Урок окружающего мира "Наше питание. Органы пищеварения."
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Канина Ольга Анатольевна

Урок с использованием проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pishchevaritelnaya_sistema_2.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

                     Открытый урок по окружающему миру

 Тема: Наше питание. Органы пищеварения.

 Цели:

содержательная – знать сущность процессов питания и пищеварения, связь функций органов с их строением;

развивающая – уметь моделировать процесс пищеварения, уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, используя различные источники, разрабатывать и оформлять творческую работу в форме проекта, защищать результаты творческой деятельности, анализировать результаты деятельности;

воспитательная – знание и выполнение норм культурной коммуникации при работе в группе, воспитывать разумное отношение к правильному питанию, прививать гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения.  

                                                Ход урока

I Актуализация опорных знаний.

 Учитель: - Мы уже 2 с половиной года ведём работу над созданием различных

проектов, учимся добывать информацию из разных источников, стараемся расширять кругозор и творческие способности, вести исследовательскую деятельность.

                Вот и к сегодняшнему дню мы провели большую работу над проектами.        

 - Сегодня на уроке мы поговорим о … (стук в дверь, заходит мальчик).

 - Здравствуйте, простите за опоздание.

 - Что случилось?

 - Я сегодня ел омлет, булочку с вареньем,

 Конфеты ел и сушки, кофе пил с печеньем.

 Съел потом я сыр с колбаской,

 Сделал с ними бутерброд.

 А теперь, друзья, не знаю,

 Отчего болит живот.

 - Садись на своё рабочее место.

 - Ребята, как вы думаете, почему у Саши заболел живот?

 - Он много съел.

 - Правильно, и съеденная пища не принесла ему пользы.

 - Ребята! Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке. Сформулируйте тему и цели урока. (Ответы детей)

 - Сегодня на уроке мы поговорим о правильном питании и узнаем, как работает пищеварительная система человека.

Тема урока: «Наше питание. Органы пищеварения»

 Древним мудрецам принадлежат слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть».  А как вы думаете, зачем человек ест?

СЛАЙД 1

- Без пищи человек не может жить, расти, двигаться, бороться с болезнями.

III. Новая тема

Практическая работа.

 - У вас на партах лежат этикетки от упаковок разных продуктов, внимательно прочитайте и скажите, какие питательные вещества  содержаться в данных продуктах. (Ответы детей)

  (слова - жиры, белки, углеводы )

 - А знаете ли вы, для чего нужны жиры, белки, углеводы?

 - Давайте послушаем 1 группу ребят

1 группа

- Цель нашего проекта, узнать какую роль выполняют жиры, белки, углеводы в нашем организме?

СЛАЙД 2

 Белки – вещества, которые служат основным строительным материалом для тела человека. Особенно нужен такой «материал» детям – для роста и развития. Белки содержатся во многих продуктах. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль.  

CЛАЙД 3

 Жиры обеспечивают организм энергией, а также служат «строительным материалом» тела. Источником жиров являются сливочное и растительное масло, маргарин, сметана.  

СЛАЙД 4

 Углеводы – главный поставщик энергии для нашего тела. К ним относятся сахар и крахмал. Углеводами богаты хлеб, крупы, картофель, макароны, кондитерские изделия, фрукты.  

Учитель: Ребята, а можем мы сказать, что в продуктах содержится одинаковое количество жиров, белков и углеводов? Значит, какой вывод мы можем сделать? (пища должна быть разнообразной). Спасибо. Но для нормальной работы организма необходимы ещё минеральные вещества: фосфор, кальций, железо. А  знаете ли вы, что в организме человека до 60% воды. Все обменные процессы происходят с помощью воды. Без неё человек может прожить не более 3 – 5 дней.

А вот, что ещё необходимо человеческому организму расскажет 2 группа ребят

2 группа

-Цель нашего проекта, узнать, что такое витамины и в чём их польза.

Витамины – это вещества, необходимые для работы нервным и мышечным клеткам нашего организма. Они повышают физическую и умственную работоспособность, содействуют устойчивости организма к различным болезням.  Существует около 20 видов витаминов. Чтобы школьник был не только здоровым, но и умным, ему нужны витамины группы Б. Это Б1, Б2, Б6, Б12.

Б: - Я отвечаю за крепкую нервную систему и за работу сердца. Я живу в молоке, твороге, сыре, печени, яйцах, хлебе грубого помола, в бобовых и крупах, капусте. Отгадайте, где я ещё есть

С хвостом, а не зверь,

 С перьями, а не птица (рыба, витамин В2).

 Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая (морковь, витамины А, В, С).

 А: -Я нужен для нормального роста, хорошего зрения и здоровой кожи. Меня можно найти в сладком перце, щавеле, шпинате, шиповнике, облепихе, в зелени. Отгадайте в чём ещё.

Скинули с Егорушки

Золотые перышки –

Заставил Егорушка

Плакать без горюшка (лук, витамины А, В, С).

С:- А со мной вы подружитесь, если будете кушать листья салата, зелень петрушки и укропа, помидоры, картофель, цитрусовые. Я нужен для роста зубов и просто необходим для профилактики и борьбы с простудными заболеваниями.

Е:- Я нахожусь в печени, пророщенных зёрнах пшеницы, в растительном масле, яичном желтке, овсяной и гречневой крупе. Защищаю человека от стрессов

Д:- А я отвечаю за правильный рост костей. Живу в икре, молоке, а ещё в лучах солнца.

Учитель:

- Что же вы узнали о витаминах? (Ответы детей)

- Верно. Существует около 20 видов витаминов («вита» - жизнь, «амин» - органическое вещество). Наиболее распространенные – A, B, C, D, Е.

Учитель:

«Витамины, витамины

Детям всем необходимы, –

Говорят везде у нас.

Где же взять нам их сейчас?

Ведь зима идёт, не лето,

Дайте нам совет и в этом!»

Андрей: Много витаминов содержится в зелени, а зелень можно вырастить на подоконнике дома.  Я  вырастил лук. Сейчас я научу вас, как это можно сделать.

Учитель:

- Какие же питательные вещества человек получает с пищей? (белки, жиры и углеводы, витамины)

3 группа провела исследование и расскажет нам, все ли продукты одинаково полезны.

3 группа:

- Цель нашего проекта выяснить, как нужно правильно питаться, чтобы быть здоровыми и все ли продукты питания полезны.  Мы провели опрос «Что любят есть ученики нашего класса и правильное ли это питание?» Вот результаты опроса.

Потом мы прочитали про состав этих продуктов. Например, в Кока-коле много сахара и углеводов, в ней даже есть кофеин и ароматизаторы, которые вредны детям.

В чипсах очень много жиров, углеводов и ароматизаторов. Если часто их есть, то появятся заболевания желудка, печени и ожирение. При изготовлении чипсов из картофеля уходят все полезные вещества.

В сладостях много сахара и углеводов. Они портят зубы и вызывают ожирение. В них нет полезных веществ и витаминов. А вот в мясе и молоке есть белок и жиры, которые полезны для организма.

Итак: мы выяснили, что бывают полезные и вредные продукты.

Выйдите к доске и распределите продукты на 2 группы.

Учитель: Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддерживания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать,  не  уставать  (например: гречка, изюм, масло).  Другие помогают организму расти и стать сильным (рыба, мясо, орехи). А третьи – снабжают организм витаминами и минеральными веществами, помогают расти и развиваться.

- Какой должна быть наша пища? (Разнообразной)

 -  Итак, пища может быть как полезной, так и вредной. Когда любая пища может стать вредной для организма человека? (Когда человек переедает)

 - Значит, пища должна быть разнообразной, есть надо в меру.

- А сейчас мы немножко отдохнём

IV. Физкультминутка «Вершки и корешки»

Я буду называть овощи. Если едим подземные части этих продуктов, надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх (картофель, фасоль, морковь, свекла, помидор, репа, огурец, тыква, горох).

    V. Знакомство с пищеварительной системой организма человека

Учитель:- Пища, которую мы употребляем, превращается в  питательные вещества в органах пищеварения. Органы пищеварения образуют пищеварительную систему. Об этом нам расскажет 4 группа учеников.

4 группа:

Цель нашего проекта узнать, как происходит процесс пищеварения? Оказывается, он начинается ещё до того, как пища попадает в рот. Наш организм настраивается на прием пищи. «Слюнки потекли» - говорим мы при виде хорошо накрытого стола. С выделением слюны начинается процесс пищеварения.

Когда пища попадает в ротовую полость, в работу включаются все органы пищеварения.    

 - Сначала пища попадает в ротовую полость. Мы её пережевываем, наши зубы превращают её в маленькие кусочки, которые  перемешиваются языком.

Слюна размягчает пищу и облегчает процесс глотания. Язык проталкивает пищу в глотку.

 Через глотку и пищевод еда проходит в желудок.

В желудке еда переваривается с помощью желудочного сока до состояния густого супа. Эта кашица проходит дальше в кишечник. Там и заканчивается её переваривание.

Большую роль в пищеварении играет печень. Она выделяет в тонкую кишку особую жидкость, необходимую для пищеварения, – желчь.

В тонком кишечнике частицы питательных веществ впитываются в кровь. Кровь разносит их по всему телу. Остатки «супа» попадают в толстый кишечник. Здесь полезные вещества и вода всасывается в кровь. Остатки выносятся в прямую кишку.

СЛАЙД 5

Учитель:

 - А теперь давайте посмотрим, как вы запомнили названия органов пищеварения.

Откройте рабочие тетради на стр. 9 и подпишите названия органов пищеварения.

Кому трудно, посмотрите в учебник на стр. 31

Взаимопроверка.

- Какие изменения происходят с пищей в органах пищеварения?

(Она переваривается, из неё выделяются питательные вещества, которые проникают в кровь. А кровь разносит их по всем органам)

VI. Правила питания.    

Учитель:

- А для того, чтобы все органы пищеварительной системы были здоровы, нужно соблюдать правила питания. Сейчас мы поработаем  в парах, ваша задача состоит в следующем : выбрать нужное  и составить правила питания. Устно объяснить, почему надо делать так, а не иначе.

СЛАЙД 6

Нужно стараться есть разнообразную пищу.

Если хочешь - ешь пельмени хоть целый месяц.

Нужно стараться есть в одно и то же время.

Кушать надо тогда, когда проголодался.

Утром перед школой надо обязательно завтракать.

Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.

Ужинать надо не позже, чем за 2 часа до сна.

Перед сном покушай плотно.

Правильные ответы:

СЛАЙД 7

Нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.

Нужно стараться есть в одно и тоже время.  Организм как бы привыкает к определенному режиму, и тогда пища лучше усваивается.

Утром перед школой нужно обязательно завтракать. Некоторые ребята по утрам так спешат, что вместо завтрака проглатывают что-то на ходу , а то и вовсе ничего не едят . А потом на уроках у них болит голова, теряется внимание, уменьшается работоспособность.

Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.

- Какое из правил вам было знакомо?  

 - Какие правила вы выполняете?

 - Дети, что важно делать для того, чтобы быть здоровым? (правильно питаться)

-  Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее, богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля». А другой мудрец предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его уже нет.»

- Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можем позаботиться только мы с вами.

VII. Итог урока. Оценивание детей.

Домашнее задание.  Вырезать из 27 задания рис. с изображением органов пищеварения и наклеить их на стр. 11

Составить меню на завтрак, обед и ужин для своей семьи

Рефлексия.  

- Тот, кто решил, что о своем здоровье надо заботиться и питаться так, чтобы организм получал только пользу – поднимите яблоко.

- А тот, кто решил, что всё, что хочется, то и полезно, а о здоровье можно подумать  позднее  –  гамбургер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающий мир в 3 классе по теме :"Наше питание. Органы пищеварения"

Питательные вещества продуктов питания и их значение. Строение пищеварительной системы....

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: "Наше питание, органы пищеварения""

Данный конспект подходит для проведения уроков окружающего мира в 3 классе!...

конспект урока по познанию мира "Органы пищеварения и их работа. Гигиена питания"

Урок формирует первоначальное представление о питании и пищеварительной системе человека....

Конспект урока окружающего мира в 3 классе .Тема: «Наше питание. Органы пищеварения».

Цель: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе человека....

Презентация "Наше питание. Органы пищеварения" 3 класс. Окружающий мир

Данная презентация является хорошим дополнением к уроку по окружающему миру....

Презентация "Питание. Органы пищеварения"

Презентация "Питание. Органы пищеварения"...

Наше питание. Органы пищеварения.

На уроке мы будем говорить о питании и узнаем, как работает пищеварительная система человека.— Ребята, скажите, для чего человек должен есть? Для того чтобы ходить, бегать, дышать, игр...