Осторожно, компьютерные игры!
проект по окружающему миру

Антонова Светлана Алексеевна

Исследовательская работа о вреде и пользе компьютерных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ostorozhno_komp_igry1.docx46.35 КБ

Предварительный просмотр:

Осторожно: компьютерные игры!

Введение.

В нашем доме компьютер появился так давно, что я уже и не помню. А вместе с ним появились и компьютерные игры. Время за ними пролетает незаметно. Я как будто попадаю в волшебную сказку! Но мама против долгого засиживания перед компьютером. Говорит: «Компьютер-убийца зрения!» Твердит: «Скоро спина станет как у Бабы-Яги!» Она даже контролирует покупку дисков с играми: «Тебе в эту игру играть рано, а эта слишком жестокая!»

И я решила узнать, в чем вред  компьютерных игр, есть ли от них польза, а также исследовать какими играми увлекаются мои одноклассники, сколько времени они проводят за компьютером и какие другие занятия их интересуют.

Я считаю, что выбранная мною тема актуальна, так как большинство моих друзей и знакомых очень любят игры на компьютере.

Цель исследования: выяснить, чем опасны компьютерные игры для детей младшего школьного возраста и какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить здоровье.

Задачи:

1. Узнать виды компьютерных игр, их плюсы и минусы.

2.Узнать, как относятся к проблеме специалисты, профессионально связанные с компьютерами, медицинские работники, школьный психолог.

          3. Провести анкетирование одноклассников, чтобы выяснить  в какие игры они любят играть.

Гипотеза: компьютерные игры наносят вред здоровью детей.

Методы исследования:

1.изучение различных источников информации;

2.беседа со школьным психологом, врачом-офтальмологом, детским педиатром, инженером - информационистом;

3. анкетирование;

4. анализ полученных данных;

Работа носит исследовательский характер, будет интересна и полезна, как детям, играющим в компьютерные игры, так и родителям и учителям.

Предполагаемый результат -   после завершения проекта учащиеся смогут:

• выбирать игры, развивающие мышление и логику;

• выполнять гимнастику для мышц и глаз, следить за временем, проводимым у компьютера;

Исследование проводилось мною в основном по материалам, которые я нашла в сети Интернет, так как проблема эта еще молодая и литературы по этому поводу мало.

Рассмотрим виды компьютерных игр и их последствия.

1.​ Динамические игры

2​. Логические

3​. Развивающие и обучающие

• Динамические игры. (Бродилки, стрелялки, шутеры.)

Минусы. Побеждая противника в виртуальной битве, игроки сильно внутренне это переживают и переносят виртуальный образ в реальную жизнь, как последствие - сильнейший стресс.

Игры такого типа могут развить у ребенка жестокость, агрессивность, тревожность.

В некоторых играх для достижения цели используются агрессивные и опасные формы поведения.

Идея врезаться в «Башни близнецы» возникла во время полета на авиастимуляторе.

Логические игры (стратегии, квесты).

Плюсы. Вырабатывается сбалансированное мышление, мозговая дисциплина, позволяющая выстраивать картины не совершившихся событий. Улучшается память, развивается наблюдательность.

Минусы. Огромная нагрузка на мозг, вызываемая необходимостью держать в голове массивы информации. Бессонница, паранойя.

Военные стратегии могут развивать в игроке жестокость, агрессивность.

Развивающие и обучающие

В этих играх ребенок в доступной форме овладевает навыками счета, чтения, рисования, проектирования. Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. И это закономерно, так как соответствует законам психического развития детей. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер, так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным. Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации. Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка. Но что думают по поводу этого специалисты и медицинские работники?

Для того чтобы узнать мнение специалистов я взяла интервью у психолога, окулиста, детского педиатра,  инженера-информациониста

Психолог Митрофанова Оксана Ивановна.

Юля. Оксана Ивановна, воздействуют ли компьютерные игры на психику ребенка, если да,  то как?

Оксана Ивановна. Безусловно, компьютерные игры негативно воздействуют на психику ребенка. У ребенка стирается грань между реальным и виртуальным миром. И чаще всего ребенок начинает жить в виртуальном мире, т. е. стрелять, убивать и т.д.

Юля. Как справиться с компьютерной зависимостью?

Оксана Ивановна. Если зависимость еще не большая, то необходимо обратиться к психологу. А если ребенок полностью стал зависеть от компьютерных игр, то здесь поможет психиатр.

 Юля. В каком возрасте ребенку можно купить компьютер?

Оксана Ивановна. Необходимость в покупке компьютера возникает в 7-8лет, это связано с учебным процессом в школе. Но родителям необходимо ограничивать время провождения детей за компьютером и запрещать играть в агрессивные компьютерные игры.

Офтальмолог Шуин   Александр Анатольевич.

Юля. Как влияют компьютерные игры на зрение?

Александр Анатольевич. Игра на компьютере, работа за компьютером ухудшают зрение даже взрослого человека, а зрение ребенка ухудшается быстрее.  

Юля. Какое расстояние считается безопасным для зрения при игре на компьютере?

        Александр Анатольевич. Расстояние вытянутой руки считается безопасным для работы и игры на компьютере.

Юля. А как вы думаете, помогут ли сохранить зрение очки для работы на компьютере?

Александр Анатольевич. В какой-то степени они помогают сохранить зрение, но это не значит, что надев такие очки, вы можете подолгу сидеть за компьютером, так как глазам нужен отдых.

Инженер. Суин Михаил Вячеславович

Юля. Михаил Вячеславович, с компьютерными играми заносятся вирусы?

Михаил Вячеславович. Если игры неизвестные, то конечно же заносятся.               Вследствие чего можно потерять все содержащуюся в компьютере важную информацию.

Юля. Есть ли польза от компьютерных игр?

Михаил Вячеславович: Да, если они развивающие.

Юля. Ваше отношение к компьютерным играм?

Михаил Вячеславович. Я ими не увлекаюсь и вам не советую увлекаться.

Детский педиатр: Малышкина Лариса Петровна

Юля. Лариса Петровна, а с какого возраста, по вашему мнению, можно играть на компьютере?

Лариса Петровн. Я думаю, что вам еще рано.

Юля. Почему?

Лариса Петровна. Компьютерные игры вызывают зависимость, а это ведет к нарушению еще не устойчивой психики ребенка. Ребенка, подолгу сидящего за компьютером, становиться, все труднее оторвать от него, а следствием этого является плохой сон, рассеянное внимание, ухудшение зрения и  осанки.

Узнав мнение специалистов, я пришла к выводу, что компьютерные игры неблагоприятно воздействуют на психику, зрение, осанку ребенка. Что необходимо ограничивать времяпровождение за компьютером, соблюдать некоторые правила поведения, т.е. следить за осанкой и выдерживать расстояние вытянутой руки.

Для того чтобы узнать мнение одноклассников,  я провела анкетирование. (Приложение 1)

 Мои одноклассники с интересом  ответили на вопросы анкеты. Представляю вашему вниманию некоторые результаты, которые я оформила диаграммами. (Приложение 2, 3, 4)

        Целью анкетирования было выяснить,  в какие игры любят играть ученики и их отношение к компьютерным играм.

Результаты проведенного исследования показали, что  все 26 ребят в классе   имеют дома компьютер. Из 21 опрошенных детей 20 учатся пользоваться разными программами, но больше играют. (Приложение 2). Не все задумываются о вреде и пользе этих игр, как и о том, сколько времени можно играть. В моем классе меньше 30 мин. за компьютером  проводит 15 детей, 2 часа – 5 детей и более 2-х часов 1 ребенок.  Большинство  моих одноклассников свое свободное время проводят за чтение книг - 6 детей  и на  прогулках - 9 детей, и только 3 ребят – за компьютерной игрой. (Приложение 3). Анкетирование в моем классе показало, что девочки в основном играют в «Салон красоты», а мальчики   предпочитают «бегалки», «стрелялки», «гонки», но многие предпочитают и обучающие игры и стратегии. (Приложение 4). Большинство ребят моего  класса посещают танцевальную, музыкальную, художественную школы.

Вывод.

Изучив различные источники информации, проведя интервью с  информационистом, врачом и психологом, я могу сделать вывод, что сильное увлечение компьютерными играми  мешает развиваться детскому творчеству, потому что показывают им придуманный мир. Но окружающий нас действительный мир надо познавать творчески. Ребенок, часами просиживающий перед компьютером, мало читает, его не интересует окружающий мир.

Важным для сохранения здоровья детей младшего возраста, по моему мнению, является соблюдение правил работы за компьютером и времени работы за компьютером.

И,  конечно же, мама права,  родителям надо более внимательно относиться к тому, чем занимается их ребенок, и к тому, в какие игры он играет. Вред или польза компьютерных игр является таким вопросов, на которые невозможно сразу дать  ответ. Но теперь я знаю: все хорошо в меру, и каждый человек должен нести ответственность за свою жизнь, знать, что для него вредно и губительно, а что идет на пользу.

Необходимо говорить с ребятами о пользе здорового образа жизни,  занятий физкультурой и спортом. При соблюдении всех этих условий компьютер превратится в друга и верного помощника

.

Заключение:

Моя первая исследовательская работа по теме «Осторожно: компьютерные  игры» показала, что мои предположения не подтвердились полностью. Нельзя сказать, что компьютерные игры – это плохо, и надо отказаться от них. Как  нельзя сказать, что хорошо, и можно играть сколько хочется и в любые игры. Влияние компьютерных игр на  детей неоднозначно. Кто–то развивает логическое мышление, кто-то забывает про окружающий реальный мир.  Компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным.

Использование компьютерных игр  позволяет: гораздо легче и быстрее развивать память, внимание, воображение. В то же время мы узнали и  о вреде таких игр.  Исследование показало, что не сам компьютер вредит здоровью детей, а неправильное отношение детей к компьютеру и компьютерным играм.


                                                                                                               Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

  1. Твой пол:     □ – муж.,  □ – жен.

 Сколько тебе лет?  _________

  1. У тебя дома есть компьютер?

        □ – да        □ – нет         □ – скоро будет

4. Играешь ли ты в компьютерные игры?

        □ – да        □ – нет         □ – иногда

5. Если ДА, с какого возраста ты играешь в компьютерные игры?

        □ – 5-6 лет         □ – 7-8 лет        □ – 9-10 лет

6. Какие твои любимые игры? (Названия игр писать НЕ надо!)

        □ – гоночки

        □ – стрелялки

        □ – бегалки

        □ – обучающие

        □ – стратегии

        □ – поиск предметов

        □ – игры для девочек типа «Салон красоты»

7. Сколько времени ты тратишь на игру?

        □ – меньше 30 мин.        □ – 2 часа         □ – больше 2-х часов

8. Сколько раз в день ты садишься за компьютер? _______________

9. Какими компьютерными программами ты пользуешься?

□ – рисование

□ – печатание текста

□ – прослушивание аудиокниг, музыки

□ – поиск в Интернете

□ – другое

10. Бывают ли у тебя ссоры с родителями из-за компьютера?

         □ – да         □ – нет        □ – иногда

11. Если у тебя есть свободное время, ты предпочтешь:

□ – погулять     □ – поиграть за компьютером     □ – почитать     □ – другое

12. Как ты учишься в школе:

□ – на 4-5        □ – на 4-3      □ – на 3 и ниже

13. Занимаешься ли ты в каких-нибудь кружках? Если да, то в каких?

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________


Приложение 2

                                                                   

Играешь ли ты в компьютерные игры?


Приложение 3

Чем ты занимаешься в свободное время?


Приложение 4

В какие игры ты играешь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Компьютерные игры-добро или зло"

Классный час для учащихся о вреде компьютерных игр....

Нет - компьютерным играм, да - подвижным!

Различные варианты игр помогут вам провести с пользой свободное вермя!...

Компьютерные игры

Презентация-исследовательская работа учащихся под руководством учителя.Используется для проведения классного часа...

Компьютерные игры. Советы для родителей.

Невозможно решить проблему компьютерных игр простым запретом. Как и любое изобретение, компьютерная игра может быть благом, а может – злом. Презентация знакомит родителей с возрастной сертификацией ко...

Компьютерные игры. Психологические проблемы.

Ребёнок познаёт себя и мир в игре. Компьютер вытесняет традиционную игру, в том числе коллективную игру со сверстниками, столь необходимую для психического становления и личностного развития. Материал...

Консультация для родителей учащихся "Компьютерные игры в жизни наших детей"

Материал содержит информацию о плюсах и минусах компьтерных игр в жизни ребенка....