Урок окружающего мира по теме "Золотое кольцо России". 3 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Костерина Людмила Геннадьевна

Урок окружающего мира по теме "Золотое кольцо России". 3 класс.

image

Урок окружающего мира по теме "Золотое кольцо России". 3 класс.


 

Цели урока:

1.Познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями,с популярным в нашей стране туристско-экскурсионным  маршрутом «Золотое кольцо» по древним русским городам и совершить заочное путешествие.

 

2.Содействовать патриотическому воспитанию учащихся, воспитывать чувство гордости за свою страну.

3.Развивать речь, память, мышление, внимание; умение слушать,  умение  доказывать, аргументировать своё мнение;  способствовать развитию учебной и познавательной мотивации,  расширению кругозора.

4.Создать мотивацию к дальнейшему изучению предмета;  содействовать развитию у детей умений общаться, радоваться успехам товарищей;воспитывать чувства патриотизма и гордости за нашу богатую историческими и архитектурными ценностями Родину, формировать бережное отношение к этому богатству.

 

Оборудование: компьютер, проектор, слайды, фотографии с изображением городов Золотого кольца, рисунки гербов, учебники, карта, творческие работы учащихся, буклеты с достопримечательностями городов России.

 


 

Ход урока

I. Организация начала урока.

-Начинаем наш урок.

1. Эмоциональный настрой

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять

И многое узнать.

2. Сообщение темы урока.

- Мы начинаем изучать новую тему «Золотое кольцо России» и отправляемся в путешествие по древним российским городам.

Мы будем не просто рассматривать достопримечательности, а наблюдать, изучать, исследовать, то есть разгадывать тайны этих древних городов. Значит, мы не простые путешественники, а путешественники – исследователи!

Дети исполняют песню «У моей России длинные косички».

Послушайте, кто нас ждет!

         Загадка.    

Что за чудо - синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

-Правильно, автобус. Он поможет нам побывать в древних русских городах, которые расположены на «Золотом кольце».

Постановка проблемной ситуации.

-Как вы понимаете, что такое кольцо? Для чего служат кольца? Какие бывают кольца? Сегодня на уроке речь пойдет тоже о золотом кольце. Только  принадлежит оно не отдельному человеку, а целой  нашей стране России. Оно так и называется – золотое кольцо России. Украшено неповторимыми российскими самоцветами.

В конце урока вы сами сможете ответить на все вопросы.

-Включите воображение и представьте, что мы находимся в автобусе, который мгновенно будет переносить нас из города в город. Для путешествия нужна карта, в которой отмечайте те города, в которых мы побываем.

image

3.Работа по теме урока.

1.В путешествие по Золотому кольцу мы отправимся из Москвы (слайд).

Учащиеся 4 класса представят вам свой проект о Москве.

Москва – самый большой город России, ее столица.

Москва- это Красная площадь,

Москва- это башни Кремля.

Москва- это сердце России,

Которое любит тебя.

Здесь развевается самый главный флаг России, здесь работают Президент и правительство. Основал Москву Юрий Долгорукий.

2.Город Сергиев Посад.

-Мы едем на северо-восток. И прибываем в город Сергиев Посад- старинный русский город (слайд).

Учитель показывает маршрут движения по карте.

-Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Он называется Троице- Сергиева лавра, главный монастырь России.
3.Далее мы оказываемся в 
Переславль - Залесском (показ сладов).

-Город тоже основан Юрием Долгоруким, здесь тоже много церквей и памятников архитектуры.

4.А теперь в Ростов (показ слайдов).

Величаво и гордо течёшь ты река,

Река, на которой стоишь ты века,

Ростов - ты велик и прекрасен!

Не зря получил этот статус.

Как известно у нас в России два Ростова, так вот этот Ростов называют Великим. Этот город самый древний в Золотом кольце. Полюбуйтесь Ростовским кремлем, с белоснежными стенами и куполами церквей.

В Ростове мы полюбуемся знаменитой ростовской финифтью- это украшения с эмалью( Фото)

image 

5.Ярославль (слайд)

Ах ты, батюшка, Ярославль город!

Ты хорош, пригож, на горе стоишь,

На горе стоишь ты во всей красе…

Ярославль – самый крупный город Золотого кольца, стоит на реке Волге. Он основан князем Ярославом Мудрым. Ярославль называют родиной русского театра.

   6.Кострома (рассказ учителя)

Следующий город на Волге, в котором мы остановимся, - Кострома. Этот город основал князь Юрий Долгорукий в 12 веке.

Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным.

В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные     Торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводилось своё место. Об этом говорят названия – Мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды…

Самой знаменитой костромской достопримечательностью является Свято – Троицкий Ипатьевский монастырь. Его заложил в 13 веке князь Василий Квашня. Этот монастырь охранял от врагов подступы к городу.

Одним из символов Костромы является Пожарная каланча в центре города.

В городе много музеев.

 

7.Плёс (сообщение ученика)

Расположен на высоком правом берегу Волги. Город основан в 1410 году московским князем Василием Тёмным для защиты от врагов подступов к Костроме. Своё название город получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами.

Плёс – это город художников. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Художники приезжали сюда и в прошлом. Особенно любил Плёс русский художник Левитан. Здесь он написал картину «Золотая осень». Сейчас в городе открыт музей Левитана и установлен ему памятник.

 

Физкультминутка.

 

8.Суздаль (рассказ учителя)

Один из древнейших русских городов. Это город – музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, а всего в городе более 200 памятников истории и культуры.

Особенно выделяется собор Рождества Богородицы с большими тёмно- синими куполами, покрытыми золотыми звёздами.

В 14 веке в Суздале был основан Покровский девичий монастырь. Под зданием Покровского собора - усыпальницы, где погребены ссыльные царицы, великие княгини, знатные женщины Древней Руси.

В 17 веке в городе был построен Спаско – Ефимиев монастырь с мощными крепостными стенами длиной 1200 метров, с 12 башнями.

В городе есть знаменитый музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева.

9.Владимир.

Город основал Владимир Мономах в 12 веке. Владимир расположен на высоком берегу реки Клязьмы, в 190 км от Москвы. Это один из крупнейших городов Золотого кольца.

Основные достопримечательности Владимира расположены вдоль Большой Московской улицы – главной магистрали современного города. В 12 веке на ней при въезде во Владимир были построены Золотые ворота.

Центром архитектурного ансамбля города является Успенский собор, который долгое время был главным на Руси, по его образцу строились другие соборы.

А вот Дмитриевский собор. На его стенах много удивительных резных изображений.

Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.

 

Закрепление изученного (работа в группах)

1 конкурс: собрать из пазлов герб города. Герб какого города собрали?

 

2 конкурс – викторина «Угадай город».

В каком городе находится Троице – Сергиева лавра?

В каком городе делают финифть?

Какие города Золотого кольца стоят на Волге?

Какой город Золотого кольца называют городом – музеем?

Какой город называют городом художников?

Какой город основал Ярослав Мудрый?

3.Кроссворд

А теперь давайте проверим, как вы запомнили все то, о чем мы говорили сегодня на уроке. Разгадайте кроссворд:

image

  1. 1.Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс)

  2. 2.Музей деревянного зодчества. (Суздаль)

  3. 3.В этом городе находится замечательный памятник старины — Золотые ворота. (Владимир)

  4. 4.Название города произошло от слова «угол». Река течет «углом». (Углич)

  5. 5.Главный, важный монастырь. (Лавра)

  6. 6.Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть)

  7. 7.Этот город еще в давние времена с уважением называли Вели­ким. (Ростов)

4.Составь слово из предложенных букв.

Защита проектных работ.

Итоги путешествия:

  1. 1.Вам понравилось наше путешествие?

  2. 2.Какой город тебе особенно запомнился? Почему?

  3. 3.Объясни название «Золотое кольцо».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolotoe_koltso_rossii.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Урок окружающего мира по теме "Золотое кольцо России". 3 класс.

 

Урок окружающего мира по теме "Золотое кольцо России". 3 класс.

Цели урока:

1.Познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями,с популярным в нашей стране туристско-экскурсионным  маршрутом «Золотое кольцо» по древним русским городам и совершить заочное путешествие.

 

2.Содействовать патриотическому воспитанию учащихся, воспитывать чувство гордости за свою страну.

3.Развивать речь, память, мышление, внимание; умение слушать,  умение  доказывать, аргументировать своё мнение;  способствовать развитию учебной и познавательной мотивации,  расширению кругозора.

4.Создать мотивацию к дальнейшему изучению предмета;  содействовать развитию у детей умений общаться, радоваться успехам товарищей;воспитывать чувства патриотизма и гордости за нашу богатую историческими и архитектурными ценностями Родину, формировать бережное отношение к этому богатству.

 

Оборудование: компьютер, проектор, слайды, фотографии с изображением городов Золотого кольца, рисунки гербов, учебники, карта, творческие работы учащихся, буклеты с достопримечательностями городов России.

 

Ход урока

I. Организация начала урока.

-Начинаем наш урок.

1. Эмоциональный настрой

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять

И многое узнать.

2. Сообщение темы урока.

- Мы начинаем изучать новую тему «Золотое кольцо России» и отправляемся в путешествие по древним российским городам.

Мы будем не просто рассматривать достопримечательности, а наблюдать, изучать, исследовать, то есть разгадывать тайны этих древних городов. Значит, мы не простые путешественники, а путешественники – исследователи!

Дети исполняют песню «У моей России длинные косички».

Послушайте, кто нас ждет!

         Загадка.    

Что за чудо - синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

-Правильно, автобус. Он поможет нам побывать в древних русских городах, которые расположены на «Золотом кольце».

Постановка проблемной ситуации.

-Как вы понимаете, что такое кольцо? Для чего служат кольца? Какие бывают кольца? Сегодня на уроке речь пойдет тоже о золотом кольце. Только  принадлежит оно не отдельному человеку, а целой  нашей стране России. Оно так и называется – золотое кольцо России. Украшено неповторимыми российскими самоцветами.

В конце урока вы сами сможете ответить на все вопросы.

-Включите воображение и представьте, что мы находимся в автобусе, который мгновенно будет переносить нас из города в город. Для путешествия нужна карта, в которой отмечайте те города, в которых мы побываем.

 

3.Работа по теме урока.

1.В путешествие по Золотому кольцу мы отправимся из Москвы (слайд).

Учащиеся 4 класса представят вам свой проект о Москве.

Москва – самый большой город России, ее столица.

Москва- это Красная площадь,

Москва- это башни Кремля.

Москва- это сердце России,

Которое любит тебя.

Здесь развевается самый главный флаг России, здесь работают Президент и правительство. Основал Москву Юрий Долгорукий.

2.Город Сергиев Посад.

-Мы едем на северо-восток. И прибываем в город Сергиев Посад- старинный русский город (слайд).

Учитель показывает маршрут движения по карте.

-Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Он называется Троице- Сергиева лавра, главный монастырь России.
3.Далее мы оказываемся в 
Переславль - Залесском (показ сладов).

-Город тоже основан Юрием Долгоруким, здесь тоже много церквей и памятников архитектуры.

4.А теперь в Ростов (показ слайдов).

Величаво и гордо течёшь ты река,

Река, на которой стоишь ты века,

Ростов - ты велик и прекрасен!

Не зря получил этот статус.

Как известно у нас в России два Ростова, так вот этот Ростов называют Великим. Этот город самый древний в Золотом кольце. Полюбуйтесь Ростовским кремлем, с белоснежными стенами и куполами церквей.

В Ростове мы полюбуемся знаменитой ростовской финифтью- это украшения с эмалью( Фото)

  

5.Ярославль (слайд)

Ах ты, батюшка, Ярославль город!

Ты хорош, пригож, на горе стоишь,

На горе стоишь ты во всей красе…

Ярославль – самый крупный город Золотого кольца, стоит на реке Волге. Он основан князем Ярославом Мудрым. Ярославль называют родиной русского театра.

   6.Кострома (рассказ учителя)

Следующий город на Волге, в котором мы остановимся, - Кострома. Этот город основал князь Юрий Долгорукий в 12 веке.

Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным.

В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные     Торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводилось своё место. Об этом говорят названия – Мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды…

Самой знаменитой костромской достопримечательностью является Свято – Троицкий Ипатьевский монастырь. Его заложил в 13 веке князь Василий Квашня. Этот монастырь охранял от врагов подступы к городу.

Одним из символов Костромы является Пожарная каланча в центре города.

В городе много музеев.

 

7.Плёс (сообщение ученика)

Расположен на высоком правом берегу Волги. Город основан в 1410 году московским князем Василием Тёмным для защиты от врагов подступов к Костроме. Своё название город получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами.

Плёс – это город художников. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Художники приезжали сюда и в прошлом. Особенно любил Плёс русский художник Левитан. Здесь он написал картину «Золотая осень». Сейчас в городе открыт музей Левитана и установлен ему памятник.

 

Физкультминутка.

 

8.Суздаль (рассказ учителя)

Один из древнейших русских городов. Это город – музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, а всего в городе более 200 памятников истории и культуры.

Особенно выделяется собор Рождества Богородицы с большими тёмно- синими куполами, покрытыми золотыми звёздами.

В 14 веке в Суздале был основан Покровский девичий монастырь. Под зданием Покровского собора - усыпальницы, где погребены ссыльные царицы, великие княгини, знатные женщины Древней Руси.

В 17 веке в городе был построен Спаско – Ефимиев монастырь с мощными крепостными стенами длиной 1200 метров, с 12 башнями.

В городе есть знаменитый музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева.

9.Владимир.

Город основал Владимир Мономах в 12 веке. Владимир расположен на высоком берегу реки Клязьмы, в 190 км от Москвы. Это один из крупнейших городов Золотого кольца.

Основные достопримечательности Владимира расположены вдоль Большой Московской улицы – главной магистрали современного города. В 12 веке на ней при въезде во Владимир были построены Золотые ворота.

Центром архитектурного ансамбля города является Успенский собор, который долгое время был главным на Руси, по его образцу строились другие соборы.

А вот Дмитриевский собор. На его стенах много удивительных резных изображений.

Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.

 

Закрепление изученного (работа в группах)

1 конкурс: собрать из пазлов герб города. Герб какого города собрали?

 

2 конкурс – викторина «Угадай город».

В каком городе находится Троице – Сергиева лавра?

В каком городе делают финифть?

Какие города Золотого кольца стоят на Волге?

Какой город Золотого кольца называют городом – музеем?

Какой город называют городом художников?

Какой город основал Ярослав Мудрый?

3.Кроссворд

А теперь давайте проверим, как вы запомнили все то, о чем мы говорили сегодня на уроке. Разгадайте кроссворд:

 

  1. 1.Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс)
  2. 2.Музей деревянного зодчества. (Суздаль)
  3. 3.В этом городе находится замечательный памятник старины — Золотые ворота. (Владимир)
  4. 4.Название города произошло от слова «угол». Река течет «углом». (Углич)
  5. 5.Главный, важный монастырь. (Лавра)
  6. 6.Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть)
  7. 7.Этот город еще в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов)

4.Составь слово из предложенных букв.

Защита проектных работ.

Итоги путешествия:

  1. 1.Вам понравилось наше путешествие?
  2. 2.Какой город тебе особенно запомнился? Почему?
  3. 3.Объясни название «Золотое кольцо».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Золотое кольцо России» 1-й урок (3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом. Планируемые результаты:Предметные:-знать города Золотого кольца Росс...

Конспект урока окружающего мира Тема: «Золотое кольцо России: Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир» 2-й урок (3 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города З...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Золотое кольцо России: Фактологический диктант» 3-й урок (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются "Золотым кольцом".Планируемые результаты:Предметные:- знать: что такое золотое к...

Конспект урока окружающего мира Тема "Золотое кольцо России (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: закрепление  представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Золотое кольцо России» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о городах «Золотого кольца», знакомство с их достопримечательностями. Планируемые результаты Предметные:  знать города золотого...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Золотое кольцо России» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о городах золотого кольца России; формирование бережного отношения к истории России. Планируемые результаты Предметные:  знать все города входящие в...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России ».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: знакомство детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России»...