаний учащихся об Отечественной войне 1812 года;

формирование патриотических чувств детей.

Планируемые результаты: учащиеся получат первые навыки работы с исторической картой( условные обозначения…), закрепят навыки работы в группах, представят результат индивидуальной поисковой деятельности.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, карта, фрагменты к/ф «Гусарская баллада».

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. 2. Самоопределение к деятельности.

Заранее подготовленный ученик декламирует фрагмент стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Наверное, всем вам уже известны эти строки. Какому событию нашей истории они посвящены? (Отечественная война 1812 года).

  1. Работа по теме урока.

Слайд 1

На протяжении школьной жизни вы будете неоднократно возвращаться к этой теме, изучать ее на уроках истории, читать посвященные ей произведения на уроках литературы, встречаться с памятниками, посвященными этой войне, на экскурсиях.

Сегодня мы подробно поговорим об этих героических событиях и постараемся понять, почему эта война называется Отечественной, и почему она навсегда останется в памяти нашего народа.

1812 год, над Россией грозовые тучи.

Во Франции пришел к власти молодой талантливый генерал Наполеон Бонапарт. Он завоевал почти всю Европу и рвался к мировому господству. Оставалось захватить Англию и покорить Россию. На нее то он и направил свой удар.

Наполеон серьезно готовился к войне с Россией. На него работали, его снабжали богатые европейские страны. Его армия была хорошо вооружена, обучена, имела многократное численное превосходство над русской армией. Наполеон собрал огромную армию в 600 тысяч человек. В ней служили не только французы, но народы многих покоренных стран Европы: немцы, итальянцы, австрийцы, поляки и другие народы Европы.

Ученикам предлагается показать на карте покоренные Наполеоном страны

Слайд 2

12 июня 1812 года армия Наполеона перешла пограничную реку Неман и вступила в Россию. Наполеон рассчитывал закончить войну за 1-2 месяца. Главный удар он направил на Москву. Своим генералам он говорил: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если овладею Петербургом, я возьму ее за голову; заняв Москву, поражу ее в сердце».

Вот такой бодрой, самоуверенной вступила наполеоновская армия в Россию.

Просмотр фрагмента 1 х/ф «Гусарская баллада»

Слайд 3

Работа с картой. Совместно с детьми составляется таблица для облегчения восприятия информации карты. Возможно проведение работы в группах. Заранее подготовленные ученики являются лидерами групп.

Русская армия

Французская армия

1 армия

Барклай де Толли

120 тыс.

Наполеон Бонапарт

600 тыс.

2 армия

Багратион

40 тыс.

Резерв

Тормасов

40 тыс.

ВСЕГО

200 тыс.

 

Сделать вывод о соотношении сил противников

Наполеон вклинился между первой и второй армиями, чтобы окружить их и разгромить поодиночке. Чтобы не допустить этого, русским войскам приходилось отступать.

Слайд 4

С первых же шагов по русской земле французы поняли, что их поход не будет увеселительной прогулкой. Наши войска вели ожесточенные бои при отступлении, защищали свою землю, не щадя жизни.

Один из учеников заранее провел мини-исследование о подвиге генерала Раевского с сыновьями в бою под Салтановкой. Он знакомит учеников класса с результатом своей работы:

 Дивизия генерала Раевского прикрывала отход главных сил армии Багратиона к переправе через Днепр. Когда под жестоким огнем неприятеля солдаты дрогнули и побежали, генерал сам увлек их вперед на врага, взяв за руки двух своих сыновей. Старшему из них было 16 лет, а младшему – 11. Воодушевленные таким примером солдаты отбили врага. Раевский писал потом своему начальнику генералу Багратиону: "Я сам свидетель, что многие офицеры и нижние чины, получив по две раны и перевязав их, возвращались в сражение, как на пир. Все были герои".

Слайд 5

Русским армиям удалось соединиться только под городом Смоленском. Не первый раз в русской истории этот город вставал на пути неприятеля, рвавшегося с запада. Наполеон рассчитывал быстро захватить город и в генеральном сражении разгромить русскую армию. 2 дня продолжалась битва за Смоленск. Под огнем 300 французских орудий запылал весь город. 250 домов только уцелело из 3,5 тысяч. Но штурм был отбит войсками генералов Дохтурова и Коновницына. Наполеон понял, что штурмом не возьмет Смоленск, и задумал обойти его. Но Барклай-де-Толли разгадал маневр Наполеона и приказал отступать. Командиры, солдаты негодовали и рвались в бой: они же два дня били французов! Но Барклай исполнял свой долг: «Великая армия» была все еще много сильнее. Рисковать было нельзя: другой армии у России не было.

Утром французские войска вошли в город и бросились грабить то, что уцелело от огня. Наполеон потерял под Смоленском 15 тысяч своих солдат и офицеров — и не достиг цели. Русская армия, потеряв 10 тысяч человек, сохранила свои основные силы и снова отошла, закрывая дорогу на Москву.

Это новое отступление с горечью было встречено и в армии, и во всей стране. Поползли слухи, что русский главнокомандующий генерал Барклай де Толли, иностранец по происхождению, трус и изменник. А когда армия не доверяет своему начальнику – дело плохо.

Слайд 6

Тогда новым главнокомандующим русской армией император Александр 1 назначил фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Ему было в это время уже 67 лет.

Один из учеников заранее провел мини-исследование по биографии М.И.Кутугова. Он знакомит с ней однокласскиков

Кутузов был самым выдающимся полководцем в России того времени, учеником великого Суворова.

 Родился Кутузов в 1745 г. Отец Кутузова был военным инженером, он вышел в отставку в чине генерал-поручика. Своего сына он также определил по военно-инженерной части. В 14 лет Кутузов окончил обучение в артиллерийском и инженерном корпусе, а в 16 лет был произведен в офицеры. Кутузов на практике усвоил суворовскую «науку побеждать», у него он научился ценить солдата, проявлять заботу о нем.

При штурме турецкой крепости Измаил Кутузов командовал главной колонной русских войск. Два раза он прорывался на вал крепости и дважды турки отбивались. Кутузов просил у Суворова поддержки, но Суворов в ней отказал, сообщив при этом Кутузову о том, что им уже послано донесение о взятии Измаила и что он назначает Кутузова комендантом этой крепости. В третий раз Кутузов бросился во главе своих войск в атаку, сломил сопротивление турок и прорвался к центру города.

Суворов очень высоко ценил не только талант, но и военную хитрость Кутузова и, бывало, говаривал про него: «Хитер, хитер! Умен, умен! Никто его не обманет».

Слайд 7

Назначение Кутузова было радостно встречено армией, ибо оно означало, что во главе армии стал известный стране военачальник и что скоро будет положен конец отступлению. 17 (29) августа, он приехал в армию, когда она находилась при Царево-Займище. Солдаты говорили: «Приехал Кутузов бить французов». Сам же Кутузов, встретившись с войсками, сказал: «Ну как можно отступать с такими молодцами».

Но место, на котором Курузов встретился со своей армией, было неудобно для сражения, и пришлось отступить еще дальше.

Слайд 8

Решающее сражение с французами произошло у деревни Бородино. 7 сентября (26 августа) 1812 года

26 августа около 5 часов 30 минут утра грянул бой. Это было величайшее сражение, каких еще не знала Европа. Для французов победа означала захват Москвы и ее богатств, окончание войны, возвращение домой. Для русских решалась судьба России. Обе стороны дрались отчаянно, стояли насмерть.

Просмотр фрагмента х/ф «Война и мир»

Бородинское сражение было самым жестоким и кровопролитным. К середине дня в упорных атаках французам удалось захватить ключевые позиции русских войск, но к вечеру они были вынуждены их оставить. Наполеону не удалось разгромить русскую армию. В своих мемуарах о Бородинской битве писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы на нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Слайд 9

Потери с обеих сторон были очень велики. Продолжать бой было очень рискованно. Утром 27 августа Кутузов принял решение: оставить Бородино и отвести войска к Москве.

13 (1) сентября 1812 г. состоялся знаменитый совет в деревне Фили. Русские генералы решали, давать новое сражение или сдать Москву без боя?. Было решено оставить Москву, но сберечь армию.

Слайд 10

2 сентября русская армия оставила Москву. Наполеон торжествовал. Его цель была достигнута, победа близка. Целый день он с Поклонной горы любовался городом и ждал жителей с ключами. Так он привык занимать города в Европе.

Заранее подготовленный ученик читает фрагмент стихотворения А.С.Пушкина:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля.

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Никого не дождавшись, он вступил в город, который оказался оставлен большинством жителей. Через несколько дней начался огромный пожар. Наполеон получил совсем не то, на что рассчитывал. Вместо отдыха в тепле и сытости он получил сгоревший разоренный город почти без жителей. Французы вынуждены были снаряжать за продовольствием специальные отряды, которые как голодные волки рыскали по окрестным деревням, но и там не находили приюта.

Жители сел и городов при приближении французов уходили в леса или районы, отдаленные от военных действий, забирали свое добро, продовольствие, угоняли скот, жгли стога сена и хлеба, чтобы они не достались врагу. Оставшиеся крестьяне отказывались продавать французам продукты и корм для лошадей.

Слайд 11

Незадолго до этого произошло еще одно важное событие, сыгравшее огромную роль в этой войне. Гусарский офицер Денис Давыдов предложил Кутузову организовать кавалерийский отряд для действий в тылу французов.

Заранее подготовленный ученик кратко рассказывает о Денисе Давыдове.

Кутузов выделил в распоряжение Давыдова 50 гусар и 80 казаков. И он с этим маленьким отрядом начал творить чудеса. Внезапно нападал на французов и бесследно исчезал в лесах. Отбивал продовольствие и запасы, освобождал пленных, которые тут же пополняли его отряд.

Слайд 12

Просмотр фрагмента 2 х/ф «Гусарская баллада»

Кутузов быстро убедился в пользе таких действий и начал направлять новые отряды для действий в тылу. Но не только гусарские и казачьи отряды беспокоили захватчиков. Весь народ России поднялся на священную Отечественную войну.

Слайд 13

Повсюду, где появлялись наполеоновские захватчики, вспыхивало пламя партизанской войны. Партизанские отряды (и армейские, и народные) наносили большой урон врагу потому, что нападали внезапно, ночами и на рассвете, из лесов и засад, были неуловимы. Тысячи крестьян сражались в партизанских отрядах. Брали топоры, вилы, косы, рогатины, с которыми охотились на медведей, вооружались ружьями, отнятыми у врага, получали оружие и от наших войск.

Самыми известными народными партизанскими командирами стали Герасим Курин и Василиса Кожина.

Заранее подготовленные ученики кратко рассказывают про народных командиров

Герасим Курин собрал шеститысячное мужицкое войско, которое  смело вступало в бои даже с крупными  отрядами французской армии. За свои самоотверженные действия крестьянин получил из рук самого М. И. Кутузова Георгиевский крест. Это был редчайший случай награждения невоенного человека, да еще крепостного мужика.

Василиса Кожина организовала отряд из женщин и подростков, вооруженных вилами, топорами и косами. Этот отряд охранял деревню, конвоировал пленных. Умная и решительная, она не боялась вступать с французами в рукопашную схватку.

А что же тем временем делал Наполеон в захваченной Москве? Он считал себя победителем и несколько раз посылал к русскому царю Александру 1 предложения заключить мир. И не получал ответа. Запасы таяли. Армия без дела превращалась в толпу разбойников. И Наполеон был вынужден оставить Москву. Вез с собой огромные обозы с золотом и награбленными богатствами.

 Он планировал возвращаться по калужской дороге, где еще оставались неразоренные города и деревни. Но Кутузов разгадал его маневр. На пути врага вновь встала русская армия. После кровопролитного сражения у города Малоярославец, продолжавшегося почти сутки, Наполеон отступил на старую смоленскую дорогу и двинулся прочь из России.

Слайд 14

Тем временем начались холода, а потом наступила зима. Солдаты и лошади голодали. Преследуемая войсками Кутузова и постоянными ударами партизанских отрядов, «Великая армия» таяла на глазах.

Просмотр фрагмента 3 х/ф «Гусарская баллада»

Наполеон сел в карету и в сопровождении своей личной охраны укатил в Париж. После бегства Наполеона остатки французского войска тоже заспешили домой. Они не слушались своих командиров, не хотели воевать. 14 декабря последний солдат некогда великой армии покинул нашу страну.

Слайд 15

В Отечественной войне России удалось сокрушить исключительно опытного противника, отстоять свою свободу, доказать старинное правило, что кто с мечом  к нам придет, от меча и погибнет. Европейские страны, обязанные России своим освобождением, искали дружбы с ней.

И конечно же, память о героях 1812 года и их славных подвигах священна для нашего народа. На Бородинском поле установлен памятник на братской могиле русских солдат. В Петербурге на Дворцовой площади установлена Александровская колонна. Именами героев Отечественной войны названы улицы городов, полтора века спустя в годы Великой Отечественной войны учрежден полководческий орден Кутузова.

Слайд 16

В благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России и как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием в Москве построен Храм Христа Спасителя. 

Этот Храм сейчас является главным в нашей стране.

В Санкт-Петербурге тоже есть свой Храм, посвященной победе над Наполеоном. Это Казанский собор, в котором похоронен М.И.Кутузов и где хранятся знамена французских войск в память о победе русского народа и в наставление всем недругам, кто вознамерится задуматься о нападении на Россию, покуситься на ее свободу, территорию и природные богатства.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "И будет помнить вся Россия..."

Презентация "И будет помнить вся Россия..." разработана для проведения классного часа во 2 классе, посвященного Отечественной войне 1812 года....

Праздник "Недаром помнит вся Россия..."

Костюмированный бал,посвященный 200-летию Бородинского сражения. Привлечены ученики всей начальной школы....

Конкурс "Недаром помнит вся Россия" Буклет "Отечественная война 1812 года"

Буклет поможет сформировать представления детей об Отечественной войне 1812 года, развивает познавательный интерес. Буклет - это помощь учителя по истории и окружающему миру в начальной школе. В букле...

Всероссийский конкурс "Недаром помнит вся Россия". Классный час в 3 классе "Отечественная война 1812 года"

Классный час познакомит детей с основными событиями Отечечтвенной войны 1812 года, поражениями и победами....

Внеурочные занятия художественно-эстетического направления по теме: «Недаром помнит вся Россия…»

В 2012 году исполняется 200 лет одному из важнейших событий в истории нашей страны – Отечественной войне 1812 года. Победа в ней имела огромное значение для политического, общественного и культурного...

"О чем рассказал бородинский хлеб" на конкурс "Недаром помнит вся Россия"

Работа представляет собой презентацию, в которой рассматривается версия возникновения рецептуры и названия бородинского хлеба.      Основную часть работы занимает рассказ о герое ...

Интегрированное мероприятие по теме "Не даром помнит вся Россия"

Внеклассное мероприятие посвящено годовщине Бородинской битвы. В разработке содержится интересный факты об историческом событии....