Тундра. Климатические зоны. 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предмет: Окружающий мир. Тема урока: Тундра. Климатические зоны.
Класс: 4 класс. Е.В. Чудинова, Е.В.Букварева
Тип занятия: Решение практической задачи.
На уроке учающиеся знакомятся с географическим положением природной зоны тундры, с климатическими условиями, с растительным и животным миром и деятельностью человека. Работа с учебным текстом ведется через групповую работу учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tundra._klimaticheskie_zony.docx | 29.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузина Людмила Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Начальная школа №15» г.Нефтеюганск.
Предмет: Окружающий мир. Тема урока: Тундра. Климатические зоны.
Класс: 4 класс. Е.В. Чудинова, Е.В.Букварева
Тип занятия: Решение практической задачи.
Технологическая карта
Тема | Тундра. Климатические зоны. | |||
Цель | Создать условия для ознакомления с географическим положением природной зоны – тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека. | |||
Задачи | Дать учащимся представление о географическом положении тундры, климатическом условии, растительном и животном мире и деятельности человека; Способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне тундры, умению осуществлять информационный поиск в разнородных информационных источниках понимая смысл прочитанного; Воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к обитателям тундры. | |||
УУД | Личностные: способность к саморазвитию на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: при помощи учителя определять и формировать цель урока; вносить необходимые коррективы в действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с одноклассниками. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; фиксировать информацию, полученную путем работы с учебным текстом; преобразовывать информацию из одной формы в другую. | |||
Предполагаемый результат | У учащихся будут сформированы знания о географическом положении тундры, климатических условиях, зависимость растительного и животного мира тундры от природных условий обитания. | |||
Межпредметные связи | Математика, Окружающий мир, Литературное чтение. | |||
Оборудование | Карта природных зон, учебник « Окружающий мир» Е.В. Чудинова ,Е.Н. Букварева, приложение 1, альбом, карточки с информационными текстами, карточки с инструкциями для работы в группе, карточка с вопросами – помощниками для выступающего, ватман, фломастеры, таймер для отслеживания времени. | |||
Форма занятия | Фронтальная работа, групповая работа. | |||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация, фильм с зарисовками о тундре. | |||
Методы | Практический, проблемный, частично-поисковый, словесный. | |||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | |
1. Организационный момент. Цель: Создание положительного эмоционального настроя. 2. Создание ситуации успеха. Цель: Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Форма работы: фронтальная. 3. Постановка учебной задачи. Цель: Подведение детей к постановке задачи занятия. 4. Решение частной задачи. Цель: создание ситуации «открытия». Метод: частично-поисковый. 5. Физминутка. 6. Работа в группах. Дети разделены на пять групп. Группа «Экологи» работают с текстом «Таймырский заповедник». Работа с текстами учебника. Группы получают конверты с инструкциями для работы. Работа по инструкции. Отслеживается время по таймеру 7. Сообщение групп. 6. Рефлексия Цель: Осознание обучающимся того, что усвоено на занятии. Метод: словесный. Форма: фронтальная. | - Сегодня на уроке мы будем путешествовать по нашей Родине. Побываем в новой природной зоне. - Будем наблюдать, делать выводы рассуждать. - О какой природной зоне идет речь? - Часть арктического географического пояса, бассейна Северного Ледовитого океана. Это самая северная из природных зон, характеризуется арктическим климатом. Пространства покрыты ледниками, щебнем и обломками камней. - Покажите ее на карте - С какой природной зоной мы сегодня познакомимся, вы узнаете с помощью кроссворда
Д У Р Н Т А 4 2 5 3 1 6 - Как называется эта зона? - Мы будем изучать тундру конкретного материка – Евразии. - Покажите Евразию на карте и глобусе. - Тундра Евразии расположена на территории нашей страны, поэтому мы рассмотрим ее подробно. - Свое название тундра получила из финского языка ( t u n t u r I – безлесная) - Как вы себе представляете тундру? - На территории России тундра в основном низинная, летом болотистая. Полярная ночь в тундре сменяется полярным днем. - Легко ли животным и растениям в холодном климате, где полгода – день и полгода – ночь? - Как с вашей точки зрения, растения и животные могут приспособиться к таким условиям? - Какую учебную задачу мы поставим на уроке? - Предлагаю вам работу с информационным текстом. -Рассмотрите таблицу. 1 группа: учебник с.82,с.83,с.84. «Жизнь в тундре». - Прочитайте вопросы, на которые вам нужно ответить. Таблица для заполнения : 1. Где расположена тундра? 2.Какая зима в тундре? 3.Какое лето? (продолжительность, t ) 4. С чем связаны суровые условия тундры? 2 группа: « Растительный мир тундры» Таблица заполнения: 1. Перечислите , какие растения растут в тундре. 2.Как растения приспособились к суровой жизни ( корни, стебли, листья) 3.Что защищает растения тундры от вымерзания? 3 группа: « Животные тундры». Таблица заполнения: 1. Перечислите птиц, которые обитают в тундре. 2.Как они приспособились к жизни в суровых условиях? 3.Перечислите зверей, которые обитают в тундре. 4. Как звери приспособились к жизни в суровых условиях? 4 группа: «Основные занятия населения в тундре». Таблица заполнения: 1.Перечислите, какие растения растут в тундре. 2.Коренные жители тундры. 3.Какие полезные ископаемые добывают в тундре? 5 группа: «Экологические проблемы» Таймырский заповедник. Таблица заполнения: 1.Местонахождения. 2.Год образования. 3.Обитатели заповедника. 4.Где гнездится краснозобая казарка ? Почему? - Покажите готовность группы. - Давайте вспомним, какая перед вами стояла задача? - Покажите готовность группы. - Кто будет выступать ? - Приглашаю выступающих для представления результата работы группы. - Есть дополнения? - Согласны?
- Подведем вывод. - Какое утверждение о растениях тундры верно? 1) Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. Зимой снег полностью укрывает их и защищает от морозов и ветров. 2) Корни растений проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Роль листьев играют зеленые веточки. Плоды снабжены особыми выростами, благодаря чему ветер переносит их по пескам на большие расстояния. 3) Почва оттаивает на большую глубину, что важно для растений с мощными корнями. Здесь растут и менее требовательные к теплу растения и теплолюбивые деревья с широкими, крупными листьями. | - Арктическая пустыня или Арктика. Ученик на карте находит зону Арктических пустынь. Тундра Ученик на карте находит Евразию, а другой на глобусе. - Огромное пространство, где дуют сильные ветра. - Голая земля. - Отсутствует все живое. Дети высказывают свои предположения. - Познакомиться с природой тундры. - Узнать местоположение тундры на карте, климат и особенности растительного, и животного мира. - Чем занято население людей - Верное утверждение 1 т.к. растения тундры низкорослые и стелются по земле. - Это помогает им использовать летом тепло оттаивающей почвы, а зимой – защиту снегового покрова. | - Ориентироваться в речевом потоке, выполнять логические действия (анализ, сравнение). - Уметь оформлять свои мысли в устной форме. - Определять и формировать задачу урока; - соотносить известное и неизвестное; - используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - слушать и понимать речь других. Планировать учебное сотрудничество в группе, представить и оценить результаты работы группы, осуществлять контроль Познавательные: - выделять информацию из текста, интерпретировать, группировать и классифицировать тексты по разным основаниям; - уметь структурировать знания; Коммуникативные: -проявлять интерес к общению и групповой работе; -формулировать собственное мнение, задавать вопросы; - следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; Познавательные: - пользоваться словарными пояснениями учебника; - понимать фактическое содержание учебного текста. - Планировать учебное сотрудничество в группе при работе с текстом; - представить и оценить результаты работы группы, осуществлять контроль. Систематизировать знания, построить логическую цепочку рассуждений, делать выводы. |
Приложение 1.
Таймырский заповедник
На севере России, на Таймырском полуострове, большой участок тундры в 1979 году был взят под охрану. Погода здесь не балует теплом: заморозки и снег бывают даже в июле.
Среди обитателей заповедника – дикие северные олени. Хорошо чувствуют себя и завезенные сюда и овцебыки. В заповеднике гнездятся редкие птицы – краснозобая казарка и сокол-сапсан. Краснозобая казарка – небольшой гусь. От других гусей отличается яркой окраской. Казарка очень хорошо плавает и ныряет. Питается эта птица в основном травянистыми растениями. Интересно, что казарки часто строят гнезда недалеко от гнезд сокола-сапсана. Этот хищник не охотится возле своего гнезда и поэтому не трогает казарку. Зато он защищает ее гнездо от песцов.
1. Местонахождение заповедника. Показать на карте.
2. Год образования заповедника.
3. Назвать обитателей заповедника.
4. Где гнездится краснозобая казарка и почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу «Окружающий мир». Тема урока: «Природные зоны России. Тундра». 4-й класс
Урок по курсу «Окружающий мир». «Природные зоны России. Тундра». 4-й классЦели урока:Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.Познакомить с географическим положением этой природно...
Тундра Природные зоны России 4 класс ПППлешаков
Материал содержит технологическую карту открытого урока и все приложения...
Конспект урока по окружающему миру УМК «Планета Знаний» Тема: «Растительность лесной зоны » Класс: 2 класс
Конспект урока по окружающему миру УМК «Планета Знаний» Тема: «Растительность лесной зоны » Класс: 2 класс Провела: учитель начальных классов Савушкина Е.А....
Тундра. Природные зоны России. Тест 4 класс
Тундра. Природные зоны России. Тест 4 класс...
Природная зона - часть географического участка земли с однородными климатическими условиями.
АРКТИКА (Арктическая пустыня).Географическое положениеКлиматРельеф и ПочвыРастенияЖивотныеТруд человекаЭкологияОстрова Северного Ледовитого океана. Климат холодный, суровый. Температура нер...
Кроссворд по окружающему миру "Климатические зоны"
Актуализация знаний об изученных климатических зонах. Используется на этапе самоопределения к деятельности. Карточку надо заранее распечатать по количеству пар учащихся....
Тундра. Тест 4 класс
Тест...