Урок окружающего мира "Наше питание. Органы пищеварения."
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок с использованием проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pishchevaritelnaya_sistema_2.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по окружающему миру
Тема: Наше питание. Органы пищеварения.
Цели:
содержательная – знать сущность процессов питания и пищеварения, связь функций органов с их строением;
развивающая – уметь моделировать процесс пищеварения, уметь осуществлять самостоятельный поиск информации, используя различные источники, разрабатывать и оформлять творческую работу в форме проекта, защищать результаты творческой деятельности, анализировать результаты деятельности;
воспитательная – знание и выполнение норм культурной коммуникации при работе в группе, воспитывать разумное отношение к правильному питанию, прививать гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения.
Ход урока
I Актуализация опорных знаний.
Учитель: - Мы уже 2 с половиной года ведём работу над созданием различных
проектов, учимся добывать информацию из разных источников, стараемся расширять кругозор и творческие способности, вести исследовательскую деятельность.
Вот и к сегодняшнему дню мы провели большую работу над проектами.
- Сегодня на уроке мы поговорим о … (стук в дверь, заходит мальчик).
- Здравствуйте, простите за опоздание.
- Что случилось?
- Я сегодня ел омлет, булочку с вареньем,
Конфеты ел и сушки, кофе пил с печеньем.
Съел потом я сыр с колбаской,
Сделал с ними бутерброд.
А теперь, друзья, не знаю,
Отчего болит живот.
- Садись на своё рабочее место.
- Ребята, как вы думаете, почему у Саши заболел живот?
- Он много съел.
- Правильно, и съеденная пища не принесла ему пользы.
- Ребята! Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке. Сформулируйте тему и цели урока. (Ответы детей)
- Сегодня на уроке мы поговорим о правильном питании и узнаем, как работает пищеварительная система человека.
Тема урока: «Наше питание. Органы пищеварения»
Древним мудрецам принадлежат слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». А как вы думаете, зачем человек ест?
СЛАЙД 1
- Без пищи человек не может жить, расти, двигаться, бороться с болезнями.
III. Новая тема
Практическая работа.
- У вас на партах лежат этикетки от упаковок разных продуктов, внимательно прочитайте и скажите, какие питательные вещества содержаться в данных продуктах. (Ответы детей)
(слова - жиры, белки, углеводы )
- А знаете ли вы, для чего нужны жиры, белки, углеводы?
- Давайте послушаем 1 группу ребят
1 группа
- Цель нашего проекта, узнать какую роль выполняют жиры, белки, углеводы в нашем организме?
СЛАЙД 2
Белки – вещества, которые служат основным строительным материалом для тела человека. Особенно нужен такой «материал» детям – для роста и развития. Белки содержатся во многих продуктах. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль.
CЛАЙД 3
Жиры обеспечивают организм энергией, а также служат «строительным материалом» тела. Источником жиров являются сливочное и растительное масло, маргарин, сметана.
СЛАЙД 4
Углеводы – главный поставщик энергии для нашего тела. К ним относятся сахар и крахмал. Углеводами богаты хлеб, крупы, картофель, макароны, кондитерские изделия, фрукты.
Учитель: Ребята, а можем мы сказать, что в продуктах содержится одинаковое количество жиров, белков и углеводов? Значит, какой вывод мы можем сделать? (пища должна быть разнообразной). Спасибо. Но для нормальной работы организма необходимы ещё минеральные вещества: фосфор, кальций, железо. А знаете ли вы, что в организме человека до 60% воды. Все обменные процессы происходят с помощью воды. Без неё человек может прожить не более 3 – 5 дней.
А вот, что ещё необходимо человеческому организму расскажет 2 группа ребят
2 группа
-Цель нашего проекта, узнать, что такое витамины и в чём их польза.
Витамины – это вещества, необходимые для работы нервным и мышечным клеткам нашего организма. Они повышают физическую и умственную работоспособность, содействуют устойчивости организма к различным болезням. Существует около 20 видов витаминов. Чтобы школьник был не только здоровым, но и умным, ему нужны витамины группы Б. Это Б1, Б2, Б6, Б12.
Б: - Я отвечаю за крепкую нервную систему и за работу сердца. Я живу в молоке, твороге, сыре, печени, яйцах, хлебе грубого помола, в бобовых и крупах, капусте. Отгадайте, где я ещё есть
С хвостом, а не зверь,
С перьями, а не птица (рыба, витамин В2).
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая (морковь, витамины А, В, С).
А: -Я нужен для нормального роста, хорошего зрения и здоровой кожи. Меня можно найти в сладком перце, щавеле, шпинате, шиповнике, облепихе, в зелени. Отгадайте в чём ещё.
Скинули с Егорушки
Золотые перышки –
Заставил Егорушка
Плакать без горюшка (лук, витамины А, В, С).
С:- А со мной вы подружитесь, если будете кушать листья салата, зелень петрушки и укропа, помидоры, картофель, цитрусовые. Я нужен для роста зубов и просто необходим для профилактики и борьбы с простудными заболеваниями.
Е:- Я нахожусь в печени, пророщенных зёрнах пшеницы, в растительном масле, яичном желтке, овсяной и гречневой крупе. Защищаю человека от стрессов
Д:- А я отвечаю за правильный рост костей. Живу в икре, молоке, а ещё в лучах солнца.
Учитель:
- Что же вы узнали о витаминах? (Ответы детей)
- Верно. Существует около 20 видов витаминов («вита» - жизнь, «амин» - органическое вещество). Наиболее распространенные – A, B, C, D, Е.
Учитель:
«Витамины, витамины
Детям всем необходимы, –
Говорят везде у нас.
Где же взять нам их сейчас?
Ведь зима идёт, не лето,
Дайте нам совет и в этом!»
Андрей: Много витаминов содержится в зелени, а зелень можно вырастить на подоконнике дома. Я вырастил лук. Сейчас я научу вас, как это можно сделать.
Учитель:
- Какие же питательные вещества человек получает с пищей? (белки, жиры и углеводы, витамины)
3 группа провела исследование и расскажет нам, все ли продукты одинаково полезны.
3 группа:
- Цель нашего проекта выяснить, как нужно правильно питаться, чтобы быть здоровыми и все ли продукты питания полезны. Мы провели опрос «Что любят есть ученики нашего класса и правильное ли это питание?» Вот результаты опроса.
Потом мы прочитали про состав этих продуктов. Например, в Кока-коле много сахара и углеводов, в ней даже есть кофеин и ароматизаторы, которые вредны детям.
В чипсах очень много жиров, углеводов и ароматизаторов. Если часто их есть, то появятся заболевания желудка, печени и ожирение. При изготовлении чипсов из картофеля уходят все полезные вещества.
В сладостях много сахара и углеводов. Они портят зубы и вызывают ожирение. В них нет полезных веществ и витаминов. А вот в мясе и молоке есть белок и жиры, которые полезны для организма.
Итак: мы выяснили, что бывают полезные и вредные продукты.
Выйдите к доске и распределите продукты на 2 группы.
Учитель: Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддерживания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (например: гречка, изюм, масло). Другие помогают организму расти и стать сильным (рыба, мясо, орехи). А третьи – снабжают организм витаминами и минеральными веществами, помогают расти и развиваться.
- Какой должна быть наша пища? (Разнообразной)
- Итак, пища может быть как полезной, так и вредной. Когда любая пища может стать вредной для организма человека? (Когда человек переедает)
- Значит, пища должна быть разнообразной, есть надо в меру.
- А сейчас мы немножко отдохнём
IV. Физкультминутка «Вершки и корешки»
Я буду называть овощи. Если едим подземные части этих продуктов, надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх (картофель, фасоль, морковь, свекла, помидор, репа, огурец, тыква, горох).
V. Знакомство с пищеварительной системой организма человека
Учитель:- Пища, которую мы употребляем, превращается в питательные вещества в органах пищеварения. Органы пищеварения образуют пищеварительную систему. Об этом нам расскажет 4 группа учеников.
4 группа:
Цель нашего проекта узнать, как происходит процесс пищеварения? Оказывается, он начинается ещё до того, как пища попадает в рот. Наш организм настраивается на прием пищи. «Слюнки потекли» - говорим мы при виде хорошо накрытого стола. С выделением слюны начинается процесс пищеварения.
Когда пища попадает в ротовую полость, в работу включаются все органы пищеварения.
- Сначала пища попадает в ротовую полость. Мы её пережевываем, наши зубы превращают её в маленькие кусочки, которые перемешиваются языком.
Слюна размягчает пищу и облегчает процесс глотания. Язык проталкивает пищу в глотку.
Через глотку и пищевод еда проходит в желудок.
В желудке еда переваривается с помощью желудочного сока до состояния густого супа. Эта кашица проходит дальше в кишечник. Там и заканчивается её переваривание.
Большую роль в пищеварении играет печень. Она выделяет в тонкую кишку особую жидкость, необходимую для пищеварения, – желчь.
В тонком кишечнике частицы питательных веществ впитываются в кровь. Кровь разносит их по всему телу. Остатки «супа» попадают в толстый кишечник. Здесь полезные вещества и вода всасывается в кровь. Остатки выносятся в прямую кишку.
СЛАЙД 5
Учитель:
- А теперь давайте посмотрим, как вы запомнили названия органов пищеварения.
Откройте рабочие тетради на стр. 9 и подпишите названия органов пищеварения.
Кому трудно, посмотрите в учебник на стр. 31
Взаимопроверка.
- Какие изменения происходят с пищей в органах пищеварения?
(Она переваривается, из неё выделяются питательные вещества, которые проникают в кровь. А кровь разносит их по всем органам)
VI. Правила питания.
Учитель:
- А для того, чтобы все органы пищеварительной системы были здоровы, нужно соблюдать правила питания. Сейчас мы поработаем в парах, ваша задача состоит в следующем : выбрать нужное и составить правила питания. Устно объяснить, почему надо делать так, а не иначе.
СЛАЙД 6
Нужно стараться есть разнообразную пищу.
Если хочешь - ешь пельмени хоть целый месяц.
Нужно стараться есть в одно и то же время.
Кушать надо тогда, когда проголодался.
Утром перед школой надо обязательно завтракать.
Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.
Ужинать надо не позже, чем за 2 часа до сна.
Перед сном покушай плотно.
Правильные ответы:
СЛАЙД 7
Нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.
Нужно стараться есть в одно и тоже время. Организм как бы привыкает к определенному режиму, и тогда пища лучше усваивается.
Утром перед школой нужно обязательно завтракать. Некоторые ребята по утрам так спешат, что вместо завтрака проглатывают что-то на ходу , а то и вовсе ничего не едят . А потом на уроках у них болит голова, теряется внимание, уменьшается работоспособность.
Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.
- Какое из правил вам было знакомо?
- Какие правила вы выполняете?
- Дети, что важно делать для того, чтобы быть здоровым? (правильно питаться)
- Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее, богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля». А другой мудрец предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его уже нет.»
- Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можем позаботиться только мы с вами.
VII. Итог урока. Оценивание детей.
Домашнее задание. Вырезать из 27 задания рис. с изображением органов пищеварения и наклеить их на стр. 11
Составить меню на завтрак, обед и ужин для своей семьи
Рефлексия.
- Тот, кто решил, что о своем здоровье надо заботиться и питаться так, чтобы организм получал только пользу – поднимите яблоко.
- А тот, кто решил, что всё, что хочется, то и полезно, а о здоровье можно подумать позднее – гамбургер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающий мир в 3 классе по теме :"Наше питание. Органы пищеварения"
Питательные вещества продуктов питания и их значение. Строение пищеварительной системы....
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: "Наше питание, органы пищеварения""
Данный конспект подходит для проведения уроков окружающего мира в 3 классе!...
конспект урока по познанию мира "Органы пищеварения и их работа. Гигиена питания"
Урок формирует первоначальное представление о питании и пищеварительной системе человека....
Конспект урока окружающего мира в 3 классе .Тема: «Наше питание. Органы пищеварения».
Цель: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе человека....
Презентация "Наше питание. Органы пищеварения" 3 класс. Окружающий мир
Данная презентация является хорошим дополнением к уроку по окружающему миру....
Презентация "Питание. Органы пищеварения"
Презентация "Питание. Органы пищеварения"...
Наше питание. Органы пищеварения.
На уроке мы будем говорить о питании и узнаем, как работает пищеварительная система человека.— Ребята, скажите, для чего человек должен есть? Для того чтобы ходить, бегать, дышать, игр...