Тест по окружающему миру
тест по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Спецификация стартовой работы для 5 класса
Время проведения работы: 45 мин
№ | Тема, класс | Средство/ способ действия | Проверяемое умение | Ответ | Баллы |
1 | Наше прошлое. Поиски и находки, 4 класс | Шкалы времени | Установление последовательности событий | См. схему под таблицей | 1 |
2 | Счёт времени по Луне и Солнцу, 4 класс | Шкалы времени | Соотнесение событий и шкалы времени | См. рисунок под таблицей | 1 - нарисованы фазы Луны, 2 - кроме фаз, обозначены неделя и лунный месяц |
3 | Наша соседка - Луна, 4 класс | Диаграмма | Построение диаграммы с учётом отношения кратности | Масса Луны показана одной клеточкой | 1 |
4 | Счёт времени по Луне и Солнцу, 4 класс | Шкалы времени | Сравнение длительности временных промежутков | А˂В | 1 |
5 | Счёт времени по Луне и Солнцу, 4 класс | Шкалы времени | Соотнесение разных шкал времени | Свободный ответ. | 1 (соотнесены продолжительность лунного месяца и продолжительность солнечного года) |
6 | Солнечная система, 4 класс | Шкала времени | Определение положения события на шкале | Свободный рисунок, пример см. под таблицей | 1 (схема объясняет наблюдаемое явление) |
7 | Форма Земли. Глобус - модель Земли, 4 класс | Диаграмма | Описание диаграммы с учётом отношения кратности | Примерно в 10 раз больше, примерно 38 тысяч км (чтобы это вычислить, нужно учесть данные в тексте; на самом деле, примерно 40 тысяч) | 1 - правильно заполнены пропуски в первом предложении, 1 - правильно заполнены пропуски в обоих предложениях, max = 2 |
8 | Фазы Луны, форма Земли 4 класс | Вид сбоку | Определение вида освещённого тела сбоку | См. рис. под таблицей | 1 |
9 | Древние орудия, 5 класс | Схема эксперимента | Составление плана эксперимента в соответствии с гипотезой | См. пример под таблицей | 1 - на схеме показан центр тяжести ручки 1 - высказана, по крайней мере, одна гипотеза о центре тяжести копья (связь с точностью броска, удобством держания, дальностью полёта и пр.) 1 - составлен план эксперимента в соответствии с гипотезой (с контролем), , max = 3 |
к заданию 1
к заданию 2
к заданию 6
к заданию 8
к заданию 9
к заданию 9
Возможный пример:
Предположение (предположения):
_1. __если центр тяжести ближе к острию, это увеличивает дальность полёта__
_2. ___ если центр тяжести ближе к острию, это удобнее для переноски копья и броска __
_3.____ если центр тяжести ближе к острию, это увеличивает точность броска __
Проверка предположения № _1_.
Взять палку. Укрепить на ней передвижное кольцо. Перемещая кольцо, менять центр тяжести палки. Бросать палку много раз как можно дальше (в положении кольца ближе к острию и в положении кольца дальше от острия). Сравнить результаты по дальности полёта.
Анализ работы:
А) Работа позволяет дать оценку базовым учебно-предметным умениям, которые могли сложиться к началу четвертого года обучения:
1) Выполнение заданий 1, 4 говорит об уровне читательской грамотности - максимально 2 балла.
2) Выполнение заданий 1, 2, 6, 8 характеризует умение работать со схемами - максимально 5 баллов.
3) Выполнение задания 5 характеризует умение связно излагать свои мысли в письменной речи, рассуждать - максимально 1 балл.
4) Умение восстанавливать последовательность событий и пользоваться шкалами времени - задание 1 - максимально 2 балла.
5) Умение моделировать - задания 2, 6 - максимально 3 балла.
6) Умение пользоваться диаграммами (работать с информацией) - задания 3, 7 - максимально 3 балла.
Б) Для неверно выполненных заданий и невыполненных заданий важны ВОПРОСЫ, заданные учениками в конце заданий. Если они ЕСТЬ, это означает зарождение умения отличать известное от неизвестного, умения формулировать вопросы (зарождение базовых учебных умений). Если вопросы отсутствуют - это важный диагностический признак, сигнализирующий учителю о том, что способ его преподавания не способствует формированию умения учиться.
КАЧЕСТВО заданных вопросов анализируется во вторую очередь.
В) Обсуждение работы с учениками позволяет вспомнить основные достижения 4 года обучения и оттолкнуться от них, переходя к задачам 5 класса. Это касается, в первую очередь, заданий 1 и 9, связанных с происхождением человека и изготовлением простейших орудий.
Г) Возможность выбрать для выполнения 8 из 9 заданий в условиях дефицита времени, дает учителю данные о том, что ученики предпочитают (как более простое, приятное, интересное) и что они отвергают (как сложное, скучное, неприятное), в особенности если сходный выбор сделан большинством учеников класса.
5 класс
Прочитай текст и на основе данной информации выполни задания. Достаточно выполнить любые 8 заданий (из 9). Если для выполнения какого-то задания тебе недостаточно информации, запиши свой вопрос.
У Земли один спутник — Луна. Луна меньше Земли по массе примерно в 80 раз. Она кажется нам большой и яркой, потому что находится не очень далеко по космическим меркам – примерно на расстоянии 380.000 км. Мы видим её не только ночью, но и утром, и днём.
По древним текстам можно узнать, что китайцы, вавилоняне, египтяне видели на Луне рисунок. Мы, вглядываясь в лунный диск, обычно видим лицо человека. Расположение тёмных пятен на поверхности Луны не меняется. Это означает, что Луна всегда обращена к Земле одной стороной…
Наблюдаемое движение Луны по небу сопровождается сменой её фаз — и мы видим её то в форме серпа, то полукруга, то полной... И лунный серп, и одна двенадцатая часть года по-русски одинаково называется месяцем. И это не случайно.
Время, когда Луна не видна, называют новолунием — рождением новой Луны. Растущий полукруг – первая четверть. Время, когда Луна видна в виде диска – полнолуние. Спадающий полукруг – последняя четверть.
Раньше у людей не было календарей, а счёт дням надо было вести. Поэтому многие народы, в том числе, славяне, пользовались фазами молодой Луны. Появился тонкий серпик Луны - значит, наступил первый день месяца. Стал серп чуть пошире — пришёл второй день. Если Луна в первой четверти — прошла неделя… Так фазы Луны заменяли в старину календарь и давали две естественные меры времени — неделю и месяц.
Промежуток времени, который проходит между двумя новолуниями, равен 29 дней 12 часов 44 минуты. Это и есть лунный месяц, наша прежняя мера времени….
Доказано, что предки людей нашего вида (Homo sapiens - читается "хомо сапиенс"), а также древние люди других видов, которые жили на Земле десятки и сотни тысяч лет назад, например, неандертальцы, охотились на крупных животных. В 1995 году в Германии найдены, например, охотничьи копья возрастом 400 000 лет. Это метательные копья из стволов елей, без наконечников, у которых центр тяжести находится на одной трети расстояния от острия, как у современных метательных копий. Группам охотников нужно было уметь договариваться о совместных действиях. Вероятно, уже тогда охотники определяли время по Луне.
- Дополни схему происхождения современного человека (Homo sapiens)
_Вопрос:______________________________________________
2. Дорисуй последовательность фаз Луны. Обозначь на шкале времени природные меры времени - неделю, месяц.
_Вопрос:______________________________________________
3. Покажи на диаграмме примерную массу Луны.
_Вопрос:______________________________________________
4. Сравни продолжительность лунного месяца (А) с продолжительностью месяца по современному календарю (В). Отметь верное 🗹.
□ А˃В
□ А˂В
□ А=В
□ А?В
_Вопрос:______________________________________________
5. Год (по современному календарю) - это природная мера времени, равная периоду обращения Земли вокруг Солнца. Почему в нашем календаре не используется другая природная мера времени - лунный месяц? Запиши свои рассуждения.
Ответ: __________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
_Вопрос:______________________________________________
6. Как должны двигаться Земля и Луна, чтобы с Земли всегда была видна одна сторона ("одно лицо") Луны? Нарисуй возможную схему их взаимного движения.
_Вопрос:______________________________________________
7. На диаграмме сравнивается длина экватора Земли и расстояние от Земли до Луны.
Опиши диаграмму, вставляя пропущенное.
Путь от Земли до Луны примерно в _____________ раз ____________, чем длина экватора. Совершая кругосветное путешествие, человек должен преодолеть примерно _______________________ километров.
_Вопрос:______________________________________________
8. Нарисуй восход Земли, который видит космонавт, находящийся на Луне, если Земля, Солнце и Луна находятся в таком положении друг относительно друга:
_Вопрос:______________________________________________
9. Найди центр тяжести ручки (для этого нужно уравновесить её на пальце так, чтобы она лежала поперёк пальца и не падала). Сделай схематический рисунок. Сравни его со схематическим рисунком копий, найденных в Германии. Выскажи предположение (предположения) о том, зачем центр тяжести в этих копьях был расположен именно так. Нарисуй или запиши план проверки одного предположения.
_Вопрос:______________________________________________
Предположение (предположения):
_1. ___________________________
_2. _________________________________________
_3._________________________________________
Проверка предположения № ___.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Тест по окружающему миру (1 тест-1четверть 3 класс, 2тест- год 2 класс)
Тест создан для проверки знаний учащихся 3 класса за 1 четверть....
Тест по математике (2 класс), тест по окружающему миру (2 класс)
Данные тесты можно использовать как промежуточную контрольную работу....
Итоговый контрольный тест по окружающему миру за 3 класс. Результаты оценивания теста в баллах.
УМК "Школа России" Итоговый контрольный тест по предмету "Окружающий мир" за курс третьего класса.. Данный тест охватывает все основные темы курса "Окружающий мир" для 3-го класса. Задания 1-10 позвол...
Тест по окружающему миру 3 класс по теме "Человек в окружающей среде"
Данный тест поможет учителю быстро организовать проверку текущих знаний...
Тест по окружающему миру "Растения и грибы". Окружающий мир 2 класс.
• Окружающий мир: 2 класс Виноградова Н.Ф. "Начальная школа XXI век", 2 класс • проверка знаний , тест Тест по окружающему миру на тему: Что такое лес? (растения и грибы) в...
Тест по окружающему миру 2 класс "Мы -союз народов мира"
Данный тест составлен по учебнику окружающий мир для 2 класса А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой УМК "Перспектива"....