МЫ – ЖИТЕЛИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
классный час по окружающему миру (3 класс)
Внеклассное мероприятие для младших школьников по историии образования Хабаровского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_-zhiteli_habarovskogo_kraya.docx | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный урок (для учащихся начальной школы)
Тема: МЫ – ЖИТЕЛИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Цель: Познакомить с историей образования Хабаровского края, историей строительства п. Сулук, расширить представление детей о Хабаровском крае
Сформировать у учащихся представление о территории Хабаровского края, о населении, о потенциале края.
Воспитывать чувство гордости за Россию, за свой родной край, район.
Способствовать принятию детьми нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность).
Воспитывать у учащихся уважительное отношение к истории своего края и своего народа.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ХОД УРОКА.
I. Оргмомент. Приветствие
II. Введение в тему
- В каком крае мы живем? Его столица?
- Сколько лет исполнилось Хабаровскому краю? – 79 лет, 20 октября 1938 г.
20 октября 1938 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Дальневосточный край был разделён на Хабаровский и Приморский.
История Хабаровского края
История Хабаровского края восходит к первым землепроходцам Приохотья и Приамурья, с чего начиналось освоение Дальневосточных территорий. Первые поселения русских людей возникли на Охотском побережье еще в первой половине 17 века. Походы В.Д.Пояркова (1643-1646 годы) и Е.П.Хабарова (1649-1653 годы) положили начало присоединения к русскому государству левобережного Приамурья, заселения обширных, практически безлюдных территорий. Однако процесс освоения края был прерван военными действиями Цинской империи. Не имея возможности перебросить в Приамурье крупные военные силы, Россия была вынуждена подписать Нерчинский договор (1689 год), согласно которому русские покинули левобережное Приамурье почти на полтора века. Однако продолжалось освоение побережья Охотского моря. В 17 веке Охотск был главным тихоокеанским портом страны. Энергичные шаги по возвращению России Приамурья были приняты к середине 19 века. Выдающуюся роль в этом сыграли генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьев, Г.И.Невельской, основавший в 1850 году военный пост в устье реки Амур (г.Николаевск-на-Амуре). В 1858 году по договору в г.Айгуне все левобережное Приамурье признано владением России.
Первым самостоятельным административно-территориальным образованием, включающим территорию края, являлась Приморская область с центром в г.Николаевске-на-Амуре, созданная в 1856 году. В 1858 году основан г.Хабаровск (первоначально – с.Хабаровка, получившая статус города в 1893 году).
Обосновывая необходимость закладки поста близ устья Уссури, Г.И Невельской писал генерал-губернатору Восточной Сибири Н.Н.Муравьеву-Амурскому накануне первого Амурского сплава в 1854 году:
«Устье реки Уссури здесь представляет центр, из которого должны исходить пути, обеспеченные земледельческими поселениями, к главным местностям, как-то: к Забайкальской области, устью реки Амура и к гаваням, лежащим на прибрежьях края…» Он предвосхитил географическую «столичность» будущего города для всего Дальнего Востока. «В настоящее же время этот пункт должен служить исходной точкой как для сообщения с избранной на юге гаванью, так ровно и для исследования Уссурийского и среднеамурского бассейнов».
В 1860 году учреждена новая область –Амурская с центром в г.Благовещенске. В 1880 году управление областью переведено в Хабаровку с одновременным образованием Хабаровского округа в составе области. В 1884 году образовано Приамурское генерал-губернаторство с резиденцией в г.Хабаровске, в состав которого вошли Амурская, Приморская и Забайкальская области. В 1909 году Приморская область разделена на 3 области: Сахалинскую Камчатскую и Приморскую (центр- г.Владивосток), в состав которой входил Хабаровский уезд. В 1920 году из Приморской области выделена новая Приамурская область с центром в Хабаровске, затем преобразованная в губернию, входившей в состав Дальневосточной республики.
В 1922 г. была упразднена Дальневосточная Республика (ДВР), и на ее территории образована Дальневосточная область с центром в г. Чита, а с 1924 г. – в г. Хабаровске. В состав области входили Амурская, Забайкальская, Камчатская, Приамурская, Прибайкальская, Приморская (с северной частью о. Сахалин) губернии и полоса отчуждения Китайской Восточной железной дороги (КВЖД).
Губернии существовали на Дальнем Востоке всего три года. Проведенное в 1926 году районирование Дальнего Востока заменило губернии окружной системой.
В 1926 г. постановлением Президиума ВЦИК на территории Дальневосточной области был образован Дальневосточный край с центром в г. Хабаровске, В него входили Амурский, Владивостокский, Зейский, Камчатский, Николаевский, Сахалинский, Сретенский, Хабаровский, Читинский округа.
20 октября 1938 года Дальневосточный край разделен на Хабаровский и Приморские края. В состав Хабаровского края вошли Амурская, Еврейская, Нижне-Амурская, Камчатская, Сахалинская области, Чукотский и Корякский национальные округа, районы реки Колымы. В 1947 году из Хабаровского края выделена Сахалинская область, в 1948 году - Амурская область. В 1953 году из районов р.Колымы образована самостоятельная Магаданская область с Чукотским национальным округом, в 1956 году стала самостоятельной Камчатская область. Тогда же была упразднена Нижне-Амурская область, а входившие в ее состав районы перешли в непосредственное подчинение Хабаровского края. С 1991 года самостоятельным субъектом РФ является Еврейская автономная область.
В настоящее время Хабаровский край включает в себя 236 муниципальных образований: 29 городских поселений, 188 сельских поселений, 2 городских округа (г.Хабаровск и г. Комсомольск-на-Амуре), 17 муниципальных районов.
III. Показ фильма «Хабаровский край»
IV. История строительства п. Сулук. Презентация.
Сулук – частица Хабаровского края
Сорок лет назад на месте поселка Сулук была заросшая таёжным разнотравьем и соседствующими березами и пихтами сопка. Своему рождению Сулук обязан постановлению партии и правительства о строительстве Байкало-Амурской магистрали.
Летом 1974 года в долине реки Сулук появились первые изыскатели, воины-железнодорожники, прокладывающие трассу полотна. А чуть позже был выпущен приказ министра транспортного строительства СССР.
«Организовать строительно-монтажный поезд № 338…. Институту Дальгипротранс, осуществить проектировку жилого поселка и согласовать с трестом «Дальтрансстрой». (Из приказа министра транспортного строительства СССР).
Формирование поезда началось 5 июля 1977 года. Начальником был назначен главный механик треста «Дальтрансстрой» Ступин Сергей Иванович. Как и при создании любой другой организации, прежде всего стал вопрос о комплектовании организации кадрами. БАМ – стройка молодых, поэтому в решении вопроса о комплектовании, ставка делалась на молодежь.
12 июля постановлением бюро Хабаровского краевого комитета комсомола был создан комсомольско-молодежный отряд численностью в 100 человек.
А через несколько дней в райкомы, горкомы комсомола города стали поступать заявления от добровольцев. Молодежь со всех концов края откликнулась на призыв комсомола «Даешь, Сулук!».
В крайкоме ВЛКСМ была организована специальная мандатная комиссия, которая отбирала лучших из лучших. Первые строители и жители нового города должны были достойно представлять Хабаровский край.
Принцип подбора людей определяла специфика работы – новая стройка. А это значило, что люди различных профессий требовались в разное время.
В начале строительства поселок Сулук испытывал недостаток в каменщиках-монтажниках для строительства жилых домов, общежитий, столовой, котельной, дизельной. Потом потребовались машинисты электростанций, кочегары, для скорейшего создания теплового хозяйства поселка. И нужны были не просто плотники, каменщики, машинисты, а профессионалы, владеющие этими профессиями в совершенстве.
В тресте возложили надежды на комсомольско-молодежный отряд, в который шли ребята, получившие надежную специальность в армии, закаленные в краевом отряде «Баневуровенц». И не ошиблись!
Проект поселка разработал институт НИИ «Дальгипротранс». В краткие сроки была подготовлена вся проектно-сметная документация: генеральный план поселка, вертикальная планировка.
Первый отряд добровольцев выехал на место будущего поселка 25 июля. Среди первых, кто выехал на место будущего поселка – пятнадцать человек во главе с опытным строителем Юрием Антоновичем Сохиным.
24 августа 1977 года в Хабаровске состоялись торжественные проводы отряда «Хабаровский комсомолец». Именно ему суждено было стать первым подразделением созданного в то время строительно-монтажного поезда «ХабаровсктрансстройБАМ» для сооружения станции Байкало-Амурской магистрали – Сулук.
Отряд «Хабаровский комсомолец» решил: построить на БАМе лучший поселок. Это было время комсомольской романтики. И не каждому из желающих удалось попасть в тот первый отряд добровольцев. Для сооружения будущей станции приехали самые лучшие, самые достойные представители комсомола края. Сергей Манойленко, заводской парень, стал командиром отряда «Хабаровский комсомолец».
25 августа посланцы Хабаровского края отправились на место своей постоянной дислокации, чтобы начать воплощать мечту в реальность.
Утро выдалось туманным и прохладным. Но это не отразилось на настроении людей, собравшихся на перроне станции Ургал, чтобы встретить новое бамовское пополнение – головную группу отряда «Хабаровский комсомолец» из строительно-монтажного поезда «ХабаровсктрансстройБАМ». Митинг открыл первый секретарь Верхнебуреинского райкома КПСС Луночкин В.И.. С прибытием на вернебуреинскую землю бойцов отряда поздравил первый секретарь районного комитета комсомола Шафир А.Л., первопроходец магистрали, газоэлектросварщик ССМП «Укрстроя» Карунский А.И. . Офицер-железнодорожник Урецкий И.Ф. в своем выступлении сказал, что пройден Дуссе-Алиньский туннель, уложено первое звено на разъезде Аваха, впереди будущая станция Сулук, звездочку которой зажечь на карте БАМа доверено вам, представителям Дальнего Востока, в которой мы с вами приедем по новому железнодорожному пути, проложенному сквозь тайгу, горные хребты и болота.
Бригадир отряда «Хабаровский комсомолец» Александр Суслов в ответном слове выразил благодарность за теплую встречу и от всех бойцов заверил, что мы быстро вольемся в бамовскую трудовую семью и займем в ней не последнее место. В короткий срок и с высоким качеством построим станцию Сулук и жилой поселок. Мы не боимся трудностей, выполним все поставленные перед нами задачи. Начальник поезда «ХабаровсктрансстройБАМ» Ступин С.И. сказал: «Наш трест «Дальтрансстрой» имеет свои славные традиции, своих прославленных строителей стальных магистралей. Мы являемся преемниками строителей железных дорог Волочаевка-Комсомольск-на-Амуре, Комсомольс-Советская Гавань, Известковая-Ургал, участниками строительства паромной переправы Ванино-Хомск на Сахалине, главного моста БАМа у Комсомольск-на-Амуре и многих других важнейших объектов. Уверен, что эти традиции будут продолжены и на стройке века. Сулук станет образцовой станцией Восточного участка БАМа. Порукой тому – молодой задор и энергия посланцев хабаровской комсомолии».
У подножия Дуссе-Алиньского хребта был установлен мемориальный камень с надписью «Здесь 25 августа 1977 года для строительства станции Сулук высадился отряд «Хабаровский комсомолец».
Весь специализированный строительно-монтажный поезд «ХабаровсктрансстройБАМ» получил звание комсомольско-молодежного коллектива. Тем самым был официально признан особенный характер хабаровского поезда – он по составу молодежный на девяносто процентов, а по духу и энергии на все сто!
Отряду предстояло начать строительство у таежной реки Сулук одноименного поселка и станции будущей железной дороги. Вскоре появились и первые палатки. Затем два общежития, закладывался фундамент под овощехранилище, готовы были столовая, котельная, баня.
На строительстве поселка трудились комсомольско-молодежные бригады А. Суслова, И. Даудова, Б. Борисова, В. Тараканова, Петрова В., Кончина А. и др.
В ноябре появилась первая улица. На новеньких общежитиях прибивали табличку «Улица имени 60-летия Октября». Параллельно строилась новая улица с двухквартирными брусчатыми домами – имени Хабаровского комсомола. Дала ток дизельная электростанция, сооружались объекты промышленной базы.
Строительным победам способствовал и труд воинов-железнодорожников. Трудовую победу одержали мостостроители и воины-железнодорожники Восточного участка Байкало-Амурской магистрали. На месяц раньше срока, как и предусматривалось обязательствами, завершено сооружение железнодорожного перехода через горную реку Аякит. В сложных геологических условиях коллектив «Мостоотряда № 51» уложил в скальный грунт 3400 кубометров сборного и монолитного бетона и железобетона, 250 кубометров облицовочных блоков, смонтировал 800 тонн металлоконструкций.
В октябре 1977 года рабочее движение поездов на участке Ургал-Сулук было открыто. Особенно радовались этому событию рабочие ССМП «ХабаровсктрансстройБАМ», возводившие станцию Сулук. Раньше им приходилось возить грузы за 30 километров по нелегкой притрассовой дороге через перевалы и сопки, после открытия движения-грузы подавались непосредственно на строительную площадку.
В конце января 1978 года был утвержден генеральный план и проект детальной застройки станции и поселка Сулук. По склону сопки расположились двухэтажные и пятиэтажные дома для железнодорожников, закладывался детский сад, школа, здание вокзала. Ускоренными темпами сооружалась котельная, водозабор, станционное хозяйство, очистные сооружения.
В феврале посланцы Хабаровского комсомола подарили поселку замечательный клуб со спортивным залом, просторной библиотекой.
В первом квартале 1978 года бригада Б. Н. Борисова, была признанна лучшей по итогам социалистического соревнования и обязалась выполнить план 12 месяцев к 25 августа – годовщине начала строительства. Бригадир избран делегатом на XI Международный фестиваль молодежи и студентов. Плотники хозрасчетной бригады А. В. Суслова на общем собрании решили принять в свой состав Героя Советского Союза летчика эскадрильи «Хабаровский комсомолец» Л. Глушенко и регулярно выполняли его норму.
В 1983 году сданы все объекты намеченного строительства. Школьники вселились в просторную, светлую трехэтажную школу со столовой, актовым и спортивным залами. Уютный детский сад принял своих питомцев. Было принято в эксплуатацию одно из красивейших на Восточном участке БАМа здание вокзала - гордость поселка.
V. Выступления учащихся. Рассказы о семье.
Выставка рисунков «Моя семья».
Заключение. Итог.
Сулук –
холодная река,
седых вершин,
С крутых отрогов
летишь и рушишь берега
и громыхаешь на порогах.
В тебе размашистая сила,
не усмирим характер твой,
как ты отчаянно косила
деревья полою водой.
Несла коряги и каменья,
не признавая тишины,
обескураженно таймени
шарахались из глубины.
Раздолье буйное, потеха…
Шиверы враз преодолев,
обрушивала долгим эхом
в распадке неуемный гнев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс чтецов "Есть в осени первоначальной.." Автор Смородинова Елена Эдуардовна учитель начальных классов МОУ СОШ №1 г. Комсомольска -на- Амуре Хабаровского края.
Вступление к традиционному конкурсу чтецов для учащихся начальной школы. Главным героем конкурса является мисс Осень....
Сценарий "Праздник мам" 2 класс автор Смородинова Елена Эдуардовна МОУ СОШ №1 г. Комсомольск - на - Амуре Хабаровский край
Стихи и песни, инсценировки, частушки с участием детей. Коллективный праздник детей и родителей за чашкой чая....
Природа Хабаровского края
Презентация о Хабаровском крае для урока "Окружающий мир". Можно использовать 1-4 класс....
Природа Хабаровского края
Презентация о Хабаровском крае для урока "Окружающий мир". Можно использовать 1-4 класс....
Урок математики по системе Л.В. Занкова 1 класс по теме "Счёт,сравнение предметов" Автор Смородинова Елена Эдуардовна МОУ гимназия №1 город Комсомольск- на - Амуре Хабаровский край
Урок математики в 1 классе с использованием мультимедиа. На уроке использованы элементы игры, сказочный персонаж.стихи, музыкальная заставка. Задания урока активизируют познава...
Родительское собрание на тему "Первые шаги ребёнка в школе" 1 класс К Учитель начальных классов Смородинова Елена Эдуардовна МОУ гимназия №1 город Комсомольск- на -Амуре Хабаровский край
Условия успешной адаптации первоклассников, тренинги, творческие задания, нестандартные советы по воспитанию для родителей- со всем этим можно ознакомиться в разработке собрания....
Тест на тему "Живая и неживая природа" 1 класс система Л. В.Занкова учитель МОУ гимназия №1 Смородинова Елена Эдуардовна город Комсомольск -на - Амру Хабаровский край
Тест по теме "Живая и неживая природа", способствует проверке знаний по теме....